Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 18:53, курсовая работа
Объект исследования: личность выпускника физико-математиче¬ского факультета.
Предмет исследования: ценностно-мотивационная сфера лично¬сти выпускника.
Исходя из выше изложенного, нами была сформулирована гипо¬теза исследования: мотивация достижения и мотив «стремления к лю¬дям» являются доминирующими у выпускников ВУЗа и положительно влияют на дальнейший выбор профессии педагога. Взаимосвязь моти¬вации достижения и аффилиации является благоприятной для педаго¬гической деятельности и определяет содержание системы ценностей личности педагога.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1: Структура мотивационной сферы студента . . . . . .7
1. 1. Мотивация как психологическая категория . . . . . . . . . . .7
1. 2. Структура мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1. 3. Мотивация педагогической деятельности . . . . . . . . . . .18
ГЛАВА 2: Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . .24
2. 1. Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2. 2. Виды ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
ГЛАВА 3. Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета . . . . . . . . 38
3. 1. Методы и ход исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
3. 2. Результаты исследования и их обсуждение . . . . . . . . . .44
3. 3. Выводы и рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
19. Максимова О. А., Калезина Г. Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов.// Социс, 1990, №6.
20. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1954.
21. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., Евразия, 1999.
22. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997.
23. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., 1998.
24. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. М., 1995. Кн. 3.
25. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. М., 1995. Кн. 1.
26. Никандов Н. Д. Ценности как основа целей воспитания.// Педагогика, 1998, №3.
27. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
28. Орлов Ю. М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Стимулирование побуждения к учению. М., 1988.
29. Петровский В. А. Личность: феномен объективности. Ростов – на – Дону, 1993.
30. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
31. Ромашов О. В. Социология труда. М., 2003.
32. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
33. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1968.
34. Франк В. Человек и поиск смысла. М., 1990.
35. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.
36. Шафранский К. Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности.// Личность и деятельность. Л., 1982.
37. Шорохова Е. В., Бобнева М. И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1974.
38. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1981.
39. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М. – СПб., 1994.
Приложение 1.
Тест ценностных ориентаций М. Рокича.
Инструкция:
"Сейчас Вам будет предъявлено 2 списка с18 высказываниями в каждом, с обозначением ценностей. Ваша задача – расставить перед каждым высказыванием (перед буквой, а…т) цифру от 1 до 18 по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите высказывание и, выбрав то, которое для Вас наиболее значимо, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися высказываниями. Наименее важная останется последней и возле него должна стоять цифра 18.
Работайте, не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв цифры местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию". Результаты теста будут использоваться только для научных целей, и дается полная гарантия о неразглашении полученных данных. Если у Вас возникнут вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест.
Стимульный материал.
Список А (терминальные ценности):
Список Б (инструментальные ценности):
1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2. воспитанность (хорошие манеры);
3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4. жизнерадостность (чувство юмора);
5. исполнительность (дисциплинированность);
6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16. честность (правдивость, искренность);
17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18. чуткость (заботливость).
Приложение 2.
Тест-опросник измерения мотивации достижения.
Инструкция. Тест состоит из ряда упражнений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или не согласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+3 – полностью согласен
+2 – согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – нейтрален
-1 – скорее не согласен, чем согласен
-2 – не согласен
-3 – полностью не согласен
Прочти утверждение текста, и оцените степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени Вашего согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Не тратьте время на его обдумывание. Результаты теста будут использоваться только для научных целей, и дается полная гарантия о неразглашении полученных данных. Если у Вас возникнут вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест.
Текст опросника (мужская форма):
Текст опросника (женская форма):
Приложение 3.
Опросник аффилиации А. Мехрабиана.
Инструкция: «Вам предлагается несколько десятков суждений, ознакомившись с которыми необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы: + 3 — полностью согласен,
+ 1 — скорее согласен, чем не согласен,
0 — ни да, ни нет,
- 1 — скорее не согласен, чем согласен,
- 2 — не согласен,
- 3 — полностью не согласен.
Меру своего согласия с тем или иным утверждением можно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения».
Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тенденции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми. Соответственно, испытуемым предлагаются для ответов два разных опросника, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой — второй. Результаты теста будут использоваться только для научных целей, и дается полная гарантия о неразглашении полученных данных. Если у Вас возникнут вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест.
Шкала теста для оценки силы стремления к людям
1. Я легко схожусь с людьми.
2. Когда я расстроен, то обычно больше предпочитаю быть среди людей, чем оставаться одному.
3. Если бы мне пришлось выбирать, то я предпочел бы, что бы меня считали способным и сообразительным, а не дружелюбным и общительным.
4. Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.
5. Я часто и охотно говорю с людьми о своих переживаниях.
6. От хорошего фильма или книги я получаю большее удовольствие, чем от хорошей компании.
7. Мне нравится иметь как можно больше друзей.
8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.
9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят больше, чем дружбу.
10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.
11. Излишняя откровенность с друзьями может повредить.
12. Когда я встречаю на улице знакомого, я всегда стараюсь перекинуться с ним парой слов, не просто пройти мимо, поздоровавшись.
13. Независимость и свободу от личных привязанностей я предпочитаю прочным дружеским узам.
14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.
15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.