Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 18:53, курсовая работа
Объект исследования: личность выпускника физико-математиче¬ского факультета.
Предмет исследования: ценностно-мотивационная сфера лично¬сти выпускника.
Исходя из выше изложенного, нами была сформулирована гипо¬теза исследования: мотивация достижения и мотив «стремления к лю¬дям» являются доминирующими у выпускников ВУЗа и положительно влияют на дальнейший выбор профессии педагога. Взаимосвязь моти¬вации достижения и аффилиации является благоприятной для педаго¬гической деятельности и определяет содержание системы ценностей личности педагога.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1: Структура мотивационной сферы студента . . . . . .7
1. 1. Мотивация как психологическая категория . . . . . . . . . . .7
1. 2. Структура мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1. 3. Мотивация педагогической деятельности . . . . . . . . . . .18
ГЛАВА 2: Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . .24
2. 1. Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2. 2. Виды ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
ГЛАВА 3. Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета . . . . . . . . 38
3. 1. Методы и ход исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
3. 2. Результаты исследования и их обсуждение . . . . . . . . . .44
3. 3. Выводы и рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
20% студентов показали промежуточные результаты. Их мотивация достижения носит промежуточный характер между мотивом достижения успеха и мотивом избегание неудачи. Но, по мнению Немова Р. С. это является наилучшим уровнем мотивированности деятельности, так как обычно её эффективность ухудшается при слишком слабом или слишком сильном уровне её мотивации [Немов Р. С., 1995].
3. 3. Выводы и рекомендации
Проведя исследование, мы обнаружили некоторые закономерности, что позволяет сделать следующие выводы.
Анализ ценностных ориентаций студентов обнаружил структурированную систему ценностей. Из терминальных ценностей у студентов преобладают следующие: ТЦ13 (развлечения: приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей), Ц16 (творчество: возможность творческой деятельности), ТЦ5 (интересная работа), ТЦ9 (любовь: духовная и физическая близость с любимым человеком), Ц17 (счастье других: благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).
Из инструментальных ценностей преобладают следующие: ИЦ7 (непримиримость к недостаткам в себе и в людях), ИЦ3 (высокие запросы: высокие требования к жизни и высокие притязания), ИЦ10 (рационализм: умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения), ИЦ17 (эффективность в делах: трудолюбие, эффективность работе), ИЦ5 (исполнительность: дисциплинированность).
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что такой важный элемент личностной структуры, как ценностные ориентации, полностью сформирован, и лишь у небольшого числа студентов находится на стадии конечного формирования. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного новообразования, как возникновение зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения студентов.
В проведенном нами исследовании ценностных ориентаций у студентов мы сделали следующие выводы:
Ценностные ориентации, в общем, не различаются в зависимости от пола. В соответствии с принятыми студентами ценностями они выстраивают своё поведение, строят свои взаимоотношения с окружающим миром.
Можно отметить, что сложившаяся система ценностей у студентов – выпускников является благоприятной для дальнейшей их работы в роли учителя, среди них такие ценности, как любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения). Конечно же, в данной системе есть и такие ценности, которые противоречат данной профессии, например высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), а, как известно учительским трудом нельзя обеспечить себе высокий уровень жизни, но данная тенденция имеет место по причине не способности государства (на данный момент) обеспечивать достойный заработок учителям. И т.к. наша молодежь имеет данную ценность, как одну из доминирующих, то многие способные молодые специалисты работать в школы не пойдут.
Так же еще одной из негативных ценностей, является развлечение: приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей, но как отмечалось уже ранее если учесть фактор возраста, то можно считать преобладание данной ценность временным явлением.
Что же касается мотивации взаимодействия с другими людьми, то было обнаружено, что большая часть группы, а именно 65%, имеет результат с высоким уровнем развития мотива аффиляции, и лишь 15% с низким уровнем данной мотивации. По мотивации достижения были получены следующие результаты: у 45% группы преобладает мотив достижения успеха, а мотив избегание неудачи обнаружился у 35% испытуемых.
Из данных в принципе видно, что большая часть испытуемых имеет благоприятную мотивацию для педагогической деятельности, но хочется так же отметить, что 20% студентов показали промежуточные результаты по мотивации достижения и 35% по аффиляции. Неразвитость данных мотивов (в той или иной мере), говорит о том, что на всем протяжении обучении в ВУЗе этому мало уделяется внимания.
Тогда в качестве рекомендации можно сказать следующее.
Мотивация аффилиации и мотивация достижения взаимосвязаны с двумя ведущими мотивационными системами: внешней и внутренней мотивации, определяющими успешность любой деятельности, в том числе и педагогической.
Система внешней мотивации связана с инструментальной деятельностью и внешней системой контроля. При работе этой системы повышение сложности ситуации ведет к росту напряженности, которую организм стремится снять. Когда цель инструментальной деятельности достигнута, возникает состояние удовлетворения и релаксации.
Система внутренней мотивации - это система самодеятельности и внутреннего контроля, поиска напряжения и трудностей, сопровождаемых интересом и воодушевлением. Отсутствие напряжения в этой системе приводит к скуке и апатии, чего человек всегда стремится избегать. У психически здорового и зрелого человека должны эффективно функционировать обе системы при относительном доминировании последней. Система обучения должна быть таковой, чтобы полноценно реализовывать задачу развития двух ведущих систем личности.
Существующая система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней мотивации при практическом игнорировании системы внутренней мотивации, что приводит к ее атрофии.
Главная задача формирования мотивации - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности студента.
Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений студента. Результаты обучения должны соответствовать потребностям личности и быть значимыми для него. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. При этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.
Занятия следует организовать так, чтобы студенту было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с преподавателем, одногруппниками. На занятии должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Важно, что для психологически грамотной организации мотивации, ориентация преподавателя при обучении, должна быть направлена на индивидуальные стандарты достижений студентов. Хайнц Хекхаузен говорит о том, что важнейшую роль в формировании мотивации играют эталоны, с которыми человек сравнивает полученные результаты деятельности. Их роль выполняют личные стандарты достижений. Личные стандарты вырабатывает для себя сам студент. Но такой же стандарт относительно достижений своих подопечных формирует и преподаватель, личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Поэтому можно предложить использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации. Многие стороны мотивации достижения связаны с субъективным представлением человека о целях деятельности и трудностях их достижения, о самом себе и своих способностях, об уровне своих результатов и возможных причинах их получения. Эти представления человека или "когнитивные оценки человека" относительно изменчивы и динамичны. Поэтому на них можно воздействовать, их можно изменять и как результат - корректировать процесс мотивации.
Можно предложить программу мотивационного тренинга Хекхаузена, построенную на формировании у студентов "чувства причастности" к тому делу, которое они выполняют. Это чувство складывается из следующих компонентов:
постановка реалистичных, но недостаточно трудных целей;
адекватная самооценка, знание своих сильных и слабых сторон;
вера в эффективность собственной деятельности;
получение обратной связи о достижении цели;
переживание ответственности за свои действия и их последствия.
Нынешняя система организации обучения в ВУЗе должна быть ориентирована на формирование выше перечисленных компонентов, что предполагает современная гуманизация образовательной системы. Как показало наше экспериментальное исследование, современные выпускники физико-математического факультета обладают благоприятной (доминирующие ценности: любовь, счастье других, творчество) направленностью личности в данном отношении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил сделать нам следующие выводы:
1. Ценности – это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно. Под влиянием самых различных факторов.
2. Мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение.
3. Ценности и мотивация сливаются, и образуется ценностно-мотивационная сфера личности, которая играет ведущую роль в развитии личности.
4. В педагогической деятельности выделяются следующие мотивационные ориентации. Это внешние мотивы, например мотив достижения каких-то благ, и внутренние мотивы, например ориентация на процесс и результат своей деятельности.
В нашей работе мы хотим привлечь внимание к тому, что на практике изучение мотивации и ценностей необходимо проводить на разных этапах развития личности студента, так как результат будет разным в зависимости от познавательных и широких социальных мотивов, а также от уровней, различаемых по иерархичности мотивационной сферы, т.е. подчинению непосредственных побуждений произвольным, осознанным их формам; по гармоничности и согласованности отдельных мотивов между собой; по стабильности и устойчивости, положительно окрашенных мотивов и ценностей; по наличию мотивов, ориентированных на длительную временную перспективу; по действенности мотивов и ценностей и их влиянию на поведение и т.д. Все это позволяет оценить зрелость ценностно-мотивационной сферы.
Пути становления и особенности мотивации и ценностных ориентаций для каждого студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление системы ценностей у студента.
На основе результатов анализа, можно констатировать, что особенности поведения студентов проявляются по-разному, в зависимости от того в каких ситуациях оказывается личность. Более того, состояние мотивации зависит от того, оценивает ли студент дальнейшую педагогическую деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями и уровнем притязаний, а также влияние на мотивацию и ценности мнение сверстников и общества вообще.
Сделанный выше общий вывод и поставленная нами гипотеза были экспериментально подтверждены. Действительно, мотивация достижения и мотив «стремления к людям» являются доминирующими у выпускников ВУЗа и положительно влияют на дальнейший выбор профессии педагог. Взаимосвязь мотивации достижения и аффилиации является благоприятной для педагогической деятельности и определяет содержание системы ценностей личности педагога.
В целом, проведенная нами работа показала необходимость эмпирических исследований факторов ценностной и мотивационной сферы, обеспечивающих выбор педагогической профессии, и их учет в подготовке будущих специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.
2. Аминов Н. А. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей // Типологическая диагностика и образование / Под. ред. Е. П. Гусевой. М., 1994.
3. Асеев В. Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
4. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
5. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. Н., 1996.
6. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
7. Волков Е. С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены вида деятельности. М., 1981.
8. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
9. Добрынин Н. Ф. Возрастная психология. Курс лекций. М., Просвещение, 1965.
10. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М., 1978.
11. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей. М., Политиздат, 1965.
12. Залесский Г. Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учителя.// Вестник МГУ. Психология, 1998, №2 (апрель-июнь).
13. Занковский А. Н. Организационная психология. М., 2003.
14. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
15. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебн. Пособие для высш. пед. учебн. заведений. Ростов – на – Дону, 1997.
16. Крапивская Л. В. Личность и ее ценностные ориентации. М., 1983.
17. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1989.
18. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., Смысл, 1992.