Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: личность выпускника физико-математиче¬ского факультета.
Предмет исследования: ценностно-мотивационная сфера лично¬сти выпускника.
Исходя из выше изложенного, нами была сформулирована гипо¬теза исследования: мотивация достижения и мотив «стремления к лю¬дям» являются доминирующими у выпускников ВУЗа и положительно влияют на дальнейший выбор профессии педагога. Взаимосвязь моти¬вации достижения и аффилиации является благоприятной для педаго¬гической деятельности и определяет содержание системы ценностей личности педагога.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1: Структура мотивационной сферы студента . . . . . .7
1. 1. Мотивация как психологическая категория . . . . . . . . . . .7
1. 2. Структура мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1. 3. Мотивация педагогической деятельности . . . . . . . . . . .18
ГЛАВА 2: Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . .24
2. 1. Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2. 2. Виды ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
ГЛАВА 3. Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета . . . . . . . . 38
3. 1. Методы и ход исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
3. 2. Результаты исследования и их обсуждение . . . . . . . . . .44
3. 3. Выводы и рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

Файлы: 1 файл

Черновик2.doc

— 3.23 Мб (Скачать файл)


Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

ГЛАВА 1: Структура мотивационной сферы студента . . . . . .7

1. 1. Мотивация как психологическая категория . . . . . . . . . . .7

1. 2. Структура мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

1. 3. Мотивация педагогической деятельности . . . . . . . . . . .18

ГЛАВА 2: Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . .24

2. 1. Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

2. 2. Виды ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34

ГЛАВА 3. Исследование  ценностно-мотивационной сферы       выпускника физико-математического факультета . . . . . . . . 38

3. 1. Методы и ход исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

3. 2. Результаты исследования и их обсуждение . . . . . . . . . .44

3. 3. Выводы и рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61

ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

 

 


Введение

В связи с падением престижа педагогической деятельности воз­растает необходимость исследования причин данного явления. Обуче­ние данным профессиям не прекращается, но все же меньше молодых специалистов  можно увидеть в наших школах. Образование страны претерпевает кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оп­латой за этот труд. Но у этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в школы может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы не являются ведущими в выборе профессии педагога и дальнейшей работе по данной специ­альности. Тогда возникает вопрос, а что влияет на выбор и работу по данной профессии?

Процесс самоопределения основывается на многих структурных элементах личности, но в основном на таких, как мотивация и ценности (ценностные ориентации).

Проблема мотивационной и ценностной сфер в качестве важ­нейших структурных элементов в системе деятельности и поведения – одна из стержневых в психологии. Их исследование имеет важное зна­чение, как для теории психологии, так и для общественной практики.

Возрастает значение проблем развития личности, ибо решение стоящих перед обществом задач в значительной мере зависит от лич­ности, ядром которой является ее мотивационная сфера, а во-вторых, ценностная сфера, т.к. кардинальные изменения в политической, эко­номической, духовной сферах нашего общества влекут за собой ради­кальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей.

Мотивация оказывается своеобразным барометром обществен­ных отношений, происходящих в них перемен. Являясь стержнем пси­хологии личности, мотивация задает и направленность, и характер, способности личности, оказывая на них решающее влияние.

А ценностная ориентация, сформированная в юношеском воз­расте, определяют особенности и характер отношений личности с ок­ружающей действительностью и тем самым в определенной мере де­терминируют ее поведение.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что в ВУЗах не учитывается тот комплекс психологических феноменов (мо­тивация, ценности), который определяет не только успешность обуче­ния, но и формирование устойчивой профессиональной направленно­сти каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального само­определения, на развитие как внешней, так и внутренней положитель­ной мотивации, выявлении и плавной коррекции социально значимых ценностей и представлений.

Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профес­сиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно на­ступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный про­гресс, и без сомнения, превратится в общество не подготовленных мо­рально и профессионально людей.

В процессе этой творческой деятельности (педагогической) именно человек-субъект активно отражает действительность и новые духовные ценности.

Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается вопро­сов психологической адаптации студентов в новых социально-эконо­мических условиях и новых системах образования (психологической, профориентационной), а также изучение личностных процессов, свя­занных с проблемой формирования профессионального самоопреде­ления. К числу таких проблем относится и психологическое изучение влияния ценностно-мотивационной сферы личности на том этапе про­фессионального самоопределения, когда выбор направления профес­сионального развития уже совершен, на этапе окончания ВУЗа.

Поскольку одним из основных направлений деятельности Смо­ленского университета является подготовка учительских кадров, цель нашей работы исследование ценностно-мотивационной сферы в лич­ностных особенностях студентов физико-математического факультета, как будущих учителей, и как положительно влияет учеба в универси­тете на ценностную сферу студентов.

Объект исследования: личность выпускника физико-математиче­ского факультета.

Предмет исследования: ценностно-мотивационная сфера лично­сти выпускника.

Исходя из выше изложенного, нами была сформулирована гипо­теза исследования: мотивация достижения и мотив «стремления к лю­дям» являются доминирующими у выпускников ВУЗа и положительно влияют на дальнейший выбор профессии педагога. Взаимосвязь моти­вации достижения и аффилиации является благоприятной для педаго­гической деятельности и определяет содержание системы ценностей личности педагога.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо ре­шить следующие задачи:

1.      Выявить структуру мотивационной сферы и механизмы станов­ления ценностных ориентаций (теоретический анализ).

2.      Провести экспериментальное исследование мотивации достиже­ния и мотивации аффилиации у студентов физико-математи­ческого факультета с целью выявления наиболее значимых из них. А так же установить влияние этих двух мотиваций на эффективность педагоги­ческой деятельности.

3.      Выявить взаимосвязи ценностных аспектов личности студен­тов и  дальнейшего профессионального выбора.

В исследовании нами были использованы следующие методы:

1.      Теоретический анализ психолого-педагогической литера­туры.

2.      Тестирование: тест ценностных ориентаций М. Рокича, Тест-опросник измерения мотивации достижения  А. Мехрабиана  в модификации М. Ш. Магомед-Эмимова, опросник аффилиации А. Мехрабиана.

3.      Методы математического анализа данных.

4.      Метод наблюдения.

Для проведения исследования нами была использована следую­щая база: 5 курс физико-математического факультета Смоленского го­сударственного педагогического университета специальности «Физика и Информатика».

Практическая значимость настоящей дипломной работы заклю­чается в выдаче рекомендаций психологической службе СГПУ и дека­нату физико-математического факультета. А так же в необходимости эмпирического исследования факторов ценностной и мотивационной сферы, которые обеспечивают предрасположенность к педагогической профессии после окончания ВУЗа.

 


ГЛАВА 1: Структура мотивационной сферы студента

1.      1. Мотивация как психологическая категория

 

Мотивационная сфера занимает видное место в структуре лично­сти, выполняя ряд важнейших функций. Поведение и деятельность личности побуждаются, направляются и регулируются мотивацией как иерархизированной совокупностью мотивов, составляющих мотиваци­онную сферу личности. Но важно не только признание этих функций мотивов, что обычно не вызывает возражений и, по существу, обще­признанно (хотя понимание сущности этих функций у разных авторов различно). Не менее важно понимание природы мотивации, ее проис­хождения.

     Многообразие теоретических и экспериментальных подходов в изучении мотивации порождается, во-первых, различными философ­скими ориентациями современных психологических школ, во-вторых, противоречивостью и сложностью этого явления. В результате понятие “мотивация” имеет весьма неоднозначный  характер и часто обозна­чает различные по своей природе явления. Разногласие в понимании сущности мотивации исходят из разногласия психологических теорий. 

Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпре­тации. «Когда люди общаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» [Якунин В. А., 1994]. В самом общем плане мотив это то, что опреде­ляет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельности.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловли­вает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубин­штейн, М. Аргайл, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, З. Фрейд и др.). Существенно подчеркнуть, что основным методологи­ческим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследова­нием таких проблем, как система отношений человека (В. Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А. Н. Леонтьев), интеграция побуж­дений и их смысловой контекст (С. Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л. И. Божович, В. Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П. Я. Гальперин) и т.д.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции явля­ется сознательно-волевой. Исследователи отмечают, что «…мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для чело­века функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседнев­ности теряют свое значение» [Асеев В. Г., 1974]. Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднород­ную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя по­требности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, - говорит о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.

Понимаемая как источник активности и одновременно как сис­тема побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя по­требности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Ньютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой по­требности и ее удовлетворением (С. Л. Рубинштейн), либо с предме­том потребности. Так, в контексте теории деятельности А. Н. Леонть­ева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта по­требность конкретизируется в данных условиях и на что направля­ется деятельность, как на побуждающее ее» [Леонтьев А. В., 1989]. Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности.

Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы – Л. И. Божович. Согласно Л. И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность [Божович Л. И., 1972]. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содер­жательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механиз­мом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов пове­дения, которое определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [Джи­дарьян И. А., 1974].

Наиболее широким является понятие «мотивационной сферы», включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л. С. Выгот­ский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологиче­ском контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде по­требностей, интересов, включений, целей, идеалов, которые непо­средственно детерминирует человеческую деятельность [Шорохова Е. В., 1976]. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к кото­рому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации или ценности, установки, социальные ожидания, притяза­ния, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Понятие мотивации у человека… включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремле­ния, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.» [Асеев В. Г., 1976]. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически раз­нородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность че­ловека.

Информация о работе Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета