Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:41, дипломная работа
Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи стиля классного руководителя и психологического климата студенческой группы. Объект исследования - взаимодействие в системе "классный руководитель" и «студенты» в учебных группах педагогического колледжа. Гипотезы исследования: В любой социальной группе происходят те или иные динамические процессы. Когда группа попадает в тупиковую ситуацию, ей необходим толчок из вне, который даст динамическим процессам новое направление, т.е. климат в коллективе в первую очередь зависит от стиля управления.
Введение..............................................................................................
1
Психологические особенности классного руководителя и психологический климат в группе как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………
1.1
Понятие «стиль классного руководства».........................................
1.2
Психологический климат в группе....................................................
1.3
Влияние стиля классного руководителя на психологический климат в группе.....................................................................................
2
Экспериментальное исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы ………………………………………………………
2.1
Общая характеристика базы исследования, методы исследования……………………………………………………………
2.2
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………
Заключение.................................................................... ………………
Список использованной литературы ..................................................
Приложения ......................................................................................
• Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых студентов, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву.
Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у студентов, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.
• Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения преподавателя со студентами строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.
Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.
• Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых студентов, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.
Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
• Модель активного взаимодействия
("Союз") - преподаватель постоянно
находится в диалоге
Следствие:возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная. [8]
Реализуя свою установку по отношению к "хорошим" и "плохим" студентам, классный руководитель без специального намерения оказывает, тем не менее, сильное влияние на студентов, как бы определяя программу их дальнейшего развития.
Индивидуальный стиль в классном руководстве понимается как целостная система операций педагогического общения, обеспечивающая эффективное взаимодействие учителя со студентами и определяемая целями, задачами педагогической деятельности и свойствами различных уровней индивидуальности педагога.
В индивидуальном стиле классного
руководства между операциями, зависящими
от одних и тех же свойств индивидуальности,
имеются статистически значимые
связи, что и обусловливает
Системе операций индивидуального стиля классного руководства свойственна широкая зона неопределенности. Это значит, что достижение одной и той же педагогической цели, создание одних и тех же межличностных отношений возможно с помощью различных операций педагогического общения.
Системе операций индивидуального стиля классного руководства присущи компенсаторные функции.
Развитие индивидуальности
классного руководителя и ее гармонизация
благодаря индивидуальному
Функционально-ролевые позиции классного руководителя подробно раскрыты в нормативных документах и специальных педагогических работах (Н.Е. Щуркова, В.П. Караковский и др.). Определены варианты должностного статуса (освобожденный классный воспитатель, классный руководитель, классный куратор), содержание и формы работы классного руководителя [10].
Процесс профессионального формирования классного руководителя – это специальная область изучения в педагогике и психологии, что связано с ее большой теоретической и, главное, практической значимостью.
Устойчивый процесс накопления педагогического мастерства начинается после процесса первичной адаптации. Определить его можно по нескольким признакам:
- ощущение, что педагог принят своими учениками в качестве учителя;
- ощущение правильности выбора учительской профессии;
- понимание своего предмета и умение преподавать его на понятном детям уровне;
- выработка особого подхода к каждому классу;
-умение дать правильную и своевременную оценку.
Формирование мастерства происходит на первой профессиональной фазе [2]. Именно педагоги 25-40-летнего возраста, как правило, являются наиболее активными и профессионально мыслящими классными руководителями.
Интегративным показателем эффективности процесса формирования мастерства классного руководителя является профессиональная творческая активность. Творчество — свойственная человеку целенаправленная деятельность, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нестандартностью мышления, чувств, действий и направленная на получение новых существенных свойств, признаков, качеств, конечного продукта практического и умственного труда, а также на осознание собственных возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности. Особое значение имеет формирование благоприятного психологического климата в коллективе, способствующего творческой деятельности классных руководителей. Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический настрой, стимулирование включения в творческую деятельность, создание условий результативной деятельности, учет интересов классных руководителей. Созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы способствует выполнение следующих правил отношений:
— отношения в коллективе
должны строиться как совместная
творческая деятельность, при этом
следует развивать
— совместную творческую деятельность в коллективе должна пронизывать идея преодоления сложностей и достижения цели;
— должна реализоваться идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, формирующая мотивационную сферу, развивающая творческое мышление, стремление к самостоятельным действиям, критическому оцениванию своих возможностей;
— необходимо стремиться к
достижению абсолютного признания
достоинства каждой личности, ее права
на выбор, самостоятельную
В индивидуальном стиле классного
руководства между операциями, зависящими
от одних и тех же свойств индивидуальности,
имеются статистически значимые
связи, что и обусловливает
Системе операций индивидуального стиля классного руководства свойственна широкая зона неопределенности. Это значит, что достижение одной и той же педагогической цели, создание одних и тех же межличностных отношений возможно с помощью различных операций педагогического общения.
Системе операций индивидуального стиля классного руководства присущи компенсаторные функции.
По данным ряда исследований,
характер межличностного общения в
значительной мере обусловлен свойствами
темперамента субъекта. Так, экстраверсия
оказывает влияние на инициативность
в общении, широту и легкость установления
социальных контактов; экстрапунитивность
при фрустрации провоцирует возникновение
внешне выраженной раздражительности,
несдержанности педагога в ситуациях
нежелательного поведения учащихся
и при определенных условиях может
способствовать применению им неадекватных
способов общения; эмоциональная возбудимость
может влиять на тон общения классного
руководителя со студентами, дистанцию
в общении, скорость эмоционального реагирования
на те или иные действия и поступки студентов.[9]
Вместе с тем среди многообразных факторов
успешности педагогической деятельности
важная роль принадлежит свойствам личности
классного руководителя.[10] В исследованиях
Н. В. Кузьминой[11] и А. И. Щербакова[13] убедительно
обоснована необходимость высокого уровня
педагогической направленности для успешного
осуществления профессионально-педагогической
деятельности. Установлено также, что
положительное отношение учителя к студентам
благоприятно сказывается на активности
и разносторонности общения с учениками.
И наоборот, проявление авторитарно-доминирующих
тенденций педагога затрудняет общение
учителя со студентами и общение учащихся
между собой.
Индивидуальный стиль
классного руководства
Развитие индивидуальности
классного руководителя и ее гармонизация
благодаря индивидуальному
Индивидуальный стиль
классного руководства
В исследованиях убедительно обоснована необходимость высокого уровня педагогической направленности для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности. Установлено также, что положительное отношение учителя к учащимся благоприятно сказывается на активности и разносторонности общения с учениками. И наоборот, проявление авторитарно-доминирующих тенденций педагога затрудняет общение учителя с учащимися и общение учащихся между собой
Одним из важных резервов в
управлении процессом формирования
индивидуального стиля в
Такая потребность вызвана
тем, что упор делается на методическую
подготовку учителя, а его психологические,
психические качества, которые имеют
непосредственное отношение к успешности
его как классного
Конечно, они оцениваются
в какой-то степени администрацией,
психологами управления и школы,
наиболее опытными коллегами, но в данной
ситуации может оказаться высоким
фактор субъективности экспертной оценки.
Управлять процессом
Сущность психологических
методов состоит в воздействии
на работника с помощью логических
и психологических приемов с
тем, чтобы задание превратилось
в потребность его
Особого внимания со стороны администрации, педагогического коллектива требует начинающий учитель. Как бы ни были важны для молодого учителя в профессиональном и человеческом плане проблемы адаптации, ему важно помнить, что специфическим объектом его труда являются ученики. От характера, вступления в профессию зависит благополучие нескольких поколений учеников.
Руководство их профессиональным ростом, формированием личной творческой индивидуальности в классном руководстве, имеет большое значение для педагогического коллектива, так как это создает предпосылки к объединению всех его членов, к созданию единой педагогической платформы, к повышению творческого потенциала педагогов и развитию учащихся.[14]