Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 18:53, курсовая работа
Объект исследования: личность выпускника физико-математиче¬ского факультета.
Предмет исследования: ценностно-мотивационная сфера лично¬сти выпускника.
Исходя из выше изложенного, нами была сформулирована гипо¬теза исследования: мотивация достижения и мотив «стремления к лю¬дям» являются доминирующими у выпускников ВУЗа и положительно влияют на дальнейший выбор профессии педагога. Взаимосвязь моти¬вации достижения и аффилиации является благоприятной для педаго¬гической деятельности и определяет содержание системы ценностей личности педагога.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1: Структура мотивационной сферы студента . . . . . .7
1. 1. Мотивация как психологическая категория . . . . . . . . . . .7
1. 2. Структура мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1. 3. Мотивация педагогической деятельности . . . . . . . . . . .18
ГЛАВА 2: Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . .24
2. 1. Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2. 2. Виды ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
ГЛАВА 3. Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета . . . . . . . . 38
3. 1. Методы и ход исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
3. 2. Результаты исследования и их обсуждение . . . . . . . . . .44
3. 3. Выводы и рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
То, в какой степени данная ценность важна для индивида, рассматривается исследователями как количественная характеристика ценностной сферы. Для ее оценки учеными созданы различные опросники, позволяющие измерить степень важности, которую придает индивид той или иной ценности. Количественная оценка совокупности отдельных ценностей позволяет выявить систему ценностей индивида. Она обычно представляет иерархическую структуру, в которой одни ценности имеют значительно больший вес и предпочитаются другим.
ГЛАВА 3. Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета
3. 1. Методы и ход исследования
В эксперименте мы исследовали ценностно-мотивационную сферу студентов физико-математического факультета. В нашей работе мы попытались показать, что мотивация достижения и мотив «стремления к людям» являются доминирующими у выпускников ВУЗа и положительно влияют на дальнейший выбор профессии педагог. Взаимосвязь мотивации достижения и аффилиации является благоприятной для педагогической деятельности и определяет содержание системы ценностей личности педагога.
Для этого нами использовались следующие методики: тест ценностных ориентаций М. Рокича, тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эмимовым, опросник аффилиации А. Мехрабиана.
Тест ценностных ориентаций
Для исследования системы ценностных ориентаций студентов в структуре профессионально значимых личностных качеств нами была использована методика М. Рокича. Методика основана на приеме прямого ранжирования двух списков по 18 ценностей в каждом: терминальных (ценностей-целей) и инструментальных (ценностей-средств), отпечатанных на листах бумаги в алфавитном порядке. Испытуемым предлагалось поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18.
Терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. То, к чему он стремится сейчас и в будущем. Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности. Добавим, что подобное деление ценностей достаточно условно, ибо на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности инструментальные ценности, выражающие в основном качества личности, могут выступать и как цели жизни, играя роль терминальных.
Для конкретизации критериев ранжирования испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемым предлагалось оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни. Для получения групповых результатов для каждой из ценностей подсчитывалось среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы, а затем полученные усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировались в порядке возрастания: ценности с наименьшим рангом приписывался вторичный ранг 1, следующей 2 и т.д. Результатом этой процедуры являлась групповая иерархия ценностных ориентаций, представленная в той же форме, что и индивидуальные результаты. Ценности, попавшие в верхнюю часть иерархии, интерпретировались как предпочитаемые, в среднюю и нижнюю часть как незначимые. Кроме того, нами анализировалась направленность ценностных ориентаций данной профессиональной группы.
Тест-опросник измерения мотивации достижения
Тест-опросник А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эмимова для измерения мотивации достижения (ТМД) предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы — мужскую (форма «А») и женскую (форма «Б»). Методика заключается в виде оценки степени согласия или не согласия отвечающего с каждым из утверждений, с использованием следующей шкалы:
+3 – полностью согласен
+2 – согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – нейтрален
-1 – скорее не согласен, чем согласен
-2 – не согласен
-3 – полностью не согласен
По каждому отвечающему подсчитывается суммарный балл его ответов, в соответствии с ключом данного теста. На основе подсчета суммарного бала определяем, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого, а для более подробного анализа, баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируем и выделяем две контрастные группы: верхние 27 % выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27 % - мотивом избегания неудач.
Тест-опросник измерения мотивации аффилиации А. Мехрабиана
Под аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что перевешивает остальные. Аффилиация для людей педагогических профессий должна быть одной из главных потребностей и, по крайней мере, не уступать тем потребностям, удовлетворение которых, напротив, как-то разъединяет людей.
Испытуемые, проходящие тестирование по данной методике, перед началом исследования получают инструкцию следующего содержания:
«Вам предлагается несколько десятков суждений, ознакомившись с которыми необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы:
+ 3 — полностью согласен,
+ 2 — согласен,
+ 1 — скорее согласен, чем не согласен,
0 — ни да, ни нет,
- 1 — скорее не согласен, чем согласен,
- 2 — не согласен,
- 3 — полностью не согласен.
Меру своего согласия с тем или иным утверждением можно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения».
Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тенденции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми. Соответственно, испытуемым предлагаются для ответов два разных опросника, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой — второй.
По каждому отвечающему подсчитывается суммарный балл его ответов, в соответствии с ключом данного теста и для каждого отдельно устанавливаются уровень развития мотива «стремление к людям» и уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым». При этом пользуются следующей суммарной шкалой:
Сумма баллов от 32 до 80 — низкий уровень развития данного мотива.
Сумма баллов от 81 до 176 — средний уровень развития мотива.
Сумма баллов от 177 до 224 — высокий уровень развития мотива.
Возможны следующие типичные сочетания двух обсуждаемых мотивов и способы их интерпретации:
1. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Индивид, имеющий такое сочетание обоих мотивов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми.
2. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Такой человек активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции.
3. Высокий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям». Индивид, обладающий таким сочетанием обоих мотивов, напротив, активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества.
4. Низкий уровень развития обоих мотивов. Такое сочетание данных мотивационных тенденций характеризует человека, который, живя среди людей, общаясь с ними, не испытывает от этого ни положительных, ни отрицательных эмоций и хорошо себя чувствует как среди людей, так и без них.
При средних значениях мотивационных тенденций «стремление к людям» и «боязнь быть отвергнутым» ничего определенного о возможном поведении человека и его переживаниях, связанных с человеческими отношениями, сказать нельзя [Немов Р. С., 1995].
Данные методики были выбраны нами неслучайно т.к. для педагогов и успешной педагогической деятельности мотив стремления к успеху должен иметь главенствующий характер и преобладать над мотивом избегания неудач (Тест-опросник измерения мотивации достижения). Такое сочетание этих двух мотивов благоприятно при любой деятельности, но в педагогической преобладание мотива стремления к успеху должно быть намного больше, т.к. школьный учитель (особенно в начале работы по профессии, т.е. сразу после окончания ВУЗа) встречает много проблем. И если у человека преобладает мотив избегания неудач, то ему сложнее справится с возникающими трудностями и проблемами, чем человеку, у которого преобладает мотив стремления к успеху.
Так же отметим, что наиболее благоприятным для педагога сочетанием мотивационных стремлений является такое, при котором «стремление к людям» развито сильно, а «боязнь быть отвергнутым» — слабо или средне (Опросник аффилиации).
Поэтому нами были выбраны данные методики, что бы измерить вышеперечисленные мотивы.
Эксперимент был проведен на базе физико-математического факультета Смоленского Государственного Педагогического Университета. Участвовали студенты 5 курса.
Возрастной состав испытуемых от 20 до 23 лет. Общее количество составило 20 человек, из них 11 юношей и 9 девушек.
Форма проведения эксперимента групповая. Общее время тестирования занимало от 1 до 1,5 часов
Обработка полученных данных проводилась в два этапа. Первичная обработка протоколов ответов была выполнена вручную. Затем все показатели были занесены в таблицы и включены в общую матрицу для статистической обработки.
3. 2. Результаты исследования и их обсуждение
Для наглядного представления положения в группе мы вводим таблицу 1 (см. табл.1), где указаны основные усредненные показатели по всем тестам, использованные нами в нашем исследовании, преобладающие в группе. Из данной таблицы можно найти, что средние величины показателей по различным тестам сочетаются между собой (это сделано путем сравнительного анализа), т.е. высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым» по опроснику аффиляции сочетается с высоким уровнем мотива достижения успеха, выявленного с помощью тест-опросника измерения мотивации достижения, что является хорошим показателем для профессии - педагог. Так же из данной таблицы можно видеть основные преобладающие ценности по группе (так же в процентном соотношении). Например, ценность ТЦ13 (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей) плохо согласуются с дальнейшей профессией, но если отметить возраст испытуемых сразу все становится на свои места (можно предположить, что это временное возрастное явление).
Таблица 1.
Показатели индивидуально-психологических характеристик студентов, при исследовании ценностно-мотивационной сферы личности.
Показатели | % соотношение по группе | Средние значения | |
Опросник аффиляции (баллы): Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Высокий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям» |
40
25 |
184,14
128,5 |
|
Тест Рокича:
ИЦ7 (непримиримость к недостаткам в себе и других) ИЦ12 (смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов) ТЦ13 (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей) ТЦ1 (активная деятельная жизнь) |
42
29
44
33 | Студентки | Студенты |
16,33
10,48
19,19
10,48 | 12,90
7,40
13,20
9,20 | ||
Мотивации достижения: Мотив достижения успеха Мотив избегание неудачи. |
45
35 |
145,2
121,7 |
|