Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Дать определение понятия характера и акцентуации характера и стиля семейного воспитания на основе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов;
2. Исследовать стиль семейного воспитания в семье подростка;
3. Изучить представление подростка о стиле семейного воспитания;
4. Исследовать наличие акцентуаций характера у подростков 13 - 14 лет и установить взаимосвязь влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера у подростка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Акцентуации характера (личности) и их типы. 4
1.1. История изучения и определение понятия «акцентуация». 4
1.2. Классификация акцентуаций личности по Леонгарду. 10
1.3. Классификация акцентуаций характера по Личко. 12
Глава 2. Семейное воспитание как фактор, влияющий на динамику акцентуаций характера. 16
2.1. Психологическое содержание понятия «семья». 16
2.2. Динамика (жизненный цикл) семьи. Семья подростка. 20
2.3. Проблема исследования типов семейного воспитания и их влияние на формирование характера. 23
2.4. Влияние нарушений типов семейного воспитания на формирование акцентуаций характера. 29
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания и представлений ребенка о них на динамику акцентуаций характера. 36
3.1. Организационно – методическое обеспечение исследования. 36
3.2. Использованные методики. 36
3.3. Описание результатов исследования показателей по стилям семейного воспитания. 39
3.4. Результаты исследования акцентуаций характера 42
3.5. Исследование взаимосвязи акцентуаций характера от стиля семейного воспитания. 44
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Использованная литература: 50

Файлы: 1 файл

Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания в неполной семьерр.docx

— 131.84 Кб (Скачать файл)

Положение менее любимого и нежеланного члена семьи  неодинаково сказывается на подростках с разным типом характера. При  гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярко выступает реакция эмансипации: первые из них борются за самостоятельность и свободу, вторые — за имущественные права. Истероиды в этих случаях в подростковом возрасте продолжают обнаруживать выраженную детскую реакцию оппозиции. И хотя формы ее выявления с возрастом меняются, но все поступки: и непонятные кражи, и показной интерес к алкоголю и другим дурманящим средствам, и суицидальные демонстрации, и самооговоры в распутстве — используются как сигналы родным, как требования внимания, любви и забот. Другие истероиды, отчаявшись в попытке привлечь любовь к себе, погружаются в мир фантазий или начинают искать внимание на стороне. Шизоиды на подобную ситуацию, как и на другие трудности в жизни, реагируют уходом в себя, возводя духовную стену между собой и нелюбящей их семьей. Неустойчивые не склонны тяжело переживать эмоциональное отвержение близких, они и без этого ищут отдушину в подростковых компаниях.

Положение «Золушки» оставляет  неизгладимый след при некоторых  акцентуациях характера — сенситивной, лабильной и астеноневротической. Здесь акцентуация может превращаться в психопатическое развитие по соответствующему типу, а для лабильной — и по неустойчивому типу.

Условия жестоких взаимоотношений нередко сочетаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жестокое отношение может проявляться открыто — суровыми расправами за мелкие проступки, а еще более тем, что на ребенке «срывают зло» на других. Но жестокие отношения не избирательно касаются только самого ребенка или подростка — они господствуют во всей атмосфере непосредственного окружения, хотя в семье могут быть и скрыты от посторонних взоров.

Это — душевное безразличие  друг к другу, забота только о самом  себе, полное пренебрежение к интересам  и тревогам других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчитывать только на самого себя, не ожидая ни помощи, ни поддержки, ни участия — все это может  быть без громких скандалов, без  драк и избиений, но не может не отразиться на том, кто в этой семье растет.

Н. И. Озерецкий (1932), обследуя подростков-беспризорников 20-х годов — одного из тяжелых последствий гражданской войны и разрухи, отметил, что их образ жизни способствовал «искусственной эпилептоидизации» характера. Господствовавшие в среде беспризорников суровые взаимоотношения с расправами за непослушание вожаку, издевательствами сильных над слабыми, необходимостью каждодневно любым способом добывать себе пищу и место для ночлега, всегда быть начеку и силой постоять за себя — все это толкало к подобным изменениям характера.

Система жестоких взаимоотношений  может культивироваться также между  воспитанниками в некоторых закрытых учреждениях для подростков, особенно трудных и делинквентных, несмотря на материальную обеспеченность и, казалось бы, строго регламентированный режим. Тирания вожаков, издевательство сильных над слабыми и робкими, понуждение к неблаговидным поступкам, расправы за неподчинение, раболепие одних и мучение других — все это легко процветает, если воспитательная работа отличается формализмом.

Не случайно лабильные, шизоидные  и истероидные подростки, несмотря на делинквентность, нередко отчаянно пытаются вырваться из таких учреждений, прибегая для этого к любым мерам вплоть до серьезных суицидных попыток или симуляции гомосексуальных склонностей.

В случаях конституциональных эпилептоидных психопатий детство также может проходить в атмосфере жестоких взаимоотношений (отец, измывающийся над женой и детьми, и т. п.). В этих случаях подобное влияние среды может способствовать тому, что психопатия достигает тяжелых степеней.

При акцентуациях характера  воспитание в условиях жестоких взаимоотношений  особенно пагубно для эпилептоидного и конформного типов — именно у таких подростков легче всего начинается психопатическое развитие по эпилептоидному типу.

Повышенная моральная  ответственность. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень многого.

В другом случае условия  повышенной моральной ответственности  создаются, когда на малолетнего  подростка возлагаются недетские  заботы об уходе за младшими или  больными и беспомощными членами  семьи (Сухарева Г. Е., 1959).

Почти все подростки обнаруживают большую устойчивость в отношении  повышенных родительских экспектаций или возложенных на них трудных обязанностей. Несостоятельность и промахи в этих случаях не оказывают на них надламывающего действия. Подросток неустойчивого типа отнесется к родительским экспектациям или к возложенным на него поручениям с полным пренебрежением. На фоне гипертимных или эпилептоидных задатков данная ситуация может укрепить лидерские черты или стремление властвовать. Лабильного подростка чрезмерная ответственность будет крайне тяготить, и он постарается всячески ее избежать. Подросток с истероидной акцентуацией, в лучшем случае поиграв короткое время роль заботливого опекуна и убедившись, что отсутствуют восхищенные его усердием зрители, забросит или возненавидит объект своей опеки.

Но для психастенической и, возможно, сенситивной акцентуации  чрезмерно высокие требования к  чувству ответственности являются ударом по месту наименьшего сопротивления, приводя к затяжному обсессивно-фобическому неврозу или к психопатическому развитию по психастеническому типу.

Воспитание в  атмосфере культа болезни описано Е. С. Ивановым (1980). Преувеличенные заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела являются одной из форм доминирующей гиперпротекции. В итоге такое воспитание способствует инфантилизации, эгоистической фиксации на заботах о собственном здоровье, развитию своего рода рентных установок с завышенными притязаниями («все во всем должны идти навстречу»). На любые трудности становится ведущим истерический способ реагирования с ипохондрическими внешними проявлениями.

Противоречивое  воспитание. Члены семьи в таких случаях (отец и мать, родители и дед или бабка и т. п.) применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к подростку порою противоречивые требования. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабки. Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для подростка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера. Подросток оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к ахиллесовой пяте его типа акцентуации.

Воспитание вне  семьи. Само по себе воспитание вне семьи, в условиях интерната в подростковом возрасте не является отрицательным психогенным фактором. Наоборот, для подростка даже полезно на некоторые периоды времени расставаться с семьей и жить среди сверстников — это способствует развитию самостоятельности. Временная изоляция от семьи бывает полезной в случаях тяжелых конфликтов.

Отрицательным психогенным  фактором являются встречающиеся еще  недостатки в работе интернатов и  других воспитательных учреждений. Особенно неблагоприятно сказывается сочетание  чрезмерно строгого режима, граничащего  с гиперпротекцией, с формализмом в его соблюдении, открывающим отдушину для скрытой безнадзорности, тайного распространения дурных влияний, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей. Устранить все эти дефекты в интернате во много раз труднее, чем в семье. Именно поэтому воспитание в гармоничной семье, дополненное, расширенное и корригируемое общественным воспитанием, было и остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте. Можно смело сказать, что гармоничная семья способствует выработке при большинстве типов акцентуаций характера у под ростка своего рода «психологического иммунитета» к влиянию неблагоприятных подростковых компаний» (7, с. 99-107).

   В обзоре литературы  зарубежных и отечественных авторов  мы рассмотрели проблему акцентуаций  характера, нарушения стиля семейного  воспитания и их взаимозависимости.

   В заключительной  главе  мы рассмотрим эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания на динамику акцентуаций характера. 

  

 

Глава 3. Эмпирическое исследование влияния  стиля семейного воспитания и  представлений ребенка о них  на динамику акцентуаций характера.

3.1. Организационно – методическое  обеспечение исследования.

   Цель работы: выявить влияние стиля семейного воспитания на формирование акцентуаций характера.

   Для достижения  данной цели потребовалось решение  следующих задач:

   1. Дать определение  понятия характера и акцентуации  характера, динамики   (жизненного цикла) семьи, стиля семейного воспитания и материнского отношения на основе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов

   2. Исследовать стиль  семейного в семье подростка

   3. Изучить представление  подростка о стиле семейного  воспитания

   4. Исследовать наличие  акцентуаций характера у подростков 13-14 лет и установить взаимосвязь  влияние стиля семейного воспитания  на формирование акцентуаций  характера у подростка.

   Проводимое исследование  было направлено на проверку  следующей гипотезы:  стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование акцентуаций характера подростка.

   Предметом  исследования являются детско-родительские отношения и возникающие как следствие характерологические изменения.

   Объект исследования:  90 человек  – 30 подростков (13 мальчиков  и 17 девочкек) и 60 родителей.

3.2. Использованные методики.

3.2.1. Методика «Анализ семейного  воспитания»

Методика «Анализ семейного  воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого предназначена для изучения опыта родителей в воспитании подростка, выявлении ошибок в родительском воспитании. Кроме того, она позволяет диагностировать нарушения в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно – ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, нарушения в механизме интеграции семьи.

Опросник  АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал позволяют установить стиль семейного воспитания, 12-я, 13-я, 17-я и 18-я шкалы позволяют получить представление  о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы дают представление о системе взаимных влияний, 16-я, 19-я и 20-я шкалы – о механизмах семейной интеграции.

Описание шкал в том  порядке, в каком они расположены  в опроснике.

1. Г+ (Гиперпротекция)

2. Г - (Гипопротекция)

3. У+(Потворствование)

4. У – (Игнорирование потребностей ребенка)

5. Т+ (Чрезмерность требований -  обязанностей)

6. Т- (Недостаточность требований – обязанностей ребенка)

7. З+ (Чрезмерность требований – запретов)

8. З – (Недостаточность требований – запретов к ребенку)

9. С+ (Чрезмерность санкций)

10. С-(Минимальность санкций)

11. Н  (Неустойчивость стиля воспитания)

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт по Г+, У+; при Т -, З -, С -) Доминирующая гиперпротекция (Г+, У+, Т+, З+, и С+)

Эмоциональное отвержение (Г -, У -, С -)

Повышенная моральная  ответственность (Г+, У -, Т+)

Гипопротекция (Г -, У -,Т -, З -)

12.Расширение сферы родительских  чувств

13.Предпочтение в подростке  детских качеств

14.Воспитательная неуверенность родителя

15.Фобия утраты ребенка

16.Неразвитость родительских  чувств

17.Проекция на ребенке  собственных не желаемых качеств

18.Вынесение  конфликта между супругами в сферу воспитания

19.Предпочтение мужских  качеств

20.Предпочтение женских  качеств

Инструкция: Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник, который содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Если Вы,  в общем, согласны с ними, то на «Бланке для ответов» зачеркните соответствующий ему номер. Если Вы не согласны с данным утверждением, не делайте никаких пометок.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как вы думаете. Этим Вы поможете психологу.

3.2.2. Методика ''Родителей оценивают  дети''  (РОД).

Данная методика создана  на базе методики АСВ И.А. Фурмановым и А.А. Аладьиным]. Она предназначена для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Использование этой методики позволяют обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи. Кроме того, знакомство родителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желание понять ребенка.

Опросник содержит 120 утверждений, которые позволяют получить информацию по 18 шкалам. Названия и обозначения шкал в целях удобства сопоставления с методикой АСВ сохранены. В данной методике отсутствуют две последние шкалы опросника АСВ.

Информация о работе Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания