Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Дать определение понятия характера и акцентуации характера и стиля семейного воспитания на основе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов;
2. Исследовать стиль семейного воспитания в семье подростка;
3. Изучить представление подростка о стиле семейного воспитания;
4. Исследовать наличие акцентуаций характера у подростков 13 - 14 лет и установить взаимосвязь влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера у подростка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Акцентуации характера (личности) и их типы. 4
1.1. История изучения и определение понятия «акцентуация». 4
1.2. Классификация акцентуаций личности по Леонгарду. 10
1.3. Классификация акцентуаций характера по Личко. 12
Глава 2. Семейное воспитание как фактор, влияющий на динамику акцентуаций характера. 16
2.1. Психологическое содержание понятия «семья». 16
2.2. Динамика (жизненный цикл) семьи. Семья подростка. 20
2.3. Проблема исследования типов семейного воспитания и их влияние на формирование характера. 23
2.4. Влияние нарушений типов семейного воспитания на формирование акцентуаций характера. 29
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания и представлений ребенка о них на динамику акцентуаций характера. 36
3.1. Организационно – методическое обеспечение исследования. 36
3.2. Использованные методики. 36
3.3. Описание результатов исследования показателей по стилям семейного воспитания. 39
3.4. Результаты исследования акцентуаций характера 42
3.5. Исследование взаимосвязи акцентуаций характера от стиля семейного воспитания. 44
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Использованная литература: 50

Файлы: 1 файл

Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания в неполной семьерр.docx

— 131.84 Кб (Скачать файл)

Демонстративный тип — общителен, но с жаждой лидерства и стремления к похвале. Раздражает окружающих самоуверенностью, высокими притязаниями, хвастовством, эгоизмом, склонностью к интригам и провокации конфликтов, однако весьма артистичен, может быть обходительным, способен увлечь других, поступки и мышление неординарные.

Аффективно-экзальтированному  типу свойственны общительность, многословие, влюбчивость. Их чувства искренни, они внимательны к друзьям и близким. Легко вступают в спор, но не доводят его до прямых конфликтов. Подвержены сиюминутным настроениям и панике.

Экстравертированный тип — открыт и общителен, масса знакомых, редко конфликтует и не стремится к лидерству. Располагает к себе готовностью слушать собеседника, исполнительностью. Однако подвержен постороннему влиянию, поступки иногда необдуманны, любит развлечения и сплетни.

Интровертированный тип — замкнут, малоконтактен, оторван от реальности, погружен в свои размышления, не любит вмешательства в личную жизнь. Часто эмоционально дистанцирован от окружающих, слабо привязан к людям. Отличается принципиальностью, твердостью убеждений, однако часто чрезмерно упрям в отстаивании своей точки зрения» (19, 426 – 428).

1.3. Классификация  акцентуаций характера по Личко.

«Типы психопатий и акцентуаций характера и их краткое описание приводится ниже.

Главная черта неустойчивого типа нежелание трудиться: ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Важнейшей особенностью является слабый волевой компонент личности. Полное безволие обнаруживается, когда дел» касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей. Со слабостью волевого компонента и недостаточной инициативностью связана и подчиненность в группе, компании. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность не свойственна. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. В связи со слабой волевой сферой безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.

Главная черта конформного типа конформность: ярко выраженное стремление быть «как все». Это стремление распространяется на все — от стремления одеваться как все до сильной зависимости от окружения суждений, позиций и поведения. Становятся целиком продуктом своего окружения: в «хорошей» среде старательно учатся и работают, в «плохой»— усваивают достаточно быстро ее обычаи, привычки, манеру поведения. Некритичны к восприятию групповых эталонов поведения, установок, ценностей и любой информации вообще. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества.

Главные черты шизоидного типа замкнутость и недостаток чувствительности в процессе общения. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток чувствительности проявляется в неумении понять чужие переживания, в низкой эмпатии (способности к сопереживанию), в неумении понять желания и мысли партнера. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью, часто подчеркиваемой асексуальностью. Труднее всего переносят ситуации, где нужно установить неформальные эмоциональные контакты, а также вторжение посторонних во внутренний мир.

Главной чертой эпилептоидного типа является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Хорошо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где высокой показной исполнительностью перед начальством стремятся завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Свойственны мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил (иногда не необходимых или даже в ущерб делу), приверженность к порядку, педантизм.

Главными чертами истероидного типа являются мощный эгоцентризм, ярко выраженная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания. Все остальные особенности основаны на этом. Лживость и фантазирование целиком служат цели приукрашивания и привлечения внимания к своей личности. Свойственна театральность переживаний, склонность к позерству. Низкая способность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Смена увлечений и хобби также обусловлена стремлением найти такое дело, где можно быть на виду.

Главными чертами астено-невротического типа являются повышенная утомляемость, раздражительность. Утомляемость обычно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований, соперничества. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу.

Сенситивный тип имеет две главные особенности — большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области волевых качеств. Часто встречается неудовлетворенность своим физическим «я» («образ тела»). Замкнутость, робость и застенчивость особенно выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны. Чрезвычайные трудности вызывают ситуации негативного оценивания или обвинения (тем более несправедливого).

Главными чертами психастенического типа являются нерешительность, тревожная мнительность (в виде опасений за будущее свое и своих близких), склонность к самоанализу. Черты характера обычно обнаруживаются уже в начальной школе. Отвечать за себя и, особенно за других, бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и случайностей служат выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется при необходимости сделать самостоятельный выбор.

Гипертимный тип отличаются всегда хорошим, слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом. Высокая степень активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству. Высокий отклик на новое, но интересы неустойчивы. Большая активность сочетается с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения.

Характерной особенностью циклоидного типа является достаточно частая смена нерезко выраженных фаз гипертимности и подавленности (субдепрессии). В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подросток ставится домоседом, избегает компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы в это время тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности. Возможность провоцирования суицида. В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Длительность каждой фазы обычно не велика (1-2 недели). Между фазами часто имеет место достаточно длительный период неакцентуированного, «гармоничного» поведения.

Главная черта  лабильного типа — крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от часто незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависят активность, работоспособность, общительность. У лабильных подростков чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. К лидерству не стремятся. Тяжело переживают утрату или эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц. Отличаются умением адекватно оценить свой характер» (12, 11-12).

«Смешанные типы. Помимо явных акцентуаций встречаются случаи одновременного заострения двух черт. Это так называемые смешанные типы, которые составляют половину случаев явных акцентуаций.

Смешанные типы могут быть обусловлены эндогенными факторами, наследственными особенностями  и особенностями раннего периода развития. К такого рода типам относятся: конформно-гипертимный, сочетания лабильного типа с циклоидным, астено-невротическим и сенситивным; астено-невротического типа с сенситивным и психастеническим; шизоидного с сенситивным, психастеническим, эпилептоидным и истероидным; истероидного типа и эпилептоидным. Такие сочетания носят название промежуточных типов.

Смешанный тип может сформироваться и как результат накладывания черт одного типа на эндогенное ядро другого  в силу каких-либо хронически действующих  психогенных факторов. Такие смешанные  типы носят название амальгамных.

 При этом не сочетаются  между собой типы:

Гипертимный — с лабильным,

Астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;

Циклоидный — со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного;

Лабильный — с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;

Сенситивный — с гипертимным, циклоидным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;

Психастенический — с  гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;

Шизоидный — с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим;

Эпилептоидный — с гилертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим;

Истероидный — с циклоидным, сенситивным, психастеническим;

Неустойчивый — с циклоидным, сенситивным, психастеническим» (6, 9).

 

 

Глава 2. Семейное воспитание как фактор, влияющий на динамику акцентуаций характера.

2.1. Психологическое  содержание понятия «семья».

«Определений семьи в  научной литературе достаточно много, причем многие дефиниции настолько  давно вошли в общественное сознание, что трудно установить авторство  этих определений.

Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как  малая группа совместно проживающих  и ведущих общее хозяйство  родственников. Однако психологический  подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет свою специфику. В  рамках этого подхода семья рассматривается  как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические  потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т. п.) и системы взаимоотношений  между ее членами. Так структура  существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет  закономерную динамику, проходя в  своем развитии целый ряд фаз  и этапов.

С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога с семьей. Г. Навайтис обсуждает понятие семьи, которое целесообразно исследовать при консультировании семьи психологом. Он предлагает ввести понятие семьи как малой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов. Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений.

Семья — группа, удовлетворяющая  потребности своих членов. Эти  потребности наиболее успешно удовлетворяются  в уникальном взаимодействии конкретных людей.

Главная особенность семейного  взаимодействия — объединять удовлетворение различных потребностей.

Для удовлетворения связанных  с семьей потребностей создается  структура семейных ролей.

Семейная структура и  функции семьи закономерно развиваются.

Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и  удовлетворять потребности, связанные  с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.

Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.

Периодизация развития семьи  может определяться по совокупности отношений, связанных с семьей, и  их значимости.

На каждом этапе развития семьи существуют специфические  задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.

Известный отечественный  психолог В. Дружинин предлагает простую  систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение  психолога в выборе семьи как  объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские  подходы к семье можно расположить  на двух условных шкалах:

«нормальная — аномальная семья»;

«идеальная — реальная семья».

Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная  семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения  ее членам и создает потребные  условия для социализации детей  до достижения ими психологической  и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью  как целое несет отец. Все остальные  типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие  «идеальная семья» определяется как  нормативная модель семьи, которая  принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и  культуре, главным образом религиозной.

Информация о работе Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания