Исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы (на примере Гуманитарн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи стиля классного руководителя и психологического климата студенческой группы. Объект исследования - взаимодействие в системе "классный руководитель" и «студенты» в учебных группах педагогического колледжа. Гипотезы исследования: В любой социальной группе происходят те или иные динамические процессы. Когда группа попадает в тупиковую ситуацию, ей необходим толчок из вне, который даст динамическим процессам новое направление, т.е. климат в коллективе в первую очередь зависит от стиля управления.

Содержание работы

Введение..............................................................................................

1
Психологические особенности классного руководителя и психологический климат в группе как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………

1.1
Понятие «стиль классного руководства».........................................

1.2
Психологический климат в группе....................................................

1.3
Влияние стиля классного руководителя на психологический климат в группе.....................................................................................

2
Экспериментальное исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы ………………………………………………………

2.1
Общая характеристика базы исследования, методы исследования……………………………………………………………

2.2
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………


Заключение.................................................................... ………………


Список использованной литературы ..................................................


Приложения ......................................................................................

Файлы: 1 файл

дипломкаа.docx

— 322.18 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

 

Евразийский гуманитарный институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ергалиева З.Ш.

 

Исследование  взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата  группы (на примере Гуманитарного колледжа)

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Специальность 0513010300- «Педагогика и психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана 2013

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

 

Евразийский гуманитарный институт

 

Кафедра педагогики

 

 

 

Допущен (а) к защите:

____ __________2013г.

Зав.кафедрой:__________

д.п.н., профессор Б.С. Сарсекеев

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Исследование  взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата  группы» (на примере Гуманитарного колледжа)

 

 

 

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Кемайкина Т.Н.

Выполнила: Ергалиева З.Ш.

группа ППС– 3–3

 

 

 

 

 

Астана, 2013

Содержание

 

 

Нормативные документы

 
 

Определения

 
 

Обозначения и сокращения

 
 

Введение.............................................................................................. 

 

1

Психологические особенности  классного руководителя и психологический  климат в группе как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………

 

1.1

Понятие «стиль классного руководства»......................................... 

 

1.2

Психологический климат в группе.................................................... 

 

1.3

Влияние стиля классного руководителя на психологический климат в группе.....................................................................................

 

2

Экспериментальное исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы ………………………………………………………

 

2.1

Общая характеристика базы исследования, методы исследования……………………………………………………………

 

2.2

Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………

 
 

Заключение.................................................................... ………………

 
 

Список использованной литературы ..................................................

 
 

Приложения ...................................................................................... ….

 

 

 

 

 

Нормативные ссылки

 

В настоящей работе использованы ссылки на следующие стандарты:

 

- Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30.08.1995г.) (с изменениями от 21.05.2007г.)

- ГОСО РК 1.001-2009 Госудадственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан.-Астана: Министерство Образования и науки РК, 2009.-350 с.

-Сборник нормативно – правовых актов системы воспитания и обучения.-Астана: Министерство образования и науки Республики Казахстан,2010.-285с.

- Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан»-Алматы: Юрист,2004

- Закон Республики Казахстан «Об образовании».-Астана: Министерство образования и науки Республики Казахстан,2007.-50с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определения

 

В настоящей дипломной работе применяют следующие термины с соответствующими определениями:

 

Стиль руководства – это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношениях со студентами.

 

Стиль – это социально-поведенческая категория, своеобразный соединительный мостик между мышлением и действием, теорией и практикой, отношением субъекта и объекта познания и преобразования действительности.

 

Творчество — свойственная человеку целенаправленная деятельность, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нестандартностью мышления, чувств, действий и направленная на получение новых существенных свойств, признаков, качеств, конечного продукта практического и умственного труда, а также на осознание собственных возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности.

 

Студенческая  группа – психологический центр формирования специалиста.

 

Психологический климат коллектива студентов – это совокупность всех влияний членов коллектива друг на друга, а также психологических условий, которые позволяют или мешают удовлетворению социальных потребностей его членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначения и  сокращения

 

 

В настоящей дипломной работе приняты следующие обозначения и сокращения:

- ГОСО - Государственный общеобязательный стандарт образования;

- РК - Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В нашем стремительно изменяющемся обществе постепенно осознается, что  эффективность деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Индивидуальные возможности человека возрастают в условиях взаимодействия с другими. Взаимная связь субъектов, возникающая в общении и совместной деятельности, влияет не только на ее результаты, но и перестраивает самого человека, формирует его новые возможности, проявляет те, которые существуют потенциально Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, В.А.Горянина, Л.М.Колпакова, Б.Д.Парыгин, А.В.Петровский, Н.Н.Обозов [1-7]

Большую роль в обучении и развитии личности студента играет характер микросреды учебной группы. Благоприятная атмосфера в группе и продуктивные результаты совместной деятельности во многом зависят от особенностей взаимодействия субъектов. В последнее время значительно  возрос объем исследований, посвященных  различным аспектам проблемы взаимодействия учителя с учащимися. Однако, как  показывает их анализ, не все аспекты  данной проблемы разработаны в достаточной  мере. К их числу относится и  проблема взаимодействия руководителя с членами студенческой группы. Управление группой, воздействие на ее членов определяются многими факторами, среди них – взаимосвязь руководителя и климата группы. Руководство и  группа - процессы, взаимно влияющие и дополняющие друг друга.

Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи стиля классного руководителя и психологического климата студенческой группы.

Объект исследования - взаимодействие в системе "классный руководитель" и «студенты» в учебных группах педагогического колледжа.

Гипотезы исследования: В любой социальной группе происходят те или иные динамические процессы. Когда группа попадает в тупиковую ситуацию, ей необходим толчок из вне, который даст динамическим процессам новое направление, т.е. климат в коллективе в первую очередь зависит от стиля управления.Взаимодействие классного руководителя и учебной группы педагогического колледжа не ограничивается рамками соотношения функционально-ролевых позиций, а включает в себя характеристику особенностей межличностных отношений, взаимосвязи между психологическими особенностями личности и управленческой деятельности классного руководителя и личностными характеристиками учащихся, психологических предпочтений субъектов взаимодействия в отношении друг друга; особенности взаимодействия классного руководителя и учащихся учебной группы педагогического колледжа.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были поставлены следующие задачи исследования:

Проанализировать литературу по изучаемой проблеме

  1. Рассмотреть различные стили руководства, и их влияние на психологический климат группы.
  2. Осуществить подбор методов  и методик для изучения данной темы
  3. Выявить и сопоставить особенности взаимосвязи между психологическими особенностями личности и управленческой деятельности классного руководителя

Методологической основой  работы послужили идеи гуманистической  философии и психологии, в которых  человек и его отношения с  людьми рассматриваются как величайшая ценность. [3]

Для решения поставленных в дипломной работе задач были использованы следующие методы исследования: тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение, анализ документов, методы математической обработки результатов.

Практическая  значимость заключается, прежде всего, в том, что представленные результаты могут быть использованы педагогами в практике взаимодействия с учащимися и группой учащихся, что будет способствовать оптимальной организации воспитательной работы в учебных заведениях. Полученные данные могут быть использованы для оптимизации процессов самоуправления, а также в практике работы классных руководителей и администрации педагогических колледжей, могут найти применение в работе практических психологов и других специалистов по подготовке и повышению квалификации работников системы образования.

 

Структура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Психологические особенности классного руководителя и психологический климат в группе как психолого-педагогическая проблема

 

1.1 Понятие «стиль классного руководства»

 

Применительно к учебному процессу управление представляет собой  целенаправленное, систематическое  воздействие преподавателя на коллектив  учащихся и отдельного студента для  достижения заданных результатов обучения.

Управлять – это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его  природе, а, наоборот, максимально  учитывать природу процесса, согласовывать  каждое воздействие на процесс с  его логикой.

Отличительные черты управления учебным процессом заключаются  в следующем:

-сознательное и планомерное   воздействие, которое всегда предпочтительнее  стихийной регуляции

- наличие причинно –  следственных связей между управляющей  подсистемой (преподаватель) и  объектом управления (обучаемый);

- динамичность или способность  управляемой подсистемы переходить  из одного качественного состояния  в другое;

- надежность, т.е. способность, системы управления выполнять заданные функции при определенных условиях протекания процесса;

-устойчивость –способность  системы сохранять движение по  намеченной траектории, поддерживать  намеченный режим функционирования, не смотря на различные внешние  и внутренние возмущения.

Процесс управления выступает  одновременно как цикличный и  непрерывный, что создается одновременно и последовательным выполнением  многих циклов управлений. Управленческий цикл начинается с постановки целей  и определения задачи, а завершается  их решением, достижением поставленной цели. По достижении какой-то цели ставится новая, и управленческий цикл повторяется. Цель –действие – результат-новая цель-такова схематическая картина непрерывного управленческого процесса.

Управление представляет собой информационный процесс, характеризующийся  замкнутым циклом передачи сигналов и включающий контроль за поведением объекта. От управляющего органа (классный руководитель) к управляемому объекту (студент) поступает информация и директивные указания по цепи управления в виде сигналов управления, от объекта к регулятору (преподаватель) цель передачи должна замыкаться сигналами обратной связи несущими сведение о фактическом состоянии управляемого объекта. Роль классного руководителя заключается в переработке получаемой информации, ее осмыслении и выработке решения по внесению в учебный процесс коррективов.[12]

На современном этапе  развитие именно классный руководитель выступает главным организатором и координатором воспитания,обеспечивая непрерывное позитивное взаимодействие учителей предметников,администрации школы, учащихся и их родителей.

Деятельность  классного  руководителя  в современных условиях - это управление  процессом воспитания, предполагающее прохождение определенных этапов  всоответствии с заданной целью и алгоритмом на основе учета его особенностей. [17]

Личностный компонент  профессионализма классных руководителей  характеризует внутреннюю потребность, профессиональную направленность педагога как воспитателя самооценку своей  подготовленности заниматься воспитывающей  деятельностью, установку на творческую самореализацию, позитивное восприятие  себя  как личности и профессионала, высокий уровень  личностной культуры, осознание себя как самоактуализирующейся личности

Информация о работе Исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы (на примере Гуманитарн