Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: личность выпускника физико-математиче¬ского факультета.
Предмет исследования: ценностно-мотивационная сфера лично¬сти выпускника.
Исходя из выше изложенного, нами была сформулирована гипо¬теза исследования: мотивация достижения и мотив «стремления к лю¬дям» являются доминирующими у выпускников ВУЗа и положительно влияют на дальнейший выбор профессии педагога. Взаимосвязь моти¬вации достижения и аффилиации является благоприятной для педаго¬гической деятельности и определяет содержание системы ценностей личности педагога.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1: Структура мотивационной сферы студента . . . . . .7
1. 1. Мотивация как психологическая категория . . . . . . . . . . .7
1. 2. Структура мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1. 3. Мотивация педагогической деятельности . . . . . . . . . . .18
ГЛАВА 2: Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . .24
2. 1. Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2. 2. Виды ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
ГЛАВА 3. Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета . . . . . . . . 38
3. 1. Методы и ход исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
3. 2. Результаты исследования и их обсуждение . . . . . . . . . .44
3. 3. Выводы и рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

Файлы: 1 файл

Черновик2.doc

— 3.23 Мб (Скачать файл)

19.       Максимова О. А., Калезина Г. Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов.// Социс, 1990, №6.

20.       Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1954.

21.       Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., Евразия, 1999.

22.       Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997.

23.       Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., 1998.

24.       Немов Р. С. Психология: В 3 кн. М., 1995. Кн. 3.

25.       Немов Р. С. Психология: В 3 кн. М., 1995. Кн. 1.

26.       Никандов Н. Д. Ценности как основа целей воспитания.// Педагогика, 1998, №3.

27.       Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.

28.       Орлов Ю. М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Стимулирование побуждения к учению. М., 1988.

29.       Петровский В. А. Личность: феномен объективности. Ростов – на – Дону, 1993.

30.       Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.

31.       Ромашов О. В. Социология труда. М., 2003.

32.       Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

33.       Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1968.

34.       Франк В. Человек и поиск смысла. М., 1990.

35.       Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.

36.       Шафранский К. Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности.// Личность и деятельность. Л., 1982.

37.       Шорохова Е. В., Бобнева М. И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1974.

38.       Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1981.

39.       Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М. – СПб., 1994.


Приложение 1.

Тест ценностных ориентаций М. Рокича.

Инструкция:

"Сейчас Вам будет предъявлено 2 списка с18 высказываниями в каждом, с обозначением ценностей. Ваша задача – расставить перед каждым высказыванием (перед буквой, а…т) цифру от 1 до 18 по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите высказывание и, выбрав то, которое для Вас наиболее значимо, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися высказываниями. Наименее важная останется последней и возле него должна стоять цифра 18.

Работайте, не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв цифры местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию". Результаты теста будут использоваться только для научных целей, и дается полная гарантия о неразглашении полученных данных. Если у Вас возникнут вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест.

Стимульный материал.

Список А (терминальные ценности):

  1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  3. здоровье (физическое и психическое);
  4. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  5. интересная работа;
  6. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  8. наличие хороших и верных друзей;
  9. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
  15. счастливая семейная жизнь;
  16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  17. творчество (возможность творческой деятельности);
  18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1.       аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2.       воспитанность (хорошие манеры);

3.       высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4.       жизнерадостность (чувство юмора);

5.       исполнительность (дисциплинированность);

6.       независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7.       непримиримость к недостаткам в себе и других;

8.       образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9.       ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

10.   рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11.   самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12.   смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

13.   твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14.   терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15.   широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16.   честность (правдивость, искренность);

17.   эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18.   чуткость (заботливость).


Приложение 2.

Тест-опросник измерения мотивации достижения.

Инструкция. Тест состоит из ряда упражнений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или не согласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3 – полностью согласен

+2 – согласен

+1 – скорее согласен, чем не согласен

0 – нейтрален

-1 – скорее не согласен, чем согласен

-2 – не согласен

-3 – полностью не согласен

Прочти утверждение текста, и оцените степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени Вашего согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Не тратьте время на его обдумывание. Результаты теста будут использоваться только для научных целей, и дается полная гарантия о неразглашении полученных данных. Если у Вас возникнут вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест.

 

Текст опросника (мужская форма):

  1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
  2. если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудится над ним в одиночку.
  3. я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
  4. меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
  5. если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справится, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получится.
  6. я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше среднего, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определять свою роль.
  7. я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
  8. я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
  9. я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
  10. для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
  11. если я бы собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышления.
  12. я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.
  13. в свободное от работы время я овладею какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечения.
  14. я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.
  15. если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал работу, в которой начальная зарплата будет 100 руб. и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу, чем работу, в которой начальная зарплата равна 80 руб. и есть гарантия, что не позднее чем через 5 лет я буду получать более 180 руб.
  16. я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один.
  17. я предпочитаю работать не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремлюсь закончить дело побыстрее и с меньшим напряжением.
  18. на экзамене я предпочел бы вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения.
  19. я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится.
  20. после успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну («пронесло!»), чем  порадуюсь хорошей оценке.
  21. если я бы мог вернуться к одному из двух незавершенных дел. То я скорее вернулся бы к трудному, чем легкому.
  22. при выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.
  23. если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
  24. после неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
  25. если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.
  26. когда я берусь за дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
  27. я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем, когда несу за свою работу личную ответственность.
  28. мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверен.
  29. я работаю продуктивнее над заданием, когда мне корректно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.
  30. если бы я решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.
  31. когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
  32. пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

 

Текст опросника (женская форма):

  1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
  2. я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
  3. меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
  4. если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справится, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получится.
  5. я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше среднего, работе со средней зарплатой, в которой я должна сама определять свою роль.
  6. более сильные переживания у меня  вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех.
  7. научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.
  8. я предпочла бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
  9. я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
  10. для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
  11. после успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну («пронесло!»), чем  порадуюсь хорошей оценке.
  12. если я бы собралась играть в карты, то скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышления.
  13. я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.
  14. после неудачи я скорее становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.
  15. неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость и успех.
  16. в новых, неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.
  17. я скорее пытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получится, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило.
  18. я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.
  19. я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время два-три дела.
  20. если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабится и отдохнуть, чем почитать и поработать.
  21. если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы решили бы устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем это сделал бы кто-нибудь другой
  22. если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
  23. когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
  24. когда я берусь за дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
  25. я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем, когда несу за свою работу личную ответственность.
  26. мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена.
  27. если бы я решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешла бы к задаче другого типа.
  28. я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне корректно указывают, что и как выполнять.
  29. если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще я теряюсь и спадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.
  30. пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.


Приложение 3.

Опросник аффилиации А. Мехрабиана.

Инструкция: «Вам предлагается несколько десятков суждений, ознакомив­шись с которыми необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы:     + 3 — полностью согласен,

                                     + 2 — согласен,

               + 1 — скорее согласен, чем не согласен,

                  0 — ни да, ни нет,

-  1 — скорее не согласен, чем согласен,

-  2 — не согласен,

-  3 — полностью не согласен.

Меру своего согласия с тем или иным утверждением можно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения».

Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тен­денции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с по­требностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть от­вергнутыми. Соответственно, испытуемым предлагаются для от­ветов два разных опросника, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой — второй. Результаты теста будут использоваться только для научных целей, и дается полная гарантия о неразглашении полученных данных. Если у Вас возникнут вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест.

       Шкала теста для оценки силы стремления к людям

1.  Я легко схожусь с людьми.

2.  Когда я расстроен, то обычно больше предпочитаю быть среди людей, чем оставаться одному.

3.  Если бы мне пришлось выбирать, то я предпочел бы, что­ бы меня считали способным и сообразительным, а не дружелюб­ным и общительным.

4.  Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.

5.  Я часто и охотно говорю с людьми о своих переживаниях.

6. От хорошего фильма или книги я получаю большее удо­вольствие, чем от хорошей компании.

7. Мне нравится иметь как можно больше друзей.

8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.

9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят больше, чем дружбу.

 

10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

11. Излишняя откровенность с друзьями может повредить.

12. Когда я встречаю на улице знакомого, я всегда стараюсь перекинуться с ним парой слов, не просто пройти мимо, поздо­ровавшись.

13. Независимость и свободу от личных привязанностей я предпочитаю прочным дружеским узам.

14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.

15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

Информация о работе Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета