Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: личность выпускника физико-математиче¬ского факультета.
Предмет исследования: ценностно-мотивационная сфера лично¬сти выпускника.
Исходя из выше изложенного, нами была сформулирована гипо¬теза исследования: мотивация достижения и мотив «стремления к лю¬дям» являются доминирующими у выпускников ВУЗа и положительно влияют на дальнейший выбор профессии педагога. Взаимосвязь моти¬вации достижения и аффилиации является благоприятной для педаго¬гической деятельности и определяет содержание системы ценностей личности педагога.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1: Структура мотивационной сферы студента . . . . . .7
1. 1. Мотивация как психологическая категория . . . . . . . . . . .7
1. 2. Структура мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1. 3. Мотивация педагогической деятельности . . . . . . . . . . .18
ГЛАВА 2: Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . .24
2. 1. Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2. 2. Виды ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
ГЛАВА 3. Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета . . . . . . . . 38
3. 1. Методы и ход исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
3. 2. Результаты исследования и их обсуждение . . . . . . . . . .44
3. 3. Выводы и рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

Файлы: 1 файл

Черновик2.doc

— 3.23 Мб (Скачать файл)

 

Перейдем от основных показателей, указанных в таблице по каж­дому тесту, к более детальному рассмотрению каждого из них. 

Результаты, полученные при изучении аффиляции, позволили построить усредненные по тесту группы и выявить наиболее значимые по некоторым факторам (см. рис. 2) уровни мотива в процентном соот­ношении.

    Рис. 2. Усредненные результаты по опроснику аффилиации.

Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тен­денции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с по­требностью аффи­лиации: стремление к людям и боязнь быть от­вергнутыми.  

Аффилиация для людей педагогичес­ких профессий должна быть одной из главных потребностей и, по крайней мере, не уступать тем по­требностям, удовлетворение которых, напротив, как-то разъединяет лю­дей.

Посчитав суммарный балл по каждому испытуемому с использова­нием суммарной шкалы и метода непосредственного наблюдения за ис­пытуемыми в коллективе, мы получили 4 следующие типичных сочетания двух обсуждае­мых мотивов (см. рис. 2).

1.      Из исследования видно, что 40% процентов испытуемых имеют по­казатель с высоким уровнем развития мотива «стремление к лю­дям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть от­вергнутым». Такой человек активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном только положитель­ные эмоции. Это на наш взгляд, является очень хорошим показателем для работы по профессии учитель, т.к. он не должен бояться об­щения и общаться с учениками, а наоборот получать от этого общения и от работы в целом только удовлетворение. Мотив аффилиации обычно проявляется, как стремление человека наладить добрые, эмоци­онально положительные взаимоотно­шения с людьми. Внутрен­не, или психологически, он выступает в виде чувства привязан­ности, верности, а внешне — в общи­тельности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, по­стоянно находиться вместе с ними. Любовь к человеку — выс­шее духовное проявление дан­ного мотива. В результате удовле­творения мотива аффилиации между людьми складываются доверитель­ные, открытые взаимоотношения, основанные на симпатиях и взаимопомощи, что так же будет только способст­вовать обучению детей, их лучшей успеваемости. Партне­ры по общению не рассматрива­ют друг друга как средство удовлетво­рения личных потребностей, не стремятся к доминированию друг над другом, а рассчитыва­ют на равноправное сотрудничество, что является неотъемлемой частью учебно-педагогического про­цесса.

2.      Студентов, у которых высокий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мо­тива «стремление к людям» получилось 25%. Индивид, обладаю­щий таким сочетанием обоих мотивов, напротив, активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества. Данный контингент людей вызывает некоторое недоверие к себе, они одиноки или имеют уз­кий круг друзей, у них слабо развиты умения и навыки общения. И все же, по наблюдению, невзирая на страх быть отвергнутыми, они так же, как и те, у кого силен мотив аффилиации, стремятся к общению, поэтому нет оснований го­ворить о них как о не имеющих выраженной потребности в общении. Но это у них получается хуже, а если не получается вовсе, то это достав­ляет им разочарование. Такие люди могут, но их педагогиче­ская деятельность и успехи в ней, на наш взгляд, будет не­много отличаться, чем у людей с высоким уровнем развития мотива аффиляции.

3.      Так же у нас получились результаты, где у испытуемых их 15% по­лучились низкий уровень развития обоих мотивов. Такое сочета­ние данных мотивационных тенденций характеризует человека, ко­торый, живя среди людей, общаясь с ними, не испытывает от этого ни положительных, ни отрицательных эмоций и хорошо себя чув­ствует как среди людей, так и без них. 

4.      Со средним значением мотивационных тенденций «стрем­ление к лю­дям» и «боязнь быть отвергнутым» получилось 20% человек из группы. В принципе ничего определен­ного о возможном поведении человека и его переживаниях, свя­занных с человеческими отноше­ниями, сказать нельзя.

5.      В данном исследовании могло еще получится значение с высоким уровнем развития мотива «стремление к людям», сочетаемым с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Индивид, имеющий такое сочетание обоих моти­вов, характеризу­ется сильно выраженным внутренним конфлик­том между стремле­нием к людям и их избеганием, который воз­никает каждый раз, ко­гда ему приходится встречаться с незна­комыми людьми. Но в на­шей группе испытуемых такого результата нет не у кого.

Таким образом, можно отметить, что большая часть группы, а именно 65%, имеет результат с высоким уровнем развития мотива аффиляции. Сопос­тавление этих факторов позволяет заключить, что это неплохая основа предрасположенности к учительскому труду у студентов. 

У 15% низкий уровень данной мотивации и данная предрасполо­женность у них развита слабо.

А у 20% данный вид мотивации занимает промежуточное значе­ние, однако, в этом есть и положительный момент. Описанная мотива­ция приведет к занятию их той деятельностью, которая в будущем усилит, обострит, акцентирует их, приближая к более высокой  степени выраженности мотива.

В результате исследования ценностных ориентаций личности по тесту Рокича была составлена иерархия ценностей студентов группы, разделенных по половому признаку (табл. 2 – 3, рис. 3 - 4).

Таблица 2.

Усредненные показатели терминальных ценно­стей группы студентов и группы студенток

Терминальные ценности

Р

Студентки

Студенты

ТЦ1(активная деятельная жизнь)

ТЦ2 (жизненная мудрость)

ТЦ3 (здоровье)

ТЦ4 (красота природы и искусства)

ТЦ5 (интересная работа)

ТЦ6 (общественное признание)

ТЦ7 (материально обеспеченная жизнь)

ТЦ8 (наличие хороших друзей)

ТЦ9 (любовь)

ТЦ10 (познание)

ТЦ11 (продуктивная жизнь)

ТЦ12 (развитие)

ТЦ13 (развлечения)

ТЦ14 (свобода)

ТЦ15 (счастливая семейная жизнь)

ТЦ16 (творчество)

ТЦ17 (счастье других)

ТЦ18 (уверенность в себе)

0,404

0,789

0,557

0,912

0,751

0,488

0,727

0,994

0,321

0,410

0,587

0,200

0,532

0,886

0,714

0,929

0,476

0,683

10,48

7,95

4,62

8,33

13,67

4,43

7,76

5,81

13,43

12,23

11,33

9,81

19,19

9,33

4,14

12,33

15,29

8,52

9,20

8,50

3,90

8,50

14,30

3,60

7,00

5,80

11,80

13,40

11,90

11,50

13,20

9,10

4,70

12,50

14,40

7,70

 

Таблица 3.

Усредненные показатели инструментальных ценно­стей группы студентов и группы студенток

Инструментальные ценности

Р

Студентки

Студенты

ИЦ1 (аккуратность)

ИЦ2 (воспитанность)

ИЦ3 (высокие запросы)

ИЦ4 (жизнерадостность)

ИЦ5 (исполнительность)

ИЦ6 (независимость)

ИЦ7 (непримиримость к недостаткам)

ИЦ8 (образованность)

ИЦ9 (ответственность)

ИЦ10 (рационализм)

ИЦ11 (самоконтроль)

ИЦ12(смелость в отстаивании мнения)

ИЦ13 (твердая воля)

ИЦ14 (терпимость)

ИЦ15 (широта взглядов)

ИЦ16 (честность)

ИЦ17 (эффективность в делах)

ИЦ18 (чуткость)

0,938

0,567

0,139

0,499

0,162

0,203

0,033

0,790

0,288

0,451

0,524

0,042

0,067

0,860

0,985

0,083

0,793

0,070

7,43

5,24

15,52

7,67

10,29

8,90

16,33

6,71

7,43

11,95

6,90

10,48

7,90

10,24

7,43

8,48

11,19

10,90

7,30

6,20

12,80

6,40

12,80

6,10

12,90

7,20

5,60

13,20

8,00

7,40

10,80

9,90

7,40

12,00

11,70

13,30

 

Как видно из таблицы иерархия предпочитаемых терминальных ценностей имеет практически одинаковую направленность и у юношей и девушек. Абстрактные жизненные ценности (творчество, счастье других людей) носят пассивный характер (красота природы и искус­ства) тоже. По мнению Франкла [Франкл В., 1990]: у человека, который особенно стремится к наслаждениям и развлечениям оказывается, в конечном счете, фрустрировано стремление к смыслу.

Следует отметить, что у студентов ведущее место среди ценно­стей занимает творчество (возможность творческой деятельности).

При анализе инструментальных ценностей было также обнару­жено сходство иерархий, хотя направленность этих иерархий носит у девушек более индивидуалистический характер. Они более ценят не­примиримость к недостаткам в себе и других, рационализм, в то время как, юноши отдают предпочтение эффективности в делах. Помимо этого прослеживается взаимосвязь между отвергаемыми инструмен­тальными ценностями и рейтингом положительных личностных качеств у мужского и женского пола. Это еще раз подтверждает отсутствие на­правленности на педагогическую деятельность у студентов, и, наобо­рот, у девушек (правда не у всех). Основными же пятью ценностями, что у юношей, что и у девушек являются следующие ценности (только степень у девушек и у юношей разная). Из терминальных ценностей можно выделить следующие:

      ТЦ13 (развлечения: приятное, необременительное времяпровож­дение, отсутствие обязанностей) причем у девушек она преобла­дает, чем у юношей.

      ТЦ16 (творчество: возможность творческой деятельности). Преоб­ладание этой ценности у молодых людей больше.

      ТЦ5 (интересная работа) и у молодых людей выраженность этой ценности выше, чем у девушек.

      ТЦ9 (любовь: духовная и физическая близость с любимым челове­ком), понятно, что у девушек она выше.

      ТЦ17 (счастье других: благосостояние, развитие и совершенство­вание других людей, всего народа, человечества в целом), так же как и предыдущая ценность, эта так же преобладает у студенток.

Если говорить о данных перечисленных ценностях примени­тельно к педагогической профессии, то они все неплохо согласуются с ней. ТЦ13 (развлечения: приятное, необременительное времяпровож­дение, отсутствие обязанностей) плохо согласуется с будущей про­фессией, но если учесть фактор возраста, то можно считать преобла­дание данной ценности временным явлением, но преобладание ее у девушек, как-то настораживает. Все же остальные ценности очень хо­рошо подходят для педагогической деятельность, ТЦ17 (счастье дру­гих: благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) и ТЦ9 (любовь: духовная и физи­ческая близость с любимым человеком) являются необходимыми ка­чествами учителя. Потому что без любви к детям, на наш взгляд, не­чего делать  в школе. ТЦ5 (интересная работа) и ТЦ16 (творчество: возможность творческой деятельности) так же взаимосвязаны и необ­ходимы для педагога. Интерес (заинтересованность) в какой-либо дея­тельности несет уже половину успеха, а творчество и есть творчество, т.к. педагог творит (ваяет) внутренний мир детей и только от него (по большому счету) зависит, каким он будет.

Из инструментальных ценностей можно выделить следующие:

      ИЦ7 (непримиримость к недостаткам в себе и в людях), данная ценность преобладает, причем намного, у девушек, чем у юно­шей.

      ИЦ3 (высокие запросы: высокие требования к жизни и высокие притязания), так же у студенток больше.

      ИЦ10 (рационализм: умение здраво и логично мыслить, прини­мать обдуманные, рациональные решения), а здесь степень реализации выше у юношей.

      ИЦ17 (эффективность в делах: трудолюбие, эффективность ра­боте), у юношей больше.

      ИЦ5 (исполнительность: дисциплинированность), данная цен­ность не просто больше, а на много больше у парней, чем у девчонок.

Данные ценности так же неплохо согласуются с педагогической деятельностью. Но если говорить о  ценности ИЦ3 (высокие запросы: высокие требования к жизни и высокие притязания), то она как-то не подходит для работы учителем, т.к. материальное обеспечение учите­лей на данный момент желает оставлять лучшего. Поэтому данная ценность сыграет отрицательную роль в плане дальнейшего выбора профессии после окончания ВУЗа и не в сторону педагогической дея­тельности. Но если рассматривать всю получающуюся систему ценно­стей и терминальных и инструментальных, получается неплохая кар­тина. Многие выпускники готовы и могут идти работать дальше по профессии. 

В результате исследования мотивации  достижения были получены следующие результаты (см. рис. 5).

Рис. 5. Усредненные данные по мотивации достижения.

По результатам выборки имеем, что мотив достижения успеха преобладает у 45% опрошенных. Такие люди обычно ставят перед собой в деятельности неко­торую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало добиваться только ус­пехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия на­прав­ленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когни­тивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т.е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а свя­занная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна пол­ная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность вни­мания на достижении поставленной цели.

Мотив избегание неудачи обнаружился у 35% испытуемых. Их явно выраженная цель в деятельно­сти заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, что­бы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую оче­редь подчинены именно этой цели. Человек, изначально моти­вированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С ра­бо­той, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные пережи­вания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяго­тится ею. В резуль­тате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом — жизненным неудачником.

Информация о работе Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета