Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:20, курсовая работа
Исходная ситуация. После диагностического обследования развития речи второй младшей группы я увидела, что показатель низкого уровня развития речи намного превышал показатель среднего уровня. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Однако, изучение количественно – качественных характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет порой весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем педагогам чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Я столкнулась с тем, что у детей был низкий уровень развития речи, плохо развитое логическое мышление.
Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно богаче активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий.
Осуществляя словарную работу, я придерживалась следующих принципов:
Содержание словаря, предлагаемого дошкольникам, конечно, своеобразно, оно определяется программой детского сада.
Основные направления работы по обогащению словаря.
Осуществлять эту задачу – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребёнку для речевого общения с окружающими.
Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащего, сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства). Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счет знаменательных слов.
Большую трудность для усвоения ребёнком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют отвлечённые числа или порядок предметов при счёте. Обогащение словаря числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи.
Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Эти задачи появляются в средней группе и особенно важное значение приобретают в старших.
Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений.
В старшей и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности /кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий /, а также усвоенные ранее понятия /посуда кухонная, чайная /. В этих группах, особенно в подготовительной к школе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарём, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.
Дошкольников следует знакомить и со словарём, используемым в фольклорных произведениях / пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая, и др. /.
Ребенка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т.е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребенку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т.п). Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастер на все руки, уши вянут, водой не разольёшь, держать себя в руках и т.п.
Эта задача понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.
Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные – обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные – красот, тишина, чистота и т.п., числительные, относительные прилагательные – городской, пассажирский, железный и т.д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик).
Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.
С течением времени ребёнок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия.
Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка – принадлежность для письма, ручка – фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.
Активизация словаря – важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы мы побуждаем детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребёнка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. Следовательно, активизация словаря – это увеличение количества используемых слов, содержание которых точно понимается ребенком.
К.Д. Ушинский так писал об этой задаче: ''…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова''.
Работа над синонимами помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам и т. д.
Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а, следовательно, свои приемы и методы. В учебном процессе выделяются занятия, главной целью которых является решение какой-нибудь одной конкретной задачи словарной работы, а другие задачи осуществляются попутно.
Содержание словарной работы в различных возрастных группах определяется ''Программой обучения и воспитания в детском саду''.
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:
Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На них, а также при руководстве другой речевой деятельностью детей мы оперируем специальными приёмами обучения.
Приемы словарной работы.
Именно использование дидактических игр и упражнений для развития речи и стало темой моей работы по обобщению передового опыта.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Дидактические игры с предметами дают возможность решать различные задачи: расширять и уточнять знания детей; совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение и т.д.).
Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками. Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. При этом новые слова не вводятся.
Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.
Для развития словаря детей используются и дидактические упражнения, они нередко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме.
Лексическими называются упражнения, служащие для закрепления знаний ребёнка. Материалом для них являются слова и устойчивые словосочетания, функционирующие в речи.
Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не имеют игровых правил.
Игровая задача состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определённую сложность. Особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.
Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние и дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси).
Речь ребёнка 3-4 лет формируется в разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, он активно пользуется речью. Но, если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребёнка, усвоение языка будет затруднено.
Используя в своей работе с детьми дидактические игры и упражнения, я убедилась в значимости их для развития словаря детей.
Поэтому я считаю, чем раньше начнётся развитие словаря детей, тем чище и правильнее будет его речь.
Используя в своей работе по развитию речи дидактические игры и упражнения, я убедилась в правильности выбранного направления работы. Результаты итоговой диагностики подтверждают результативность использование данного метода.
§ 4.4. Описание игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино» и др.
Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс ДОУ, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного усвоения собственно учебной программы.
Важным средством формирования психических функций малыша, его интеллекта является игра. Главное назначение представленных мною игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны предлагается дошкольнику пища для подражания, повторения, с другой – предоставляется поле для фантазии и личного творчества.
Не все разработанные игры есть игры в чистом виде. В приложение включено большое количество игровых упражнений, занятий, тренингов целевого назначения. Перед каждым заданием даются необходимые пояснения и советы. Я старалась подобрать небольшие по объему, ясные по содержанию, важные по назначению забавы, где, как в сказках, есть намек и ''добрым молодцам урок''. Я пыталась представить игры, не требующие значительных пространств и сложной атрибутики.
Знаменитый ученый Эрик Берн пишет: ‘'…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть''.
Нужно запомнить всем – и учителям, и воспитателям, и родителям, что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть. И то и другое необычайно важно и плодотворно, тем более что ребенок – ''существо играющее''.
Для эффективной реализации логических задач я постаралась расширить возможности известных многим игр: ''Монгольская игра'', ''Вьетнамская игра'', ''Колумбово яйцо'', ''Пифагор'', ''Волшебный круг'', ''Пентамино'', ''Танграм''. В течение нескольких лет мною составлялись и систематизировались рисунки различной степени сложности. В этой работе мне помогали воспитатели групп, дети и родители. Игры опробованы в занятиях с детьми 3-7 лет.
Перечисленные игры помогают развить творческие способности, логическое и пространственное мышление, становятся незаменимыми помощниками в организации праздников и конкурсов. В эти игры можно играть одному, двоим, группой, всей семьей.