Использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми по развитию речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Исходная ситуация. После диагностического обследования развития речи второй младшей группы я увидела, что показатель низкого уровня развития речи намного превышал показатель среднего уровня. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Однако, изучение количественно – качественных характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет порой весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем педагогам чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Я столкнулась с тем, что у детей был низкий уровень развития речи, плохо развитое логическое мышление.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

игра «объясни, ЗАЧЕМ»

Цель. Упражнять детей в правильном подборе слов, учить понимать причинные связи между явлениями.

Ход игры. Дети уже играли в игру «Дополни предложение», в данной игре ставятся более сложные задачи. Воспитатель объясняет правила. Сказав предложение «Я надела теплую шубу, чтобы...», он предлагает закончить это предложение. Дети дополняют: «Чтобы было тепло. Чтобы пойти гулять. Чтобы не замерзнуть». Воспитатель заранее подготавливает ряд предложений, например: «Мы не пошли на прогулку, потому что... Мы 
зажгли свет, потому что... Дети надели панамки, потому что... Полили рассаду, потому что...» и т. д.

В следующий раз можно предложить детям самим 
придумывать незаконченные предложения.

игра «КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ?»

Цель. Учить детей устанавливать простые закономерности.

Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на 
стулья в кружок. Воспитатель говорит: «У меня в руке 
стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?» Ответы детей: «Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, ставить карандаши» — и т. д.». «Правильно, — подтверждает воспитатель и дополняет ответы детей. — Сейчас я буду называть различные предметы, а вам нужно вспомнить, что с ними можно делать. Постарайтесь назвать как можно больше слов». Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

 

 

упражнение «какая ФИГУРА СЛЕДУЮЩАЯ?»

Цель. Учить устанавливать простые закономерности. 
Игровой материал. Таблицы с изображениями 
предметов.

 

 

 

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы, на которых изображены предметы. Показывая первую таблицу, предлагает детям продолжить ряд. Если возникают затруднения, 
задаёт следующие вопросы: «Чем отличаются предметы, что в них одинаково? Какая здесь прослеживается закономерность?» После того как дети ответили на вопросы, воспитатель вызывает одного ребёнка и просит выбрать из лежащих на столе ту фигуру, которой можно продолжить ряд.

упражнение «какая ФИГУРА ЛИШНЯЯ?»

Цель. Учить устанавливать простые закономерности. 
Игровой материал. Таблицы с изображением предметов.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы, на которых изображены предметы. Показывая первую таблицу, предлагает детям найти в ней лишнюю фигуру. Если возникают 
затруднения, задаёт следующие вопросы: «Чем отличаются предметы, что в них одинаково?» После того как дети ответили на вопросы, воспитатель вызывает одного ребёнка и просит выбрать из лежащих на столе ту фигуру, которой можно было бы заменить лишнюю 
фигуру.

 

упражнение «лабиринты»

Цель. Учить рассуждать и находить правильное решение.

Игровой материал. Карты с лабиринтами. 
Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть лабиринт и решить задачу: «Помочь белке найти своё дупло, помочь зайке выйти из леса, накормить животных, налить в лейку 
воды, чтобы полить цветы, довести ёжика до своего 
дома» — и т. д. Постепенно он усложняет лабиринты, 
придумывает более сложную сеть ходов, увеличивает 
количество тупиков. Воспитатель совместно с детьми 
сначала прослеживает ходы с помощью карандаша, 
мела, отметок, а затем зрительно.

 

 

 

упражнение «распутай НИТКИ»

Цель. Учить находить простые закономерности. 
Игровой материал. Карточка с перепутанными нитками с буквами на концах.

Описание упражнения. Воспитатель показывает 
детям карточку, предлагает распутать разноцветные 
нити и назвать буквы в начале и в конце каждой нити.

 

Ребята пробуют распутать нити, проследив взглядом. 
Если у детей возникают затруднения, воспитатель задает вопросы: «Какого цвета самая верхняя нитка? С какой буквы она начинается? А какой буквой она заканчивается? Какого цвета следующая нитка?» — и 
т. д. После того как все нитки распутаны, ребята хором вместе с воспитателем читают получившиеся слова.

 

 

упражнение «составь КАРТИНКУ»

Цель. Развивать комбинаторные способности, упражнять в умении планировать.

Игровой материал. Картинка-образец; разрезанная 
картинка, без одной части; коробка — игровое поле.

Описание упражнения. Воспитатель показывает 
детям картинку-образец и разрезанную на 9 частей 
такую же картинку, сообщает правила игры: нужно восстановить картинку передвижением частей, используя при этом, пустую клетку. Перестановку квадратов нужно осуществлять передвижением фигур, нельзя брать их в руки и перекладывать. При возник

 

новении затруднений воспитатель включается в игру, совместно с детьми выбирает возможные варианты передвижения фигур. Он может предложить ребёнку игровое поле с правильно расположенными первыми 2-3 квадратами, а дальше уже ребёнок продолжает собирать картинку самостоятельно.

Кроме восстановления изображения, можно предложить детям расположить геометрические фигуры по горизонтали, в порядке уменьшения размеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 



Информация о работе Использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми по развитию речи