Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:20, курсовая работа
Исходная ситуация. После диагностического обследования развития речи второй младшей группы я увидела, что показатель низкого уровня развития речи намного превышал показатель среднего уровня. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Однако, изучение количественно – качественных характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет порой весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем педагогам чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Я столкнулась с тем, что у детей был низкий уровень развития речи, плохо развитое логическое мышление.
Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать и писать как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребёнка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребёнка читать и писать не являются показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определённом этапе ребёнок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребёнка определённого уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. Овладение грамотой – не самоцель, это определённый этап речевого развития ребёнка, который подразумевает серьёзную предшествующую работу по речевому и языковому развитию детей.
Эти и другие моменты учтены авторами программы ''Радуга''.
Опыт работы по программе ''Радуга'' позволил определить разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию детей. О некоторых формах рассказано в приложении.
§ 4.7. Организация работы с семьей.
Рекомендации для родителей: как играть в куклы.
На вопрос, что больше всего любят делать дети, любой, из нас не сомневаясь, ответит – играть.
Наблюдая окружающий мир, людей вокруг себя, ребенок хочет стать участником происходящих вокруг него событий. Но в полной мере, как взрослый, он этого сделать пока не может. А вот в игре он может сделать все. В игре он вдруг становится мамой или папой, капитаном корабля или командиром полка, врачом или учителем. В игре по-настоящему, а не ''понарошку'' работает воображение малыша, память, мышление, речь, надо строить отношения с партнерами (даже, если их роль выполняют неодушевленные предметы), решать возникающие проблемы.
Любой ребенок будет с упоением играть камушками, палочками, тряпочками и другими незамысловатыми предметами или вообще не имея под рукой никаких атрибутов. Но все-таки одна из любимых игрушек у всех детей (и девочек, и мальчиков) – это кукла.
Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. У девочек это и разряженные принцессы – красавицы из фарфора, и резиновые пупсики – голыши, и незамысловатые самодельные тряпичные куклы, такие милые, домашние. У мальчиков тоже есть свои куклы, хотя ни одному мальчику в голову не приходит, что они тоже так называются, Это солдатики, человечки от конструкторов (водители, пилоты и пр.), другие фигурки, как правило, мужского пола.
В куклы играют все дети. В них играли малыши сотни лет назад, играют и сейчас. Конечно, за многие годы вид кукол сильно изменился.
Сначала это были просто вырезанные из дерева или вылепленные из глины фигурки, напоминающие человека. Затем стали делать куклы из других материалов, в частности из ткани.
Кукла становилась буквально членом семьи. Взрослые часто сами делали куклы для своих детей, передавая их из поколения в поколение.
И только последние два столетия куклы начали изготавливать специально обученные этому ремеслу мастера. Причем такие куклы пользовались спросом только в богатых семьях. Простые люди еще долго продолжали играть самодельными куклами.
В наше время в магазине вы найдете куклы на любой вкус и кошелек. Сделаны они из разных материалов и одеты во всевозможные наряды, как простые, так и роскошные.
Но некоторые родители, попробовав один раз сделать куклу своими руками, убеждаются, что именно они – простые тряпичные куклы – больше по душе детям, особенно самым маленьким. Такую куклу хочется прижать к себе, положить с собой в кровать. Она кажется более живой, чем пластмассовая длинноногая красавица.
'' Как играть в куклы''.
Дети чутко реагируют на отношение взрослого к игре: они не будут играть с ним, если почувствуют фальшь, равнодушие. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом. Естественно, для игры надо выбирать не то время, когда у вас на плите готовится обед или вот-вот должен раздаться важный телефонный звонок. Ребенок почувствует ваше напряжение, поймет, что вы делаете ему одолжение, согласившись поиграть.
Когда малышу всего два-три года, инициатива в игре обычно принадлежит взрослому. Он придумывает сюжет игры. Допустим, говорит: ''Это будет мама, это – папа, это – их сыночек, тут у них кроватка, тут столик'' – и так далее. По ходу игры, имея в руках одного или несколько персонажей, взрослый будет обращаться с вопросами и предложениями к тем, которые находятся в руках у ребенка. Он будет как бы направлять игру. При этом, не забывая поддерживать инициативу ребенка, развивать сюжетную линию, предложенную малышом. Когда в руках играющего ''говорят'' персонажи, лучше делать, слегка изменяя голос. Когда взрослый предлагает поменять что-то в ходе игры, он должен говорить своим голосом, не изменяя его. Это будут слова ''от автора'', но не к зрителям, которых нет, а к соавтору.
Реквизитом для игры могут служить готовые, купленные в магазине игрушки, отображающие ''кукольную'' действительность. Но лучше, если в качестве атрибутов вы будете использовать предметы – заместители, это развивает фантазию ребенка.
Например, кукольной кроваткой может стать любая коробка, постельным бельем - кусочки любой материи (желательно стиранной и нарезанной аккуратными лоскутами), посудой – формочки, старые солонки или нижние части от пластиковых лимонадных бутылок (их, конечно надо нарезать заранее, а не в процессе игры). Одеждой послужат те же самые лоскутки, в которые достаточно будет укутать куклу и перетянуть веревочкой.
Едой для кукол могут служить любые мелкие предметы: детали конструкторов, небольшие кубики, бусины, шишки, камушки (весь природный материал, который достается ребенку в качестве игрушек, предварительно надо вымыть, просушить, и только после этого отдать ему).
Ребенок постарше(4-7 и более лет), как правило, сам выстраивает сюжетную линию. Сам располагает ''реквизит'', раздает роли действующим лицам. Взрослый становится ''ведомым''. Ему только предлагается в нужный момент производить те или иные действия одним из персонажей. Но не стоит занимать пассивную позицию. Старайтесь играть на равных с ребенком. Выдвигайте свои версии развития сюжета, даже самые неожиданные.
Детям этого возраста уже недостаточно кукольной кроватки из коробки, а белья из тряпочек. Им надо все ''по-настоящему''. Но даже если у вас есть возможность купить куклу с комплектом одежды и роскошный кукольный дом со всеми атрибутами, предложите ребенку сделать это самостоятельно. Возможно, сшить хорошую куклу у дошкольницы сразу не получится, поэтому можно использовать готовые куклы или сшитые мамой. А вот с простой одеждой девочка справится.
Дом для куклы можно изготовить из большой картонной коробки, вырезав окно, раскрасив стены. Шторы получатся, если приклеить над окнами небольшие кусочки тюля. Мебель можно сделать из небольших коробочек, отрезав лишнее, превратив их в столики, стулья, диваны.
Методические рекомендации по созданию игровых макетов в семье.
Чтобы в старшем дошкольном возрасте сюжетно – ролевая игра не ушла на второй план, необходимо сделать ее зоной ближайшего развития ребенка. Для детей 5-7 лет такой зоной могут стать игры с макетами.
Что представляет собой такая игра? Это сюжетно – ролевая игра с мелкими игрушками. Макет – это уменьшенный предметный образец пространства объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).
Как сделать универсальный макет для игры? Очень просто. Самое первое и главное, что нужно иметь, - любовь к своему ребенку и желание играть с ним; второе – различный бросовый материал, ножницы, цветную бумагу или ткань, клей; третье – определить, во что хочет играть ваш сын или дочь. При изготовлении макета нужно выполнить следующие условия: весь игровой антураж помещается в плотную коробку с крышкой, основные маркеры пространства (многоэтажный дом, светофоры, разметка на дороге) наклеиваются прочно, все остальное (предметы-фигурки, предметы, обозначающие действия: качели, машины) хранятся в этой же коробке или в другой, маленькой, которая находится рядом. При этом игра не доставляет хлопот при уборке, занимает немного места, удобна в обращении, не портит интерьер квартиры.
Не рассчитывайте на то, что вы сделаете один макет, и ребенок оставит вас в покое. Когда он наиграется в одну игру, то захочет продолжения: соединить сюжеты двух игр- макетов, реальный с фантастическим. Возможно, он сам попробует выполнить часть макета, но быть рядом, помочь ему – ваша задача.
Ваш малыш мечтает об игре – макете ''Правила дорожного движения''? Вы согласны с ним? Вы на правильном пути! Возьмите коробку 120 х 40 (или 60х20),см, оклейте его цветной бумагой, разметив места для домов, дорог, оформите клумбы, сделайте разметку на проезжей части с пешеходными переходами. Можно все это покрыть прозрачной бумагой или скотчем. Из коробки сделайте дома, их надо прочно прикрепить к основанию, так же, как и светофоры, уличные светильники, деревья, дорожные знаки. Теперь подберите мелкие машинки, фигурки – персонажи (люди, животные). Среди фигурок должен быть и милиционер. Игра готова.
Макет ''Улицы города'' можно расположить в коробке с крышкой не более 40-50 см в длину. В игру входят:
Не будем перечислять темы игр, вам их подскажет сам ребенок. В эти игры он может играть и один, исполняя роль режиссера, процесс сюжетосложения захватывает его, но играть с партнером – взрослым еще интереснее и полезнее, так как увеличивается зона развития, а особенно ценно то, что взрослый учится понимать ребенка и может незаметно влиять на его воспитание.
Планирование игр с макетами
в старшем дошкольном возрасте.
(5-7 лет)
Виды игр |
Задачи |
Методические приемы |
1 |
2 |
3 |
Игра-фантазирование |
Цель: способствовать приобретению умений, совместно развертывать новые сюжеты на любую тему. Задачи: учить построению новых цепей событий воображаемого мира, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы:
|
В работе над игрой-фантазированием преобразовывать сказку, сохраняя основную сюжетную канву.
|
Игры с макетами:
|
Задачи: 1. На основании имеющегося
|
Презентация дополнительного материала для игры-макета. Беседа после игры: выделить интересный сюжет, ролевое поведение детей. Совместная игра с детьми, нужно увлечь их, развивать фантазию. Пополнять знания детей по темам игр-макетов путем чтения, рассказывания, просмотров видеофильмов, бесед. |
2. Макеты-карты |
Придумывать на макете-карте свою игру, используя готовые игровые предметы, предметы-заместители, создавая свои дополнения. |
При совместных играх с детьми показывать примеры диалогов, комментирующей действия речи, общения, доброжелательного отношения, давать новые знания по теме игры. |
Ориентировочный набор пособий для игр
с мелкими игрушками в домашних условиях.
Возраст ребенка |
Игрушки-персонажи |
Игрушки- Предметы оперирования |
Игрушки-маркеры игрового пространства |
Старший дошкольник (5-7 лет) |
Наборы мелких фигурок-персонажей (5-7см): семья, сказочные персонажи, фантастические персонажи, солдатики (рыцари, богатыри, ковбои и т. п.) Наборы мелких фигурок-животных (домашние, дикие, доисторические динозавры) |
Мелкий транспорт (автомобили, кораблики, самолёты, ракеты, железная дорога) - отдельно и в наборах. “Приклад’’ к мелким куклам (для девочек). Набор мелкой военной техники (для мальчиков). Автомобиль (луноход, робот) с дистанционным управлением (достаточно одной игрушки такого типа). |
Домик (сборно-разборный для мелких персонажей. Набор мебели для мелких персонажей. Замок/крепость (настольный макет для мелких персонажей). Бензозаправка/гараж (сборно-разборная, для мелкого транспорта). Ландшафтный коврик. Объемные/силуэтные деревья на подставках (из пластика, дерева, мелкие).
|
§ 4.8. Перспективное планирование речевой зоны во 2-й младшей группе.
Сентябрь |
Разрезные картинки на 4 части. Книжки – малышки. Открытки с изображение различных пород собак. (Для рассматривания). |
Октябрь |
Разрезные картинки на 6 частей. Книжки – малышки. Сказки Настольная игра ''Кто что делает?'' Открытки с изображением различных видов растений. (Для рассматривания.). |
Ноябрь |
Картинки – пазлы из 9 частей. Альбом с картинками на обобщающие слова по теме ''Мебель'' Настольная игра ''Что к чему?'' Книжки с рассказами. |
Декабрь |
Картинки – пазлы из 9 и 12 частей. Альбомы с картинками на обобщающие слова по теме ''Одежда'', ''Игрушки'', ''Транспорт''. Настольная игра'' Где, чей домик?'' Настольная игра ''Расскажи сказку'' |
Январь |
Книжки со стихами. Альбомы с картинками на обобщающие слова по теме ''Овощи и фрукты''. ''Обувь'' Настольная игра ''Найди такой же'' |
Февраль |
Книжки со сказками. Картинки – пазлы из 9 и 12 частей со сказочными сюжетами. Альбомы с картинками на обобщающие слова по теме ''Домашние животные''. (Для рассматривания). Настольная игра ''Кто мы?'' |
Март |
Книжки с рассказами российских писателей. Альбомы с картинками на обобщающие слова по теме ''Дикие животные'' Настольная игра ''Третий лишний''. Настольная игра ''Что получится?'' Картинки – пазлы из 9 и 12 частей. |
Апрель |
Книжки со стихами А.Барто и Б.Заходера. Картинки – пазлы из 9 и 12 частей. Настольная игра ''Подбери картинки’ ‘(растительный мир). Настольная игра ''Контрасты''. Альбомы на обобщающие слова по теме ''Транспорт''. |
Май |
Настольная игра ''Подбери картинки’ ‘(животный мир). Книжки – малышки. РНС. Картинки – пазлы из 12 частей. Настольная игра ''Кому что нужно?'' |