Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:41, дипломная работа
Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи стиля классного руководителя и психологического климата студенческой группы. Объект исследования - взаимодействие в системе "классный руководитель" и «студенты» в учебных группах педагогического колледжа. Гипотезы исследования: В любой социальной группе происходят те или иные динамические процессы. Когда группа попадает в тупиковую ситуацию, ей необходим толчок из вне, который даст динамическим процессам новое направление, т.е. климат в коллективе в первую очередь зависит от стиля управления.
Введение..............................................................................................
1
Психологические особенности классного руководителя и психологический климат в группе как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………
1.1
Понятие «стиль классного руководства».........................................
1.2
Психологический климат в группе....................................................
1.3
Влияние стиля классного руководителя на психологический климат в группе.....................................................................................
2
Экспериментальное исследование взаимосвязи психологических особенностей классного руководителя и психологического климата группы ………………………………………………………
2.1
Общая характеристика базы исследования, методы исследования……………………………………………………………
2.2
Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………
Заключение.................................................................... ………………
Список использованной литературы ..................................................
Приложения ......................................................................................
Одной из особенностей студенческого
коллектива, влияющих на его климат,
является простота его организационной
структуры: студенты, они и есть студенты,
которые в пределах одной учебной
группы не дифференцируются по специальностям
и специализациям, тем более по
«должностям» и рабочим функциям,
как в трудовом коллективе. Все
в формально-должностном
Психология студенческой группы и, в том числе ее климат, отличаются тем, что формируются, что называется, «с нуля». Студенты-первокурсники не вливаются в уже существующие группы, а создают свои собственные, хотя и на основе традиций, существующих в колледже, в том числе и под влиянием особых традиций старших курсов. В последующем развитии студенческий коллектив проходит ряд этапов сплочения, в общих чертах соответствующих динамике, описанной А.С.Макаренко. Одним из наиболее сложных и ответственных этапов в истории студенческого коллектива и в жизни каждого отдельного студента является начальный период. В это время студенты слабо ориентируется в условиях студенческой жизни и учебы, не умеют взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои усилия при выполнении учебных задач, что приводит к большим затратам сил, вызывает усталость и порождает искаженное представление о сложностях учебы.
В процессе складывания групповой психологии существенное значение имеет овладение навыками коллективного мышления, согласования взглядов и выработки единых мнений. Учебная группа, живущая одной жизнью и одними учебно-деловыми целями, получает большую практику в коллективном обсуждении различных проблем и быстро вырабатывает свое мнение по любому вопросу, привлекающему интерес, в результате чего легко достигается единство взглядов и действий. Наряду с несомненными достоинствами этого психологического явления возможны известные издержки, торопливость, недостаточная критичность при восприятии и обсуждении информации, неустойчивость мнений.
Климат студенческой группы находится под воздействием ряда технических, санитарно-гигиенических факторов: оснащение аудиторий, обеспеченность учебной и научной литературой, разработанность программ обучения и т.д.
Само собою разумеется, что все процессы формирования психологического климата испытывают влияние индивидуальных особенностей студентов, и их сочетание, которое способствует или мешает формированию духа общности в коллективе. Индивидуально-личностный фактор обусловливает ролевые, статусные и лидерские процессы. Одни студенты становятся более популярными, играют более значимые роли, становятся лидерами, другие испытывают трудности в групповой динамике, пребывая в течение некоторого времени в качестве аутсайдеров. Если группа для таких студентов не становится референтной, то они могут компенсировать свой низкий статус участием в других группах, более личностно значимых для него на курсе, факультете или за пределами вуза.
К студентам, занимающим высокий статус, тянутся другие, и в итоге образуются микрогруппы по 3 – 5 человек. Каждая микрогруппа относительно обособлена, имеет свой психологический климат, особый стиль отношений в зависимости от психологических особенностей своих членов. Студенты, входящие в микрогруппы, поддерживают друг друга, стремятся проводить вместе время. Происходит и дальнейшая дифференциация - на уровне микрогрупп.
Все эти процессы и явления
концентрируются, в конечном счете,
в психологическом климате
Недостаточно сплоченную
группу трудно нацелить на решение
какой-либо задачи. Неблагоприятный
климат индивидуально переживается
как неудовлетворенность
Рисунок 1 – Факторы, влияющие
на социально-психологический
Опиши рисунок
1.3 Влияние стиля
классного руководителя на
Важнейшая роль в формировании
психологического климата группы отводится
классному руководителю группы. На
нем всегда лежит персональная ответственность
за состояние психологической
Рассмотрим влияние на психологический климат в группе на примере трех классических стилях руководства.
А. С. Макаренко писал, что коллектив в своем формировании проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива. То есть коллектив как воспитывающая среда в процессе формирования переживает несколько стадий. В начале в качестве его основного связующего ядра выступают требования воспитателя, которые затем начинают проводиться активом, затем эти требования становятся нормой коллективной жизни и, наконец, внутренним законом каждого.
Воспитателю по мере того как
происходит становление коллектива,
необходимо делегировать, передавать
свою власть органам самоуправления,
которые в свою очередь должны
поддерживаться подавляющим большинством
коллектива" только при таких
условиях коллектив способен формироваться
как действенный орган
В классах с авторитарными
методами управления, где актив не
пользуется уважением и поддержкой
большинства, нарушаются, по сути дела,
основные условия, необходимые для
формирования коллектива, способного
выполнять социализирующие
Нечто подобное происходит
и в группах с попустительским
отношением учителя, где органы самоуправления
фактически устранились от выполнения
своих обязанностей по сплочению
коллектива. Без правильного
Вопрос о роли и значении
педагогического стиля для
В. А. Сухомлинский писал: "Властвование над детьми - одно из труднейших испытаний педагога, один из показателей педагогической культуры... Дорожить доверием, а значит, и беззащитностью ребенка - эта педагогическая мудрость должна преисполнить всю нашу работу" [164, с. 216]. Резко осуждая авторитарную систему воспитания, доктор педагогических наук Ю. Азаров пишет о том, что "авторитарность - всегда злоупотребление властью, всегда порок, ибо она даже в микроскопических дозах - преддверие нравственного распада" [2, с. 43].
Осуждение учительского авторитаризма и его тяжелых последствий как для отдельной личности, так и для коллектива в целом, отнюдь не должно сводиться к одобрению попустительского, либерального стиля, потакающего самоуправству неформальных лидеров и закрывающему глаза на незащищенность детей от расправ и самосуда.
В отличие от злоупотребляющего
властью авторитарного учителя,
классный руководитель с попустительским,
либеральным стилем практически
утрачивает возможность влиять на положение
дел в группы, не умеет или не
хочет использовать свои полномочия
для организации и
Однако какими бы ни были причины, приводящие к попустительству учителя, управление коллективом группы а в таких случаях неизбежно переходит в руки его лидеров, и нередко их максимализм и диктат оказываются еще более беспощадными, чем авторитарность взрослых.
Как авторитарность, так и попустительство не приемлемы для успешной воспитательной работы педагога. Ш. А. Амонашвили в одной из важнейших заповедей воспитателя провозгласил: "Мы должны решительно отказаться от противоречащих гуманистическому воспитанию и подавляющих личность ребенка авторитарности и императивности и таких их форм проявления, как крик, брань, ущемление самолюбия, насмешка, грубость, угроза, принуждение" [7, с. 42].
Однако, чтобы отказаться от подобных, справедливо осуждаемых и неоправдавших себя на практике методов, недостаточно одних просветительских усилий, направленных на перестройку сознания учителя и выработку у него личного неприятия к подобным методам.
Личностный фактор в данном
случае - важное, но недостаточное условие.
Необходима перестройка всего учебно-
Сотрудничающий педагогический
стиль не означает нечто промежуточное
между авторитарностью и
Этот стиль характеризуется
принципиально-качественными
Далее, такого учителя должны отличать высокая общая культура и, прежде всего, культура общения как с детьми, так и с коллегами, строящаяся на уважении к личности другого человека, к личности учащегося и на способности к самокритичности и самоанализу по отношению к себе и своему поведению.
И наконец, сотрудничающий стиль предполагает умение формировать и направлять развитие здорового коллектива с полномочными органами самоуправления, с высокой действенной эмпатией и способностью учащихся приходить на помощь слабым, с достаточно высокой степенью развития коллективного общественного мнения, использующегося для коррекции поведения отдельных студеньов. Авторитарных методов невозможно избежать в группах с низким уровнем развития коллектива, где бездействуют либо не пользуются уважением органы детского самоуправления. Однако" как мы отмечали выше, эти вещи взаимосвязаны. Авторитарность приводит к беспомощности органов самоуправления, а это, в свою очередь, ограничивает другие методы воздействия учителя на группу.
Естественно, реализация столь серьезных задач и требований вряд ли возможна в одиночку, без коллег, без обшей атмосферы взаимного уважения и высокой культуры, ставшими нормой поведения, регулирующей взаимоотношения как учителей, так и учащихся.
Главная задача классных руководителей и педагогов заключается в обеспечении психологического комфорта в коллективах, особенно в тех, где есть трудновоспитуемые студенты. Они становятся такими вследствие неблагоприятных условий, которые были созданы в семье, и крайне тяжело переносят изоляцию в коллективе, часто вступают в конфликтные ситуации с учителями (А.С. Макаренко). Данная цель достигается планированной организацией коллективов, развитием органов управления, руководство которых предоставляется студентам. В целом, используются все методы, обеспечивающие мажорный тон в коллективе.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
2.1 Общая характеристика базы исследования, методы исследования
Исследование проводилась на базе Гуманитарного колледжа.В колледже обучают по специальностям «Учитель информатики», «Учитель английского языка»,«Учитель физической культуры», «Учитель начальных классов».На базе 9 класса обучаются 4года.
Основанными этапами исследования являются:
- изучение стилей руководстваклассных руководителей;
- исследование психологического климата в группе;
- проведение сравнительного анализа полученных результатов исследования;
Изучив теоретический материал, мы пришли к выводу, что на психологический климат в группемогут влиятьстили классного руководителя. Классный руководитель, обладая определенным уровнем этих способностей, может правильно выстроить свои взаимоотношения со студентами, направить деятельность группы на достижение высокого уровня жизнедеятельности колледжа. Все это может отразиться на уровне развития психологического климата и на взаимоотношениях между студентами.
В исследовании приняли участие студенты 4 курса обучающихся по специальности «Учитель информатики в начальных классах».
Студенты активно