Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: личность выпускника физико-математиче¬ского факультета.
Предмет исследования: ценностно-мотивационная сфера лично¬сти выпускника.
Исходя из выше изложенного, нами была сформулирована гипо¬теза исследования: мотивация достижения и мотив «стремления к лю¬дям» являются доминирующими у выпускников ВУЗа и положительно влияют на дальнейший выбор профессии педагога. Взаимосвязь моти¬вации достижения и аффилиации является благоприятной для педаго¬гической деятельности и определяет содержание системы ценностей личности педагога.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1: Структура мотивационной сферы студента . . . . . .7
1. 1. Мотивация как психологическая категория . . . . . . . . . . .7
1. 2. Структура мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1. 3. Мотивация педагогической деятельности . . . . . . . . . . .18
ГЛАВА 2: Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . .24
2. 1. Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2. 2. Виды ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
ГЛАВА 3. Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета . . . . . . . . 38
3. 1. Методы и ход исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
3. 2. Результаты исследования и их обсуждение . . . . . . . . . .44
3. 3. Выводы и рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

Файлы: 1 файл

Черновик2.doc

— 3.23 Мб (Скачать файл)

То, в какой степени данная ценность важна для индивида, рас­сматри­вается исследователями как количественная характеристика ценностной сферы. Для ее оценки учеными созданы различные опрос­ники, позволя­ющие измерить степень важности, которую придает инди­вид той или иной ценности. Количественная оценка совокупности от­дельных ценностей позволяет выявить систему ценностей индивида. Она обычно представ­ляет иерархическую структуру, в которой одни ценности имеют значи­тельно больший вес и предпочитаются другим.


ГЛАВА 3. Исследование  ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета

3. 1. Методы и ход исследования

 

В эксперименте мы исследовали ценностно-мотивационную сферу студентов физико-математического факультета.  В нашей ра­боте мы попытались показать, что мотивация достижения и мотив «стремления к людям» являются доминирующими у выпускников ВУЗа и положительно влияют на дальнейший выбор профессии педагог. Взаимосвязь мотивации достижения и аффилиации является благо­приятной для педагогической деятельности и определяет содержание системы ценностей личности педагога.

Для этого нами использовались следующие методики: тест цен­ностных ориентаций М. Рокича, тест-опросник измерения мотивации достижения  А. Мехрабиана  в модификации М. Ш. Магомед-Эмимо­вым, опросник аффилиации А. Мехрабиана.

 

Тест ценностных ориентаций

Для исследования системы ценностных ориентаций студентов в структуре профессионально значимых  личностных качеств нами  была использована методика М. Рокича. Методика основана на приеме пря­мого ранжирования двух  списков по 18 ценностей в каждом: терми­нальных (ценностей-целей) и инструментальных (ценностей-средств), отпечатанных на листах бумаги в алфавитном порядке. Испытуемым предлагалось поставить против каждого обозначения соответствую­щее ранговое число от 1 до 18.

Терминальные ценности - это основные цели человека, они от­ражают долговременную жизненную перспективу. То, к чему он стре­мится сейчас и в будущем. Инструментальные ценности характери­зуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реали­зовать терминальные ценности. Добавим, что подобное деление цен­ностей достаточно условно, ибо на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности инструментальные ценности, выра­жающие в основном качества личности, могут выступать и как цели жизни, играя роль терминальных.

Для конкретизации критериев ранжирования испытуемым пред­лагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемым предлагалось оценить в процентах степень реа­лизованности каждой из ценностей в его жизни. Для получения группо­вых результатов для каждой из ценностей подсчитывалось среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы, а затем полу­ченные усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировались в порядке возрастания: ценности с наименьшим рангом приписывался вторичный ранг 1, следующей 2 и т.д. Результатом этой процедуры яв­лялась групповая иерархия ценностных ориентаций, представленная в той же форме, что и индивидуальные результаты. Ценности, попавшие в верхнюю часть  иерархии, интерпретировались как предпочитаемые, в среднюю и нижнюю часть как незначимые. Кроме того, нами анали­зировалась направленность ценностных ориентаций данной профес­сиональной группы.

 

Тест-опросник измерения мотивации достижения

Тест-опросник А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эмимова для измерения мотивации дости­жения (ТМД) предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мо­тива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оце­нивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Ме­тодика применяется для исследовательских целей при диагностике мо­тивации достижения у старших школьников и сту­дентов. Тест пред­ставляет собой опросник, имею­щий две формы — мужскую (форма «А») и жен­скую (форма «Б»). Методика заключается в виде оценки сте­пени согласия или не согласия отвечающего с каждым из утверждений, с использованием следующей шкалы:

+3 – полностью согласен

+2 – согласен

+1 – скорее согласен, чем не согласен

0 – нейтрален

-1 – скорее не согласен, чем согласен

-2 – не согласен

-3 – полностью не согласен

По каждому отвечающему подсчитывается суммарный балл его ответов, в соответствии с ключом данного теста. На основе подсчета суммарного бала определяем, какая мотивационная тенденция доми­нирует у испытуемого, а для более подробного анализа, баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируем и вы­деляем две контрастные группы: верхние 27 % выборки характеризу­ются мотивом стремления к успеху, а нижние 27 % - мотивом избега­ния неудач.

 

Тест-опросник измерения мотивации аффилиации А. Мехрабиана

Под аффилиацией понимается потребность человека в уста­новле­нии, сохранении и упрочении добрых отношений с людь­ми. Индивид, об­ладающий этой потребностью, не только посто­янно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмо­ционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Иногда эта потребность становится для человека настолько зна­чимой, что перевешивает остальные. Аффилиация для людей педагоги­чес­ких профессий должна быть одной из главных потребностей и, по крайней мере, не уступать тем потребностям, удовлетворение которых, напротив, как-то разъединяет людей.

Испытуемые, проходящие тестирование по данной методи­ке, перед началом исследования получают инструкцию следую­щего содержания:

«Вам предлагается несколько десятков суждений, ознакомив­шись с которыми необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы:

+ 3 — полностью согласен,

+ 2 — согласен,

+ 1 — скорее согласен, чем не согласен,

   0 — ни да, ни нет,

-   1 — скорее не согласен, чем согласен,

-   2 — не согласен,

-   3 — полностью не согласен.

Меру своего согласия с тем или иным утверждением можно выра­зить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения».

Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тен­денции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с по­требностью аффи­лиации: стремление к людям и боязнь быть от­вергнутыми. Соответст­венно, испытуемым предлагаются для от­ветов два разных опросника, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тен­денции, а другой — второй.

По каждому отвечающему подсчитывается суммарный балл его ответов, в соответствии с ключом данного теста и для каждого отдельно устанавливаются уро­вень развития мотива «стремление к людям» и уровень разви­тия мотива «боязнь быть отвергнутым». При этом пользу­ются следующей суммарной шкалой:

Сумма баллов от 32 до 80 — низкий уровень развития данно­го мо­тива.

Сумма баллов от 81 до 176 — средний уровень развития мотива.

Сумма баллов от 177 до 224 — высокий уровень развития мотива.

Возможны следующие типичные сочетания двух обсуждае­мых мо­тивов и способы их интерпретации:

1. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетае­мый с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отверг­нутым». Индивид, имеющий такое сочетание обоих моти­вов, характеризу­ется сильно выраженным внутренним конфлик­том между стремлением к людям и их избеганием, который воз­никает каждый раз, когда ему прихо­дится встречаться с незна­комыми людьми.

2. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетае­мый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть от­вергну­тым». Такой человек активно ищет контактов и общения с людьми, испы­тывая от этого в основном только положитель­ные эмоции.

3.      Высокий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в сово­купности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям». Индивид, обладающий таким сочетанием обоих мотивов, напротив, ак­тивно избегает контактов с людьми, ищет одиночества.

4.      Низкий уровень развития обоих мотивов. Такое сочетание данных мо­тивационных тенденций характеризует человека, который, живя среди людей, общаясь с ними, не испытывает от этого ни положительных, ни от­рицательных эмоций и хорошо себя чув­ствует как среди людей, так и без них.

При средних значениях мотивационных тенденций «стрем­ление к людям» и «боязнь быть отвергнутым» ничего определен­ного о возможном поведении человека и его переживаниях, свя­занных с человеческими от­ношениями, сказать нельзя [Немов Р. С., 1995].

Данные методики были выбраны нами неслучайно т.к. для педа­гогов и успешной педагогической деятельности мотив стремления к ус­пеху должен иметь главенствующий характер и преобладать над моти­вом избегания неудач (Тест-опросник измерения мотивации достижения). Такое сочетание этих двух мотивов благоприятно при любой дея­тельности, но в педагогической преобладание мотива стремления к успеху должно быть намного больше, т.к. школьный учитель (особенно в начале работы по профессии, т.е. сразу после окончания ВУЗа) встречает много проблем. И если у человека преобладает мотив избе­гания неудач, то ему сложнее справится с возникающими трудностями и проблемами, чем человеку, у которого преобладает мотив стремле­ния к успеху.

Так же  отметим, что наиболее благоприятным для пе­дагога сочета­нием мотивационных стремлений является такое, при котором «стремле­ние к людям» развито сильно, а «бо­язнь быть отвергнутым» — слабо или средне (Опросник аффилиации).

Поэтому нами были выбраны данные методики, что бы измерить вышеперечисленные мотивы. 

Эксперимент был проведен на базе физико-математического фа­культета Смоленского Государственного Педагогического Универси­тета. Участвовали студенты 5 курса.

Возрастной состав испытуемых от 20 до 23 лет. Общее количе­ство составило 20 человек, из них 11 юношей и 9 девушек.

Форма проведения эксперимента групповая. Общее время тести­рования занимало от 1 до 1,5 часов

Обработка полученных данных проводилась в два этапа. Пер­вичная обработка протоколов ответов была выполнена вручную. Затем все показатели были занесены в таблицы и включены в общую мат­рицу для статистической обработки.


3. 2. Результаты исследования и их обсуждение

Для наглядного представления положения в группе мы вводим таблицу 1 (см. табл.1), где указаны основные усредненные показатели по всем тестам, использованные нами в нашем исследовании, преоб­ладающие в группе. Из данной таблицы можно найти, что средние ве­личины показателей по различным тестам сочетаются между собой (это сделано путем сравнительного анализа), т.е.  высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть от­вергнутым» по опроснику аффиляции сочетается с высоким уровнем мотива достижения успеха, выявлен­ного с помощью тест-опросника измерения мотивации достижения, что является хорошим показателем для профессии - педагог. Так же из данной таблицы можно видеть основные преобладающие ценности по группе (так же в процентном соотношении). Например, ценность ТЦ13 (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обя­занностей) плохо согласуются с дальнейшей профессией, но если от­метить возраст испытуемых сразу все становится на свои места (можно предположить, что это временное возрастное явление).

Таблица 1.

Показатели индивидуально-психологических характеристик студентов, при исследовании ценностно-мотивационной сферы личности.

Показатели

% соотно­шение по группе

Средние зна­чения

Опросник аффиляции (баллы):

Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «бо­язнь быть от­вергнутым».

Высокий уровень развития мотива «бо­язнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям»

 

 

40

 

 

 

25

 

 

184,14

 

 

 

128,5

 

Тест Рокича:

 

ИЦ7 (непримиримость к недостаткам в себе и других)

ИЦ12 (смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов)

ТЦ13 (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обя­занностей)

ТЦ1 (активная деятельная жизнь)

 

 

42

 

29

 

44

 

 

33

Сту­дентки

Сту­денты

16,33

 

10,48

 

19,19

 

 

10,48

12,90

 

7,40

 

13,20

 

 

9,20

Мотивации достижения:

Мотив достижения успеха

Мотив избегание неудачи.

 

45

 

35

 

145,2

 

121,7

 

 

Информация о работе Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета