Использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми по развитию речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Исходная ситуация. После диагностического обследования развития речи второй младшей группы я увидела, что показатель низкого уровня развития речи намного превышал показатель среднего уровня. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Однако, изучение количественно – качественных характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет порой весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем педагогам чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Я столкнулась с тем, что у детей был низкий уровень развития речи, плохо развитое логическое мышление.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

Игра может неоднократно повторяться с различным материалом.

 

 

упражнение «Сложи фигуры»

Цель. Учить составлять целое из частей. 
Игровой материал. Набор геометрических фигур, 
картинка-образец.

 

 

Описание упражнения. 1) Воспитатель предлагает 
детям рассмотреть внимательно картинки и на основе образца составить из геометрических фигур такие же.

2) Воспитатель предлагает  детям самим, без опоры 
на образец, сложить из геометрических фигур картинку какого-либо животного, или птицы, или цветка.

упражнение «дострой»

Цель. Развивать у детей пространственные представления.

Игровой материал. Набор геометрических фигур, 
картинка-образец: ёлка без верхушки, домик без крыши, флажок без древка, машина без колес и др.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает 
детям посмотреть внимательно на образец и присоединить к нему другие фигуры, чтобы получить какой-либо силуэт: ёлки, домика, флажка, машины и

т. п.

упражнение «дорисуй ФРУКТЫ»

Цель. Развивать умение видеть целостный образ, формирование операции обратимости.

Игровой материал. Картинки, на которых изображены недорисованные фрукты.

Описание упражнения. Воспитатель показывает 
детям картинки и спрашивает: «На что похожи эти рисунки?» Дети отвечают: «На яблоко, грушу, банан, вишню, ананас». После этого воспитатель предлагает детям на карточках дорисовать недостающие части.

игра «заварим ЧАЙ»

Цель. Учить устанавливать последовательность событий. Учить составлять простейший алгоритм.

Игровой материал. Чай, сахар, ложки.

Ход игры. Днём, после сна, воспитатель спрашивает детей: «Хотите чаю?» На столе стоят чашки и сахар. Взрослый заваривает чай, разливает в стаканы, после чего спрашивает: «Кто пьет чай с сахаром? Сколько тебе сахара, Таня? А тебе, Сережа? У кого чай будет слаще? Зачем вы размешиваете чай ложкой? Что значит «растворился»? Можно попробовать твой чай, Сережа? Почему у тебя он сладкий, а у Антона — нет? » После этого интересуется: «А вы умеете сами заваривать чай? С чего начнем? Кто помнит, что я делала? » Воспитатель берет набор карточек и картинку с изображением последовательности заваривания чая. Раскрывает карточки, на которых изображены этапы, упомянутые детьми. Когда все карточки раскрыты, уточняется порядок действий. Затем дети говорят, что надо делать, и воспитатель уже под их руководством заваривает чай.

Можно продолжить игру следующим образом. Воспитатель раздаёт детям разделенный на карточки печатный материал, листы бумаги, клей, кисти. Сообщает, что теперь каждый может сделать для себя и 
мамы памятку, как заваривать чай. Предлагает расположить картинки, соблюдая последовательность. Дети наклеивают рисунки и изображают цветными фломастерами стрелки, показывающие порядок действий.

игра «ЧТО БЫЛО, А ЧТО БУДЕТ»

Цель. Уточнить представления детей о прошлом и настоящем времени.

Ход игры. Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Стихотворение «Игрушки» А. Барто хорошо служит этой цели. Например:

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:

«Ой, доска кончается! Сейчас я упаду».

Дети говорят: «Качается» — это сейчас, а «упаду» — это еще будет». Или:

Уронили Мишку на пол, 
оторвали Мишке лапу. 
Все равно его не брошу, 
потому что он хороший.

Дети говорят: «Уронили и оторвали» — это было, «не брошу» — это будет.

В следующий раз воспитатель может выбрать другие аналогичные стихотворения.

игра «да — нет»

Цель. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, 
делать правильные умозаключения.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям правила 
игры: «Сейчас мы поиграем в новую игру: «Да — Нет».                                                                

Почему она так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет ребятам, какой он предмет предлагает загадать. Потом вы позовете меня словом: «Готово!»

Воспитатель заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» — «Нет». «На стене?» — «Нет». «На потолке?» — «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» — «Да». «Лампочка?» — «Да». Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично 
ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

Эта игра учит детей делать правильные умозаключения: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что предмет не 
на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?», «Стул?» Воспитатель учит в таких случаях думать правильно: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стул, стол?» — «На полу». 
«Нужно было их называть?» — «Нет». «Ты узнала, 
что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали», — предлагает воспитатель. «Он квадратный?» — «Да». «В рамочке?» — 
«Да». «На нем нарисованы цветы?» — «Да». «Картина?» — «Да».

При повторном проведении игры воспитатель может предложить более сложный вариант. Он загадывает предмет за пределами комнаты: «Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение». Если дети несколько раз играли в эту игру, они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Отгадчик задает такие вопросы:

«В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На 
небе?» Узнав, что предмет на небе, он задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? 
Самолет? Солнце?» По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут быть там.

 

игра «КТО БОЛЬШЕ НАЙДЕТ НЕБЫЛИЦ»

Цель. Учить устанавливать простые закономерности, 
замечать нелогичность высказываний.

Игровой материал. Произведения, содержащие 
небылицы: «Путаница» (К. Чуковский), «Радость» 
(К. Чуковский), «Шутка» (В. Александрова) и др.

Ход игры. Воспитатель читает детям произведение с небылицами, знакомит их с занимательным содержанием. При проведении игры следует брать не все произведение, а лишь часть его. Первоначально 
отрывок может содержать 2-3 небылицы, а затем их может быть больше. Опыт проведения игр показывает, что дети могут запомнить и назвать 6-7 небылиц, содержащихся в отрывке. Исходя из этого, воспитатель 
самостоятельно разбивает произведение на смысловые части.

До того как проводить игру, воспитатель выясняет, 
знают ли дети, что такое небылицы, где они их слышали. Дети отвечают, что небылица — это выдумка, то, чего не бывает в жизни. Небылицы часто встречаются в сказках. Если дети не смогут ответить, воспитатель сам расскажет об этом.

Затем предлагает детям рассказать какую-нибудь 
небылицу из известных им сказок. Дети вспоминают:

«Красная Шапочка не могла выйти живой из брюха 
волка», «Гуси не могут унести на крыльях Иванушку», «Рыбка не может делать чудеса», «Звери не умеют разговаривать» и т. п.

Воспитатель предлагает поиграть, объясняет правила игры: «Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница». В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, тихонечко положит фишку, заметит еще одну небылицу — положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу ».

Сначала читается небольшая часть стихотворения. Читается стихотворение медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем тому, кто отложил меньше фишек, предлагает назвать замеченные им небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положит больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель берёт у него фант, который тот «выкупает» после игры.

      Потом читается  следующая часть стихотворения.

Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так 
как игра требует большого умственного напряжения. 
Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех детей, которые нашли больше небылиц и правильно их объяснили.

игра «придумай САМ»

Цель. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ.

Ход игры. Игра проводится после того, как с детьми неоднократно играли в предыдущую игру. Воспитатель беседует с детьми: «Писатели, поэты создали 
много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с вами немало их прочитали, а ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. 
Вот послушайте, какой рассказ-небылицу придумала я. «Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Навстречу мне шла моя знакомая, она сказала:

«Добрый вечер». Потом я пришла в детский сад и увидела там школьников. Я сказала им: «До свидания». Все весело мне ответили: «До свидания». Мы вошли в детский сад, зашли в комнату, вытерли обувь и сразу 
сели за стол завтракать». Дети слушают внимательно, потом называют небылицы. «А теперь постарайтесь сами придумать рассказ с небылицами. Мы будем слушать, и замечать небылицы», — предлагает воспитатель.

игра «наоборот»

Цель. Воспитывать у детей быстроту мышления. Игровой материал — мяч.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель объясняет правила игры: «Я произнесу слово и брошу кому-нибудь мяч, тот должен сказать слово, противоположное по смыслу». Воспитатель говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад». 

(Направо — налево, вверх  — вниз, далеко — близко, высоко — низко, над — под, внутри — снаружи, дальше — ближе). Воспитатель может произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий — близкий, верхний — нижний, правый — левый, завязать — развязать, намочить — высушить и пр. Если ребенок затрудняется ответить, дети, по предложению воспитателя, хором произносят нужное слово.

 

игра «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель. Развивать речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры:

«Я скажу несколько слов предложения, а вы должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение». Например, воспитатель 
говорит: «Мама купила...». Дети должны дополнить:

«Книжки, тетради, портфель». И т. д.

игра «придумай ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель. Развивать речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо 
слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише палочку. Он возьмет палочку и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет 
свое слово и передаст палочку рядом сидящему». В предложении слово должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) палочка переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

игра «скажи ПО-ДРУГОМУ»

Цель. Учить детей подбирать синоним — слово, близкое 
по значению.

Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры:

«Ребята, в этой игре вы должны будете вспомнить слова, похожие на то слово, которое я назову». «Большой», — предлагает воспитатель. Дети называют слова: «Огромный, крупный, громадный, гигантский». 
«Красивый» — «Хороший, прекрасный, прелестный, 
чудесный». «Мокрый» - «Сырой, влажный». И т. д. Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов.

Можно по аналогии разработать другие варианты 
игры. Например, называется какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову «море» дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.

игра «подбери СЛОВО»

Цель. Развивать гибкость мышления, умение подбирать 
нужные по смыслу слова.

Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры: «Я 
сейчас буду задавать вопросы на какие-либо действия, а вы придумывайте к этим действиям слова». После этого он, обращаясь к детям, предлагает: «Вспомните, что можно шить». Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу». «Штопать?» — «Носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать?» — «Шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать?» — «Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку». «Надевать?» — «Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки». Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

Информация о работе Использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми по развитию речи