Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:41, дипломная работа
Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи стиля классного руководителя и психологического климата студенческой группы. Объект исследования - взаимодействие в системе "классный руководитель" и «студенты» в учебных группах педагогического колледжа. Гипотезы исследования: В любой социальной группе происходят те или иные динамические процессы. Когда группа попадает в тупиковую ситуацию, ей необходим толчок из вне, который даст динамическим процессам новое направление, т.е. климат в коллективе в первую очередь зависит от стиля управления.
Введение..............................................................................................
1
Психологические особенности классного руководителя и психологический климат в группе как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………
1.1
Понятие «стиль классного руководства».........................................
1.2
Психологический климат в группе....................................................
1.3
Влияние стиля классного руководителя на психологический климат в группе.....................................................................................
2
Экспериментальное исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы ………………………………………………………
2.1
Общая характеристика базы исследования, методы исследования……………………………………………………………
2.2
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………
Заключение.................................................................... ………………
Список использованной литературы ..................................................
Приложения ......................................................................................
№ |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1 |
0% |
38% |
62% |
2 |
5% |
95% |
0% |
Методика 2 (Приложение
2)
Определение стиля руководства (на конец
эксперимента)
При проведении данной методики на конец
эксперимента были получены результаты,
размещенные в таблице 9.
Таблица 9
Преобладающий стиль руководства
Стили руководства |
Число опрошенных - 7 чел. |
Директивный |
1 (16,66%) |
Попустительский |
- |
Коллегиальный |
5 (83,34%) |
Преобладающий |
Коллегиальный |
При анализе результатов данной таблицы были выявлены изменения. На конец исследования подавляющая часть группы стала считать, что у классного руководителя преобладает коллегиальный стиль управления.
Методика 3 (Приложение
3)
Тест на оценку самоконтроля в общении
(на конец эксперимента)
При проведении данной методики на конец
эксперимента были получены результаты,
которые размещены в таблице 10.
Оценка самоконтроля в общении
Таблица 10
№ вопроса |
Ключерев С.А. |
Аникина Н.В. |
Смирнов О.Б. |
Серебров А.А. |
Кубышка И.А. |
Мусихина О.Н. |
Нуйя А.А. |
1 |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
В |
Н 1 |
Н 1 |
В |
2 |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
В 1 |
Н |
3 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н 1 |
4 |
В 1 |
В 1 |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
5 |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
В |
Н 1 |
В |
6 |
Н |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
7 |
В |
Н 1 |
Н 1 |
В |
В |
Н 1 |
В |
8 |
В 1 |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
9 |
В 1 |
Н |
Н |
Н |
В 1 |
Н |
В 1 |
10 |
В 1 |
В |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
Н |
Итого |
7 |
6 |
8 |
7 |
7 |
8 |
3 |
По результатам данной
таблицы и результатам подсчета
согласно методике на конец эксперимента
можно сказать, что:
1) 0-3 балла – Нуйя А.А. – человек с низким
коммуникативным контролем, с устойчивым
поведением, способным к искреннему самораскрытию
в общении, прямолинейный, но некоторые
члены группы, в этом отношении считают
его «неудобным» в общении.
2) 4-6 баллов – Аникина Н.В. – «стала» человеком
со средним коммуникативным контролем,
искренней, но не сдержанные в эмоциональных
проявлениях, считается в своем поведении
с окружающими людьми.
3) 7-10 баллов – Смирнов О.Б., Ключерев С.А.,
Кубышка И.А., Мусихина О.Н., Серебров А.А.
- люди с высоким коммуникативным контролем,
легко входящими в любую роль и робко реагирующие
не изменения ситуаций. Могут хорошо чувствовать
и даже в состоянии предвидеть впечатления,
которое произведут на окружающих.
Для наглядности результаты исследования
данной методики на конец эксперимента
оформим в диаграмму (Рис. 30).
Диаграмма оценки самоконтроля в общении
Рис. 30
На рисунке 30 представлены результаты
исследования (суммарный показатель) оценки
самоконтроля в общении на конец эксперимента,
где наблюдается значительное «перемещение»
людей в сторону высокого коммуникативного
контроля – они постоянно следят за собой,
хорошо знают, где и как себя вести, управляют
выражением своих эмоций.
Таблица11
Уровень оценки самоконтроля в общении
в динамике
№ |
Высокий контроль |
Средний контроль |
Низкий контроль |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
5 |
1 |
1 |
Можно сказать, изменение
стиля руководства с
Таким образом, анализируя проведенные
исследования, мы выявили, что преобладание
на первом этапе директивного стиля руководства
отрицательно сказывалось на психологическом
климате в группе.
Атмосфера в группе напряжена; в группе
не развито сотрудничество, нет взаимной
поддержки и взаимопомощи: отсутствие
стремления к успешности, что приводит
к возникновению конфликтов внутри группы,
тем самым, снижая эффективность и производительность
труда.
На нашем примере, видно, что на третьем
этапе классный руководитель.стал более
демократичным в руководстве (коллегиальный
стиль), когда требовательность и контроль
стал сочетаться с инициативным и творческим
подходом, произошел рост показателей
психологического климата группы, что
значительно повысило эффективность учебы.
Таким образом, гипотеза нашей дипломной
работы подтвердилась, в группе сложился
положительный психологический климат
так как:
- ведется регулярная работа по созданию
положительного климата в группе.
Полученные положительные результаты
исследования являются показателями того,
что создание положительного психологического
климата в группе должно быть главной
задачей классного руководителя, если
его волнует повышение знания, и развитие
группы.
Заключение
Проведенное исследование показало, что работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия классного руководителя со студентами.
Руководители должны больше
внимания уделять человеческим качествам
своих студентов, их умело решать
проблемы..
В своей практической деятельности классный
руководитель не должен использовать
один стиль руководства. Он должен постоянно
корректироваться в соответствии с изменяющимися
как внутренними, так и внешними условиями.
Используя рассмотренные в данной работе
модели, которые изучались различными
исследователями, руководитель сможет
в конкретной ситуации проанализировать,
подобрать и оценить результаты от использования
того или иного стиля классного руководства.
От выбора стиля руководства зависит не
только авторитет классного руководителя
так же атмосфера в группе и взаимоотношения
между студентами. Когда вся группа работает
достаточно эффективно и ровно, то классный
руководитель обнаруживает что помимо
поставленных целей достигнуто и многое
другое, например, взаимопонимание
Классный руководитель не может не оказывать
влияние на психологическую сферу группы.
Кроме того, создание положительного климата
в группе является его непосредственной
обязанностью.
Целью дипломной работы было определение
оптимального стиля классного руководства,
положительно влияющего на психологический
климат в группе, способствующего повышению
эффективности и качества работы,
При изучении психологической литературы по данной теме, можно сделать вывод, что:
- от лидерских и управленческих
способностей руководителя
- стиль руководства –
характеристика строго
- стиль руководства
- накоплен и обобщен
большой опыт разрешения
- психологический климат
представляет собой
.
Список использованной литературы
[1] Г.М.Андреева. или. М.: Аспект Пресс, 2001 "Социальная психология"
[2] А.А.Бодалев«Психология общения»1989. Издательство: Педагогика ISBN: 5-7155-0166-0
[3]В.А.Горянина «Психология общения»: Учеб пособие для студвысш учеб заведений.
[4]Л.М.Колпакова«Психология»: Учеб пособие для студвысш учеб заведений.1988
[5]Б.Д.Парыгин «Социальная психология как наука»Учеб пособие для студвысш учеб заведений,1967
[6]А.В.Петровский Введение в психологию. Год: 1996 ... В основукниги положен учебник «Общая психология»
[7] Н.Н.ОбозовПсихология работы с людьми. Учеб пособие для студвысш учеб заведений, 1967
[8] Типология М. Талена/Психология и педагогика.Шпаргалка)
[9] Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Психологическая характеристика типов индивидуальых стилей педагогического общения // Интегральное исследование индивидуальности: Теоретические и педагогические аспекты, Пермь, 1988. С. 23 – 31
[10] Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Характеристика связей операций педагогического общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. С. 30 – 48
[11] В. Кузьминой[ Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.]
[12] Столяренко (Педагогика.Учебное пособие для студентов пед. Вузов и пед.колледжей /Под ред. Столяренко .- М: Педагогическое общество России)
[13] Лизинский В. М. Работа администрации школы с учителем. М., 1997]
[14] Методические рекомендации Авторы: Рожков М.И., Иванова Н.Л., Чернявская А.П., Бекетова Н.Е.. Ярославль: ЯГПУ, 1995.
[15] (Педагогика.Учебное пособие для студентов пед. Вузов и пед.колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого .- М: Педагогическое общество России, 1998.-640с.)\
Учеб.пособие для студентов
пед. ин-тов, Под ред. А. И. Щербакова. Авторски
[17]СластенинВ.А.
[18][ Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.]
Приложение 1
МЕТОДИКА В.И. ШКАТУЛЛЫ
Атмосфера в группе
Замер психологической атмосферы в группе,
т.е. динамичную составляющую психологического
климата производится с помощью несложной
методики - каждый составляющий психологический
климат группы оцениваются по девяти бальной
системе.
Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера
в группе (ее можно оценить и по составляющим).
Дружелюбие |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ |
Враждебность |
Согласие |
Несогласие | |
Удовлетворенность |
Неудовлетворенность | |
Увлеченность |
Равнодушие | |
Продуктивность |
Непродуктивность | |
Теплота |
Холодность | |
Сотрудничество |
Отсутствие сотрудничества | |
Взаимная поддержка |
Недоброжелательность | |
Занимательность |
Скука | |
Успешность |
Неуспешность |