Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 18:53, курсовая работа
Объект исследования: личность выпускника физико-математиче¬ского факультета.
Предмет исследования: ценностно-мотивационная сфера лично¬сти выпускника.
Исходя из выше изложенного, нами была сформулирована гипо¬теза исследования: мотивация достижения и мотив «стремления к лю¬дям» являются доминирующими у выпускников ВУЗа и положительно влияют на дальнейший выбор профессии педагога. Взаимосвязь моти¬вации достижения и аффилиации является благоприятной для педаго¬гической деятельности и определяет содержание системы ценностей личности педагога.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1: Структура мотивационной сферы студента . . . . . .7
1. 1. Мотивация как психологическая категория . . . . . . . . . . .7
1. 2. Структура мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1. 3. Мотивация педагогической деятельности . . . . . . . . . . .18
ГЛАВА 2: Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . .24
2. 1. Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2. 2. Виды ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
ГЛАВА 3. Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета . . . . . . . . 38
3. 1. Методы и ход исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
3. 2. Результаты исследования и их обсуждение . . . . . . . . . .44
3. 3. Выводы и рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Перейдем от основных показателей, указанных в таблице по каждому тесту, к более детальному рассмотрению каждого из них.
Результаты, полученные при изучении аффиляции, позволили построить усредненные по тесту группы и выявить наиболее значимые по некоторым факторам (см. рис. 2) уровни мотива в процентном соотношении.
Рис. 2. Усредненные результаты по опроснику аффилиации.
Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тенденции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми.
Аффилиация для людей педагогических профессий должна быть одной из главных потребностей и, по крайней мере, не уступать тем потребностям, удовлетворение которых, напротив, как-то разъединяет людей.
Посчитав суммарный балл по каждому испытуемому с использованием суммарной шкалы и метода непосредственного наблюдения за испытуемыми в коллективе, мы получили 4 следующие типичных сочетания двух обсуждаемых мотивов (см. рис. 2).
1. Из исследования видно, что 40% процентов испытуемых имеют показатель с высоким уровнем развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Такой человек активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции. Это на наш взгляд, является очень хорошим показателем для работы по профессии учитель, т.к. он не должен бояться общения и общаться с учениками, а наоборот получать от этого общения и от работы в целом только удовлетворение. Мотив аффилиации обычно проявляется, как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне — в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Любовь к человеку — высшее духовное проявление данного мотива. В результате удовлетворения мотива аффилиации между людьми складываются доверительные, открытые взаимоотношения, основанные на симпатиях и взаимопомощи, что так же будет только способствовать обучению детей, их лучшей успеваемости. Партнеры по общению не рассматривают друг друга как средство удовлетворения личных потребностей, не стремятся к доминированию друг над другом, а рассчитывают на равноправное сотрудничество, что является неотъемлемой частью учебно-педагогического процесса.
2. Студентов, у которых высокий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям» получилось 25%. Индивид, обладающий таким сочетанием обоих мотивов, напротив, активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества. Данный контингент людей вызывает некоторое недоверие к себе, они одиноки или имеют узкий круг друзей, у них слабо развиты умения и навыки общения. И все же, по наблюдению, невзирая на страх быть отвергнутыми, они так же, как и те, у кого силен мотив аффилиации, стремятся к общению, поэтому нет оснований говорить о них как о не имеющих выраженной потребности в общении. Но это у них получается хуже, а если не получается вовсе, то это доставляет им разочарование. Такие люди могут, но их педагогическая деятельность и успехи в ней, на наш взгляд, будет немного отличаться, чем у людей с высоким уровнем развития мотива аффиляции.
3. Так же у нас получились результаты, где у испытуемых их 15% получились низкий уровень развития обоих мотивов. Такое сочетание данных мотивационных тенденций характеризует человека, который, живя среди людей, общаясь с ними, не испытывает от этого ни положительных, ни отрицательных эмоций и хорошо себя чувствует как среди людей, так и без них.
4. Со средним значением мотивационных тенденций «стремление к людям» и «боязнь быть отвергнутым» получилось 20% человек из группы. В принципе ничего определенного о возможном поведении человека и его переживаниях, связанных с человеческими отношениями, сказать нельзя.
5. В данном исследовании могло еще получится значение с высоким уровнем развития мотива «стремление к людям», сочетаемым с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Индивид, имеющий такое сочетание обоих мотивов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми. Но в нашей группе испытуемых такого результата нет не у кого.
Таким образом, можно отметить, что большая часть группы, а именно 65%, имеет результат с высоким уровнем развития мотива аффиляции. Сопоставление этих факторов позволяет заключить, что это неплохая основа предрасположенности к учительскому труду у студентов.
У 15% низкий уровень данной мотивации и данная предрасположенность у них развита слабо.
А у 20% данный вид мотивации занимает промежуточное значение, однако, в этом есть и положительный момент. Описанная мотивация приведет к занятию их той деятельностью, которая в будущем усилит, обострит, акцентирует их, приближая к более высокой степени выраженности мотива.
В результате исследования ценностных ориентаций личности по тесту Рокича была составлена иерархия ценностей студентов группы, разделенных по половому признаку (табл. 2 – 3, рис. 3 - 4).
Таблица 2.
Усредненные показатели терминальных ценностей группы студентов и группы студенток
Терминальные ценности | Р | Студентки | Студенты |
ТЦ1(активная деятельная жизнь) ТЦ2 (жизненная мудрость) ТЦ3 (здоровье) ТЦ4 (красота природы и искусства) ТЦ5 (интересная работа) ТЦ6 (общественное признание) ТЦ7 (материально обеспеченная жизнь) ТЦ8 (наличие хороших друзей) ТЦ9 (любовь) ТЦ10 (познание) ТЦ11 (продуктивная жизнь) ТЦ12 (развитие) ТЦ13 (развлечения) ТЦ14 (свобода) ТЦ15 (счастливая семейная жизнь) ТЦ16 (творчество) ТЦ17 (счастье других) ТЦ18 (уверенность в себе) | 0,404 0,789 0,557 0,912 0,751 0,488 0,727 0,994 0,321 0,410 0,587 0,200 0,532 0,886 0,714 0,929 0,476 0,683 | 10,48 7,95 4,62 8,33 13,67 4,43 7,76 5,81 13,43 12,23 11,33 9,81 19,19 9,33 4,14 12,33 15,29 8,52 | 9,20 8,50 3,90 8,50 14,30 3,60 7,00 5,80 11,80 13,40 11,90 11,50 13,20 9,10 4,70 12,50 14,40 7,70 |
Таблица 3.
Усредненные показатели инструментальных ценностей группы студентов и группы студенток
Инструментальные ценности | Р | Студентки | Студенты |
ИЦ1 (аккуратность) ИЦ2 (воспитанность) ИЦ3 (высокие запросы) ИЦ4 (жизнерадостность) ИЦ5 (исполнительность) ИЦ6 (независимость) ИЦ7 (непримиримость к недостаткам) ИЦ8 (образованность) ИЦ9 (ответственность) ИЦ10 (рационализм) ИЦ11 (самоконтроль) ИЦ12(смелость в отстаивании мнения) ИЦ13 (твердая воля) ИЦ14 (терпимость) ИЦ15 (широта взглядов) ИЦ16 (честность) ИЦ17 (эффективность в делах) ИЦ18 (чуткость) | 0,938 0,567 0,139 0,499 0,162 0,203 0,033 0,790 0,288 0,451 0,524 0,042 0,067 0,860 0,985 0,083 0,793 0,070 | 7,43 5,24 15,52 7,67 10,29 8,90 16,33 6,71 7,43 11,95 6,90 10,48 7,90 10,24 7,43 8,48 11,19 10,90 | 7,30 6,20 12,80 6,40 12,80 6,10 12,90 7,20 5,60 13,20 8,00 7,40 10,80 9,90 7,40 12,00 11,70 13,30 |
Как видно из таблицы иерархия предпочитаемых терминальных ценностей имеет практически одинаковую направленность и у юношей и девушек. Абстрактные жизненные ценности (творчество, счастье других людей) носят пассивный характер (красота природы и искусства) тоже. По мнению Франкла [Франкл В., 1990]: у человека, который особенно стремится к наслаждениям и развлечениям оказывается, в конечном счете, фрустрировано стремление к смыслу.
Следует отметить, что у студентов ведущее место среди ценностей занимает творчество (возможность творческой деятельности).
При анализе инструментальных ценностей было также обнаружено сходство иерархий, хотя направленность этих иерархий носит у девушек более индивидуалистический характер. Они более ценят непримиримость к недостаткам в себе и других, рационализм, в то время как, юноши отдают предпочтение эффективности в делах. Помимо этого прослеживается взаимосвязь между отвергаемыми инструментальными ценностями и рейтингом положительных личностных качеств у мужского и женского пола. Это еще раз подтверждает отсутствие направленности на педагогическую деятельность у студентов, и, наоборот, у девушек (правда не у всех). Основными же пятью ценностями, что у юношей, что и у девушек являются следующие ценности (только степень у девушек и у юношей разная). Из терминальных ценностей можно выделить следующие:
ТЦ13 (развлечения: приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей) причем у девушек она преобладает, чем у юношей.
ТЦ16 (творчество: возможность творческой деятельности). Преобладание этой ценности у молодых людей больше.
ТЦ5 (интересная работа) и у молодых людей выраженность этой ценности выше, чем у девушек.
ТЦ9 (любовь: духовная и физическая близость с любимым человеком), понятно, что у девушек она выше.
ТЦ17 (счастье других: благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), так же как и предыдущая ценность, эта так же преобладает у студенток.
Если говорить о данных перечисленных ценностях применительно к педагогической профессии, то они все неплохо согласуются с ней. ТЦ13 (развлечения: приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей) плохо согласуется с будущей профессией, но если учесть фактор возраста, то можно считать преобладание данной ценности временным явлением, но преобладание ее у девушек, как-то настораживает. Все же остальные ценности очень хорошо подходят для педагогической деятельность, ТЦ17 (счастье других: благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) и ТЦ9 (любовь: духовная и физическая близость с любимым человеком) являются необходимыми качествами учителя. Потому что без любви к детям, на наш взгляд, нечего делать в школе. ТЦ5 (интересная работа) и ТЦ16 (творчество: возможность творческой деятельности) так же взаимосвязаны и необходимы для педагога. Интерес (заинтересованность) в какой-либо деятельности несет уже половину успеха, а творчество и есть творчество, т.к. педагог творит (ваяет) внутренний мир детей и только от него (по большому счету) зависит, каким он будет.
Из инструментальных ценностей можно выделить следующие:
ИЦ7 (непримиримость к недостаткам в себе и в людях), данная ценность преобладает, причем намного, у девушек, чем у юношей.
ИЦ3 (высокие запросы: высокие требования к жизни и высокие притязания), так же у студенток больше.
ИЦ10 (рационализм: умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения), а здесь степень реализации выше у юношей.
ИЦ17 (эффективность в делах: трудолюбие, эффективность работе), у юношей больше.
ИЦ5 (исполнительность: дисциплинированность), данная ценность не просто больше, а на много больше у парней, чем у девчонок.
Данные ценности так же неплохо согласуются с педагогической деятельностью. Но если говорить о ценности ИЦ3 (высокие запросы: высокие требования к жизни и высокие притязания), то она как-то не подходит для работы учителем, т.к. материальное обеспечение учителей на данный момент желает оставлять лучшего. Поэтому данная ценность сыграет отрицательную роль в плане дальнейшего выбора профессии после окончания ВУЗа и не в сторону педагогической деятельности. Но если рассматривать всю получающуюся систему ценностей и терминальных и инструментальных, получается неплохая картина. Многие выпускники готовы и могут идти работать дальше по профессии.
В результате исследования мотивации достижения были получены следующие результаты (см. рис. 5).
Рис. 5. Усредненные данные по мотивации достижения.
По результатам выборки имеем, что мотив достижения успеха преобладает у 45% опрошенных. Такие люди обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т.е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.
Мотив избегание неудачи обнаружился у 35% испытуемых. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом — жизненным неудачником.