Исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы (на примере Гуманитарн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи стиля классного руководителя и психологического климата студенческой группы. Объект исследования - взаимодействие в системе "классный руководитель" и «студенты» в учебных группах педагогического колледжа. Гипотезы исследования: В любой социальной группе происходят те или иные динамические процессы. Когда группа попадает в тупиковую ситуацию, ей необходим толчок из вне, который даст динамическим процессам новое направление, т.е. климат в коллективе в первую очередь зависит от стиля управления.

Содержание работы

Введение..............................................................................................

1
Психологические особенности классного руководителя и психологический климат в группе как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………

1.1
Понятие «стиль классного руководства».........................................

1.2
Психологический климат в группе....................................................

1.3
Влияние стиля классного руководителя на психологический климат в группе.....................................................................................

2
Экспериментальное исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы ………………………………………………………

2.1
Общая характеристика базы исследования, методы исследования……………………………………………………………

2.2
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………


Заключение.................................................................... ………………


Список использованной литературы ..................................................


Приложения ......................................................................................

Файлы: 1 файл

дипломкаа.docx

— 322.18 Кб (Скачать файл)

Опыт работы показывает, что молодые учителя нередко  используют дистанцию в общении, считая, что это помогает им утверждать себя как классного руководителя. Однако в большинстве случаев  это ведет к педагогическим неудачам, к формализации системы социально-психологического взаимодействия, не способствует созданию истинно творческой атмосферы.

Из-за отсутствия профессиональных навыков начинающие учителя прибегают  и к другим негативным формам общения: общение-устрашение, общение-заигрывание. Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми и коллегами - процесс сложный, тесно связанный  с формированием творческой, педагогической индивидуальности в целом.

 

 

1.2Психологический  климат в группе

 

Студенческая группа –  психологический центр формирования специалиста. Именно здесь формируются  высокие нравственные качества, правильное отношение к учебе. Студенческая группа способна существенно повысить эффективность индивидуального  процесса усвоения знаний. Но для этого  нужно, чтобы студенческая группа стала  коллективом (командой), где каждый готов помочь каждому, где существует культ учения и знания, атмосфера  научного поиска или, другими словами, чтобы в группе установился благоприятный  психологический климат.

Между тем существуют неоднозначные  суждения о влиянии психологического климата студенческой группы на процесс  обучения студентов в учебном  заведении.

Создание благоприятного психологического климата в студенческой группе является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знания его природы и средств регулирования. Формирование хорошего психологического климата требует понимания психологии людей, обучающихся в колледже , их эмоционального состояния, отношений друг с другом, особенностей индивидуальный и коллективной учебной деятельности.

Исходим из той предпосылки, что успеваемость студентов, их профессиональный и личностный рост находятся в зависимости от психологического климата студенческого коллектива, который оказывает влияние на процесс обучения через каналы самооценки, уверенности в себе, самочувствия, взаимной ответственности, обмена информацией.

Как писал В.Б. Ольшанский, «человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом».

Наиболее близко к глубинной  сущности психологического климата  подошел К.К. Платонов, представив его  как «взаимодействие физической и социальной среды и личности, которое стойко отражается ее сознанием, формируя ее психическое состояние...», выступая при этом как одна из структурных  характеристик группы. «Психологический климат для каждого члена группы — это объективная реальность, которую он отражает, включаясь в эту группу; отраженный психологический климат становится одновременно и его субъективной реальностью, и объективной реальностью для других членов этой группы» [2].

Для уяснения природы климата  необходимо принимать во внимание не просто то, что влияет на людей, но прежде всего сам факт влияния. При анализе  и понимании климата внимание следует сосредоточить на феномене влияния группы на личность, на каналы и механизмы этого влияния, среди  которых заражение, обучение, давление и пр.

Проще говоря, к психологическому климату относится все то в  психологии (культуре) группы, что так или иначе влияет на жизнь и деятельность членов этой группы. Сегодня можно считать, что климат группы – это те компоненты коллективной психологии, которые оказывают воздействие на самочувствие, здоровье, развитие и деятельность человека, входящего в состав данной группы. Речь идет, прежде всего, о психологических условиях, в которых живут и работают люди, и которые в значительной степени создаются ими.

Психологический климат коллектива студентов – это совокупность всех влияний членов коллектива друг на друга, а также психологических условий, которые позволяют или мешают удовлетворению социальных потребностей его членов. К этим условиям относятся:

    • внутригрупповая информация, которая удовлетворяет потребности в знании и ориентировке;
    • признание (принятие), уважение друг друга;
    • групповые факторы, которые позволяют человеку реализовать свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал, сыграть ту роль, для которой он способен и подготовлен;
    • возможность чувствовать себя свободным, иметь статус, не ущемляющий его самооценку.

Психологический климат группы –это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит и развитие личности.(Педагогика.Учебное пособие для студентов пед. Вузов и пед.колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого .- М: Педагогическое общество России,  1998.-640с.)

Климат – это также  и групповое давление, и социальный контроль. Если коллектив заставляет человека быть конформистом, то климат воспринимается как неблагоприятный.

Именно так представляет психологический климат Ю.П.Платонов: «Психологический климат – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе». Правда, автор  не акцентирует данное понимание, поскольку  на следующей странице он, в сущности, повторяет традиционное определение  климата, как «состояние межличностных  и групповых связей в коллективе, отражающих деловой настрой, трудовую мотивацию и степень социального  оптимизма персонала организации» [3].

Климат – это показатель взаимоотношений «личность –  группа». Человек, живущий и действующий  в группе, испытывает с ее стороны  разные воздействия, в том числе  давление, принуждение, ущемление. Он может  своей группой гордиться и дорожить… Он может его бояться и ненавидеть. Человек может пренебрегать коллективом, в котором он работает, и не считаться с ним. Все это жизненные проявления коллективного климата. Под психологическим климатом следует понимать комфортность группы (организации, общества)  для индивида.

Развитием идеи психологического климата служит концепция «места поведения», предложенная в 40-е гг. ХХ века основателем экологической  психологии Р.Баркером. Его исследования  показали, что разные люди ведут себя сходным образом в одной и той же среде, в то время как один и тот же человек может вести себя очень по-разному, оказываясь в новых условиях. По мнению Р.Баркера, полное описание существующих мест поведения дает возможность создавать новые типы сред с заданными свойствами и определенным типом деятельности. Концепция Баркера ввела в психологию в качестве важнейшего компонента понятие социальной среды.

Психологический климат –  конечное, наиболее близкое к человеку проявление социальной среды, - того психологического и морального климата, намеренно или непреднамеренно, сознательно или бессознательно создаваемого для личности и социальных групп самими людьми, и слагающегося из влияния людей как социально-биологических существ друг на друга непосредственно и с помощью изобретенных ими средств материального, энергетического и информационного воздействия.

Психологический климат —  чрезвычайной сложности тонкости феномен, потому что это удивительное поле отношений существует лишь благодаря  динамике выражаемых отношений, идущих от одного субъекта к другому. Климат рождается в момент выявляемых отношений  и существует пока посыл отношений от одного субъекта к другому совершается. Объекты не обладают способностью создавать психологический климат, так как не выступают субъектами отношений. Отношенческое поле климата группы всегда в движении — как некое электромагнитное поле, как световое пространство, заполняемое волнами световых лучей. Фраза, взгляд, поза, пластика, действие, даже платье, даже мизансцена - все, как лучи света, как электромагнитная волна, свидетельствуют о климатическом поле группы, несущем в себе социальное отношение.Климат группы благоприятен, если названные отношения позитивны. Мера благоприятствия группового климата обусловлена уровнем положительных отношений. Неблагоприятным становится психологический климат, как только одно из этих ключевых отношений принимает свое негативное направление ("отрицательный вектор"). Если дело неинтересно, если руководителю не доверяют, если неуважительны по отношению друг к другу, если каждый или большинство несет в себе антиобщественную направленность, то климат группы становится разлагающим фактором, тормозящим развитие каждого из группы, в том числе, и того, кто выбивается в лидеры.Психологический климат складывается в течение некоторого времени деятельного существования групп, рождаясь как устойчивое образование из многократного воспроизведения социально-психологической атмосферы, которая, в отличие от климата, неустойчива, сиюминутна, летуча и переменчива. Для установления климата необходимо время и некоторая история жизнедеятельности группы. Атмосфера — непосредственная психологическая реакция в виде самочувствия группы [15] Психологический климат студенческой группы наделен рядом особенностей, которые вытекают из психологической природы самой студенческой группы, которые, в свою очередь, порождаются ведущим видом  деятельности студентов - учебой, имеющей специфические психологические характеристики.

Познавательная деятельность обучаемых - это интеллектуальный труд, сложность и напряженность которого достигает высокого уровня. В результате выполнения студентами учебных заданий у них формируются профессионально важные знания, умения, навыки и качества личности. Учебный труд,  таким образом, имеет двоякого рода результаты: а) внешние - выполнение учебных заданий, т.е. изучение указанной литературы, выполнение контрольных и других работ и даже ответы на экзаменационные  вопросы; б) внутренние - соответствующие убеждения, умения, освоенные способы решения профессионально важных практических задач, моральные и мотивационные качества личности.

Специфика учебных задач  состоит в том, что они обычно не распределяются между студентами, а решаются каждым из них в полном объеме. Если на производстве общие  задачи расчленяются на частные, соответствующие  специальностям в рамках того или  иного разделения труда, то в учебном  процессе общая задача группы за некоторыми исключениями (ролевые, имитационные игры и т.п.) является также и задачей  каждого отдельного студента.

Эта нерасчленяемость учебных задач, а то и отсутствие такого понятия, как общая задача группы, не стимулирует коллективную деятельность, учебное взаимодействие студентов. Отсюда – климат индивидуализма, препятствующий развитию общей образовательной среды группы и вуза.

В то же время сходство решаемых учебных задач является важным фактором сближения студентов, помогает им понять индивидуальный стиль учебной работы друг друга, обмениваться опытом, правильно  оценивать своих товарищей и  практиковать взаимопомощь. Студенты на равных правах могут обсуждать  изучаемые темы и проблемы учебы  в целом, уделяя внимание методам  работы, вскрывать причины трудностей, высказывать полезные рекомендации. Здесь методы работы каждого, причины  недостатков, пути их устранения могут  стать предметом делового разговора. В итоге - создаются благоприятные  условия для дружной совместной учебы, стимуляции учебной и общественной активности студентов, развития взаимопомощи.[15]

В производственной организации, где каждый занят своим делом, такое взаимодействие и такую  помощь получить сложнее.

Специфической чертой студенческой группы  является принятая ею цель - обеспечение благоприятных условий для овладения каждым учебной программой колледжа и всесторонней подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. Реализация этой цели достигается тем, что, во-первых, группа создает обстановку взаимодействия, взаимопомощи и коллективного труда, которая стимулирует индивидуальную  активность, и, во-вторых, студенты как члены коллектива приобретают опыт решения своих внутриколлективных проблем, практически знакомятся с психологическими механизмами регулирования совместной жизни и дельности и, таким образом, готовят себя к успешной работе по руководству коллективом в будущем.

Студенческая группа характеризуется  особенностями своей композиции. Здесь наряду с относительной  однородностью образования, возраста и некоторых других данных, имеются  существенные межличностные и социальные различия.

Сегодня в студенческих группах  представлены различные социальные слои современного общества. Условно  можно разделить студентов, входящих в состав академической группы по принадлежности к трем статусным  слоям: высокому, среднему и низкому. Для студента, имеющего высокий статус, среднестатусные и низкостатусные однокурсники, а для студента, занимающего средний статус – низкостатусные - не являются равными  как в формальном, так и неформальном взаимодействии, и, более того, иногда оказываются в подчиненном положении. Они для «вышестоящего» подчас просто непривлекательны. Высокостатусный член группы – это носитель неформальной власти. Его мнение по значимым групповым вопросам является определяющим. При этом эмоционально-личное отношение к вышестоящему студенту может  быть и негативным, и позитивным. Высокостатусные студенты могут находиться в дружеских отношениях друг с другом, но могут и остро конкурировать.

Среднестатусные члены студенческой группы большинстве случаев дружат между собой. Иногда они примыкают к подгруппам последователей конкурирующих лидеров. Случается, что эта категория студентов вообще не контактирует друг с другом.

Для аутсайдеров студенческое сообщество теряет свою привлекательность, контакты с сокурсниками перестают  быть личностно значимыми. Это приводит к появлению референтных групп вне вуза.

Таким образом, социальное неравенство  оказывает свое воздействие на социально-психологический  климат студенческой группы.

На психологический климат групп, которые  состоят из студентов различных национальностей, имеющих определенные традиции, влияет этнический фактор. Студенты некоторых национальностей иногда держатся обособленно, проявляют нетерпимость в общении. Для них важна адаптация в коллективе, эффективность которой зависит от множества факторов: социально-культурной дистанции между населением принимающей среды и студентами, которые оказываются в меньшинстве, индивидуальной психологической гибкости, особенностей родной культуры, религиозных убеждений, языковых способностей и др.

Правда, есть психологические  исследования, которые показывают, что в среднем года через два  совместной учебы происходит значительное выравнивание социально-культурных  различий между студентами – представителями различных экономических, социальных и национальных групп.

Информация о работе Исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы (на примере Гуманитарн