Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: личность выпускника физико-математиче¬ского факультета.
Предмет исследования: ценностно-мотивационная сфера лично¬сти выпускника.
Исходя из выше изложенного, нами была сформулирована гипо¬теза исследования: мотивация достижения и мотив «стремления к лю¬дям» являются доминирующими у выпускников ВУЗа и положительно влияют на дальнейший выбор профессии педагога. Взаимосвязь моти¬вации достижения и аффилиации является благоприятной для педаго¬гической деятельности и определяет содержание системы ценностей личности педагога.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1: Структура мотивационной сферы студента . . . . . .7
1. 1. Мотивация как психологическая категория . . . . . . . . . . .7
1. 2. Структура мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1. 3. Мотивация педагогической деятельности . . . . . . . . . . .18
ГЛАВА 2: Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . .24
2. 1. Теоретический анализ ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2. 2. Виды ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
ГЛАВА 3. Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета . . . . . . . . 38
3. 1. Методы и ход исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
3. 2. Результаты исследования и их обсуждение . . . . . . . . . .44
3. 3. Выводы и рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

Файлы: 1 файл

Черновик2.doc

— 3.23 Мб (Скачать файл)

Понятие “ценность” широко используется в современных общест­венных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некото­рых специфических свойств предметов и явлений окружающей дейст­вительности (О.Г. Дробницкий, 1967; В.П. Тугаринов, 1968). Отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности вы­ражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека (В.Н. Тугаринов, 1968).

Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности, и человек сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию “ценность”. Это понятие рассматривается в разных науках: аксиология, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых по­колений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, при­дающие ей единство и целостность.

Понятие “ценность” его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и тер­минологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н. Добрынин называет их “значимостью”; А. И. Божович “жизненной позицией”; А. Н. Леонтьев “значением” и “лич­ностным смыслом”; В. Н. Мясищев “психологическими отношениями”.

Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе – свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их пере­стройка возможна.

С. Л. Рубинштейн говорил, что ценность – значимость для чело­века чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выпол­нять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира повеле­ния. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной на­правленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [Рубинштейн С. А., 1976].

Цена – это всегда нечто внешнее, распространенное за преде­лами субъекта, то, что приобретается извне. Ценность располагается в самом субъекте, не приобретается, а рождается и функционирует бла­годаря усилиям субъекта. Поэтому обладать ценой достаточно легко: нужны только деньги, душа при этом не затрачивает сил. Цена исчер­паема, ценность же свободна от закономерностей, она неуничтожима и неисчерпаема. Можно уничтожить носителя ценности, но не саму цен­ность. Цена заменима: всегда найдется товар, который превосходит другой товар по качеству, способный вытеснить предшествующий. Ценность же не заменима: чудесная встреча с прекрасным человеком не повторяется, взгляд, брошенный тебе как поддержка, не имеет дру­гого дубля. Тютчевское: “Нам не дано предугадать, как наше слово от­зовется” - это как раз об уникальности и незаменимости мига ценност­ного проявления.

Подытоживая разведенные понятия, мы можем утверждать: цена – мир не свободы, борьбы за выживание, мир призрачного счастья, по­стоянное беспокойство за его потерю; ценности – мир свободы, твор­чества, игры, человеческих сил, автономии и независимости от случая, мир постоянного духовного обогащения. Достаточно удивительно то, что столь разительные различия тесно переплетаются в практической жизни, но еще большего удивления заслуживает то, что люди часто выбирают мир цены, несмотря на все преимущества ценностей. От чего это происходит. Найдем общее у этих двух разительно отличных явлений.

Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете, имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разделил кусок хлеба.

Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: “что  в деятельности человека по удовлетворению непосредственных обще­ственных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через по­средство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого”.  И далее: “Наличие ценностей есть выраже­ние не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни”.

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенный иерархи­ческой взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь по­стольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание об­щественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориен­таций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое ха­рактеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Пер­вый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости человека. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности  и интересы), а затем пре­вратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близ­ких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осу­ществиться лишь при высоком уровне личностного развития, вклю­чающего определенную степень сформированности высших психиче­ских функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценност­ных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочета­ние этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержатель­ной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени, выявленные ценностные ориентации соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания [Шафранский К. Д., 1982].

Ценностные ориентации связаны с воспитанием. Рассматривая этот вопрос нельзя не затронуть такое понятие как “личность”.

Р.С. Немов под “личностью” понимает понятие, обозначающее со­вокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивиду­альность [Немов Р. С., 1998].

В.А. Петровский говорил, что быть личностью значит быть субъек­том собственной жизнедеятельности, строить свои витальные кон­такты с миром [Петровский В. А., 1993].

В.С. Мухина личность определяла так: Личность – это человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определен­ные индивидуальные качества. Личность, по утверждению В.С. Мерлина, представляет собой интегральную индивидуальность, совокупность относительно свободных автономных систем, индивиду­альных свойств организма, ценностную характеристику социально-ти­пических и  индивидуальных свойств человека. Человек же в свет со­временных антропологических достижений являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной [Мухина В. С., 1997].

Постсоветское общество переживает переходный период. Про­изошел резкий слом общественных отношений, социально-экономиче­ских устоев. Но жизнь не останавливается: поколение, выросшее в ходе перестройки, активно вступает в жизнь. И несмотря на то, что в это время система целенаправленного воспитания фактически не функционировала, молодые люди, конечно же, имеют какие-то взгляды, убеждения. Каковы они? Какими ценностями будет руково­дствоваться новое поколение? Ответы на эти вопросы волнуют всех. Ценности – это духовные и материальные феномены, имеющие лич­ностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности явля­ются целью и основой воспитания. Изучение противоречий между цен­ностями поколений, выявление ценностей различных социальных групп, создание научно обоснованной прагматической школы – таковы основные направления научного поиска [Крапивская Л. В., 1983].

Жизненные ценности в настоящее время складываются  в основ­ном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценно­стного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориента­циям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обще­стве системе ценностей [Здравомыслов А. Г., 1989]. Воспитание чело­века в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизнен­ные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подрост­ков, и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой кар­тины пока не наблюдается.

Сказанное ранее дает основание полагать, что ценностные ориен­тации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую дея­тельность включена личность. В данном случае мы исходим из возрас­тной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологиче­ское развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения [Эльконин Д. Б., 1981].

 


2. 2. Виды ценностей

Ценности имеют как содержательную, так и количественную сто­ро­ны. С содержательной стороны ценности указывают, какие идеи, прин­ципы, цели поведения и т. д. являются важными. Например, такая цен­ность, как «власть закона», содержательно означает равенство всех людей перед законом, который в обязательном порядке наказы­вает всех правонарушителей и защищает всех невиновных.

Одну из первых классификаций ценностей предложил Г. Олпорт и его сотрудники [Занковский А. Н., 2003]. Они выделили шесть типов ценностей:

1. Теоретические ценности, которые придают наибольшую важ­ность и значение рациональному мышлению и поиску истины.

2. Экономические ценности, утверждающие приоритет практиче­ской пользы и выгоды.

3. Эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармо­нию и искусство.

4. Социальные ценности, придающие наибольшее значение чело­веческим взаимоотношениям — любви, дружбе, преданности и т. д.

5. Политические ценности, отдающие исключительное предпочте­ние обретению власти и влияния.

6. Религиозные ценности, которые первостепенную важность при­дают следованию определенной системе представлений (вере).

Непосредственная связь ценностей с актуальными потребно­стями людей привлекла внимание к проблеме ценностей со стороны приклад­ных исследователей. В частности, ей заинтересовались те ис­следователи, которые занимаются психологическими проблемами цен­ностных ориентаций. Они попытались связать ценности индивида со стилем его жизни. Такой под­ход позволил им выделить семь иерархи­ческих уровней в ценностно-по­веденческой сфере [Максимова О. А, Калезина Г. Р., 1999].

1. Реактивный. Индивиды, находящиеся на этом уровне, лишены ка­ких-либо ценностных устоев и в основном действуют, только исходя из своих физиологических потребностей. Такие индивиды по понятным причинам чрезвычайно редки в современных организациях.

2.Стадный. Индивиды, стоящие на этом уровне развития ценност­ной сферы, характеризуются высокой зависимостью. Они не­укоснитель­но следуют за массой, опасаются хоть как-то отклониться от предпи­санных правил, беспрекословно следуют указаниям лиц, облеченных властью.

3. Эгоцентрический. Эти лица проповедуют ярко выраженный инди­видуализм. Они агрессивны и эгоистичны, уступают только жест­кому давлению власти.

4. Ригидный. Индивиды этого ценностного уровня тяжело перено­сят неопределенность, они отвергают лиц с иными, чем у них, систе­ма­ми ценностей, пытаясь во всем навязать свой собственный взгляд.

5. Манипулятивный. Этих людей характеризует стремление дос­тичь собственных целей путем манипулирования другими. Они прагма­тичны и активно стремятся к высокому положению и признанию.

6. Социоцентрический. Для индивидов, находящихся на социоцен­трическом уровне, свойственна ориентация на создание гармоничных отношений с окружающими. Они отвергают приоритет цели над сред­ствами и болезненно реагируют на любые попытки ма­нипуляции и дав­ления.

7. Экзистенциальный. Эти лица чувствуют себя вполне комфортно в условиях неопределенности, например, среди людей с различными ценностными взглядами. Они постоянные противники и критики поли­тики ограничений, негибкого поведения, статусных символов и про­извола властей.

Вряд ли можно согласиться с тем, что такая классификация имеет строгий иерархический характер.

Тем не менее, попытки использования этой классифика­ции в ис­следованиях педагогической деятельности можно обнаружить, что хотя в здесь представ­лен весь спектр ценностных систем (пожалуй, за ис­ключением реактив­ного, стадного и может быть ригидного уровня).

Ценностные представления также могут быть разделены на две боль­шие группы: терминальные и инструментальные [Леонтьев Д. А., 1992]. К первой группе относятся ценности, которые выступают базо­выми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как че­ловеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, кото­рые, по-видимому, одина­ково важны в любой стране и культуре.

Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкрет­ный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагатель­ными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или от­вергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилага­тельными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный и т. д. В отличие от терминальных ценностей, которые ха­рактеризуются значительной устойчивостью и консерватив­ностью, ин­струментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие эле­менты поведения, они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта.

Информация о работе Исследование ценностно-мотивационной сферы выпускника физико-математического факультета