Использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми по развитию речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Исходная ситуация. После диагностического обследования развития речи второй младшей группы я увидела, что показатель низкого уровня развития речи намного превышал показатель среднего уровня. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Однако, изучение количественно – качественных характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет порой весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем педагогам чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Я столкнулась с тем, что у детей был низкий уровень развития речи, плохо развитое логическое мышление.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Очень любят дошкольники слушать сказки приключения букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы воспитатель может найти путь в сферу эмоции ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А - Айболит, Б - Белоснежка, В – Винни Пух, Г -Гномики и так далее, или Веселые человечки: Петрушка - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадны и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

 

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, г.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях, в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.

Соблюдение  правил  в  ходе  игры  вызывает  необходимость  проявления  усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций. Руководство детскими дидактическими играми должно иметь целью:

  1. установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка;
  2. воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых для будущего деятеля и работника.

 

 

 

 

 

 

§ 4. 2. Развитие логики и речи детей дошкольного возраста.

 

Развитие логики и речи детей. Игры и упражнения, помогающие развитию логики и речи.

Мышление в дошкольном возрасте характеризуется переходом наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и в конце – к словесному. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, и это соответствует репрезентативному интеллекту (мышление представлениями), по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрёл взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности. На умственное развитие ребёнка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребёнка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребёнка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают сознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. В этом возрасте интенсивно растет словарный запас ребёнка. Развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического порядка (построение фразы).

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанное, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

  1. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
  2. Появляются связные формы речи, возрастает её выразительность;
  3. Ребёнок постигает законы родного языка в процессе действия со словом;
  4. Ребёнок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
  5. Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы (слушание, беседа, рассуждения и рассказы);
  6. Речь становится обычным видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Конец дошкольного периода обычно приходится на кризис 7 лет. Этот перелом связан с рождением социального ''я'' ребёнка. У ребенка появляется своя ''внутренняя'' позиция. Возрастает уровень запросов к самому себе, собственному успеху, появляется уважение к себе.

Итак, из сказанного выше можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте логические формы мышления находятся в стадии развития. Дошкольник уже способен усваивать логические формы мышления, но обязательно руководство со стороны взрослого. Уровень развития логики и речи разных детей различен, возможности, которые имеются у каждого ребёнка, реализуются далеко не полностью. Выполнение специальных упражнений и игр может существенно повысить уровень развития логики и речи дошкольника.

Длительность проведения игр с детьми 3-4 лет-10-15 минут. Далее она постепенно возрастает, с детьми 6-7 лет можно заниматься уже 25-35 минут. Все игры и упражнения могут проводиться неоднократно, в зависимости от желаний и интересов детей.

 

 

 

 

 

Условия и способы развития логики и речи у дошкольников.

Развитие логики и речи ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. При занятиях с детьми должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребёнка. Родители и педагоги должны понять и принять ребёнка таким, каков он есть, определить его интересы и наклонности.

Одним из основных условий развития логики и речи в дошкольном возрасте является формирование речи как средства общения. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах. Понятия объединены между собой в системы, которые позволяют из одного знания выводить другое знание и тем самым решать мысленные задачи, не обращаясь к предметам или образам.

Пока мышление ребёнка остаётся наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются. Взрослые, общаясь с детьми, предполагают, что слова имеют для них и для дошкольников один и тот же смысл. На самом деле, хотя дети сравнительно быстро овладевают умением правильно относить слова к определённым предметам, ситуациям, событиям, тщательное изучение показывает, что между словами-представлениями ребёнка и словами- понятиями взрослого имеются существенные различия. Представления детей более живо и эмоционально отображают действительность, чем понятия, но не обладают чёткостью, определённостью и систематизированностью, свойственной  понятиям.

Представления, имеющиеся у детей, стихийно не могут превратиться в понятия, их можно только использовать при формировании понятий. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе обучения в школе. Но исследования показывают, что некоторые понятия могут быть усвоены и детьми старшего дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения. При таком обучении, прежде всего, нужно организовать особые внешние ориентировочные действия детей с изучаемым материалом.

Дальнейший ход формирования понятий состоит в том, чтобы организовать переход ребёнка от внешних ориентировочных действий к действиям в уме. При этом внешние средства заменяются словесным обозначением.

Следующим условием развития логики и речи у дошкольника является обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений. Для этого дети должны овладеть соответствующими речевыми средствами, уметь устанавливать связи от слов и словесных высказываний к их предметному содержанию и обратно: от предметов, признаков, действий, отношений – к словесным обозначениям, при чём связи эти должны быть многосторонними и разнообразными. Также нужно научить ребёнка оперировать речевыми средствами для выражения относительных понятий, для описания пространственных и временных отношений. При этом пространственные отношения между предметами следует анализировать со стороны каждого из включенных в ситуацию предметов. Например: ''Кукла справа от мишки'', ''Мишка слева от куклы''.

Также одним из условий развития словесно-логического мышления является развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация. Прежде ребёнка нужно научить выделять внешние свойства предметов, потом - внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев.

И последним условием развития логики и речи у дошкольников является овладение ими логической грамотой, что включает в себя построение умозаключений, установление логических связей (причинно-следственных, условных)

§ 4.3. Словарная работа в детском саду.

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитание правильного отношения к окружающему.

Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нём смысл, звуковой состав, морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С.Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им  в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и словаре пассивном.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

 В активный словарь ребёнка  входит общеупотребительная лексика. Определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, мы должны учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребёнка язык средством общения.

Информация о работе Использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми по развитию речи