Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:20, курсовая работа
Исходная ситуация. После диагностического обследования развития речи второй младшей группы я увидела, что показатель низкого уровня развития речи намного превышал показатель среднего уровня. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Однако, изучение количественно – качественных характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет порой весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем педагогам чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Я столкнулась с тем, что у детей был низкий уровень развития речи, плохо развитое логическое мышление.
§4.9. Перспективное планирование взаимодействия педагога родителей во второй младшей группе.
Сентябрь. Родительское собрание на тему: ''Знакомство родителей между собой. Знакомство с основными направлениями работы с детьми четвёртого года жизни.
Октябрь. Оформление уголка родителей. Тема: ''Рекомендации для родителей, какую литературу о воспитании ребёнка четвёртого года жизни лучше почитать''.
Ноябрь. Родительское собрание на тему: ‘'Общение ребёнка со сверстниками''. Оформление листов наблюдения за ребёнком. Индивидуальные беседы с родителями по итогам наблюдений.
Декабрь. Индивидуальные консультации по назревшим у родителей вопросам. Оформление ширмы ''Домашняя игротека''.
Январь. Пополнение новым материалом ''Уголка здоровья''. Оформление ширмы на тему: ''Подвижные игры для детей с нарушениями в ОДА''.
Февраль. Консультации с родителями на интересующие их темы (по итогам анкетирования).
Март. Открытое комплексное занятие для родителей.
Апрель. День открытых дверей.
Май. Родительское собрание: ''Подведение итогов работы за год. Перспективы на следующий учебный год''.
§4.10. Перспективный план работы с родителями средней группы.
Сентябрь. Родительское собрание «Основные направления работы с детьми 5-го года жизни. Цели и задачи воспитания и обучения детей 5-го года жизни».
Октябрь. Оформление стенда для родителей на тему «Помните – здоровье начинается со стопы».
Ноябрь. Родительское собрание «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания детей».
Декабрь. Индивидуальные консультации для родителей «Нервные дети?», «О рациональном питании детей».
Январь. Пополнение материала в «Уголке здоровья». Добавить материалы в папку-передвижку на темы «Единственный ребенок в семье», «Роль деятельности в развитии ребенка».
Февраль. Консультации для родителей на интересующие их темы. Тест для пап «Роль отца как воспитателя». Обработка результатов теста.
Март. Оформление ширмы «Как развивать у ребенка любознательность».
Апрель. День открытых дверей. «Веснушки – 2006».
Май. Родительское собрание «Подведение итогов работы за год». Индивидуальные консультации для родителей по итогам диагностического обследования.
§ 4.11. Перспективный план работы с родителями старшей группы.
Сентябрь. Родительское собрание: ''Старший дошкольный возраст, – какой он?''
Консультация: ''Что может делать дома ребенок 5-6 лет?''
Октябрь. Беседа ''Особенности конструктивной деятельности детей и ее значение для их умственного развития''.
Консультация '' О правильной осанке детей''.
Ноябрь. Консультация '' Как руководить трудовой деятельностью ребенка''.
Беседа ''Книга в семье''.
Декабрь. Консультация ''О детских играх и их содержании''.
Беседа ''У каждого ребенка должно быть любимое занятие''.
Январь. Родительское собрание ''Развитие познавательной деятельности детей''.
Консультация '' Выходной день в семье''.
Февраль. Консультация ''Воспитание самостоятельности''.
Беседа '' Экскурсии и прогулки в природу''.
Март. Родительское собрание ''От чего зависит родительский авторитет?''
Беседа '' Чтобы ребенок не обманывал''.
Апрель. Консультация ''Воспитание организованного поведения''.
Беседа ''Поощрения и наказания старших дошкольников в семье''.
Май. Родительское собрание ''Чего достигли наши дети к концу 6-го года жизни?''.
Индивидуальные беседы с родителями по итогам диагностического обследования детей.
§ 4.12. Результаты диагностического обследования детей по развитию речи.
§ 5. Предъявление опыта работы.
Предъявление опыта деятельности. Опыт деятельности был предъявлен на методическом объединении педагогов микрорайона и района. Выступления на родительских собраниях.
Темы выступлений: «Дидактические игры и упражнения как средство развития словаря детей дошкольного возраста». «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи». «Проведение оздоровительно-коррекционных мероприятий и роль в них специалистов ДОУ». «Условия и способы развития логики и речи у дошкольников». «Словарная работа в детском саду». «Рекомендации для родителей: как играть в куклы». «Планирование игр с макетами в старшем дошкольном возрасте». «Как выбирать игрушку» и многое другое.
§ 6. Выводы.
Завершенность проекта.
Проект проводится в данное время. Проводится апробация опыта на новой набранной группе детей.
Самооценка.
Выдвинутая мной гипотеза подтверждается. Цели и задачи, поставленные в начале работы, достигнуты.
Новизна, авторство.
Разработанный мною опыт уникален тем, что я подобрала и систематизировала дидактические игры по развитию логического мышления и речи для разных возрастных групп детского сада.
Универсальность предъявленного опыта.
Мой опыт может быть интересен коллегам по работе, родителям воспитанников.
Опыт может быть использован в полном объеме.
§ 7.Приложения.
В раннем и младшем школьном возрасте развитие мышления ''вплетено'' в практическую игровую деятельность ребёнка. С её помощью он познаёт окружающую действительность, учится понимать обращённую к нему речь, а затем и говорить. Однако вначале значение слова (понимание его) слито с конкретным предметом, т.е. еще не несёт в себе обобщения. Позже ребёнок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем самым, объединяя их между собой. Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практические задачи ''по-своему'', действенным путём. Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого объекта выделяются через практические действия.
На основании наглядно- действенного мышления формируется и более сложная форма – наглядно-образное мышление, которое проходит в своём развитии две стадии. Первая соответствует игре – действию, когда ребёнок не сам придумывает себе роль, а берёт ту, которая ему предлагается. На второй стадии ребёнок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без применения практических действий.
Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребёнка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно речь приобретает планирующую функцию. Проблема связности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим.
Чтобы ребёнок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах. Но между словами – понятиями взрослого и словами-представлениями ребёнка есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий.
С этой целью ребёнка сначала учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребёнком реальных действий развёрнутым рассуждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия.
В конечном счете, рассуждение начинает проводиться не в слух, а про себя, оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи. Итак, возрастной переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению может быть ускорен путем специально организованного обучения.
Изучив процесс перестройки мышления, можно управлять им, учитывая особенности психического развития. Чрезмерно ускорять овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте, по мнению учёных, нецелесообразно. Возможности формирования логического мышления можно использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребёнка с некоторыми основами научных знаний, не стремясь к тому, чтобы сделать логическим весь строй его мышления.
Дидактический материал для занятий по развитию речи.
Фонематическое восприятие – фундамент, на котором строится полноценное обучение чтению и письму.
Формирование правильного фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза – важнейшее направление как в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, так и в работе по профилактике дисграфии и дислексии у детей, не имеющих выраженных речевых нарушений.
Для работы предлагаются некоторые игры и упражнения для занятий по развитию речи.
''Фишечный диктант''.
Цель. Упражнять в определении позиции звука в слове.
Перед каждым ребёнком выложены в ряд 8-10 фишек. Педагог произносит слова с изучаемым звуком и с оппозиционными звуками. Например: сосулька, соска, скакать, шалун, скучать, забавлять, закричать, шутить, соловей, соленый, наступать. Если дети слышат в слове звук ''с'', они отставляют фишку. Когда в слове этот звук слышится дважды, всё равно отставляется одна фишка.
Следующий этап – проверка. Педагог называет слово, вызванный ребёнок определяет позицию изучаемого звука в слове, отставляет фишку в сторону.
''Гласные звуки''.
Цель. Развивать навык выделения гласных звуков из состава слова.
Это упражнение целесообразно проводить каждый день в начале занятия или после физкультурной минутки.
Каждый ребёнок называет гласные звуки из предложенного ему слова, состоящего из одного, двух, трёх или четырёх слогов (слова подбираются педагогом с учётом возможностей детей).
''Волшебная картинка''.
Цель. Упражнять в определении позиции звука в слове. Развивать ''звуковую зоркость'' (умение увидеть, выбрать на сюжетной картинке предмет, в названии которого слышен заданный звук). Тренировать в составлении предложений и рассказа по картинке.
На доске вывешена картинка с изображением предметов (10-12), в названиях которых есть изучаемый звук. Вокруг неё расположены картинки с изображением тех же предметов и 2-3 картинки с изображением предметов, в названиях которых изучаемого звука нет.
Вызванный ребёнок выбирает предметную картинку и говорит: ‘'В слове… мы слышим звук ''… ''. Затем накладывает картинку на аналогичное изображение на большой картинке. По окончании такой работы незадействованными остаются 2-3 предметные картинки. Педагог спрашивает, почему эти картинки остались. Дети должны ответить, что в названиях предметов, изображенных на этих картинках, заданный звук не слышится.
Затем педагог вывешивает сюжетную картинку, просит рассмотреть ее, перечислить все предметы (выкладывая их изображения около картинки), в названиях которых есть изучаемый звук, и определить позицию звука в слове.
Потом предлагает придумать предложения по картинке и составить по ней рассказ.
В последнее время не только в молодёжной среде, но и в речи дошкольников используются элементы, которые известный французский литературовед Г.Лансон весьма удачно определил следующим образом: '' У множества людей имеется целый словарь, освобождающий их от мысли: он состоит из слов, мало что выражающих, а потому приложимых к чему угодно. Это этикетки на пустых бутылках''.
Одним из важнейших коммуникативных качеств речи является ее чистота. Чистой мы называем такую речь, в которой нет элементов, чуждых литературному языку (жаргонизмы, варваризмы, слова-''паразиты'') и нет элементов, отвергаемых нормами нравственности (бранные слова, вульгаризмы).
Среди самых популярных и наиболее ранних сорняков, расцветающих на просторах детской речи, необходимо выделить так называемые ''навязчивые'' слова, или слова – ''паразиты'': ''ну'', ''это'', ''вот'', ''значит'', ''как бы'', ''типа'', ''короче'', ''как его'', ''в общем'' и т.п. В школьном возрасте они вырастают в более сложные, но не менее пустые, ничего не выражающие '' на самом деле'', ''так сказать'', ''абсолютно'', ''фактически'' и т.д. Отдельные слова и даже целые выражения, которые используют слишком часто, к месту и не к месту, приобретают свойство особой ''прилипчивости'', ''живучести'' и ''незаменимости'', превращаются в своеобразную вредную привычку.