Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Дать определение понятия характера и акцентуации характера и стиля семейного воспитания на основе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов;
2. Исследовать стиль семейного воспитания в семье подростка;
3. Изучить представление подростка о стиле семейного воспитания;
4. Исследовать наличие акцентуаций характера у подростков 13 - 14 лет и установить взаимосвязь влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера у подростка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Акцентуации характера (личности) и их типы. 4
1.1. История изучения и определение понятия «акцентуация». 4
1.2. Классификация акцентуаций личности по Леонгарду. 10
1.3. Классификация акцентуаций характера по Личко. 12
Глава 2. Семейное воспитание как фактор, влияющий на динамику акцентуаций характера. 16
2.1. Психологическое содержание понятия «семья». 16
2.2. Динамика (жизненный цикл) семьи. Семья подростка. 20
2.3. Проблема исследования типов семейного воспитания и их влияние на формирование характера. 23
2.4. Влияние нарушений типов семейного воспитания на формирование акцентуаций характера. 29
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания и представлений ребенка о них на динамику акцентуаций характера. 36
3.1. Организационно – методическое обеспечение исследования. 36
3.2. Использованные методики. 36
3.3. Описание результатов исследования показателей по стилям семейного воспитания. 39
3.4. Результаты исследования акцентуаций характера 42
3.5. Исследование взаимосвязи акцентуаций характера от стиля семейного воспитания. 44
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Использованная литература: 50

Файлы: 1 файл

Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания в неполной семьерр.docx

— 131.84 Кб (Скачать файл)

Это, в частности, обозначает, что психологическая структура  нормативной православной семьи (в  структуру входят особенности распределения  власти, ответственности и эмоциональной  близости между отцом, матерью и  детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных  семей исследуются, главным образом, культурологами. Под реальной семьей понимается конкретная семья как  реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознавать, о каком  типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи  с точки зрения их отклонения от нормы» (10, 10-11).

«Малкина-Пых выделяет феномен психологического здоровья семьи – интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения всех ее членов. Этот показатель разделяет все семьи на два основных типа:

• благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны как внутренними противоречиями, так и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме, соответственно: 1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция» и «чрезмерная опека»); 2) с тем, что собственные представления о семье не соответствуют тем требованиям, которые предъявляет к ней социум на данном этапе развития (трудности восприятия противоречий современного социума);

• неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворенных потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Одним из основных проявлений неблагополучия являются детско-родительские отношения. В неблагополучных семьях у родителей зачастую появляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т. д.

Неблагополучные семьи разделяют  на конфликтные, кризисные и проблемные (Торохтий, 1996).

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может сохраняться длительное время благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств» (8, 1).

 «Н.Н. Посысоев отмечает что сущность психологического содержания понятия «проблемная семья» традиционно имеет как широкое, так и узкое толкование в специальной литературе. В узком значении этого понятия «проблемной семьей» называются те семьи, которые не способны продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла семьи. Например, к проблемным семьям в этом случае можно отнести молодую семью, не решившую задачу дифференциации от родительской семьи, не разрешившую конфликты между личными и кооперативными потребностями. Сюда же можно отнести семью с маленьким ребенком, в которой супруги не способны освоить и согласовать новые роли отца и матери, и т. д.

В широком значении этого  понятия в «проблемный тип» семей  включаются еще и следующие типы семей.

Дисфункциональная семья — семья, плохо или вовсе не выполняющая основные семейные функции. Термин «дисфункциональная» семья используется также для характеристики такой семейной системы, которая является причиной дисфункционального, дезадаптированного поведения одного или нескольких членов семьи.

Неблагополучная семья —  семья, характеризующаяся низким состоянием психологического комфорта внутри семейного  пространства. Такая семья не удовлетворяет  полностью или частично потребность  членов семьи в эмоциональной  поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном  тепле и любви.

Таким образом, к «проблемным» семьям можно отнести все семьи  с нарушением функционирования, обладающие низким потенциалом для решения  задач развития на той или иной стадии своего жизненного цикла, не обеспечивающие личностного роста каждого из своих членов.

По С. Минухину, особенности проблемных (дисфункциональных) семей могут быть описаны следующим образом:

отрицается существование  проблем в семье;

существует недостаток интимности;

чувство стыда используется для мотивации индивидуального  поведения;

семейные роли являются ригидными;

индивидуальная идентичность приносится в жертву семейной идентичности;

индивидуальные потребности  приносятся в жертву потребностям семьи;

общение членов семьи в  целом находится на низком уровне;

границы «Я» членов семьи  размыты;

семейные мифы не соответствуют  реальности;

конфликты протекают в  закрытой форме (боязнь открытого общения);

редкостью являются юмор, оптимизм и забота друг о друге;

существует хроническая  неприязнь одних членов семьи  к другим.

В отличие от проблемной семьи, гармоничная (здоровая) семья  характеризуется гибкой иерархической  структурой власти, ясно сформулированными  семейными правилами, сильной родительской коалицией, гибкими межпоколенными границами.  Здоровая семья — система в движении. Семейные правила открыты, служат позитивными ориентирами для роста. Допускается смена одних внутрисемейных «треугольников» и коалиций другими без возникновения чувства ревности или ненадежности. Друзья членов семьи свободно входят в семейное пространство без страха быть отвергнутыми.

В гармоничной семье между  поколениями существует четкая дистанция. Здоровая семья основывается не на доминировании родителей над  детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность вторых (родителям  нет необходимости постоянно  доказывать свою силу детям и самим  себе). Взаимно солидарные родители поощряют творчество по отношению к  игре и экспериментирование в  общении» (10, 208-209).

 

2.2. Динамика (жизненный цикл) семьи.  Семья подростка.

«Семья, как и ее социальный контекст, постоянно находится в  процессе изменения. Функции и структура  семьи могут изменяться в зависимости  от этапов ее жизнедеятельности.

Понятие «жизненного цикла семьи», исследовалось многими авторами. Разные авторы предлагают свои стадии жизненного цикла семьи, хотя важность такой периодизации признается всеми исследователями. В данном разделе мы рассмотрим несколько существующих классификаций.

Е. Дюваль в 1950 г. первым опубликовал работу по проблемам развития семьи и подразделил жизненный цикл на восемь стадий, связанных с развитием (Duval, 1957):

0 – вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу;

1 – супружеские пары без детей. Задачи стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников;

2 – появление детей (возраст ребенка – до 2,5 лет). Задачи стадии: адаптация к присутствию ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей;

3 – семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка – от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства;

4 – семьи с детьми – младшими школьниками (возраст старших – от 6 до 13 лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного возраста; побуждение детей к достижению успехов в учебе;

5 – семьи с подростками (старший ребенок – от 13 до 20 лет). Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры;

6 – уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуал освобождения молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы семьи;

7 – средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением;

8 – старение (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости» (малкина,3).

 

«Этапы жизненного цикла  семьи  по Брауну Дж., Кристенсену Д.

Молодая семья. Задачи развития: а) дифференциация от родительской семьи  б) установление границ общения с  друзьями и родственниками в) разрешение конфликта между личными и  семейными потребностями

Семья ребенка преддошкольного/школьного возраста. Задачи развития: а) реорганизация семьи для выполнения новых задач б) поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета в) согласование личных и семейных целей

Семья школьника а) перераспределение  обязанностей б) проявление участия  при наличии проблем с учебой в) распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий

Семья подростка а) перераспределение  автономии и контроля между родителями и подростками б) изменение типа родительского поведения и ролей  в) подготовка к уходу подростка  из дома

Семья как «стартовая площадка»  для реоенка а) сепарация ребенка от семьи б) корректный уход из дома в) поступление в колледж, на военную или иную службу

Семья, в основном выполнившая  свою родительскую функцию а) пересмотр  супружеских взаимоотношений б) пересмотр распределения обязанностей и времени в) адаптация к уходу  на пенсию» (Браун,25)

«При переходе от одной  стадии к другой семья переживает закономерные кризисы развития, подобно тем, которые возникают при становлении организма, личности и социальной группы. В отличие от стрессов ситуативных стрессы, связанные с кризисами развития, в литературе определяются как «нормативные» (Burnham, 1991). Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье, уже не удовлетворяют новые потребности. Исследования жизненного цикла семьи показали, что в момент нормативного стресса семья нередко возвращается к ранним моделям функционирования (механизм «регрессии») либо останавливается в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм «фиксации»). Поэтому так важно внимательно изучать переходные периоды между стадиями жизненного цикла семьи. Нередко семейные проблемы связаны не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и фиксацией на предыдущей фазе жизненного цикла (Nichols, 1984).

Большое значение исследователи  придают следующим переходным периодам:

0 – 1 – принятие на  себя супружеских обязательств;

1 – 2 – освоение супругами  родительских ролей;

2 – 3 – принятие факта  появления в семье ребенка;

3 – 4 – включение детей  во внешние социальные структуры  (детские учреждения);

4 – 5 – принятие того  факта, что ребенок стал подростком;

5 – 6 – экспериментирование  семьи с независимостью подростка;

6 – 7 – уход детей  из семьи, когда супруги снова  сталкиваются с необходимостью  остаться вдвоем;

7 – 8 – принятие факта  ухода на пенсию и старости»  (Малкина,4).

Более детально рассмотрим пятый этап жизненного цикла семьи  по Брауну Дж., Кристенсену Д. семью подростка.

 «Семья подростка – этап жизненного цикла семьи, который начинается с момента достижения старшим ребенком половой зрелости и продолжается вплоть до его ухода из семьи, является семья подростка. С наступлением подростковости правила и роли в семье вновь следует изменить. Родителям следует предоставлять подростку больше автономии, обеспечить гибкость границ. Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться со все возрастающей компетентностью подростка. И снова разрешение проблем на данном этапе будет зависеть от способа решения критических задач коммуникации и ведения переговоров на более ранних стадиях развития.

Информация о работе Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания