Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:41, дипломная работа
Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи стиля классного руководителя и психологического климата студенческой группы. Объект исследования - взаимодействие в системе "классный руководитель" и «студенты» в учебных группах педагогического колледжа. Гипотезы исследования: В любой социальной группе происходят те или иные динамические процессы. Когда группа попадает в тупиковую ситуацию, ей необходим толчок из вне, который даст динамическим процессам новое направление, т.е. климат в коллективе в первую очередь зависит от стиля управления.
Введение..............................................................................................
1
Психологические особенности классного руководителя и психологический климат в группе как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………
1.1
Понятие «стиль классного руководства».........................................
1.2
Психологический климат в группе....................................................
1.3
Влияние стиля классного руководителя на психологический климат в группе.....................................................................................
2
Экспериментальное исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы ………………………………………………………
2.1
Общая характеристика базы исследования, методы исследования……………………………………………………………
2.2
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………
Заключение.................................................................... ………………
Список использованной литературы ..................................................
Приложения ......................................................................................
Участники опроса |
Дружелюбие |
Согласие |
Удовлетворение |
Увлеченность |
Продуктивность |
Теплота |
Сотрудничество |
Взаимная поддержка |
Занимательность |
Успешность |
ИТОГО |
Ключерев С.А. |
6 |
7 |
7 |
8 |
6 |
6 |
6 |
7 |
8 |
6 |
67 |
Аникина Н.В. |
6 |
5 |
7 |
6 |
3 |
5 |
3 |
4 |
7 |
4 |
49 |
Смирнов О.Б. |
5 |
8 |
5 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
45 |
Серебров А.А. |
6 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
42 |
Кубышка И.А. |
5 |
6 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
43 |
Мусихина О.Н. |
5 |
7 |
6 |
5 |
6 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
49 |
Нуйя А.А. |
8 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
6 |
4 |
47 |
ИТОГО |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
44 |
Таблица 3
Результаты исследования психологического
климата в группе в процентном выражении
Участники опроса |
Дружелюбие |
Согласие |
Удовлетворение |
Увлеченность |
Продуктивность |
Теплота |
Сотрудничество |
Взаимная поддержка |
Занимательность |
Успешность |
ИТОГО |
Ключерев С.А. |
54 |
63 |
63 |
72 |
54 |
54 |
54 |
63 |
72 |
54 |
60 |
Аникина Н.В. |
54 |
45 |
63 |
45 |
27 |
45 |
27 |
36 |
63 |
36 |
44 |
Смирнов О.Б. |
45 |
72 |
45 |
45 |
27 |
36 |
27 |
36 |
45 |
27 |
41 |
Серебров А.А. |
54 |
36 |
36 |
45 |
36 |
36 |
27 |
36 |
45 |
27 |
38 |
Кубышка И.А. |
45 |
54 |
45 |
36 |
36 |
27 |
27 |
36 |
45 |
36 |
39 |
МусихинаО.Н. |
54 |
63 |
54 |
45 |
54 |
27 |
36 |
45 |
36 |
36 |
45% |
Нуйя А.А. |
72 |
45 |
45 |
45 |
36 |
27 |
27 |
36 |
54 |
36 |
42 |
Средний % |
50 |
45 |
42 |
37 |
36 |
33 |
30 |
37 |
48 |
33 |
39 |
Приложение2
Тест-опросник для
определения стиля руководства
1:
а) классный руководитель централизует
руководство: требует, чтобы о всех вопросах
(делах) докладывали именно ему;
б) нередко «плывет по течению», пассивен
в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой,
своими студентами;
г) ожидает указаний;
д) централизует руководство только в
трудных ситуациях.
2:
а) в критических ситуациях классный руководитель,
как правило, переходит «а более жесткие
методы руководства;
б) критические ситуации не приводят к
изменению его способов руководства;
в) в критических ситуациях обращается
за помощью к коллегам
г) сталкиваясь с трудностями, более тесно
взаимодействует со своими студентами;
д) в критических ситуациях плохо справляется
со своими обязанностями.
3:
а)классный руководитель недостаточно
общительный человек, с людьми разговаривает
мало;
б) регулярно общается с членами группы,
говорит о положении дел в нем, о трудностях,
которые предстоит преодолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает
общение со своими студентами, держится
от них на расстоянии;
г) старается общаться со студентами, но
при этом испытывает трудности в общении;
д) общается в основном с активом группы.
4:
а) в отсутствие классного руководителя
студенты работают хуже,
б) группа не снижает продуктивности, если
классный руководитель временно покидает
его;
в) студенты постоянно работают не в полную
силу, могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы в отсутствиеклассного
руководителя иногда даже повышается;
д) в отсутствие классного руководителя
группа работает с переменным успехом.
5:
а) классный руководитель сам обращается
за советом к студентам;
б) не допускает, чтобы студенты ему советовали
или тем более возражали;
в) студенты не только советуют, но
иногда могут делать и указания ему;
г) классный руководитель советуется даже
тогда, когда обстоятельства не требуют
этого;
д) если студенты знают, как лучше выполнить
работу, то они говорят об этом своему
классному руководителю.
6:
а) классный руководитель контролирует
выполнение своих заданий от случая к
случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу
группы;
в) контролируя работу, всегда замечает
положительные результаты, хвалит студентов;
г) осуществляя контроль, обязательно
выискивает недостатки в действиях студентов;
д) нередко вмешивается в работу студентов.
7:
а) классного руководителя интересует
только выполнение поставленной задачи
(плана), ему все равно, как студенты относятся
друг к другу;
б) решая поставленные задачи, старается
создать хорошие отношения между людьми
в группе;
в)классное руководства его не очень интересует,
но старается выполнить свои обязанности;
г) больше внимания уделяет налаживанию
взаимоотношений в группе, а не выполнению
поставленных задач;
д) когда нужно, защищает интересы студентов.
8:
а) приказывает так, что задание хочется
выполнять;
б) его приказы иногда не имеют требуемой
силы (приказывать не умеет);
в) просьба классного руководителя не
отличается от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются
недостаточно хорошо и быстро;
д) приказы вызывают у студентов недовольство.
9:
а) на критику классный руководитель
обычно не обижается, прислушивается к
ней;
б) критику выслушивает, даже обещает принять
меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют, и не старается
скрыть это;
г) принимает критику только со стороны
коллег;
д) не реагирует на критику.
10:
а)классный руководитель сам решает
даже те вопросы, с которыми не совсем
хорошо знаком;
б) если чего-то не знает, не боится это
показать и обращается за помощью к другим;
в) не стремится пополнить свои знания;
г) когда чего-то не знает, скрывает это
и старается самостоятельно восполнить
недостатки в знаниях;
д) если не знает как решить вопрос или
выполнить дело, то поручает его своим
студентам.
11:
а) стремится к тому, чтобы было поменьше
ответственности;
б) ответственность распределяет между
собой и студентами;
в) всю ответственность возлагает только
на себя;
г) нередко подчеркивает ответственность
студентов, старается свою ответственность
переложить на них;
д) бывает, что являясь ответственным за
какое-то дело, пытается переложить его
на своих студентов.
12:
а) руководитель старается, чтобы его студенты
были лучшими;
б) добивается безотказного подчинения
студентов;
в) ему безразлично, какие у него студенты;
г) осторожен по отношению к студентам,
потому что боится за свое положение;
д) не желает иметь рядом лучших студентов.
13:
а) студенты довольны, когда классный руководитель
отсутствует: они чувствуют некоторое
облегчение;
б) с классным руководителем работать
интересно, поэтому студенты ожидают его
возвращения;
в)студенты не замечают отсутствия
классного руководителя;
г) в начале студенты довольны, что классный
руководитель отсутствует, а потом скучают;
д) сначала студенты чувствуют отсутствие
классного руководителя, а затем быстро
забывают.
14:
а) для выполнения какой-то работы (задания)
классному руководителю нередко приходится
уговаривать своих студентов;
б) классный руководитель всегда что-нибудь
приказывает, распоряжается, настаивает,
но никогда не просит;
в) часто обращается к студентам с поручениями,
просьбами, советами;
г) часто делает студентам замечания;
д) его замечания всегда справедливы.
15:
а) всегда обращается со студентами вежливо
и доброжелательно;
б) по отношению к студентам бывает нетактичным
и даже грубым;
в) по отношению к тем, кем руководит, часто
проявляет равнодушие;
г) создается впечатление, что вежливость
его неискренняя,
д) характер отношения к студентам у него
часто меняется.
16:
а) руководитель привлекает к управлению
рядовых членов группы;
б) нередко перекладывает свои функции
на других;
в) управленческие функции не закрепляются
стабильно, их распределение может меняться;
г) бывает, что управленческие функции
выполняет не руководитель, а кто-либо
из членов группы;
д) стремится единолично управлять группой.
17:
а)классный руководитель стремится к формальной
дисциплине и идеальному подчинению;
б) классный руководитель не может влиять
на дисциплину, она в основном определяется
самими членами группы;
в) умеет поддерживать дисциплину и порядок;
г) дисциплина выглядит хорошей, так как
студенты боятся классного руководителя;
д) недостаточно пресекает нарушения дисциплины.
18:
а) обращается к студентам только по деловым
вопросам;
б) заговаривая со студентами о деле, спрашивает
и о личном, о семье;
в) часто обращается по личным вопросам,
не касаясь дела;
г) инициатива общения исходит от студентов,
руководитель редко заговаривает сам;
д) нередко у него возникают трудности
в общении со студентами.
19:
а)классный руководитель единолично
вырабатывает решения или отменяет их;
б) редко берется за решение сложных задач,
обычно уходит от этого;
в) старается решать все дела вместе с
группой, единолично решает только самые
срочные и оперативные вопросы,
г) решает только те вопросы, которые сами
возникают, не старается заранее предусмотреть
их решение;
д) берется за решение в основном мелких
вопросов.
20:
а) в руководимой группе недостаточно
развиты взаимопомощь и взаимное доверие;
б) старается, чтобы у студентов было хорошее
настроение;
в) в группе наблюдается студенты нередко
уходят с пар и не жалеют об этом;
г) члены группы относятся друг к другу
чутко, по-дружески;
д) в присутствии классного руководителя
исполнители выполняют задания в состоянии
напряжения.
21:
а) классный руководитель способствует
тому, чтобы студенты работали самостоятельно;
б) иногда навязывает свое мнение, а говорит,
что мнение большинства;
в) студенты действуют в основном по указанию
руководителя, мало проявляя самостоятельность;
г) студенты часто предоставлены самим
себе;
д) предоставляет своим студентам самостоятельность
лишь время от времени.
22:
а) регулярно советуется со студентами
б) советуется со студентами только в сложной
ситуации;
в) обычно советуется с коллегами, но не
с студентами;
г) с удовольствием прислушивается к мнению
коллег;
д) советуется только со студентами.
23:
а)классный руководитель не принимает
инициативу студентов:
б) считает, что лучше сделать меньше (тогда
меньше и спросят);
в) поддерживает инициативу студентов;
г) не может действовать сам, а ждет «подталкивания»
со стороны;
д) инициативу не проявляет ни он, ни его
студенты.
24:
а) любимый лозунг классного руководителя:
«Давай, давай»;
б) он требователен, но одновременно и
справедлив;
в) бывает слишком строгим и даже придирчивым;
г) он не очень требовательный человек;
д) требователен и к себе, и к другим.
25:
а) он консервативен, потому что боится
нового;
б) охотно поддерживает целесообразные
нововведения;
в) поддерживает нововведения в учебе,
с большим трудом меняет характер общения
с людьми.
г) у него лучше получается с нововведениями
вне учебы (в быту, на отдыхе, в межличностных
отношениях),
д) нововведения проходят мимо него.
26:
а) в своей работе широко опирается на
актив группы,
б) многие вопросы решаются группой на
общем собрании;
в) некоторые важные дела фактически решаются
без участия классного руководителя, его
функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает сам классный
руководитель;
д) способствует внедрению различных форм
самоуправления в группе.
27:
а) классному руководителю безразлично,
что о нем думают его студенты;
б) никогда и ни в чем не проявляет своего
превосходства над студентами;
в) считает себя незаменимым в группе;
г) увлеченно занимается своим делом и
не думает о том, как его оценивают;
д) иногда он слишком критичен по отношению
к студентам.
Для проведения занятия студенты вычерчивают
в тетради таблицу №4.
Члены коллектива, оценивающие своего
непосредственного руководителя, должны
из каждой группы утверждений выбрать
одно, более характерное для их руководителя.
Выбрав утверждение, поставить знак «-)-»
в табл. 4 в тех клетках, которые соответствуют
по горизонтали номеру группы утверждений,
а по вертикали — буквенному индексу выбранного
утверждения. Количественная обработка,
выполняемая преподавателем, заключается
в сопоставлении ответов из табл. 4 с «ключом»
(табл. 5).
Таблица 4. ^ Ответы для теста-опросника
по определению стиля
руководства
Ф И. О. руководителя _____________________________
|
| ||||
|
|
|
|
|
Дата заполнения ______________________________
«Ключ» для расшифровки и интерпретации
полученных данных представляет колонку
цифр с 1 по 27 (номера групп утверждений)
и расположенные напротив колонки букв
А, Д, Л с цифрами 1, 2, 3. Эти цифры — оценка
в баллах утверждений, которые выбирают
члены группы и заносят знаками «+» в табл.
4. Для каждого руководителя баллы подсчитываются
по всем трем типам и заносятся в бланк
(табл. 6). В три колонки этого бланка вписываются
первичные баллы по каждому, после чего
подсчитывается их сумма.
Т а б л и ц а 5. «Ключ» для обработки
опросника
ФИО классного руководителя ______________________________
|
| ||||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 6. ^ Бланк суммарного
подсчета баллов
|
|
|
Σ ΣΣ
В пределах одной выборки, одной сферы
деятельности о стиле руководства можно
судить по первичным баллам. Они достаточно
убедительно свидетельствуют о преобладании
того или иного компонента в стиле руководства.
ДИРЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ —
Д
Ориентация на собственное мнение и оценки.
Стремление к власти, уверенность в себе,
склонность к жесткой формальной дисциплине,
большая дистанция со студентами, нежелание
признавать свои ошибки. Игнорирование
инициативы, творческой активности людей.
Единоличное принятие решений. Контроль
за действиями студентов.
ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ — П
Снисходительность к студентам. Отсутствие
требовательности и строгой дисциплины,
контроля, либеральность, панибратство
к студентам. Склонность перекладывать
ответственность в принятии решений.
КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ — К
Требовательность и контроль сочетаются
с инициативным и творческим подходом
к выполняемой работе и сознательным соблюдением
дисциплины. Стремление делегировать
полномочия и разделить ответственность.
Демократичность в принятии решения.
\
ПРИЛОЖЕНИЕ3
ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ
Тест разработан американским психологом
М. Снайдером. Внимательно прочтите десять
предложений, описывающих реакции на некоторые
ситуации. Каждое из них Вы должны оценить
как верное или неверное применительно
к себе. Если предложение кажется вам верным
или преимущественно верным, поставьте
рядом с порядковым номером букву "В",
если неверным или преимущественно неверным
- букву "Н".
1. Мне кажется трудным искусство подражать
привычкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы
привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю
что-то более глубоко, чем это есть на самом
деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре
внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными
людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я
искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях
с людьми, я стараюсь быть таким, каким
меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых
я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Люди с высоким коммуникативным контролем,
по Снайдеру, постоянно следят за собой,
хорошо знают, где и как себя вести, управляют
выражением своих эмоций. Вместе с тем,
у них затруднена спонтанность
самовыражения, они не любят непрогнозируемых
ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой
я есть в данный момент". Люди с низким
коммуникативным контролем более непосредственны
и открыты, у них более устойчивое "Я",
мало подверженное изменениям в различных
ситуациях.
Подсчет результатов
По одному баллу начисляется за ответ
"Н" на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ "В"
на все остальные. Подсчитывайте сумму
баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы,
то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3 балла — у Вас низкий коммуникативный
контроль. Ваше поведение устойчиво, и
Вы не считаете нужным изменяться в зависимости
от ситуаций. Вы способны к искреннему
самораскрытию в общении. Некоторые считают
Вас "неудобным" в общении по причине
вашей прямолинейности.
4-6 баллов — у Вас средний коммуникативный
контроль, вы искренни, но не сдержанны
в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь
в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов — у Вас высокий коммуникативный
контроль. Вы легко входите в любую роль,
гибко реагируете на изменение ситуации,
хорошо чувствуете и даже в состоянии
предвидеть впечатление, которое вы производите
на окружающих