Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:41, дипломная работа
Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи стиля классного руководителя и психологического климата студенческой группы. Объект исследования - взаимодействие в системе "классный руководитель" и «студенты» в учебных группах педагогического колледжа. Гипотезы исследования: В любой социальной группе происходят те или иные динамические процессы. Когда группа попадает в тупиковую ситуацию, ей необходим толчок из вне, который даст динамическим процессам новое направление, т.е. климат в коллективе в первую очередь зависит от стиля управления.
Введение..............................................................................................
1
Психологические особенности классного руководителя и психологический климат в группе как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………
1.1
Понятие «стиль классного руководства».........................................
1.2
Психологический климат в группе....................................................
1.3
Влияние стиля классного руководителя на психологический климат в группе.....................................................................................
2
Экспериментальное исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы ………………………………………………………
2.1
Общая характеристика базы исследования, методы исследования……………………………………………………………
2.2
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………
Заключение.................................................................... ………………
Список использованной литературы ..................................................
Приложения ......................................................................................
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Евразийский гуманитарный институт
Ергалиева З.Ш.
Исследование
взаимосвязи психологических
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Специальность 0513010300- «Педагогика и психология»
Астана 2013
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Евразийский гуманитарный институт
Кафедра педагогики
Допущен (а) к защите:
____ __________2013г.
Зав.кафедрой:__________
д.п.н., профессор Б.С. Сарсекеев
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Исследование
взаимосвязи психологических
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Кемайкина Т.Н.
Выполнила: Ергалиева З.Ш.
группа ППС– 3–3
Астана, 2013
Содержание
Нормативные документы |
||
Определения |
||
Обозначения и сокращения |
||
Введение...................... |
||
1 |
Психологические особенности
классного руководителя и психологический
климат в группе как психолого-педагогическая
проблема………………………………………………………… |
|
1.1 |
Понятие «стиль классного руководства».................. |
|
1.2 |
Психологический климат в группе........................ |
|
1.3 |
Влияние стиля классного
руководителя на психологический климат
в группе........................ |
|
2 |
Экспериментальное исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы ……………………………………………………… |
|
2.1 |
Общая характеристика базы
исследования, методы исследования……………………………………………… |
|
2.2 |
Анализ и интерпретация результатов
исследования……………………………………………… |
|
Заключение.................... |
||
Список использованной литературы
.............................. |
||
Приложения .............................. |
Нормативные ссылки
В настоящей работе использованы ссылки на следующие стандарты:
- Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30.08.1995г.) (с изменениями от 21.05.2007г.)
- ГОСО РК 1.001-2009 Госудадственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан.-Астана: Министерство Образования и науки РК, 2009.-350 с.
-Сборник нормативно – правовых актов системы воспитания и обучения.-Астана: Министерство образования и науки Республики Казахстан,2010.-285с.
- Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан»-Алматы: Юрист,2004
- Закон Республики Казахстан «Об образовании».-Астана: Министерство образования и науки Республики Казахстан,2007.-50с.
Определения
В настоящей дипломной работе применяют следующие термины с соответствующими определениями:
Стиль руководства – это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношениях со студентами.
Стиль – это социально-поведенческая категория, своеобразный соединительный мостик между мышлением и действием, теорией и практикой, отношением субъекта и объекта познания и преобразования действительности.
Творчество — свойственная человеку целенаправленная деятельность, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нестандартностью мышления, чувств, действий и направленная на получение новых существенных свойств, признаков, качеств, конечного продукта практического и умственного труда, а также на осознание собственных возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности.
Студенческая группа – психологический центр формирования специалиста.
Психологический климат коллектива студентов – это совокупность всех влияний членов коллектива друг на друга, а также психологических условий, которые позволяют или мешают удовлетворению социальных потребностей его членов.
Обозначения и сокращения
В настоящей дипломной работе приняты следующие обозначения и сокращения:
- ГОСО - Государственный общеобязательный стандарт образования;
- РК - Республики Казахстан.
Введение
В нашем стремительно изменяющемся обществе постепенно осознается, что эффективность деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Индивидуальные возможности человека возрастают в условиях взаимодействия с другими. Взаимная связь субъектов, возникающая в общении и совместной деятельности, влияет не только на ее результаты, но и перестраивает самого человека, формирует его новые возможности, проявляет те, которые существуют потенциально Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, В.А.Горянина, Л.М.Колпакова, Б.Д.Парыгин, А.В.Петровский, Н.Н.Обозов [1-7]
Большую роль в обучении
и развитии личности студента играет
характер микросреды учебной группы.
Благоприятная атмосфера в
Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи стиля классного руководителя и психологического климата студенческой группы.
Объект исследования - взаимодействие в системе "классный руководитель" и «студенты» в учебных группах педагогического колледжа.
Гипотезы исследования: В любой социальной группе происходят те или иные динамические процессы. Когда группа попадает в тупиковую ситуацию, ей необходим толчок из вне, который даст динамическим процессам новое направление, т.е. климат в коллективе в первую очередь зависит от стиля управления.Взаимодействие классного руководителя и учебной группы педагогического колледжа не ограничивается рамками соотношения функционально-ролевых позиций, а включает в себя характеристику особенностей межличностных отношений, взаимосвязи между психологическими особенностями личности и управленческой деятельности классного руководителя и личностными характеристиками учащихся, психологических предпочтений субъектов взаимодействия в отношении друг друга; особенности взаимодействия классного руководителя и учащихся учебной группы педагогического колледжа.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были поставлены следующие задачи исследования:
Проанализировать литературу по изучаемой проблеме
Методологической основой работы послужили идеи гуманистической философии и психологии, в которых человек и его отношения с людьми рассматриваются как величайшая ценность. [3]
Для решения поставленных в дипломной работе задач были использованы следующие методы исследования: тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение, анализ документов, методы математической обработки результатов.
Практическая значимость заключается, прежде всего, в том, что представленные результаты могут быть использованы педагогами в практике взаимодействия с учащимися и группой учащихся, что будет способствовать оптимальной организации воспитательной работы в учебных заведениях. Полученные данные могут быть использованы для оптимизации процессов самоуправления, а также в практике работы классных руководителей и администрации педагогических колледжей, могут найти применение в работе практических психологов и других специалистов по подготовке и повышению квалификации работников системы образования.
Структура
1Психологические особенности классного руководителя и психологический климат в группе как психолого-педагогическая проблема
1.1 Понятие «стиль классного руководства»
Применительно к учебному процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на коллектив учащихся и отдельного студента для достижения заданных результатов обучения.
Управлять – это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а, наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.
Отличительные черты управления учебным процессом заключаются в следующем:
-сознательное и планомерное
воздействие, которое всегда
- наличие причинно –
следственных связей между
- динамичность или способность
управляемой подсистемы
- надежность, т.е. способность, системы управления выполнять заданные функции при определенных условиях протекания процесса;
-устойчивость –способность
системы сохранять движение по
намеченной траектории, поддерживать
намеченный режим
Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный, что создается одновременно и последовательным выполнением многих циклов управлений. Управленческий цикл начинается с постановки целей и определения задачи, а завершается их решением, достижением поставленной цели. По достижении какой-то цели ставится новая, и управленческий цикл повторяется. Цель –действие – результат-новая цель-такова схематическая картина непрерывного управленческого процесса.
Управление представляет собой информационный процесс, характеризующийся замкнутым циклом передачи сигналов и включающий контроль за поведением объекта. От управляющего органа (классный руководитель) к управляемому объекту (студент) поступает информация и директивные указания по цепи управления в виде сигналов управления, от объекта к регулятору (преподаватель) цель передачи должна замыкаться сигналами обратной связи несущими сведение о фактическом состоянии управляемого объекта. Роль классного руководителя заключается в переработке получаемой информации, ее осмыслении и выработке решения по внесению в учебный процесс коррективов.[12]
На современном этапе развитие именно классный руководитель выступает главным организатором и координатором воспитания,обеспечивая непрерывное позитивное взаимодействие учителей предметников,администрации школы, учащихся и их родителей.
Деятельность классного руководителя в современных условиях - это управление процессом воспитания, предполагающее прохождение определенных этапов всоответствии с заданной целью и алгоритмом на основе учета его особенностей. [17]
Личностный компонент профессионализма классных руководителей характеризует внутреннюю потребность, профессиональную направленность педагога как воспитателя самооценку своей подготовленности заниматься воспитывающей деятельностью, установку на творческую самореализацию, позитивное восприятие себя как личности и профессионала, высокий уровень личностной культуры, осознание себя как самоактуализирующейся личности