Исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы (на примере Гуманитарн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи стиля классного руководителя и психологического климата студенческой группы. Объект исследования - взаимодействие в системе "классный руководитель" и «студенты» в учебных группах педагогического колледжа. Гипотезы исследования: В любой социальной группе происходят те или иные динамические процессы. Когда группа попадает в тупиковую ситуацию, ей необходим толчок из вне, который даст динамическим процессам новое направление, т.е. климат в коллективе в первую очередь зависит от стиля управления.

Содержание работы

Введение..............................................................................................

1
Психологические особенности классного руководителя и психологический климат в группе как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………

1.1
Понятие «стиль классного руководства».........................................

1.2
Психологический климат в группе....................................................

1.3
Влияние стиля классного руководителя на психологический климат в группе.....................................................................................

2
Экспериментальное исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы ………………………………………………………

2.1
Общая характеристика базы исследования, методы исследования……………………………………………………………

2.2
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………


Заключение.................................................................... ………………


Список использованной литературы ..................................................


Приложения ......................................................................................

Файлы: 1 файл

дипломкаа.docx

— 322.18 Кб (Скачать файл)

• Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых студентов, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у студентов, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.

• Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения преподавателя  со студентами строятся по жесткой  программе, где четко выдерживаются  цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет  место безупречная логика изложения  и аргументация фактов, отшлифованы  мимика и жесты, но преподаватель  не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.

Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.

• Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс  целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее  лицо. От него исходят вопросы и  ответы, суждения и аргументы. Практически  отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя  активность преподавателя подавляет  всякую личную инициативу со стороны  обучаемых студентов, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.

Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

• Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно  находится в диалоге собучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения  в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает  стиль дружеского взаимодействия с  сохранением ролевой дистанции.

Следствие:возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная. [8]

Реализуя свою установку  по отношению к "хорошим" и "плохим" студентам, классный руководитель без специального намерения оказывает, тем не менее, сильное влияние на студентов, как бы определяя программу их дальнейшего развития.

Индивидуальный стиль  в классном руководстве понимается как целостная система операций педагогического общения, обеспечивающая эффективное взаимодействие учителя  со студентами и определяемая целями, задачами педагогической деятельности и свойствами различных уровней  индивидуальности педагога. 

В индивидуальном стиле классного  руководства между операциями, зависящими от одних и тех же свойств индивидуальности, имеются статистически значимые связи, что и обусловливает целостность  системы операций.

Системе операций индивидуального  стиля классного руководства  свойственна широкая зона неопределенности. Это значит, что достижение одной  и той же педагогической цели, создание одних и тех же межличностных  отношений возможно с помощью различных операций педагогического общения.

Системе операций индивидуального  стиля классного руководства  присущи компенсаторные функции.

Развитие индивидуальности классного руководителя и ее гармонизация благодаря индивидуальному стилю  педагогического общения с социально  ценными целями деятельности, исключающие  подражание и копирование какого-либо образца, являются определяющим фактором формирования педагогического мастерства.

Функционально-ролевые позиции  классного руководителя подробно раскрыты в нормативных документах и специальных  педагогических работах (Н.Е. Щуркова, В.П. Караковский и др.). Определены варианты должностного статуса (освобожденный классный воспитатель, классный руководитель, классный куратор), содержание и формы работы классного руководителя [10].

Процесс профессионального  формирования классного руководителя – это специальная область  изучения в педагогике и психологии, что связано с ее большой теоретической  и, главное, практической значимостью.

Устойчивый процесс накопления педагогического мастерства начинается после процесса первичной адаптации. Определить его можно по нескольким признакам:

- ощущение, что педагог  принят своими учениками в  качестве учителя;

- ощущение правильности выбора учительской профессии;

- понимание своего предмета  и умение преподавать его на понятном детям уровне;

- выработка особого подхода к каждому классу;

-умение дать правильную и своевременную оценку.

Формирование мастерства происходит на первой профессиональной фазе [2]. Именно педагоги 25-40-летнего  возраста, как правило, являются наиболее активными и профессионально  мыслящими классными руководителями.

Интегративным показателем  эффективности процесса формирования мастерства классного руководителя является профессиональная творческая активность. Творчество — свойственная человеку целенаправленная деятельность, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нестандартностью мышления, чувств, действий и направленная на получение новых существенных свойств, признаков, качеств, конечного продукта практического и умственного труда, а также на осознание собственных возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности. Особое значение имеет формирование благоприятного психологического климата в коллективе, способствующего творческой деятельности классных руководителей. Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический настрой, стимулирование включения в творческую деятельность, создание условий результативной деятельности, учет интересов классных руководителей. Созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы способствует выполнение следующих правил отношений:

— отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, при этом следует развивать демократические, диалоговые, вариативные методы общения;

— совместную творческую деятельность в коллективе должна пронизывать  идея преодоления сложностей и достижения цели;

— должна реализоваться  идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, формирующая  мотивационную сферу, развивающая  творческое мышление, стремление к  самостоятельным действиям, критическому оцениванию своих возможностей;

— необходимо стремиться к  достижению абсолютного признания  достоинства каждой личности, ее права  на выбор, самостоятельную профессиональную деятельность, творчество, творческое взаимовлияние личностей.

В индивидуальном стиле классного  руководства между операциями, зависящими от одних и тех же свойств индивидуальности, имеются статистически значимые связи, что и обусловливает целостность  системы операций. 

Системе операций индивидуального  стиля классного руководства  свойственна широкая зона неопределенности. Это значит, что достижение одной  и той же педагогической цели, создание одних и тех же межличностных  отношений возможно с помощью  различных операций педагогического  общения. 

Системе операций индивидуального  стиля классного руководства  присущи компенсаторные функции. 

По данным ряда исследований, характер межличностного общения в  значительной мере обусловлен свойствами темперамента субъекта. Так, экстраверсия оказывает влияние на инициативность в общении, широту и легкость установления социальных контактов; экстрапунитивность при фрустрации провоцирует возникновение  внешне выраженной раздражительности, несдержанности педагога в ситуациях  нежелательного поведения учащихся и при определенных условиях может  способствовать применению им неадекватных способов общения; эмоциональная возбудимость может влиять на тон общения классного руководителя со студентами, дистанцию в общении, скорость эмоционального реагирования на те или иные действия и поступки студентов.[9] 
Вместе с тем среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности классного руководителя.[10] В исследованиях Н. В. Кузьминой[11] и А. И. Щербакова[13] убедительно обоснована необходимость высокого уровня педагогической направленности для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности. Установлено также, что положительное отношение учителя к студентам благоприятно сказывается на активности и разносторонности общения с учениками. И наоборот, проявление авторитарно-доминирующих тенденций педагога затрудняет общение учителя со студентами и общение учащихся между собой.

Индивидуальный стиль  классного руководства формируется  на основе самостоятельного выбора учителем коммуникативных операций.[18]Выбор, сделанный в соответствии с требованиями деятельности и свойствами индивидуальности педагога, вызывает у него эмоциональное состояние удовлетворенности, и, наоборот, если он противоречит индивидуальным свойствам, наступает противоположное состояние эмоционального дискомфорта. Таким образом, эмоциональное состояние управляет процессом выбора. В связи с этим помощь в формировании индивидуального стиля педагогического общения должна быть направлена главным образом на организацию самопознания и профессионального самовоспитания учителя. 

Развитие индивидуальности классного руководителя и ее гармонизация благодаря индивидуальному стилю  педагогического общения с социально  ценными целями деятельности, исключающие  подражание и копирование какого-либо образца, являются определяющим фактором формирования педагогического мастерства. 

Индивидуальный стиль  классного руководства формируется  на основе самостоятельного выбора учителем коммуникативных операций. Развитие индивидуальности классного руководителя и ее гармонизация благодаря индивидуальному  стилю педагогического общения  с социально ценными целями деятельности, исключающие подражание и копирование  какого-либо образца, являются определяющим фактором формирования педагогического  мастерства.[18]

В исследованиях убедительно  обоснована необходимость высокого уровня педагогической направленности для успешного осуществления  профессионально-педагогической деятельности. Установлено также, что положительное  отношение учителя к учащимся благоприятно сказывается на активности и разносторонности общения с  учениками. И наоборот, проявление авторитарно-доминирующих тенденций педагога затрудняет общение  учителя с учащимися и общение  учащихся между собой

Одним из важных резервов в  управлении процессом формирования индивидуального стиля в классном руководстве является психологический  аспект.

Такая потребность вызвана  тем, что упор делается на методическую подготовку учителя, а его психологические, психические качества, которые имеют  непосредственное отношение к успешности его как классного руководителя, в том числе к его методическим умениям и навыкам, практически не анализируются с помощью объективных процедур.

Конечно, они оцениваются  в какой-то степени администрацией, психологами управления и школы, наиболее опытными коллегами, но в данной ситуации может оказаться высоким  фактор субъективности экспертной оценки. Управлять процессом формирования индивидуального творчества учителя  можно элементарными действиями, алгоритмами, через создание соответствующих  моделей разнообразных творческих решений, а можно через создание наиболее благоприятных условий  его протекания, например, через  соответствующую психологическую  атмосферу, стимулирующую личность. Индивидуальный стиль деятельности учителя: диагностика и формирование. Методические рекомендации [14]

Сущность психологических  методов состоит в воздействии  на работника с помощью логических и психологических приемов с  тем, чтобы задание превратилось в потребность его деятельности. Поэтому руководством школы изучаются  индивидуальные особенности подчиненных, их отношение к работе, активность, жизненный тонус и т. д. В получении  и обработке такой информации оказывает помощь школьный психолог.

Особого внимания со стороны  администрации, педагогического коллектива требует начинающий учитель. Как  бы ни были важны для молодого учителя  в профессиональном и человеческом плане проблемы адаптации, ему важно  помнить, что специфическим объектом его труда являются ученики. От характера, вступления в профессию зависит  благополучие нескольких поколений  учеников.

Руководство их профессиональным ростом, формированием личной творческой индивидуальности в классном руководстве, имеет большое значение для педагогического  коллектива, так как это создает  предпосылки к объединению всех его членов, к созданию единой педагогической платформы, к повышению творческого  потенциала педагогов и развитию учащихся.[14]

Информация о работе Исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы (на примере Гуманитарн