Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:20, курсовая работа
Исходная ситуация. После диагностического обследования развития речи второй младшей группы я увидела, что показатель низкого уровня развития речи намного превышал показатель среднего уровня. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Однако, изучение количественно – качественных характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет порой весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем педагогам чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Я столкнулась с тем, что у детей был низкий уровень развития речи, плохо развитое логическое мышление.
Игровой материал. Набор геометрических фигур разных цветов, таблица: 4 строки и 4 столбца. На первой строке, начиная со второго столбика, нарисованы фигуры: треугольник, квадрат, круг, на второй строке в первом столбике нарисована красная клякса, на второй строке в первом столбике — зелёная клякса, на третьей строке первого столбика — жёлтая клякса.
Ход игры. Воспитатель кладёт перед детьми
таблицу и предлагает двум детям поочерёдно
делать ходы, выбирая из набора фигур нужную.
Каждый ход состоит в том, что кладется
одна фигура в соответствующую
клеточку таблицы. После заполнения всей
таблицы
воспитатель выясняет, сколько рядов (строк)
и сколько столбцов имеет таблица, какие
фигуры расположились в верхнем ряду,
среднем, нижнем; в левом столбце. За каждую
ошибку в расположении фигур или ответах
на вопросы зачисляется штрафное очко.
Выигрывает тот, кто набрал их меньше.
упражнение «сравни КАРТИНКИ»
Цель. Учить сравнивать картинки, выделять общие признаки.
Игровой материал. «Домик» для 3 картинок (из
счетных палочек) картинки: собака, пчела,
рыбка, курица, аквариум, улей, конура,
пирамидка, замок, ключи.
Описание упражнения. Воспитатель предлагает поиграть
детям в игру, где они будут учиться сравнивать
картинки. На столе перед детьми он раскладывает
все картинки в 3 ряда в любом порядке.
Ниже кладёт «домик» для картинок и говорит:
«Здесь я буду класть картинки, которые
чем-нибудь похожи! (Кладёт картинки собаки
и пчелы.). Чем они похожи?» Дети отвечают:
«Собака и пчела похожи тем, что они —
животные, пчела и собака приносят большую
пользу.
(Воспитатель спрашивает у детей, какую
пользу они приносят, дети рассказывают.)
Также они могут причинить боль: собака
— укусить, пчела — ужалить».
Затем воспитатель убирает
эти картинки из домика
и кладёт картинки с рыбкой и курицей и
просит найти, что у них общего. Дети отвечают:
«Рыба и курица похожи тем, что они — живые. У них
есть голова, рот, глаза, хвост, живот, спина.
Если дети затрудняются,
воспитатель наводящими вопросами помогает
им.
Далее использованные картинки
убираются, а на
их место воспитатель кладёт картинки
с аквариумом,
ульем и конурой. Дети сравнивают картинки:
«Аквариум, улей и конура похожи тем, что
все они — неживые предметы, сделанные
руками людей. Аквариум, улей и конура
— это домики, жилища для животных».
Воспитатель убирает картинку с аквариумом
и спрашивает: «А чем похожи конура и улей,
кроме того, что они — домики? Из чего сделаны
улей и конура?» Ребята отвечают: «Конура
и улей похожи тем, что они сделаны из одного
материала — дерева, они деревянные».
После этого воспитатель обращает внимание
детей на то, что среди картинок есть ещё
один деревянный предмет, и просит детей
найти его. Ребята должны найти пирамидку.
Далее воспитатель убирает эти картинки
из домика и кладёт в него картинки с замком
и ключами и говорит: «Улей, конура и пирамидка
— деревянные. А замок и ключи, — какие?»
И т. д.
игра «вершки — КОРЕШКИ»
Цель. Упражнять детей
в классификации овощей (по
принципу: что у них съедобно — корень
или плоды на стебле?)
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми,
что «вершки», а что — «корешки»: «Съедобный
корень овоща будем называть «корешки»,
а съедобный плод на стебле — «вершки».
Воспитатель называет какой-нибудь овощ,
а дети быстро отвечают, что в нем съедобно:
вершки или корешки. Воспитатель предупреждает,
чтобы дети были внимательны, так как в
некоторых овощах съедобно и то и другое.
Воспитатель называет: «Морковь!» Дети
отвечают: «Корешки». «Помидор!»— «Вершки».
«Лук!» — «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается,
платит фант, который в конце
игры выкупается.
Можно предложить иной вариант. Называется слово «вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, об огороде.
игра «назови ТРИ ПРЕДМЕТА»
Цель. Упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть
в игру
и объясняет правила: «Я буду говорить
одно слово,
а вы к нему будете подбирать по 3 слова.
Например,
я назову «мебель», а тот, кому я брошу
мяч, назовет
3 слова, которые можно назвать одним словом
«мебель». Какие предметы можно назвать
одним словом «мебель»?» Дети: «Стол, стул,
кровать, диван». «Правильно, — говорит
воспитатель, — но нужно назвать
только 3 слова». «Цветы!» — говорит педагог
и после
небольшой паузы бросает мяч ребенку.
Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».
Можно предложить другой вариант игры. Например, воспитатель говорит: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».
Более сложным вариантом игры
будет такой, когда
воспитатель во время одной игры меняет
задание: то
называет видовые понятия, и дети находят
родовые,
то называет родовые понятия, а дети указывают видовые.
Такой вариант предлагается в том случае,
когда дети часто играли в различные игры
на классификацию предметов.
игра «Охотник»
Цель. Продолжать упражнять
детей в классификации
животных, рыб, птиц и т. д.
Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры:
«Вот здесь будет дом (Чертит
полоску мелком.), на
расстоянии нескольких шагов от дома —
чем дальше,
тем лучше — лес (Проводит ещё одну черту.),
где водятся разные звери. В этот лес и
отправляется охотник — один из играющих.
Стоя на месте, он произносит такие слова:
«Я иду в лес, и буду охотиться на...»
Здесь он делает шаг вперед и произносит:
«...зайца».
Делает второй шаг: «...медведя». Делает
третий шаг:
«...волка». Делает четвертый
шаг: «...лисицу». Делает пятый шаг: «...барсука
». При каждом шаге охотник называет
какого-нибудь дикого зверя. Нельзя по
два раза называть одного и того же зверя.
Нельзя называть
и птиц. Можно играть в птичью охоту, в
этом случае
охотник будет называть только птиц».
Победителем считается тот,
кто дошел до леса, называя с каждым шагом
нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать,
возвращается домой, а на охоту отправляется
следующий. Неудачливому охотнику можно
разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно,
на этот
раз охота будет удачнее.
игра «звери, ПТИЦЫ, РЫБЫ»
Цель. Закреплять умение
классифицировать животных,
птиц, рыб.
Ход игры. Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок.
Воспитатель объясняет правила
игры: «Сейчас я буду
говорить слово «птицы», и тот, кому я брошу мяч, скажет название любой
птицы. Например, воробей. После этого
играющий передаёт мяч соседу и сам говорит:
«Птица». «Грач», — отвечает тот и быстро
передает
предмет следующему».
Предмет можно передавать по
кругу несколько раз,
пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Отвечать надо, не мешкая. Если ребенок
медлит, это значит, что он плохо знает
птиц. Все другие участники игры начинают
помогать, называя птиц. Название
одной и той же птицы во время игры повторять
нельзя. Каждый раз нужно называть новую.
Если кто-нибудь повторит название два
раза, у него берут фант, а по окончании
игры заставляют «выкупать» его. После
того как дети вспомнили всех птиц, воспитатель
бросает мяч и говорит: «Рыбы», — и дальше
игра продолжается аналогично.
игра «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ПРЕДМЕТОВ?»
Цель. Учить детей классифицировать предметы по месту их производства.
Ход игры. После предварительной беседы
о том,
что окружающие нас предметы изготовлены
людьми
на фабриках, заводах или выращены в совхозах
и колхозах, воспитатель предлагает поиграть
в игру «Кто больше назовет предметов?»
«Что сделано руками рабочего?» — спрашивает
воспитатель и бросает мяч
кому-либо из играющих. «Машины», — отвечает
тот и бросает мяч следующему. Дети следят
за правильностью ответов, за тем, чтобы
не повторялось сказанное.
«Что выращено колхозниками?»
— спрашивает
воспитатель. Дети называют: лен, картофель,
рожь,
пшеница. В такой игре уточняются знания
детей. Например, дети узнают, что зерно
выращивают колхозники, а хлеб выпекают
рабочие пекарни. При затруднениях детей воспитатель
помогает наводящими вопросами.
игра «природа И ЧЕЛОВЕК»
Цель. Закреплять, систематизировать
знания детей о
том, что создано человеком, а что дает
человеку природа.
Ход игры. Воспитатель проводит с детьми
беседу, в
процессе которой уточняет их знания о
том, что окружающие нас предметы или сделаны
руками людей, или существуют в природе
и человек ими пользуется. Например, лес,
уголь, нефть, газ существуют в природе,
а дома, заводы, транспорт создает человек.
«Что сделано человеком?» — спрашивает
воспитатель и передает одному из играющих
мяч. После нескольких ответов детей он
продолжает: «Что создано природой?»
При проведении игры могут возникать
беседы о том,
что человек использует природу в своих
интересах, что
он переделывает природу и что люди должны
бережно
относиться к природе: охранять леса от
пожаров, очищать пруды, озера и реки, беречь
животных и птиц.
игра «нарисуй ВЫВЕСКУ»
Цель. Учить классифицировать
предметы по разным
признакам. Учить понимать символику и
её специфику, видеть её основные качества
— образность, краткость, обобщённость.
Игровой материал. Несколько листов картона,
в
центре которых изображены какие-либо
учреждения: магазины — булочная, продовольственный,
обувной, галантерейный, магазин игрушки,
парикмахерская, мастерская, аптека и
пр.; а также набор картинок с
изображениями отдельных предметов, которые
могли
бы служить вывесками для этих учреждений;
карандаши, листы белой бумаги на каждого
ребёнка.
Ход игры. Дети усаживаются вокруг стола.
Воспитатель показывает им картинку, изображающую
магазин «Овощи», и говорит: «Чтобы знать,
что продается в этом магазине, не обязательно
заходить в него
или заглядывать в окна. Достаточно посмотреть
на вывеску, и станет ясно, что это за магазин.
Так, для этого магазина вывеской могут
быть нарисованные отдельно овощи (Показывает
картинки.) — морковь, лук и т. п. или несколько
предметов сразу. (Показывает детям картинку,
которая может служить вывеской магазина
«Овощи».) Если мы увидим вот такие вывески
(Показывает картинки, на которых изображены
батон хлеба, булка, бублик, пряник.), то
о чем можно догадаться?» Дети отвечают,
что это булочная, пекарня. Воспитатель
продолжает: «А если мы увидим вот такие
вывески (Показывает картинки с куклой,
машиной, матрешкой, лошадкой, пирамидкой.),
то, что это такое?» Ответы детей: «Игрушечный
магазин», «Детский мир».
Затем педагог показывает витрину обувного магазина и предлагает подумать, какие вывески сюда подойдут. Каждое предложение детей обсуждается. Игра продолжается, ребята придумывают вывески к мага-
зину «Одежда» и хозяйственному, парикмахерской, аптеке.
Далее воспитатель действует следующим образом:
убирает все картинки и вывески
и предлагает приготовить детям карандаши
и листы белой бумаги, после чего даёт
задание самостоятельно нарисовать вывеску
к магазину «Овощи». Когда все вывески
будут готовы,
он вместе с ребятами выбирает лучшую.
игра «найди ОШИБКУ»
Цель. Учить детей сравнивать рисунок и схему.
Игровой материал. Картинки с изображением различных ситуаций. (Например: дети гуляют в лесу;
играют во дворе; купаются и загорают около озера;
катаются на горке; играют дома.
К каждой картинке
прилагается схема, на которой деревья,
дети и разные
предметы изображены условно. В каждой
схеме намеренно сделаны ошибки, допущены неточности по сравнению с соответствующей
картинкой. И схемы, и картинки должны
быть достаточно крупные, чтобы дети
их могли разглядывать не напрягаясь.
Ход игры. Ребята рассаживаются на стульчиках перед доской или фланелеграфом. На доске выставлена одна из картинок вместе с ее схематическим изображением. Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки, на которых нарисовано почти одно и то же. На одной картинке рисунок подробный, а на другой — сокращенный, к тому же есть и ошибки, не все изображено так же, как на первой. Эти ошибки надо найти. Ребята по очереди называют несоответствия между картинкой и ее схематическим изображением.
Выслушав ответы детей, воспитатель
дополняет
их, если названы не все ошибки. Затем размещает
перед детьми вторую картинку, и игра продолжается. Она может
повторяться неоднократно на разном материале.
игра «кукла катя КУПИЛА ПИАНИНО»
Цель. Учить детей пользоваться
планом в конкретной
ситуации.
Игровой материал. Кукольная комната, в комнате расставлена кукольная мебель — 7-8 предметов; план кукольной комнаты: лист бумаги, на котором отмечены черточками окна и двери и расположены картонные геометрические фигуры, соответствующие предметам кукольной мебели; игрушечное пианино и картонный прямоугольник соответствующей величины.
Ход игры. Дети встают перед столиком,
на котором
расположены кукольная комната и ее план.
Ребята
рассматривают план и комнату и устанавливают
предметы кукольной мебели в соответствии
с обозначениями на плане. Воспитатель
сообщает, что кукла Катя, которая живет
в этой комнате, купила пианино, но не знает,
куда его поставить. Для этого нужно переставить
остальную мебель. Предлагает помочь Кате.
Одному из детей он дает картонный прямоугольник,
обозначающий пианино, и просит переставить
мебель на плане так, чтобы поместился
этот новый предмет.
Ребёнок делает перестановку мебели, а
другие ребята и
воспитатель ему в этом помогают. Когда
все геометрические фигуры будут разложены
по местам, ребенок реализует новый вариант
расстановки мебели в самой кукольной
комнате. Остальные ребята следят за его
действиями и исправляют ошибки.