Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:20, курсовая работа
Исходная ситуация. После диагностического обследования развития речи второй младшей группы я увидела, что показатель низкого уровня развития речи намного превышал показатель среднего уровня. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Однако, изучение количественно – качественных характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет порой весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем педагогам чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Я столкнулась с тем, что у детей был низкий уровень развития речи, плохо развитое логическое мышление.
Перед нами контуры фигур. Один напоминает жирафа, другой – Винни Пуха, третий – сказочную Жар-птицу. Вот детали игр. Чего проще? Взял и собрал, кого захотел. Однако сделать это непросто. Каждый контур словно несет в себе какую-то тайну, которую обязательно надо раскрыть. А суть этой игры в том, что, когда человек составляет фигуру за фигурой и находит среди множества различных комбинаций одну-единственную, которая даст именно это изображение, то в момент поиска, сравнения, преобразования происходит развитие логического и образного мышления (приходится сравнивать, анализировать сделанные ходы и планировать следующие, объединять разрозненные детали в целое).
Предложенные игры известны давно, их можно найти в различных сборниках. Но там приводятся лишь комплекты деталей и десяток фигурок из них, при чем все это в уменьшенном виде. Даже ученики 3-5 классов не всегда в состоянии выложить свои фигуры по черному силуэту: они пользуются «размеченным» вариантом, где показан способ размещения каждой детальки.
Я же попыталась сделать
игры более развивающими. Их задания,
постепенно усложняясь, учат ребенка основам
составления изображения, формируют способность
видеть часть и целое. Кроме того, все фигуры (исключая состоящие
из двух деталей) представлены в пяти видах:
1. Черный (цветной) силуэт.
2. Частичная разметка контура фигуры, где показана одна или две
детали, а остальные нужно «увидеть».
3. Полная разметка контура по деталям.
4. Разметка контура в натуральную величину для наложения деталей фигурок (для детей 3-4 лет).
5. Разметка контура с
Аналогично строится работа по составлению фигур из двух комплектов деталей.
1этап
Детям раздаются карточки с контурным изображением или силуэтом
фигуры, состоящей из трех-четырех деталей, представленных в натуральную величину — так ребенку (2-я младшая группа) легче выполнить задание методом наложения:
а) сложить фигуру по размеченному контуру (1-й уровень сложности);
б) сложить фигуру по частично размеченному контуру (2-й уровень
сложности);
в) сложить фигуру по черному силуэту
(3-й уровень сложности).
Чтобы малышу было интереснее, на карточке
можно заранее нарисовать дополнительные
элементы: носик, глазки, траву, солнышко и т. п.
Перед началом работы целесообразно прочитать стихи, загадки, рифмовки, относящиеся к предмету изображения.
II этап
Если фигура должна состоять из пяти и более деталей, ее размеры
уменьшаются вдвое по сравнению с истинными. Теперь, даже работая по контуру с разметкой, ребенок (средняя, старшая и подготовительная группы) не сможет воспользоваться методом наложения, а вынужден будет постоянно сравнивать в уме взятую деталь с образцом.
Предлагаются пять уровней сложности:
а) сложить фигуру по размеченному контуру;
б) сложить фигуру по частично размеченному контуру;
в) сложить фигуру по черному силуэту;
г) сложить фигуру по частично размеченному
контуру с цифрами или
символическим обозначением деталей (фигура
составляется из двух
комплектов);
д) вслед за работающим у фланелеграфа
выложить фигуру из двух
комплектов деталей.
§ 4.5. Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря
Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребёнка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От объекта к слову и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода, которые используются в дидактических играх.
Известно, что, знакомясь с огромным количеством вещей, которые их окружают, дети путают предметы, сходные по назначению и похожие внешне: чашка – стакан – кружка; платье – сарафан; портфель – ранец и т.п. Научить детей различать сходные предметы, правильно называть их, определять назначения помогает игра ''Переезжаем на новую квартиру''.
Все мы знаем, как трудно научить ребёнка описывать предмет, учитывая всю совокупность признаков, как сложно ему осваивать последовательность описания, избегая повторов. Именно эти трудности и помогает преодолеть игра ''У кого какой предмет'', направленная на обучение детей приемам сравнения двух одинаковых по названию, но внешне различных объектов (две чашки, две пуговицы и т.п.), способствующая активизации в речи дошкольников слов, наиболее точно характеризующих цвет, размер, форму предметов.
Как известно, мышление не отделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. Умения группировать и классифицировать предметы совершенствуются с помощью игровых упражнений ''Каждую птицу на своё место'' и ''Отвечай быстро''. Параллельно закрепляется труднейший программный материал на ознакомление с образом жизни, особенностями животных и птиц; дети учатся осознанно использовать обобщающие слова типа звери, насекомые; дикие, домашние, морские животные; хищные, водоплавающие птицы.
Для будущих школьников очень важно уметь учитывать совокупность признаков предмета или явления. Для развития такого умения предлагается игра ''Угадай по описанию'' или ''Составь по описанию''.
Специальные приёмы, упражняющие детей в подборе и группировке цветовых тонов и оттенков, значительно обогащают речь детей. А это, в свою очередь, делает совершеннее процесс восприятия цветовых тонов.
''Переезжаем на новую квартиру''
Цель:
Научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, уточнить их названия и активизировать в речи детей соответствующий словарь.
Игровой материал:
''У кого какой предмет''
Цель:
Игровой материал:
''Угадай по описанию''.
Цель:
Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета; развивать наблюдательность.
Игровой материал:
Предметные картинки: снеговики, матрёшки, петрушки, неваляшки, бабочки, медвежата. Каждый предмет одного наименования имеет одинаковые и разные признаки с остальными предметами группы.
''Отвечай быстро''.
Цель:
Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Игровой материал:
''Каждую птицу на своё место''
Цель:
Упражнять детей в правильном подборе картинок с изображением хищных, водоплавающих, болотных птиц, пользуясь сведениями, полученными из кратких рассказов об одном из представителей каждого вида птиц. Пояснить, что внешний вид птиц (строение клюва, ног и т.д.) свидетельствует об определённом образе жизни, повадках.
Игровой материал:
''Уточним цвет предмета''.
Цель:
Игровой материал:
''Подбери чашки к блюдцам''.
Цель:
Учить детей различать несколько оттенков розового, фиолетового и оранжевого цвета и использовать названия оттенков цвета в речи; ознакомить с разными способами различения оттенков одного цвета.
Игровой материал:
Наборное полотно, блюдца и чашки разных цветов и оттенков (вырезаны из бумаги и наклеены на картон). В блюдцах можно сделать прорези, чтобы вставлять чашки.
§ 4.6. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.
Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребёнка, естественно расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребёнок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр.
Опыт работы показал: взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Однако подобное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители приобщаются к проблемам своих детей.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода в детский сад. Уже на этом этапе родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям необходимо учесть следующие моменты: