Исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы (на примере Гуманитарн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи стиля классного руководителя и психологического климата студенческой группы. Объект исследования - взаимодействие в системе "классный руководитель" и «студенты» в учебных группах педагогического колледжа. Гипотезы исследования: В любой социальной группе происходят те или иные динамические процессы. Когда группа попадает в тупиковую ситуацию, ей необходим толчок из вне, который даст динамическим процессам новое направление, т.е. климат в коллективе в первую очередь зависит от стиля управления.

Содержание работы

Введение..............................................................................................

1
Психологические особенности классного руководителя и психологический климат в группе как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………

1.1
Понятие «стиль классного руководства».........................................

1.2
Психологический климат в группе....................................................

1.3
Влияние стиля классного руководителя на психологический климат в группе.....................................................................................

2
Экспериментальное исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы ………………………………………………………

2.1
Общая характеристика базы исследования, методы исследования……………………………………………………………

2.2
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………


Заключение.................................................................... ………………


Список использованной литературы ..................................................


Приложения ......................................................................................

Файлы: 1 файл

дипломкаа.docx

— 322.18 Кб (Скачать файл)

 

 
 
Таблица 2

Исследования морально-психологического климата в группе

Участники опроса

Дружелюбие

Согласие

Удовлетворение

Увлеченность

Продуктивность

Теплота

Сотрудничество

Взаимная поддержка

Занимательность

Успешность

ИТОГО

                       

Ключерев С.А.

6

7

7

8

6

6

6

7

8

6

67

                       

Аникина Н.В.

6

5

7

6

3

5

3

4

7

4

49

                       

Смирнов О.Б.

5

8

5

5

3

4

3

4

5

3

45

                       

Серебров А.А.

6

4

4

5

4

4

3

4

5

3

42

                       

Кубышка И.А.

5

6

5

4

4

3

3

4

5

4

43

                       

Мусихина О.Н.

5

7

6

5

6

3

4

5

4

4

49

                       

Нуйя А.А.

8

5

5

5

4

3

3

4

6

4

47

                       

ИТОГО

5

5

5

4

4

4

3

4

5

4

44

                       

 

Таблица 3

 
Результаты исследования психологического климата в группе в процентном выражении

Участники опроса

Дружелюбие

Согласие

Удовлетворение

Увлеченность

Продуктивность

Теплота

Сотрудничество

Взаимная поддержка

Занимательность

Успешность

ИТОГО

                       

Ключерев С.А.

54

63

63

72

54

54

54

63

72

54

60

                       

Аникина Н.В.

54

45

63

45

27

45

27

36

63

36

44

                       

Смирнов О.Б.

45

72

45

45

27

36

27

36

45

27

41

                       

Серебров А.А.

54

36

36

45

36

36

27

36

45

27

38

                       

Кубышка И.А.

45

54

45

36

36

27

27

36

45

36

39

                       

МусихинаО.Н.

54

63

54

45

54

27

36

45

36

36

45%

                       

Нуйя А.А.

72

45

45

45

36

27

27

36

54

36

42

                       

Средний %

50

45

42

37

36

33

30

37

48

33

39


 

 

 

Приложение2

Тест-опросник для  определения стиля руководства 

 
1: 
а) классный руководитель централизует руководство: требует, чтобы о всех вопросах (делах) докладывали именно ему; 
б) нередко «плывет по течению», пассивен в выполнении управленческих функций; 
в) четко распределяет функции между собой, своими студентами; 
г) ожидает указаний; 
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.  
 
 
2: 
а) в критических ситуациях классный руководитель, как правило, переходит «а более жесткие методы руководства; 
б) критические ситуации не приводят к изменению его способов руководства; 
в) в критических ситуациях обращается за помощью к коллегам 
г) сталкиваясь с трудностями, более тесно взаимодействует со своими студентами; 
д) в критических ситуациях плохо справляется со своими обязанностями.  
 
3: 
а)классный руководитель недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало; 
б) регулярно общается с членами группы, говорит о положении дел в нем, о трудностях, которые предстоит преодолеть; 
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение со своими студентами, держится от них на расстоянии; 
г) старается общаться со студентами, но при этом испытывает трудности в общении; 
д) общается в основном с активом группы. 
 
4: 
а) в отсутствие классного руководителя студенты работают хуже, 
б) группа не снижает продуктивности, если классный руководитель временно покидает его; 
в) студенты постоянно работают не в полную силу, могли бы сделать больше; 
г) продуктивность работы в отсутствиеклассного  руководителя иногда даже повышается; 
 
д) в отсутствие классного руководителя группа работает с переменным успехом. 
 
5: 
а) классный руководитель сам обращается за советом к студентам; 
б) не допускает, чтобы студенты ему советовали или тем более возражали; 
в) студенты  не только советуют, но иногда могут делать и указания ему; 
г) классный руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не требуют этого; 
д) если студенты знают, как лучше выполнить работу, то они говорят об этом своему классному руководителю.  
 
6: 
а) классный руководитель контролирует выполнение своих заданий от случая к случаю; 
б) всегда очень строго контролирует работу группы; 
в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит студентов; 
г) осуществляя контроль, обязательно выискивает недостатки в действиях студентов; 
д) нередко вмешивается в работу студентов.  
 
7: 
а) классного руководителя интересует только выполнение поставленной задачи (плана), ему все равно, как студенты относятся друг к другу; 
б) решая поставленные  задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в группе; 
в)классное руководства его не очень интересует, но старается выполнить свои обязанности; 
г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в группе, а не выполнению поставленных задач; 
д) когда нужно, защищает интересы студентов.  
 
8: 
а) приказывает так, что задание хочется выполнять; 
б) его приказы иногда не имеют требуемой силы (приказывать не умеет); 
в) просьба классного руководителя не отличается от приказа; 
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро; 
д) приказы вызывают у студентов недовольство. 
 
9:  
а) на критику классный  руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней; 
б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает; 
в) не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это; 
г) принимает критику только со стороны коллег; 
д) не реагирует на критику.  
 
10: 
а)классный  руководитель сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком; 
б) если чего-то не знает, не боится это показать и обращается за помощью к другим; 
в) не стремится пополнить свои знания; 
г) когда чего-то не знает, скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостатки в знаниях; 
д) если не знает как решить вопрос или выполнить дело, то поручает его своим студентам.  
 
11: 
а) стремится к тому, чтобы было поменьше ответственности; 
б) ответственность распределяет между собой и студентами; 
в) всю ответственность возлагает только на себя; 
г) нередко подчеркивает ответственность студентов, старается свою ответственность переложить на них; 
д) бывает, что являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих студентов.  
 
12: 
а) руководитель старается, чтобы его студенты были лучшими; 
б) добивается безотказного подчинения студентов; 
в) ему безразлично, какие у него студенты; 
г) осторожен по отношению к студентам, потому что боится за свое положение; 
д) не желает иметь рядом лучших студентов. 
 
13: 
а) студенты довольны, когда классный руководитель отсутствует: они чувствуют некоторое облегчение; 
б) с классным  руководителем работать интересно, поэтому студенты ожидают его возвращения; 
в)студенты  не замечают отсутствия классного руководителя; 
г) в начале студенты довольны, что классный руководитель отсутствует, а потом скучают; 
д) сначала студенты чувствуют отсутствие классного руководителя, а затем быстро забывают.  
 
14: 
а) для выполнения какой-то работы (задания) классному  руководителю нередко приходится уговаривать своих студентов; 
б) классный руководитель всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит; 
 
в) часто обращается к студентам с поручениями, просьбами, советами; 
г) часто делает студентам замечания; 
д) его замечания всегда справедливы.  
 
 
15: 
а) всегда обращается со студентами вежливо и доброжелательно; 
б) по отношению к студентам бывает нетактичным и даже грубым; 
в) по отношению к тем, кем руководит, часто проявляет равнодушие; 
г) создается впечатление, что вежливость его неискренняя, 
д) характер отношения к студентам у него часто меняется. 
 
16: 
а) руководитель привлекает к управлению рядовых членов группы; 
б) нередко перекладывает свои функции на других; 
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться; 
г) бывает, что управленческие функции выполняет не руководитель, а кто-либо из членов группы; 
д) стремится единолично управлять группой.  
 
 
17: 
а)классный руководитель стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению; 
б) классный руководитель не может влиять на дисциплину, она в основном определяется самими членами группы; 
в) умеет поддерживать дисциплину и порядок; 
г) дисциплина выглядит хорошей, так как студенты  боятся классного руководителя; 
д) недостаточно пресекает нарушения дисциплины.  
 
18: 
а) обращается к студентам только по деловым вопросам; 
б) заговаривая со студентами о деле, спрашивает и о личном, о семье; 
в) часто обращается по личным вопросам, не касаясь дела; 
г) инициатива общения исходит от студентов, руководитель редко заговаривает сам; 
д) нередко у него возникают трудности в общении со студентами.  
 
19: 
а)классный  руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их; 
б) редко берется за решение сложных задач, обычно уходит от этого; 
в) старается решать все дела вместе с группой, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы, 
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение; 
д) берется за решение в основном мелких вопросов.  
 
20: 
а) в руководимой группе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие; 
б) старается, чтобы у студентов было хорошее настроение; 
в) в группе наблюдается студенты нередко уходят с пар и не жалеют об этом; 
г) члены группы относятся друг к другу чутко, по-дружески; 
д) в присутствии классного руководителя исполнители выполняют задания в состоянии напряжения.  
 
21: 
а) классный руководитель способствует тому, чтобы студенты работали самостоятельно; 
б) иногда навязывает свое мнение, а говорит, что мнение большинства; 
в) студенты действуют в основном по указанию руководителя, мало проявляя самостоятельность; 
г) студенты часто предоставлены самим себе; 
д) предоставляет своим студентам самостоятельность лишь время от времени.  
 
22: 
а) регулярно советуется со студентами 
б) советуется со студентами только в сложной ситуации; 
в) обычно советуется с коллегами, но не с студентами; 
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег; 
д) советуется только со студентами.  
 
23: 
а)классный руководитель не принимает инициативу студентов: 
б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше и спросят); 
в) поддерживает инициативу студентов; 
г) не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны; 
д) инициативу не проявляет ни он, ни его студенты. 
 
24: 
а) любимый лозунг классного руководителя: «Давай, давай»; 
б) он требователен, но одновременно и справедлив; 
в) бывает слишком строгим и даже придирчивым; 
г) он не очень требовательный человек; 
д) требователен и к себе, и к другим.  
 
25: 
а) он консервативен, потому что боится нового; 
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения; 
в) поддерживает нововведения в учебе, с большим трудом меняет характер общения с людьми. 
г) у него лучше получается с нововведениями вне учебы (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях), 
д) нововведения проходят мимо него. 
 
26: 
а) в своей работе широко опирается на актив группы, 
б) многие вопросы решаются группой на общем собрании; 
в) некоторые важные дела фактически решаются без участия классного руководителя, его функции выполняют другие; 
г) большинство вопросов решает сам классный  руководитель; 
д) способствует внедрению различных форм самоуправления в группе.  
 
27: 
а) классному руководителю безразлично, что о нем думают его студенты; 
б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над студентами; 
в) считает себя незаменимым в группе; 
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают; 
д) иногда он слишком критичен по отношению к студентам. 
 
 
Для проведения занятия студенты вычерчивают в тетради таблицу №4. 
 
Члены коллектива, оценивающие своего непосредственного руководителя, должны из каждой группы утверждений выбрать одно, более характерное для их руководителя. Выбрав утверждение, поставить знак «-)-» в табл. 4 в тех клетках, которые соответствуют по горизонтали номеру группы утверждений, а по вертикали — буквенному индексу выбранного утверждения. Количественная обработка, выполняемая преподавателем, заключается в сопоставлении ответов из табл. 4 с «ключом» (табл. 5). 
 
Таблица 4. ^ Ответы для теста-опросника 
по определению стиля руководства 
 
Ф И. О. руководителя _____________________________ 

 
№ 
 
группы

 
Индексы ответов

 
а

 
б

 
в

 
г

 
д


 
 
Дата заполнения ______________________________ 
 
«Ключ» для расшифровки и интерпретации полученных данных представляет колонку цифр с 1 по 27 (номера групп утверждений) и расположенные напротив колонки букв А, Д, Л с цифрами 1, 2, 3. Эти цифры — оценка в баллах утверждений, которые выбирают члены группы и заносят знаками «+» в табл. 4. Для каждого руководителя баллы подсчитываются по всем трем типам и заносятся в бланк (табл. 6). В три колонки этого бланка вписываются первичные баллы по каждому, после чего подсчитывается их сумма. 
 
Т а б л и ц а 5. «Ключ» для обработки опросника  
 
ФИО классного руководителя __________________________________ 

 
№ 
 
группы

 
Утверждение

 
а

 
б

 
в

 
г

 
д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
10 
 
11 
 
12 
 
13 
 
14 
 
15 
 
16 
 
17 
 
18 
 
19 
 
20 
 
21 
 
22 
 
23 
 
24 
 
25 
 
26 
 
27

 
А-3 
 
А-3 
 
Л-1 
 
А-1 
 
д-з 
 
Л-3 
 
А-1 
 
Д-3 
 
Д-2 
 
А-2 
 
Л-2 
 
Д-1 
 
А-2 
 
Л-3 
 
Д-2 
 
Д-2 
 
А-2 
 
А-3 
 
А-3 
 
А-1 
 
Д-1 
 
Д-2 
 
А-2 
 
А-3 
 
Л-1 
 
Д-2 
 
А-1

 
Л-2 
 
Д-2 
 
Д-2 
 
Д-2 
 
А-2 
 
А-3 
 
Д-1 
 
Л-3 
 
Л-2 
 
Д-2 
 
Д-2 
 
А-1 
 
Д-2 
 
А-3 
 
А-2 
 
А-1, Л-1 
 
Л-2 - 
 
Д-3 
 
Л-2 
 
А-1 
 
А-2 
 
А-1, Д-2 
 
Л-2 
 
Д-3 
 
Д-1 
 
Д-3 
 
Д-2

 
Д-3 
 
Л-1 
 
Л-2 
 
Л-2 
 
Л-2 
 
Д-3 
 
Л-2 
 
А-2 
 
А-2 
 
Л-1 
 
А-2 
 
Л-1 
 
Л-2 
 
Д-3 
 
Л-2 
 
А-1, Л-2 
 
Д-2 
 
Л-2, Д-1 
 
Д-3 
 
Л-1 
 
А-2 
 
А-2, Д-1 
 
Д-2 
 
А-2 
 
А-1 
 
Л-3 
 
А-1

 
Л-3 
 
Д-3 
 
Д-1, Л-2 
 
Л-1 
 
Л-2, Д-1 
 
А-3 
 
Л-1, Д-1 
 
Л-2 
 
А-2, Л-2 
 
А-2, Д-2 
 
А-1, Л-2 
 
А-2 
 
Д-1 
 
А-2 
 
А-2 
 
Л-3 
 
А-2 
 
Л-2, А-1 
 
Л-3 
 
Д-2 
 
Л-2 
 
Д-2 
 
Л-2 
 
Л-3 
 
Д-2 
 
А-3 
 
Д-2

 
Д-2 
 
Л-3 
 
Д-2 
 
Д-2 
 
Д-2 
 
А-3 
 
Д-1 
 
А-3 
 
Л-2 
 
Д-1, Л-2 
 
А-2, Л-1 
 
А-3 
 
А-1, Л-2 
 
Д-3 
 
Л-2 
 
А-2 
 
Л-3 
 
Л-1 
 
Л-3 
 
А-2 
 
А-2 
 
А-2 
 
Л-3 
 
Д-2 
 
Л-2 
 
Д-3 
 
А-3


 
Т а б л и ц а 6. ^ Бланк суммарного подсчета баллов 

 
А

 
Д

 
Л


 
Σ ΣΣ 
В пределах одной выборки, одной сферы деятельности о стиле руководства можно судить по первичным баллам. Они достаточно убедительно свидетельствуют о преобладании того или иного компонента в стиле руководства.

ДИРЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ —  Д  
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине,  
большая дистанция со студентами, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями студентов.  
ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ — П 
Снисходительность к студентам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство к студентам. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.  
КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ — К  
Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ3

 
ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ

 
Тест разработан американским психологом М. Снайдером. Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву "В", если неверным или преимущественно неверным - букву "Н".  
1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.  
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.  
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.  
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.  
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.  
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.  
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.  
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.  
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.  
10. Я не всегда такой, каким кажусь.  
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность  
самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в данный момент". Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях.  
Подсчет результатов 
По одному баллу начисляется за ответ "Н" на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитывайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:  
0-3 балла — у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности.  
4-6 баллов — у Вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.  
7-10 баллов — у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих

Информация о работе Исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы (на примере Гуманитарн