Исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы (на примере Гуманитарн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи стиля классного руководителя и психологического климата студенческой группы. Объект исследования - взаимодействие в системе "классный руководитель" и «студенты» в учебных группах педагогического колледжа. Гипотезы исследования: В любой социальной группе происходят те или иные динамические процессы. Когда группа попадает в тупиковую ситуацию, ей необходим толчок из вне, который даст динамическим процессам новое направление, т.е. климат в коллективе в первую очередь зависит от стиля управления.

Содержание работы

Введение..............................................................................................

1
Психологические особенности классного руководителя и психологический климат в группе как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………

1.1
Понятие «стиль классного руководства».........................................

1.2
Психологический климат в группе....................................................

1.3
Влияние стиля классного руководителя на психологический климат в группе.....................................................................................

2
Экспериментальное исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы ………………………………………………………

2.1
Общая характеристика базы исследования, методы исследования……………………………………………………………

2.2
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………


Заключение.................................................................... ………………


Список использованной литературы ..................................................


Приложения ......................................................................................

Файлы: 1 файл

дипломкаа.docx

— 322.18 Кб (Скачать файл)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ4

 
ЗАВЯЗЫВАНИЕ И РАЗВЯЗЫВАНИЕ 
Описание 
Данное упражнение предлагает быстрый простой способ для снятия напряжения у всей группы. Обсуждения, тренинги и изменения сами по себе могут быть достаточно стрессовыми ситуациями, и действия, предлагаемые в этом упражнении, могут быть использованы для снятия напряжения и расслабления группы. Упражнение «Завязывание и развязывание» можно предлагать не только при непременном условии стрессовой ситуации - возможно, будет даже более эффективно воспользоваться этой тактикой, когда группа уже смеется! 
Тренер, присоединись к группе - и получай удовольствие! 
«Завязывание и развязывание» - этот метод может быть использован практически в любом тренинге, но мы считаем, что он имеет особенную ценность в области воспитания позитивного отношения к изменениям, при этом - в очень физиологическом смысле. Здесь едва ли требуется специальная подготовка - наоборот, мы настоятельно рекомендуем, чтобы вы искусственно нестимулировали процесс, пока столкновения между участниками не достигнут определенной степени, - смех моментально снимет напряжение. 
Участники 
Число: любое.

Тип: любой. 
ВремяОколо 10 минут. 
Необходимые средства 
Никаких. 
Метод 
Шаг1.Представьте упражнение. 
Просто скажите, что вы собираетесь предложить нечто особенное. 
Шаг 2. Поясните требуемые от участников действия и сообщите, сколько времени отводится на их выполнение. 
Попросите группу встать в большой круг, повернувшись лицом к центру. Каждый участник должен быть примерно в полуметре от своего соседа. Попросите всех закрыть глаза и не открывать их, пока участники будут, вытянув руки вперед, очень медленно идти к центру круга. Цель — взять за руку сначала одного участника, а потом — еще кого-то (желательно, другого участника). Тогда, и только тогда, когда участник будет держать за руки двух других, можно открыть глаза. 
Шаг 3. Заданием для группы будет превращение (метаморфоза), или «распутыванием, в возможно более простую фигуру, но не расцепляя рук. 
Группа должна будет скооперироваться для того, чтобы распутать все узелки. Конечная цель может варьироваться от полного круга (с узелками или без них) до двух или трех кругов, отдельных друг от друга или связанных. Посмейтесь вместе над результатами. 
Шаг 4. Завершите упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ПРИЛОЖЕНИЕ5

 
АРОМАТ МЕСЯЦА 
Описание 
Это упражнение в целом — игра-состязание, смысл которой в том, чтобы посмеяться. Оно может быть использовано с целью «растапливания льда» между участниками или для расслабления после тяжелой напряженной работы. Но больше всего оно подходит для завершения курса, так как содержит ряд предостерегающих советов, касающихся осуществления изменений.  
Участники 
Число:максимум10. 
Время 30 минут. 
Необходимые средства 
• Квадратный или круглый стол в удобной комнате, на котором можно разложить 20 карточек формата А5 так, чтобы они не перекрывали друг друга. 
• Одна копия документа 1 для каждого участника. 
• Набор из 20 карточек формата А5, приготовленных в соответствии с инструкциями в записках для тренера. 
• Флип-чарт, бумага и маркеры для того, чтобы можно было делать пометки. 
• Символический «приз» для победившей команды (факультативно). 
Метод 
Шаг 1. Охарактеризуйте упражнение. 
Избегайте разговора о «введении» и «целях».

Шаг 2. Разделите группу на две команды и объясните правила  игры. 
1. Команды соревнуются друг с другом. Та команда, которая наберет больше очков, побеждает. Счет ведет тренер (вы). 
2. На столе 20 карточек. На 10 из них указаны названия техник управления изменениями, и они перемешаны с другими 10 карточками, где описываются эти техники. 
3. Цель игры — найти связанные пары карточек. За первую пару команде записывается 10 очков, за следующую — 9 и т. д. 
4. Каждая команда по очереди переворачивает и показывает всем участникам только две карточки — так, чтобы члены обеих команд могли их видеть. Если члены команды решат, что нашли пару (консультации возможны), тогда карточки сдают тренеру. Если это действительно пара, то тренер записывает присужденные команде очки на флип-чарте и изымает эти две карточки из игры. После этого угадавшая команда имеет право на следующий ход. Если пара была подобрана неправильно, то карточки возвращаются назад на стол, и команде записывается минус 5 очков. Если команда считает, что карточки не составляют пары, то просто кладут обратно на стол. 
5. Все члены команды должны по очереди открывать карточки. 
6. Победит, скорее всего, та команда, которая лучше запомнит расположение карточек в процессе игры. 
Ответьте на любые вопросы о правилах. 
Шаг 3. Начните и ведите игру. 
На игру у вас уйдет 5-8 минут. Это не означает, что игра будет слишком серьезна! Записывайте счет (10 очков за первую пару, 9 — за следующую и т. д., отнимайте по 5 очков за неправильно подобранную пару). Держите при себе копию документа 1, чтобы контролировать правильность пар. 
Шаг 4. Подведите итоги и вручите маленький символический приз  
победившей команде. 
Плитка шоколада? Пакетик чипсов? 
Шаг 5. Раздайте копии документа 1, где приводятся правильные ответы; попросите участников прокомментировать их. 
Вопросы, которые вы можете использовать 
• Могут ли участники привести какие-либо примеры использования техник из своего жизненного опыта? (Лучше всего спрашивать улыбающихся и уверенных людей, не настаивающих на том, чтобы взгляды их противников непременно были опровергнуты — упражнение не должно никого обидеть!) 
• Что совершенно неправильно в этих техниках? 
• Почему люди используют их? 
Шаг 6. Завершите упражнение кратким обзором его целей. 
Заметки для тренера 
Во-первых, вам нужно будет приготовить 10 карточек формата А5 и на каждой из них написать (маркером) название, как это - показано в документе 1 (например, на одной карточке будет написано «Каскад», на другой — «Вулкан» и т. д.). 
Затем приготовьте 10 таких же карточек с определениями, написанными на них (маркером), как показано в документе 1 (например, одна карточка с текстом «Полная концентрация на менеджерах и надежда на то, что изменения впоследствии проявятся сами» и т. д.). 
Важно; Убедитесь в том, что карточки не настолько тонки, чтобы текст проступал на оборотной стороне, когда карточки будут лежать на столе, иначе смысл игры будет полностью утрачен! 
Перед началом упражнения перемешайте карточки и разложите их на столе текстом вниз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ6

Ты мне нравишься

Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений  между студентами. Некоторые студенты легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В  этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности  всех студентов группы.

Материалы: Клубок цветной  шерсти.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие  в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую  цветную паутину, связывающую нас  между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли  и чувства, которые он испытывает к своим сокурсникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте  свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в  группе студента.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала студента, который  должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику  фразу, начинающуюся с одних и  тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." Например, я говорю: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом  пар ты вежливо открыл передо мной дверь в аудиторию". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего студента, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Внимательно проследите, чтобы  в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим  не только своих самых близких  друзей, но и каждого студента в группе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться "козлы отпущения" и "аутсайдеры". Если у кого будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".

Постепенно "паутина" будет  расти и заполняться. Студент, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый студент наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим?

— Кто тебе уже говорил  что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли друженваша группа?

— Почему каждый ребенок  достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ПРИЛОЖЕНИЕ7

 
КАМУФЛЯЖ  
Квадрат, данный ниже, содержит 10 спрятанных («закамуфлированных») примеров слов или фраз, которые тем или иным образом связаны с изменениями. Это:  
• три слова или фразы об изменениях (включая само слово «изменения»),  
• три слова или фразы, которые описывают возможные позитивные реакции на изменения;  
• три слова или фразы, которые описывают возможные негативные реакции на изменения;  
• одно слово или фраза, которое описывает важную идею, связанную с изменениями. 
Первая команда должна найти все 10 или максимальное число слов за 10 минут - и тогда она будет объявлена победителем. Остерегайтесь: в этой головоломке имеется несколько отвлекающих маневров - слова или фразы, которые не имеют никакого отношения к изменениям!

РАНЕИСКУССТВОЯМАП СВОЕСТАЦИЯЯНУЖДНР  ПТТЛААРЕБИИГЛИОРИ ООЭЬТДТНИЦЦЛАВОХО  СРОБООЕАРААНОЗАИБ ОРУЖИЕЧКЬТДЕТИНСР  БОЛЕЗНЬСВПНМИТЯТЕ НОВЕЛЛАССАОЕНСИПТ  ОБУЧЕНИЕПДТСАОЕАЕ СЕАЬИКАРТААНРНСНН  ТРЛЧГААТЬРАКОТИОИ ИЕЬООВОСТОРЕЧСАНЕ  КГОЛЛАНДАКОВЬЕТКО ПЕРЕМЕЩЕНИЮЕДВПЬР  АННМИЗАНСЦЕНАЗОДА КИЗМЕНЕНИЕИНЕИУВЛ  ЕДИНИЦАНАСТРОЕЕЧЕ РОДИНАЛ  ЯСТРАХННИЕ

 

Документ 2 
КАМУФЛЯЖ 
РЕШЕНИЕ

 

 

             

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

Таблица 6  
Исследования морально-психологического климата (на конец эксперимента)

Участники опроса

Дружелюбие 

Согласие 

Удовлетворение 

Увлеченность 

Продуктивность 

Теплота

Сотрудничество 

Взаимная поддержка 

Занимательность

Успешность 

ИТОГО

                       

Ключерев С.А.

7

7

7

8

6

6

6

7

8

5

67

                       

Аникина Н.В.

6

5

7

5

5

5

7

6

7

5

58

                       

Смирнов О.Б.

6

8

5

5

5

4

4

6

5

5

53

                       

Серебров А.А.

6

6

6

5

4

4

5

7

5

4

52

                       

Кубышка И.А.

5

6

7

4

4

6

6

7

5

4

54

                       

Мусихина О.Н.

5

7

6

5

6

7

5

5

4

4

54

                       

Нуйя А.А.

8

5

7

5

5

6

5

6

6

4

57

                       

ИТОГО

6

6

6

5

5

6

5

6

5

4

53


Таблица 7  
Результаты исследования морально-психологического климата в коллективе в процентном выражении

Участники опроса

Дружелюбие 

Согласие 

Удовлетворение 

Увлеченность 

Продуктивность 

Теплота

Сотрудничество 

Взаимная поддержка 

Занимательность

Успешность 

ИТОГО

                       

Ключерев С.А.

78%

78%

78%

89%

67%

67%

67%

78%

89%

56%

74%

                       

Аникина Н.В.

67%

56%

78%

56%

56%

56%

78%

67%

78%

56%

64%

                       

Смирнов О.Б.

67%

89%

56%

56%

56%

44%

44%

67%

56%

56%

59%

                       

Серебров А.А.

67%

67%

67%

56%

44%

44%

56%

78%

56%

44%

58%

                       

Кубышка И.А.

56%

67%

78%

44%

44%

67%

67%

78%

56%

44%

60%

                       

Мусихина О.Н.

56%

78%

67%

56%

67%

78%

56%

56%

44%

44%

60%

                       

Нуйя А.А.

89%

56%

78%

56%

56%

67%

56%

67%

67%

44%

63%

Информация о работе Исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы (на примере Гуманитарн