Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Дать определение понятия характера и акцентуации характера и стиля семейного воспитания на основе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов;
2. Исследовать стиль семейного воспитания в семье подростка;
3. Изучить представление подростка о стиле семейного воспитания;
4. Исследовать наличие акцентуаций характера у подростков 13 - 14 лет и установить взаимосвязь влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера у подростка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Акцентуации характера (личности) и их типы. 4
1.1. История изучения и определение понятия «акцентуация». 4
1.2. Классификация акцентуаций личности по Леонгарду. 10
1.3. Классификация акцентуаций характера по Личко. 12
Глава 2. Семейное воспитание как фактор, влияющий на динамику акцентуаций характера. 16
2.1. Психологическое содержание понятия «семья». 16
2.2. Динамика (жизненный цикл) семьи. Семья подростка. 20
2.3. Проблема исследования типов семейного воспитания и их влияние на формирование характера. 23
2.4. Влияние нарушений типов семейного воспитания на формирование акцентуаций характера. 29
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания и представлений ребенка о них на динамику акцентуаций характера. 36
3.1. Организационно – методическое обеспечение исследования. 36
3.2. Использованные методики. 36
3.3. Описание результатов исследования показателей по стилям семейного воспитания. 39
3.4. Результаты исследования акцентуаций характера 42
3.5. Исследование взаимосвязи акцентуаций характера от стиля семейного воспитания. 44
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Использованная литература: 50

Файлы: 1 файл

Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания в неполной семьерр.docx

— 131.84 Кб (Скачать файл)

Выполняя адаптивную функцию  во внутреннем мире человека, акцентуированные черты характера в то же время  часто становятся причиной его дезадаптации к окружающим людям и условиям жизнедеятельности. Причем они в большей степени обусловлены врожденными свойствами нервной системы, проявлениями эмоций и состояниями мозга в конкретный период развития личности, чем приобретенными со качествами. В большинстве случаев возникновение акцентуаций предопределяется наследственностью: чем ярче выражен тип акцентуации, тем вероятнее среди кровных родственников личности можно встретить лиц, наделенных теми же чертами характера. Существенную роль при этом может играть подражание — усвоение детьми в процессе социализации стереотипов проявления характеров окружающих.

То обстоятельство, что  акцентуации обусловлены главным образом внутренними особенностями индивида, затрудняет педагогическое воздействие в плане их устранения или коррекции. Неблагоприятные внешние факторы могут провоцировать появление и закрепление акцентуаций в поведении человека. Это может происходить как прямо, так и опосредованно. Прямой путь связан с тем, что личность усваивает в сенситивных периодах развития образцы акцентуированных черт характера, которые демонстрируют окружающие — родители, воспитатели, учителя, сверстники. В случае, когда имеет место опосредованный путь, факторы среды и воспитания отражаются на уровне психики, вызывают более или менее заметные сдвиги в биохимических процессах, деятельности нервной системы и затем приводят к акцентуациям. В этом смысле правомерно говорить о психогенном происхождении акцентуированных черт характера.

Такое преобразование внешнего во внутреннее вероятно в любом возрасте личности. Необходимо лишь определенное сочетание некоторых условии: неблагоприятные факторы среды должны быть достаточно длительными и травмирующими, психика индивида должна иметь пониженную устойчивость к стрессам, а внутренняя адаптация индивида к самому себе должна пойти именно при помощи характера, но не иных психических механизмов, способных играть ту же роль.

Акцентуации являются крайними вариантами нормы в проявлении психики. Акцентуации не патология, но такое  проявление характера, при котором  обычно затрудняются отношения личности с окружающими. Акцентуированные личности менее желательны в партнерском общении, они проблемны в семейной жизни, с ними сложно дружить, их непросто любить. Им трудно уживаться с большинством людей, потому их судьба нередко складывается не совсем удачно, во всяком случае, в жизни они получают немало ударов, легко и быстро наживая себе если не врагов, то недоброжелателей.

В то же время некоторые  элементы акцентуации, являющиеся предпосылкой социальных достижений личности, имеют позитивное значение. Отсюда следует важный в педагогическом отношении вывод: любая акцентуация содержит позитивное и негативное начало, следовательно, одни качества акцентуаций надо поощрять, а другие — преодолевать, смягчать, нивелировать. Например, следует приветствовать и позитивно оценивать повышенную активность ребенка, если она проявляется в полезных занятиях и начинаниях. В то же время необходимо создать ему такие условия, чтобы он не растрачивал энергию на плохие поступки и сомнительные инициативы.

Практически у любого человека можно выявить некоторые признаки топ или иной акцентуации, что является доказательством их отношения к норме. Временные неблагоприятные обстоятельства способны содействовать высвечиванию таких признаков нашего характера.

Акцентуации могут быть явными и скрытыми. При скрытых акцентуациях определенные черты выражены слабо  или до поры до времени не проявляются  совсем. Скрытые акцентуации, как  правило, проявляются при неблагоприятных  обстоятельствах.

8. Каждый тип акцентуации  имеет свое «слабое место», которое  легко и быстро реагирует на  неблагоприятные внутренние или внешние обстоятельства.

9. Некоторые акцентуации  обладают тенденцией переходить  в патологические формы — психопатические  реакции и психопатии (расстройства  личности). Происходит это при  наличии определенных условий: среди них следует отмстить врожденные и биопсихические факторы, а также внешние и психотравмирующие обстоятельства (15, 118-121).

Психопатические реакции — это временные резкие, но проходящие характерологические сдвиги, возникающие у человека. Психопатическая реакция исчезает с улучшением обстановки, по мере сглаживания следов психической травмы и разрешения психотравмирующей ситуации.

Расстройства личности (психопатии – от греч.psyche — душа npathos — страдание) - длительные и стойкие нарушения различных сфер психической деятельности, лишённые продуктивной психотической симптоматики и проявляющиеся поведением, от которого страдают или сами больные, или общество. 

«В МКБ-10 расстройства личности описываются в разделе «F6 - Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте» в рубрике «F60 - Специфические расстройства личности».

«Специфическое расстройство личности - это тяжелое нарушение  характерологической конституции  и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией. Личностное расстройство возникает  обычно в позднем детстве или  подростковом возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости. Поэтому диагноз личностного  расстройства вряд ли адекватен до 16-17-летнего возраста

Диагностические указания:

Состояния, не объясняющиеся  прямым образом обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством и  удовлетворяющие следующим критериям:

а) заметная дисгармония  в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например, аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям; в разных культуральных условиях может оказаться необходимой разработка специальных критериев относительно социальных норм;

б) хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося  эпизодами психической болезни;

в) аномальный стиль поведения  является всеобъемлющим и отчетливо  нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;

г) вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или  подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде  зрелости;

д) расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени;

е) обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.

В разных культуральных условиях может оказаться необходимой разработка специальных критериев относительно социальных норм. Для диагностики большей части подтипов расстройств личности, полным основанием служит обычно наличие по крайней мере трех перечисленных характерологических признаков или особенностей поведения» (9,250).

«В подростковом возрасте акцентуации наиболее часты и отчетливо выражены. Как правило, они обусловлены биофизиологичсскими и психофизическими явлениями, возникающими в этот период развития человека. Большинство акцентуаций может сгладиться или вовсе исчезнуть с наступлением зрелости, с изменением внутренних биофизиологических процессов и состояний психики. Однако этого не произойдет, если сложившаяся схема поведения будет в дальнейшем облегчать протекание психической деятельности.

Вероятность появления акцентуированных черт характера у подростков возрастает, если внешние или внутренние обстоятельства воздействуют на «слабое место» конкретной акцентуации. В это время возможно обострение отношений с окружающими, появление антисоциальных форм поведениня — все это свидетельствует о наступлении дезадаптации у подростка.

Подростки с акцентуированными  чертами характера составляют группу повышенного риска, они податливы  к определенным пагубным влияниям среды  и психическим травмам. Если психическая  травма или сложившаяся ситуация наносит удар по «слабому месту» типа акцептуации, то соответствующие, черты характера могут ярко раскрыться, отражаясь на всем поведении и заостряясь до патологического уровня.

Можно выделить психические  реалии подросткового возраста, которые  гак или иначе связаны с  формированием акцентуаций. К ним  относятся кризис самосознания — oотграничение себя от мира детства, оценка и «примерка» взрослых ролей и эталонов поведения, независимость суждений поведения. Весьма существенно то, что в этом возрасте, как правило, недостаточно удовлетворяется потребность в общении — привычная семейная атмосфера и ближайшая сред сверстников уже неудовлстворяют, появляется стремлении расширить круг общения, влияния и признания. Вместе с тем в подростковом возрасте особенно ярко проявляется обостренная реакция на свою «самость» — внешний облик, сравнение себя с идеалом, большинством и, как следствие, чувство своей полноценности или неполноценности.

В то же время возникает перегрузка от потока информации и напряжения как следствие новых обязанностей, повышения требований старших, расширения впечатлений, круга общения. Кроме того, обычно имеет место психическое напряжение, связанное с появлением полового чувства. Осознание своих желаний, подавление их, интерес к объектам противоположного пола — источники внутренней энергии, которая нередко провоцирует конфликты. На почве обостренною проявления подростком своих чувств, намерений, характера, самостоятельности, индивидуальных представлений о себе и других, повышенной возбудимости могут возникать как конфликты с окружающими, так и внутренние конфликты. Например, о внутреннем конфликте свидетельствует состояние мышления: заметна склонность к необоснованным сообщениям, упрощению ситуаций и требований, проявляетя резонерство, умничание, теоретизирование. Мышление затрудняется упорядочить и правильно оценить исходную информацию, согласовать имеющиеся представления и ценности с новыми. Подросток переживает внутренний конфликт, ибо не может со многим согласиться и найти нужный ответ.

Mногие из отмеченных предпосылок формирования акцентуации обострены в эпоху, когда проявляются признаки акселерации - ускоренного развития индивида. В настоящее время у подростков быстрее, чем 30-40 лет назад, проявляется стремление  к самостоятельности, высвобождению от опеки и контроля взрослых, стремление к группированию сосверстниками. Раньше пробуждается половое влечение. Следовательно, быстрее и ярче, чем в недалеком прошлом, у подростков могут проявляться акцентуированные характеры» (1,38-43).

Предложены две классификации  типов акцентуаций — К. Леонгарда и А.Е.Личко.

1.2. Классификация  акцентуаций личности по Леонгарду.

Карл Леонгард выделил двенадцать типов акцентуации. По своему происхождению они имеют разную локализацию.

«У гипертимического типа доминирует повышенное настроение, он контактен, словоохотлив, с жаждой деятельности, выразительной мимикой, пантомимикой, но легко отвлекаем, недостаточно серьезен к своим служебным и семейным обязанностям. Привлекает к себе своим оптимизмом, инициативностью, но вместе с тем отталкивает легкомыслием, прожектерством, склонностью к аморальным поступкам, раздражительностью. Плохо переносит жесткую дисциплину, одиночество и монотонную работу. 

Для дистимического типа характерны  — доминирование пессимистического настроение, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни. Малоконтактен, немногословен. Обществу предпочитает дом, редко конфликтует, серьезен, добросовестен, с обостренным чувством справедливости, ценит дружбу. Однако отличается и пассивностью, замедленностью мышления, индивидуализмом.

Циклотимному (аффективно-лабильному) тип у свойственны частые периодические смены настроения. В периоды повышенного настроения общителен и в манере поведения напоминает гипертим-ный тип. В периоды подавленного настроения замкнут и в манере поведения напоминает дистимный тип.

Возбудимый типу характерна недостаточная управляемость, импульсивность реакций, алкоголизация. Отличается замедленностью всех психических процессов, занудлив и угрюм, неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестен, аккуратен. При эмоциональном возбуждении плохо контролирует поведение, раздражителен и вспыльчив.

Главные черты застревающего типа — патологическая стойкость аффекта, злопамятность, честолюбие, подозрительность, ревность, настойчивость. Умеренно общителен, склонен к нравоучениям, в конфликтах является активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, предъявляет к себе повышенные требования. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, долго помнит обиды.

Педантичный тип характеризуется ригидностью нервных процессов, добросовестностью, обязательностью. Малоконфликтен, но предъявляет окружающим много формальных требований, чрезмерно аккуратен. Его привлекательные черты: серьезность, аккуратность и надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов — формализм, брюзжание, занудливость.

 Тревожный  (боязливый) тип — робкий, униженный. В себе не уверен, малоконфликтен, нередко служит мишенью для шуток. Располагает к себе дружелюбием, самокритичностью и исполнительностью.

Главные черты эмотивного типа — чувствительность, тонкость эмоций. Предпочитает общаться с ограниченным числом избранных лиц, с которыми у него хорошие отношения. Сам редко вступает в конфликты, однако обидчив, но обиды "носит в себе" и старается не показывать их окружающим. Привлекательными чертами являются доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность, но чрезмерно чувствителен и слезлив.

Информация о работе Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания