Использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми по развитию речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Исходная ситуация. После диагностического обследования развития речи второй младшей группы я увидела, что показатель низкого уровня развития речи намного превышал показатель среднего уровня. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Однако, изучение количественно – качественных характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет порой весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем педагогам чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Я столкнулась с тем, что у детей был низкий уровень развития речи, плохо развитое логическое мышление.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

Основными причинами использования слов – ''паразитов'' являются недостаточная развитость связной речи и малый словарный запас, что и подталкивает детей к интуитивному поиску спасительной соломинки в несущих смыслах, но ''все-таки'' словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемые родители!

 

  • Если вы привели ребенка после начала, какого – либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва.

 

  • Педагоги готовы беседовать с вами о вашем ребенке утром до 8 ч 25 мин. и вечером после 17.00 ч. В другое время педагог обязан работать с группой детей, и отвлекать его нельзя.

 

 

  • К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться по имени и отчеству.

 

  • Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствие детей.

 

 

  • Если вы не смогли решить какой-то вопрос с педагогами группы, обратитесь к методисту.

 

  • Помните, что в детском саду работает психологическая служба, куда вы можете обратиться за консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим вас вопросам относительно воспитания детей.

 

 

  • Просим вас проследить, чтобы в карманах ребенка не было острых, режущих и колющих предметов.

 

  • Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку.

 

 

  • Если вы считаете необходимым давать ребенку с собой какие-то лакомства, то, пожалуйста, ограничьтесь несколькими карамельками в фантиках.

 

  • В группе детям не разрешается бить и обижать друг друга; брать без разрешения личные вещи, в том числе и принесенные из дома игрушки других детей; портить и ломать результаты труда других детей. Детям не разрешается нападать друг на друга. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка.

 

Просим вас в семье поддерживать эти требования!

 

Десять заповедей родителей.

 

 

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не думай, что ребенок твой: он Божий.
  3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
  4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь, уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
  6. Не унижай!
  7. Не мучь себя, если не можешь чего– то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь.
  8. Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ 
НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И РЕЧИ 
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 
ДЕТСКОГО САДА

упражнение «БУДЕМ ПИТЬ ЧАЙ»

Цель. Учить классифицировать предметы по разным основаниям. Учить рассуждать и находить решения.

Игровой материал. Стаканы, чай, сахар, матрица:

нарисованные круги, выстроенные в ряд.

Описание упражнения. Воспитатель заваривает чай и ставит на стол прозрачные стаканы: « Будем пить чай? Вы знаете, некоторые любят, чтобы в стакане было много заварки, другие — чтобы поменьше. Поэтому я налью в один стакан поменьше заварки, в другой — побольше. (Доливает кипяток.) Кто может по порядку расставить стаканы, чтобы стрелками они говорили друг другу: «Здесь меньше заварки»? Стаканы ставят на специально заготовленную матрицу — нарисованные круги, выстроенные в ряд. Воспитатель вновь обращается к детям: «А как вы определяете, где больше чая, а где меньше? (По цвету.) Теперь будем класть сахар. Давайте сделаем так, чтобы вот эта синяя стрелка (Соединяет круги на матрице.) означала: «Здесь меньше сахара». Сахарный песок есть в сахарнице. На столе несколько ложек разного размера — от маленькой игрушечной до столовой, мензурка с делениями, весы. Дети решают, какую выбрать мерку для выполнения задания. Возможны несколько вариантов:

 

а) выбрать одну мерку и увеличивать число мерок. Но возникает проблема: изначально мерка не должна быть слишком большой, иначе в последнем стакане будет так много сахара, что чай нельзя будет пить;

 

б) составить возрастающий ряд мерок (ложек) и брать каждый следующий раз одну мерку, но большую;

в) универсальный способ — использовать мерный стакан или весы.

 

Возможно, что при обсуждении дети предложат все три способа. Их надо обязательно реализовать. Если будет предложен только один способ, его надо реализовать и попросить детей придумать еще один.

 

игра «разноцветные ЦЕПОЧКИ»

Цель. Учить детей размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей.

Игровой материал. Флажки разных цветов: 4 красных, 4 синих и 4 желтых; таблички, на которых нарисованы в различном порядке квадраты разных цветов: 2 красных, 2 синих, 2 желтых. Всего таких табличек может быть 5-7.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Разноцветные цепочки». Для этого выбирают 10 детей и делят их на 2 команды, по 5 человек в каждой команде. Воспитатель раздает участникам игры цветные флажки: каждая команда получает 2 красных 
флажка, 2 синих и 2 желтых. 4 детей получают по 
1 флажку, а один играющий — 2 (этот ребёнок должен 
сориентироваться, какой флажок поднимать в определённой ситуации). Ребята с флажками встают лицом 
к воспитателю. Он объясняет правила игры, согласно 
которым каждая команда должна быстро построиться 
так, как нарисовано на картинке. Ведущий показывает детям одну из карточек с красными, синими и желтыми кругами. Когда обе команды построятся, воспитатель проверяет правильность выполнения задания, 
то есть точность построения в соответствии с кругами 
на табличке. Выигрывает та команда, что построилась 
первой. Далее воспитатель показывает следующую табличку, и игра продолжается. Побеждает та команда, 
которая наберет наибольшее количество очков, то есть 
правильно и быстро выполнит наибольшее количество 
заданий. При повторном проведении игры можно изменить количество табличек с заданиями и само расположение заместителей — кругов на табличках.

 

 

 

игра «пирамидки»

Цель. Учить детей анализировать строение предмета с 
помощью его схематического изображения.

Игровой материал. По пирамидке на каждого играющего (пирамидка состоит из 8 колец, основания и

 

верхушки); 5 карточек с контурными изображениями 
пирамидок, собранных по-разному.

Ход игры. Детям раздают пирамидки. Воспитатель 
сообщает, что они будут собирать не простые пирамидки, а такие, какие нарисованы на картинке. Выигрывает тот, кто первым соберет пирамидку в точном соответствии с картинкой. Взрослый показывает первую картинку. Дети разбирают свои пирамидки и собирают такую же, как на картинке. Воспитатель показывает следующую картинку, и игра продолжается.

При первом проведении игры рекомендуется предлагать детям 3-4 варианта складывания пирамидок. 
На следующем занятии часть старых картинок рекомендуется предложить в новой последовательности, 
добавив к ним новые. Картинки могут варьироваться 
неоднократно.

игра «отгадай-ка»

Цель. Обучать детей описывать предмет, не глядя на 
него. Находить в нем существенные признаки: по описанию 
узнавать предмет.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они 
на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает:

«Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты 
расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой 
предмет говорит. Каждый из вас будет выполнять роль 
какого-либо предмета. Надо соблюдать правила игры:

Когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель дает палочку кому-то. Ребенок встает и описывает предмет, а затем передает палочку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, тот описывает свой предмет и передает палочку другому играющему, чтобы он отгадал. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку. Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет находится?» или «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возможность ребенку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.

Дети дают такие описания предметов:

1) большой, белый, с ручкой  на дверце, внутри него холодно, сохраняет продукты (холодильник);

2) большой, круглый, красный, дети с ним играют на улице (мяч);

3) большой, черный, впереди  стекло, может интересно рассказывать (телевизор).

 

 

 

игра «магазин»

Цель. Обучить детей описывать предмет, находить его 
существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Игровой материал. Игрушки.

Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить правило: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам».

Короткой считалочкой дети выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры. Воспитатель: «Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. «Спасибо, какой красивый мяч!» — говорит воспитатель и с мячом садится на стул. Продавец называет имя любого из играющих. 
Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки. «А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: рыжая, хвост пушистый, любит орешки». Продавец подает игрушку-белку. Покупатель 
благодарит и садится на место. Игра продолжается до 
тех пор, пока все играющие не купят себе игрушки. В 
течение игры роль продавца могут выполнять несколько детей поочередно. Дети, купившие игрушки, играют затем с ними в комнате или на прогулке.

 

 

 

 

игра «Похож — не похож»

Цель. Учить детей сравнивать предметы, находить в них 
признаки различия, сходства, узнавать по описанию.

Ход игры. Воспитатель, усадив детей в кружок или 
за столы, предлагает им поиграть в новую игру. Обращаясь к ним, он говорит: «Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они 
похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так. 
Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они 
отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет 
нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. У меня в руках 
палочка, кому я ее положу, тот и будет загадывать». Ребёнок, получивший палочку, загадывает: «Две птицы, одна большая, чёрная, с толстым клювом, а другая маленькая, с жёлтой грудкой». Загадывающий 
после небольшой паузы передает палочку любому из 
играющих. Тот должен быстро ответить и загадать 
свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, 
который выкупается в конце игры.

В следующий раз воспитатель предлагает выбирать 
для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают задание и дают описание, например, кошки и котенка, ели и сосны, дивана и скамейки и пр.

 

 

 

 

ИГРА «отвечай ПОСКОРЕЙ»

Цель. Закрепить умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству.

Игровой материал. Мяч.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми 
в круг и объясняет правила: «В игре надо уметь быстро 
отвечать. У меня в руках мяч. Я назову какой-либо 
цвет и брошу кому-то из вас мяч. Тот, кто поймал мяч, 
должен назвать предмет такого цвета, после чего сам 
называет любой цвет и бросает мяч кому-нибудь еще. 
Тот ловит мяч и называет предмет, и т. д. Например, 
я говорю: «Зеленый» (Воспитатель делает маленькую 
паузу, давая возможность вспомнить предметы зеленого цвета.) — и бросаю мяч Роме. Рома должен ответить: «Лист». После того как Рома ответил, он бросает мяч следующему играющему и говорит: «Голубой», — 
и т. д. Один и тот же цвет можно повторять несколько 
раз, так как предметов одинакового цвета много».

Можно проводить игру по-другому. Например, воспитатель говорит: «Деревянный». Ребёнок отвечает: «Стол», — и предлагает свое слово: «Каменный». Другой ребёнок отвечает: «Дом», — и т. д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», — отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», 
бросая мяч следующему игроку, который называет 
предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и 
предлагает какую-либо форму. Одна и та же форма может повторяться несколько раз, так как предметов одинаковой формы много. При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или 
несколько предметов.

игра «Что кому нужно?»

Цель. Продолжать упражнять детей в классификации 
предметов, умении называть предметы, необходимые людям 
определенной профессия.

Ход игры. Воспитатель: «Сегодня мы поиграем в 
игру, где вы должны вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что нужно для этой работы». Воспитатель говорит: «Сапожник!» Дети отвечают: «Гвозди, 
молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка». Воспитатель называет профессии, знакомые детям: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и др. Можно предложить другой вариант: воспитатель называет предметы труда людей определенной профессии, а дети называют профессию. Например, воспитатель загадывает: «Готовит кашу, запеканку, варит вкусный компот, печёт пирожки», — и бросает мяч ребёнку. Поймавший мяч отвечает: «Повар».

упражнение «Где ЛЕЖАТ ФИГУРЫ?»

Цель. Ознакомление с классификацией фигур по двум 
свойствам (цвет и форма).

Информация о работе Использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми по развитию речи