Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа
Цель работы: выявить влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Дать определение понятия характера и акцентуации характера и стиля семейного воспитания на основе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов;
2. Исследовать стиль семейного воспитания в семье подростка;
3. Изучить представление подростка о стиле семейного воспитания;
4. Исследовать наличие акцентуаций характера у подростков 13 - 14 лет и установить взаимосвязь влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера у подростка.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Акцентуации характера (личности) и их типы. 4
1.1. История изучения и определение понятия «акцентуация». 4
1.2. Классификация акцентуаций личности по Леонгарду. 10
1.3. Классификация акцентуаций характера по Личко. 12
Глава 2. Семейное воспитание как фактор, влияющий на динамику акцентуаций характера. 16
2.1. Психологическое содержание понятия «семья». 16
2.2. Динамика (жизненный цикл) семьи. Семья подростка. 20
2.3. Проблема исследования типов семейного воспитания и их влияние на формирование характера. 23
2.4. Влияние нарушений типов семейного воспитания на формирование акцентуаций характера. 29
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания и представлений ребенка о них на динамику акцентуаций характера. 36
3.1. Организационно – методическое обеспечение исследования. 36
3.2. Использованные методики. 36
3.3. Описание результатов исследования показателей по стилям семейного воспитания. 39
3.4. Результаты исследования акцентуаций характера 42
3.5. Исследование взаимосвязи акцентуаций характера от стиля семейного воспитания. 44
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Использованная литература: 50
Всего 3% детей имеют ярко выраженную акцентуацию по дистимическому типу, но 73% - средние показатели. Наименее представлена ярко выраженная акцентуация по тревожному типу – всего 20% исследуемых, средние показатели – 53% подростка норма – 27%. Ярко выраженные акцентуации по эмотивному типу имеют 53% подростков, средний показатель – 47%.
Наши исследования акцентуаций характера у подростков позволили выделить представленность акцентуаций по разным типам.рис.8
По результатам рисунка №8 видно, что в данной группе подростков значительно представлена выраженность акцентуации характера по гипертимному, циклотимному, экзальтированному, эмотивному типам:
для гипертимного типа (79%) характерна веселость, поверхность, деловитость, болтливость, склонность к шуткам, изобретательность, склонность к чревоугодию. Это блестящие собеседники, люди умеющие развлекать других, легкомысленные, оптимистичные. Начатое дело, как правило, не доводят до конца – не хватает терпения. Плохо переносят жесткую дисциплину и режим;
циклотимный тип (75%) характеризуется сменой гипертимических и дистимических состояний. Радостные события вызывают у них картину гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные – подавленность, замедленность реакций и мышления. Изменчивость настроения от внешних условий, цикличность настроения. Местом наименьшего сопротивления является коренная ломка стереотипов;
экзальтированному типу (71%)
свойственна способность
эмотивный тип (71%) родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Характерна эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств, гуманность, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность, плаксивость, любые жизненные события воспринимаются серьезнее, чем у других людей.
Демонстративность, застревание, педантичность, возбудимость представлены менее выражено, данные типы акцентуации имеют следующие характерологические особенности:
демонстративный тип (58%) характеризуется живостью, подвижностью, фантазией, лживостью, притворством, авантюризмом, артистизмом, потребностью в признании, эмоциональной лабильностью, повышенной самооценкой:
педантичному типу (58%) при явной степени выраженности характерны: тяжесть на подъем, нерешительность, скрупулезность, любовь к порядку, робость, добросовестность, жесткое следование плану, раздражительность;
Основной чертой застревающего типа (54%) является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность) инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике. Для них характерна повышенная самооценка, самонадеянность, заносчивость, честолюбие, негибкость, жесткость установок, взглядов.
возбудимому типу (58%) свойственна
недостаточная управляемость (особенно
в сфере влечений),
Наименее представлены в выборке тревожные и дистимичные подростки.
Дистимический тип (41%) отличается серьезностью, субдепрессивностью, подавленностью, медлительностью, неповоротливостью, озабоченностью, заниженной самооценкой и слабостью волевых усилий.
Людям тревожного типа (49%) свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе, покорность, ипохондричность и постоянные сомнения.
Математическая обработка выполнена с помощью параметрического метода корреляции Пирсона (/ = 0,05).
Таблица № 1. Исследование
зависимости генезиса
Типы воспитания/ Акцентуации характера |
Потворствующая Гиперпротек ция |
Доминирующая гипопротекция |
Эмоциональное отвержение |
Повышенная моральная ность |
Гипопротекция |
Демонстративность |
0,8565 |
0,658 |
0,5576 |
0,2957 |
0,747 |
Застревание |
-0,1429 |
-0,3073 |
-0,2666 |
-0,3085 |
-0,1742 |
Педантичность |
-4,996 |
0,1187 |
0,0048 |
0,3915 |
-0,121 |
Возбудимость |
0,0092 |
0,2028 |
0,08115 |
0,1382 |
0,0673 |
Гипертимность |
0,06896 |
0,0293 |
0,0917 |
-0,1257 |
0,2053 |
Дистимичность |
-0,3743 |
-0,1631 |
0,0882 |
0,0161 |
-0,189 |
Тревожность |
0,3867 |
0,6371 |
0,3792 |
0,7685 |
0,2929 |
Экзальтирован ность |
-0,1441 |
-0,1631 |
0,0582 |
-0,3009 |
-0,1971 |
Эмотивность |
-0,1871 |
0,1333 |
-0,1742 |
-0,2549 |
-0,1954 |
Циклотимность |
-0,3475 |
-0,1134 |
0,0872 |
0,0747 |
0,2774 |
Анализ полученных данных (табл.1) подтверждает гипотезу исследования о влиянии стилей семейного воспитания на генезис акцентуаций характера. Чем выше показатели нарушения по стилям воспитания, тем ярче выражены акцентуации характера.
Потворствующая гиперпротекция со стороны матери оказывает влияние на развитие акцентуаций характера по демонстративному типу и тревожности, чем выше показатели по потворствующей гиперпротекции, тем выше тенденция к акцентуации по указанным типам. По А.Е. Личко потворствующая гиперпротекция травматична при истероидной (демонстративной) акцентуации.
Нарушение по типу потворствующая гиперпротекция также влияет на дистимичность, но здесь чем ниже один показатель, тем выше другой.
Доминирующая гиперпротекция также оказывает влияние на развитие демонстративной акцентуации и тревожности.
Повышенная моральная ответственность с высокими требованиями к подростку и минимальной заботой стимулирует развитие черт тревожного типа акцентуации и педантичности. Гипопротекция также стимулирует развитие демонстративности.
Таблица № 2. Статистически значимые результаты исследования зависимости генезиса акцентуаций характера от представления ребенка о стиле семейного воспитания.
Стиль воспитания/акцентуация |
Эмоциональное отвержение |
Застревание |
- 0,4249 |
Циклотимность |
0,3616 |
Анализируя данные по таблице №2, имеет место отметить о получившихся корреляционных связях:
Если эмоциональное отвержение высокое, то акцентуация по застревающему типу низкая и наоборот.
Циклотимность развивается, когда имеет место повышенное эмоциональное отвержение.
По результатам таблицы №3 можно говорить о полученных корреляционных зависимостях одних акцентуаций характера от других:
гипертимность имеет корреляцию с педантичностью, но здесь чем ниже один показатель, тем выше другой;
Таблица №3.Статистически значимые результаты исследования зависимости акцентуаций характера.
Педантичность |
Дистимичность |
Экзальтированность | |
Гипертимность |
- 0,4185 |
||
Тревожность |
0,3794 |
||
Экзальтированность |
0,4039 |
||
Циклотимность |
0,5772 |
По результатам таблицы №3 можно говорить о полученных корреляционных зависимостях одних акцентуаций характера от других:
гипертимность имеет корреляцию с педантичностью, но здесь чем ниже один показатель, тем выше другой;
тревожность имеет статистически
достоверную зависимость с
дистимичность коррелирует с экзальтированностью, чем выше один показатель, тем выше экзальтированность;
экзальтированность коррелирует с циклотимностью, чем выше один показатель, тем выше другой.
Анализируя данные статистически достоверной зависимости по таблице №1 можно отметить следующие значимые данные:
почти все стили воспитания, кроме предпочтение женских и мужских качеств, коррелируют с демонстративностью, т.е. если повышается тот или иной стиль воспитания, то возрастает акцентуация характера по демонстративному типу;
если неустойчивость стиля воспитания высокая, то акцентуация по циклотимному типу низкая и наоборот;
высокие показатели по шкале "Предпочтению детских качеств" коррелирует с возрастанием тревожности;
существует отрицательная корреляционная связь между "Воспитательной неуверенностью" и циклотимностью, между вынесением конфликта родителей в сферу воспитания ребенка и педантичностью;
статистически значимые положительные корреляции прослеживаются между предпочтением женских качеств в ребенке и дистимичностью и тревожностью.
1. В данной группе обследованных матерей выявлено явное предпочтение к таким стилям воспитания, как доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность и воспитательная неуверенность.
2. При изучении представлений
ребенка о стиле семейного
воспитания матери, подростки указывают
на большее наличие нарушенных
типов, чем их отмечают у
себя матери. Оценивая стиль материнского
отношения, подростки
3. Сравнения типов материнского воспитания и представления о них подростка показали, что мать и ребенок находятся в тонкой эмоциональной связи, т.к. ярко выраженных различий в выявленных показателях по стилям воспитания не обнаружилось. Наиболее представлена, как у матери, так и в представлениях ребенка потворствующая гиперпротекция - воспитания по типу “кумира семью", доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность и нарушение по типу - эмоциональное отвержение.
4. Сравнивая представлению ребенка о стиле воспитания и стили воспитания матери, надо отметить, что ребенок воспринимает нарушения воспитания матери, как менее выраженные, это уменьшает их неблагоприятное действие на психику ребенка, снижает достоверность нарушения поведения подростка, травматизации, снижает шансы проявления акцентуаций характера. Можно также предположить, что ребенок оценивая стиль воспитания матери, стремится отразить желаемые от матери отношения в семье.
5. При исследовании распределения подростков данной группы по типам акцентуации характера были выявлены следующие данные, наиболее представлены в данной выборке гипертимные, экзальтированные и циклоидные типы.
6. Наиболее ярко выраженные акцентуации характера по гипертимному, экзальтированному, эмотивному и циклоидному типу.
7. При исследовании зависимости между типом семейного воспитания и акцентуацией характера наиболее значимым оказалась "потворствующая гиперпротекция", причем, чем выше гиперпротекция, тем ярче выражена демонстративность и "повышенная моральная ответственность", чем она выше, тем более явной становится акцентуация по тревожному типу.
8. При исследовании зависимости
акцентуаций характера от
чем выше показатель по шкале предпочтение женских качеств, тем выше акцентуация по тревожному типу;
положительно коррелирует почти со всеми стилями воспитания демонстративность и со многими тревожность;
чем выше показатели по шкалам "неустойчивость стиля воспитания" и "неразвитость родительских чувств", тем ярче представлена акцентуация по демонстративности.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о влиянии стиля семейного воспитания на динамику акцентуаций характера.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что мы дали определения всем параметрам использованным в дипломной работе и сопоставили различные подходы по проблеме нарушения стилей семейного воспитания, материнского отношения и формирование акцентуаций характера.
Мы исследовали и
Сопоставив показатели по различным параметрам, получили некую зависимость между стилем воспитания применяемого матерью, представлений ребенка о стиле семейного воспитания и динамикой акцентуаций характера, также были обнаружены связи о взаимовлиянии заострения одновременно разных типов акцентуаций.