Исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы (на примере Гуманитарн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи стиля классного руководителя и психологического климата студенческой группы. Объект исследования - взаимодействие в системе "классный руководитель" и «студенты» в учебных группах педагогического колледжа. Гипотезы исследования: В любой социальной группе происходят те или иные динамические процессы. Когда группа попадает в тупиковую ситуацию, ей необходим толчок из вне, который даст динамическим процессам новое направление, т.е. климат в коллективе в первую очередь зависит от стиля управления.

Содержание работы

Введение..............................................................................................

1
Психологические особенности классного руководителя и психологический климат в группе как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………

1.1
Понятие «стиль классного руководства».........................................

1.2
Психологический климат в группе....................................................

1.3
Влияние стиля классного руководителя на психологический климат в группе.....................................................................................

2
Экспериментальное исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы ………………………………………………………

2.1
Общая характеристика базы исследования, методы исследования……………………………………………………………

2.2
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………


Заключение.................................................................... ………………


Список использованной литературы ..................................................


Приложения ......................................................................................

Файлы: 1 файл

дипломкаа.docx

— 322.18 Кб (Скачать файл)

Высокий уровень 

Средний уровень 

Низкий уровень 

       

1

0%

38%

62%

       

2

5%

95%

0%

       

Методика 2 (Приложение 2) 
Определение стиля руководства (на конец эксперимента)  
При проведении данной методики на конец эксперимента были получены результаты, размещенные в таблице 9.  
Таблица 9  
Преобладающий стиль руководства

Стили руководства 

Число опрошенных - 7 чел.

   

Директивный

1 (16,66%)

   

Попустительский

-

   

Коллегиальный

5 (83,34%)

   

Преобладающий

Коллегиальный

   

При анализе результатов  данной таблицы были выявлены изменения. На конец исследования подавляющая  часть группы стала считать, что у классного руководителя преобладает коллегиальный стиль управления.

 
Методика 3 (Приложение 3)  
Тест на оценку самоконтроля в общении (на конец эксперимента)  
При проведении данной методики на конец эксперимента были получены результаты, которые размещены в таблице 10.  

 
Оценка самоконтроля в общении

Таблица 10

№ вопроса 

Ключерев С.А.

Аникина Н.В.

Смирнов О.Б.

Серебров А.А.

Кубышка И.А.

Мусихина О.Н.

Нуйя А.А.

               

1

Н 1

Н 1

Н 1

В

Н 1

Н 1

В

               

2

Н

В 1

В 1

В 1

Н

В 1

Н

               

3

В 1

В 1

В 1

В 1

В 1

В 1

Н 1

               

4

В 1

В 1

Н

В 1

В 1

В 1

В 1

               

5

Н 1

Н 1

Н 1

Н 1

В

Н 1

В

               

6

Н

Н

В 1

В 1

В 1

В 1

Н

               

7

В

Н 1

Н 1

В

В

Н 1

В

               

8

В 1

Н

В 1

В 1

В 1

В 1

Н

               

9

В 1

Н

Н

Н

В 1

Н

В 1

               

10

В 1

В

В 1

В 1

В 1

Н

Н

               

Итого

7

6

8

7

7

8

3

               

По результатам данной таблицы и результатам подсчета согласно методике на конец эксперимента можно сказать, что:  
1) 0-3 балла – Нуйя А.А. – человек с низким коммуникативным контролем, с устойчивым поведением, способным к искреннему самораскрытию в общении, прямолинейный, но некоторые члены группы, в этом отношении считают его «неудобным» в общении.  
2) 4-6 баллов – Аникина Н.В. – «стала» человеком со средним коммуникативным контролем, искренней, но не сдержанные в эмоциональных проявлениях, считается в своем поведении с окружающими людьми.  
3) 7-10 баллов – Смирнов О.Б., Ключерев С.А., Кубышка И.А., Мусихина О.Н., Серебров А.А. - люди с высоким коммуникативным контролем, легко входящими в любую роль и робко реагирующие не изменения ситуаций. Могут хорошо чувствовать и даже в состоянии предвидеть впечатления, которое произведут на окружающих.  
Для наглядности результаты исследования данной методики на конец эксперимента оформим в диаграмму (Рис. 30).  
Диаграмма оценки самоконтроля в общении  
 
Рис. 30 
На рисунке 30 представлены результаты исследования (суммарный показатель) оценки самоконтроля в общении на конец эксперимента, где наблюдается значительное «перемещение» людей в сторону высокого коммуникативного контроля – они постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций.  
Таблица11  
Уровень оценки самоконтроля в общении в динамике

Высокий контроль

Средний контроль

Низкий контроль

       

1

2

3

2

       

2

5

1

1

       

Можно сказать, изменение  стиля руководства с директивного, на коллегиальный у классного руководителя привело к улучшению уровня психологического климата в группе.  
Таким образом, анализируя проведенные исследования, мы выявили, что преобладание на первом этапе директивного стиля руководства отрицательно сказывалось на психологическом климате в группе.  
Атмосфера в группе напряжена; в группе не развито сотрудничество, нет взаимной поддержки и взаимопомощи: отсутствие стремления к успешности, что приводит к возникновению конфликтов внутри группы, тем самым, снижая эффективность и производительность труда.  
На нашем примере, видно, что на третьем этапе классный руководитель.стал более демократичным в руководстве (коллегиальный стиль), когда требовательность и контроль стал сочетаться с инициативным и творческим подходом, произошел рост показателей психологического климата группы, что значительно повысило эффективность учебы.  
Таким образом, гипотеза нашей дипломной работы подтвердилась, в группе сложился положительный психологический климат так как:  
- ведется регулярная работа по созданию положительного климата в группе.  
Полученные положительные результаты исследования являются показателями того, что создание положительного психологического климата в группе должно быть главной задачей классного руководителя, если его волнует повышение знания, и развитие группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенное исследование показало, что работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия классного руководителя со студентами.

Руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам  своих студентов, их  умело решать проблемы.. 
В своей практической деятельности классный руководитель не должен использовать один стиль руководства. Он должен постоянно корректироваться в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. 
Используя рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля классного руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет классного руководителя так же атмосфера в группе и взаимоотношения между студентами. Когда вся группа работает достаточно эффективно и ровно, то классный руководитель обнаруживает что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, например, взаимопонимание  
Классный руководитель не может не оказывать влияние на психологическую сферу группы. Кроме того, создание положительного климата в группе является его непосредственной обязанностью. 
Целью дипломной работы было определение оптимального стиля классного руководства, положительно влияющего на психологический климат в группе, способствующего повышению эффективности и качества работы,

При изучении психологической  литературы по данной теме, можно сделать  вывод, что:

- от лидерских и управленческих  способностей руководителя зависит  влияние на взаимоотношения в  группе, на умение руководить  со студентами, решать всевозможные  конфликтные ситуации, правильно  планировать работу группы и  решать поставленные перед ним  задачи;

- стиль руководства –  характеристика строго индивидуальная, его направленность определяется  в основном тремя параметрами:  личностью руководителя, зрелостью  преподавателя и педагогической  ситуацией;

- стиль руководства складывается  по большей части объективно, но его можно корректировать (и  существенно) в требуемом направлении;

- накоплен и обобщен  большой опыт разрешения психологических  проблем, связанных с руководством. Желание и умение им пользоваться  – тоже зависит от управленческих  способностей руководителя.

- психологический климат  представляет собой специфическое  явление, которое слагается из  особенностей восприятия человека  человеком, взаимно испытываемых  чувств, оценок и мнений, готовности  к реагированию определенным  образом на слова и поступки  окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

[1] Г.М.Андреева. или. М.: Аспект Пресс, 2001 "Социальная психология"

[2] А.А.Бодалев«Психология общения»1989. Издательство: Педагогика ISBN: 5-7155-0166-0

[3]В.А.Горянина «Психология общения»: Учеб пособие для студвысш учеб заведений.

[4]Л.М.Колпакова«Психология»: Учеб пособие для студвысш учеб заведений.1988

[5]Б.Д.Парыгин «Социальная психология как наука»Учеб пособие для студвысш учеб заведений,1967 

[6]А.В.Петровский Введение в психологию. Год: 1996 ... В основукниги положен учебник «Общая психология»

[7] Н.Н.ОбозовПсихология работы с людьми. Учеб пособие для студвысш учеб заведений, 1967 

[8] Типология М. Талена/Психология и педагогика.Шпаргалка)

[9] Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Психологическая характеристика типов индивидуальых стилей педагогического общения // Интегральное исследование индивидуальности: Теоретические и педагогические аспекты, Пермь, 1988. С. 23 – 31

[10] Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Характеристика связей операций педагогического общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. С. 30 – 48

[11] В. Кузьминой[  Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.]

[12] Столяренко (Педагогика.Учебное пособие для студентов пед. Вузов и пед.колледжей /Под ред. Столяренко .- М: Педагогическое общество России)

[13] Лизинский В. М. Работа администрации школы с учителем. М., 1997]

[14] Методические рекомендации Авторы: Рожков М.И., Иванова Н.Л., Чернявская А.П., Бекетова Н.Е.. Ярославль: ЯГПУ, 1995.

[15] (Педагогика.Учебное пособие для студентов пед. Вузов и пед.колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого .- М: Педагогическое общество России,  1998.-640с.)\

[16] А. И. ЩербаковаПрактикум по возрастной и педагогической психологии

 Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов, Под ред. А. И. Щербакова. Авторский коллектив: А. А. Алексеев, И А. Архипова, В. Н. Бабий, А. И. Щербаков и др. … - 512 с

[17]СластенинВ.А.ПедагогикаУчеб.пособие для студентов высшюпед.учеб.заведений /2002-576 с.

[18][  Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Приложение 1

Данная методика необходима для определения состояния психологического климата в группе. Испытуемому  предлагается оценить по 7-балльной системе 25 факторов, характеризующих  состояние психологического климата  в группе. В одной из колонок  располагаются факторы, характеризующие  идеальный психологический климат (высшая оценка - 7 баллов). В другой колонке  находятся факторы, сигнализирующие  о том, что в группе неудовлетворительный психологический климат (низшая оценка - 1 балл). В средней колонке расположена  шкала оценок от 7 до 1, по которой  и следует оценить состояние  психологического климата группы.  
Итоговый результат необходимо оценить в зависимости от расположения суммы оценок в диапазоне от 25 до 175 - чем выше итоговое число, тем благоприятнее климат в группе. Оценка может быть индивидуальной, а также коллективной, если сложить оценки всех членов группы и получить усредненную. Критерии оценки полученных результатов.  
Максимальным показателем каждого из составляющих психологического климата группы является 9 баллов (100%), минимальным показателем 1 балл (9%).  
Суммарный максимальный показатель всех составляющих психологического климата в группе составляет 90 баллов (100%), минимальный 10 баллов (9 %).  
Уровень развития составляющих психологического климата, коллектива в процентном соотношении является;  
-высоким от 70% до 100%;  
-средним от 40% до 69%;  
-низким до 39%.  
По суммарному составляющему уровень их развития составляет:  
- высокий от 70% до 100%;  
- средний от 40% до 69%:  
-  низкий до 39%.

 
МЕТОДИКА В.И. ШКАТУЛЛЫ 
Атмосфера в группе 
Замер психологической атмосферы в группе, т.е. динамичную составляющую психологического климата производится с помощью несложной методики - каждый составляющий психологический климат группы оцениваются по девяти бальной системе.  
Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценить и по составляющим).

Дружелюбие 

_ _ _ _ _ _ _ _ _

Враждебность 

     

Согласие 

 

Несогласие 

     

Удовлетворенность

 

Неудовлетворенность

     

Увлеченность 

 

Равнодушие 

     

Продуктивность 

 

Непродуктивность 

     

Теплота

 

Холодность 

     

Сотрудничество 

 

Отсутствие сотрудничества

     

Взаимная поддержка 

 

Недоброжелательность 

     

Занимательность

 

Скука

     

Успешность 

 

Неуспешность

Информация о работе Исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы (на примере Гуманитарн