Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:41, дипломная работа
Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи стиля классного руководителя и психологического климата студенческой группы. Объект исследования - взаимодействие в системе "классный руководитель" и «студенты» в учебных группах педагогического колледжа. Гипотезы исследования: В любой социальной группе происходят те или иные динамические процессы. Когда группа попадает в тупиковую ситуацию, ей необходим толчок из вне, который даст динамическим процессам новое направление, т.е. климат в коллективе в первую очередь зависит от стиля управления.
Введение..............................................................................................
1
Психологические особенности классного руководителя и психологический климат в группе как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………
1.1
Понятие «стиль классного руководства».........................................
1.2
Психологический климат в группе....................................................
1.3
Влияние стиля классного руководителя на психологический климат в группе.....................................................................................
2
Экспериментальное исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы ………………………………………………………
2.1
Общая характеристика базы исследования, методы исследования……………………………………………………………
2.2
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………
Заключение.................................................................... ………………
Список использованной литературы ..................................................
Приложения ......................................................................................
В этом учебном году студенты группы заканчивают колледж. Это обстоятельство внесло изменения в жизнь группы. Например, студенты стали гораздо больше внимания, чем раньше уделять учебе, а культурно-массовые мероприятия, проводимые в колледже, стали меньше увлекать.
Что касается само организованности группы, то в данный момент группа стала менее организованной, чем в период формирования. Когда группа создавалась, часто устраивались самостоятельные мероприятия силами студентов данной группы, потому что всем хотелось узнать друг друга ближе, узнать интересы, находиться вместе. Сейчас уже все знают друг друга, их интересы, поэтому собраться всем получается редко, чаще собираются сформировавшиеся неформальные группы. В работе использован «Психологический климат в группе» Методика была описана и разработана В.И. Шкатуллой, для определения психологического климата в группе. Результаты исследования психологического климата в группе представлены в таблице 2 (Приложение 8).
На таблице 3 представлены результаты исследования психологического климата в коллективе, переведенные из балльных показателей в процентном соотношении
Дружелюбие
Дружелюбие – это отношение коллег друг к другу. На рисунке 3 в процентном соотношении представлены результаты исследования дружелюбия, как одной из динамической составляющей психологического климата группы
Согласие
Рис. 4
Согласие – это согласованность действий
в работе всех членов группы. На рисунке
4 в процентном соотношении представлены
результаты исследования согласия, как
одной из динамической составляющей психологического
климата группы.
Удовлетворенность
Рис. 5
Удовлетворенность учебой, результатами
учебы, отношениями между студентами.
На рисунке 5 в процентном соотношении
представлены результаты исследования
удовлетворенности, как одной из динамической
составляющей психологического климата
группы.
Увлеченность
Рис. 6
Увлеченность – чувство, возникающее
при учении, достижении определенных результатов.
На рисунке 6 в процентном соотношении
представлены результаты исследования
увлеченности, как одной из динамической
составляющей психологического климата
группы.
Продуктивность
Рис. 7
Продуктивность – это личный вклад каждого члена группы. На рисунке 7 в процентном соотношении представлены результаты исследования продуктивности, как одной из динамической составляющей психологического климата группы.
Теплота
Рис. 8
Теплота – это положительные
отношения между собой всех членов
группы. На рисунке 8 в процентном соотношении
представлены результаты исследования
теплоты, как одной из динамической составляющей
психологического климата группы.
Сотрудничество
Рис. 9
Сотрудничество – это отношения между собой. На рисунке 9 в процентном соотношении представлены результаты исследования сотрудничества, как одной из динамической составляющей психологического климата группы. Взаимная поддержка
Рис. 10
Взаимная поддержка – отношения друг
с другом, наставничество, поддержка в
работе. На рисунке 10 в процентном соотношении
представлены результаты исследования
взаимной поддержки, как одной из динамической
составляющей психологического климата,
группы.
Занимательность
Рис. 11 Занимательность – с
каким настроением выполняется текущая
работа. На рисунке 11 в процентном соотношении
представлены результаты исследования
занимательности, как одной из динамической
группы. Успешность
Рис. 12
Успешность – это результат работы, подведение итогов определенных работы в группе, и отдельно каждого члена группы. На рисунке 12 в процентном соотношении представлены результаты исследования успешности, как одной из динамической составляющей психологического климата группы.
Составляющие психологического
климата в группе
Рис. 13
На рисунке 13 представлены в процентном
соотношении результаты исследования
(суммарный показатель) всех динамических
составляющих психологического климата
группы.
Итоговый показатель
Рис. 14
На рисунке 14 представлены в процентном
соотношении результаты исследования
(персональный суммарный показатель) всех
динамических составляющих психологического
климата коллектива.
Уровень психологического климата в группе
Рис.15
По самооценке в группе согласие ровняется
45% (средний уровень); дружелюбие- 50% (средний
уровень); занимательность работы - 48% (средний
уровень); удовлетворенность - 42%(средний
уровень); взаимная поддержка - 37% (низкий
уровень); увлеченность - 37% (низкий уровень);
продуктивность - 36% (низкий уровень), успешность
- 33% (низкий уровень); теплота в общении
- 33% (низкий уровень); сотрудничество -
30% (низкий уровень).
Таким образом, тестирование показало
содержащиеся уровни психологического
климата в группе: высокий - 0%; средний
- 62%; низкий - 38%. Это говорит о том, что в
группе низкая взаимная поддержка; сотрудничество.
Методика2(Приложение 2)
Методика определения стиля руководства
Методика была разработана В.П. Захаровым
на основе опросника А.Л. Журавлева.
Цель: определение преобладающего стиля
руководства.
Форма проведения: групповая.
При проведении данной методики были получены
результаты, которые размещены в таблице
4.
Таблица4
Преобладающий стиль руководства
Стили руководства |
Число опрошенных - 7 чел. |
Директивный |
4 (66,66%) |
Попустительский |
- |
Коллегиальный |
2 (33,34) |
Преобладающий |
Директивный |
Методика 3 (Приложение 3)
Тест на оценку самоконтроля в общении
Тест разработан американским ученым
М. Снайдером.
Цель: определение коммуникабельности
и умение управлять выражением своих эмоций
в группе.
Форма проведения: индивидуальная.
При проведении данной методики были получены
результаты, которые размещены в таблице
5.
Таблица 5
Оценка самоконтроля в общении
№ вопроса |
Ключерев С.А. |
Аникина Н.В. |
Смирнов О.Б. |
Серебров А.А. |
Кубышка И.А. |
Мусихина О.Н. |
Нуйя А.А. |
1 |
В |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
В |
Н 1 |
В |
2 |
Н |
Н |
В 1 |
В 1 |
Н |
Н |
Н |
3 |
В 1 |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
4 |
Н |
В 1 |
Н |
Н |
Н |
В 1 |
В |
5 |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
В |
В |
В |
6 |
Н |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
Н |
7 |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
8 |
Н |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
9 |
В 1 |
Н |
Н |
Н |
В 1 |
Н |
В 1 |
10 |
В 1 |
В |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
Н |
Итого |
4 |
3 |
7 |
7 |
5 |
4 |
1 |
По результатам данной
таблицы и результатам подсчета
согласно методике можно сказать, что:
1) 0-3 балла – Аникина Н.В., Нуйя А.А. – люди
с низким коммуникативным контролем, с
устойчивым поведением, способным к искреннему
самораскрытию в общении, прямолинейные.
2) 4-6 баллов – Ключерев С.А., Кубышка И.А.,
Мусихина О.Н. - люди со средним коммуникативным
контролем, искренние, но не сдержанные
в эмоциональных проявлениях.
3) 7-10 баллов – Смирнов О.Б., Серебров А.А.
- люди с высоким коммуникативным контролем,
легко входящими в любую роль и робко реагирующие
не изменения ситуаций.
Для наглядности результаты исследования
данной методики оформим в диаграмму (Рис.
16).
Диаграмма оценки самоконтроля в общении
Рис. 16
На рисунке 16 представлены результаты
исследования (суммарный показатель) оценки
самоконтроля в общении - как составляющую
психологического климата группы.
Формирующий эксперимент
Второй этап (формирующий
эксперимент).
Цель деловых игр: развитие необходимых
умений и навыков, таких, как уверенность,
оптимизм, внимание, доброжелательность,
сдержанность, ответственность, коммуникабельность.
Содержание игры - это всегда осуществление
ряда функций: обучающей, развлекательной,
коммуникативной, релаксационной, психотехнической,
развивающей. В игре люди попадают в ситуацию,
позволяющую им критически оценить свои
знания в активном действии, привести
эти знания в систему, незаметно для себя
выполнять большое количество тренировочных
упражнений в быстром темпе.
Игра активизирует внимание, вызывает
желание не только участвовать в игре,
но и побеждать, а это вселяет уверенность
в свои силы, способствует сообразительности,
находчивости.
В играх, особенно коллективных, формируются
нравственные качества личности, происходит
усвоение навыков правильного поведения
в коллективе. Люди учатся оказывать помощь
товарищам, считаться с интересами других,
сдерживать свои желания. У них развивается
чувство ответственности, коллективизма,
воспитываются дисциплина, воля, характер.
После каждого из проведенных занятий
с использованием игр не надо беседовать
с людьми, чтобы выявить положительную
реакцию. Можно сразу сказать, что такие
занятия пробуждают острое желание включаться
в предложенную деятельность.
На втором этапе (формирующий эксперимент).Были
использованы тренинговые занятия: «Завязывание
и развязывание», «Аромат месяца», «Камуфляж».
Цель: сформировать умение, создать условия,
вызывающие положительные изменения психологического
климата группы, сближение группы, его
сплоченность.
Тренинговое занятие 1.
«Завязывание и развязывание»
Цели игры:
В процессе выполнения этого упражнения
участники предпримут определенные действия
в рамках всей группы по снятию напряжения
или возрастанию единства, сплоченности
группы. Методика и описание проведения
приведены в Приложении4.
Тренинговое занятие 2.
«Аромат месяца»
Цели игры:
В процессе выполнения этого упражнения
участники будут осведомлены о тех способах
руководства изменениями, которых следует
избегать. Методика и описание проведения
приведены в Приложении 5.
Тренинговое занятие 3.
«Камуфляж»
Цели игры:
В процессе выполнения участники:
- определят три позитивные и три негативные
реакции на изменения;
- определят ключевую концепцию возможности
обучения навыкам как критическую для
личного управления изменениями. Методика
и описание проведения приведены в Приложении
6.
Третий констатирующий
эксперимент.
Третий этап. (второй констатирующий эксперимент).
Методика 1
Определение психологического климата
в группе на конец исследования
Результаты исследования психологического
климата в группе в баллах на конец исследования
представлены в таблице 6 .Результаты исследования
психологического климата в группе в процентном
выражении на конец исследования представлены
в таблице 7(Приложение 8).
Дружелюбие
Рис. 17
На рисунке 17 в процентном соотношении
представлены результаты исследования
дружелюбия, как одной из динамической
составляющей психологического климата
группы на конец исследования.
Согласие
Рис. 18
На рисунке 18 в процентном соотношении
представлены результаты исследования
согласия, как одной из динамической составляющей
психологического климата группы на конец
исследования.
Удовлетворенность
Рис. 19
На рисунке 19 в процентном соотношении
представлены результаты исследования
удовлетворенности, как одной из динамической
составляющей психологического климата
группы на конец исследования.
Увлеченность
Рис. 20
На рисунке 20 в процентном соотношении
представлены результаты исследования
увлеченности, как одной из динамической
составляющей психологического климата
группы на конец исследования.
Продуктивность
Рис. 21
На рисунке 21 в процентном соотношении
представлены результаты исследования
продуктивности, как одной из динамической
составляющей психологического климата
группы на конец исследования.
Теплота
Рис. 22
На рисунке 22 в процентном соотношении
представлены результаты исследования
теплоты, как одной из динамической составляющей
психологического климата группы на конец
исследования.
Сотрудничество
Рис. 23
На рисунке 23 в процентном соотношении
представлены результаты исследования
сотрудничества, как одной из динамической
составляющей психологического климата
группы на конец исследования.
Взаимная поддержка
Рис. 24
На рисунке 24 в процентном, соотношении
представлены результаты исследования
взаимной поддержки, как одной из динамической
составляющей психологического климата
группы на конец исследования.
Занимательность
Рис. 25
На рисунке 25 в процентном соотношении
представлены результаты исследования
занимательности, как одной из динамической
составляющей психологического климата
группы на конец исследования.
Успешность
Рис. 26
На рисунке 26 в процентном соотношении
представлены результаты исследования
успешности, как одной из динамической
составляющей психологического климата
группы на конец исследования.
Составляющие психологического климата
в группе
Риса. 27
На рисунке 27 представлены в процентном
соотношении результаты исследования
(суммарный показатель) всех динамических
составляющих психологического климата
группы на конец исследования.
Итоговый показатель
Рис. 28
На рисунке 28 представлены в процентном
соотношении результаты исследования
(персональный суммарный показатель) всех
динамических составляющих психологического
климата группы на конец исследования.
Уровень психологического климата в коллективе
Рис. 29
По самооценке в коллективе согласие 66%
(средний уровень), дружелюбие 66% (средний
уровень), занимательность работы 60% (средний
уровень), удовлетворенность работой 71%
(средний уровень), взаимная поддержка
67% (средний уровень), увлеченность работой
52% (средний уровень), продуктивность 55
% (средний уровень), успешность 40% (средний
уровень), теплота в общении 60% (средний
уровень), сотрудничество 59% (средний уровень),
Вывод: таким образом, уровень психологического
климата в коллективе на конец исследования
равен: высокий - 5%; средний - 95%: низкий
- 0%.
Таблица 8
Уровень психологического климата группы
в динамике