Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Дать определение понятия характера и акцентуации характера и стиля семейного воспитания на основе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов;
2. Исследовать стиль семейного воспитания в семье подростка;
3. Изучить представление подростка о стиле семейного воспитания;
4. Исследовать наличие акцентуаций характера у подростков 13 - 14 лет и установить взаимосвязь влияние стиля семейного воспитания на генезис акцентуаций характера у подростка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Акцентуации характера (личности) и их типы. 4
1.1. История изучения и определение понятия «акцентуация». 4
1.2. Классификация акцентуаций личности по Леонгарду. 10
1.3. Классификация акцентуаций характера по Личко. 12
Глава 2. Семейное воспитание как фактор, влияющий на динамику акцентуаций характера. 16
2.1. Психологическое содержание понятия «семья». 16
2.2. Динамика (жизненный цикл) семьи. Семья подростка. 20
2.3. Проблема исследования типов семейного воспитания и их влияние на формирование характера. 23
2.4. Влияние нарушений типов семейного воспитания на формирование акцентуаций характера. 29
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания и представлений ребенка о них на динамику акцентуаций характера. 36
3.1. Организационно – методическое обеспечение исследования. 36
3.2. Использованные методики. 36
3.3. Описание результатов исследования показателей по стилям семейного воспитания. 39
3.4. Результаты исследования акцентуаций характера 42
3.5. Исследование взаимосвязи акцентуаций характера от стиля семейного воспитания. 44
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Использованная литература: 50

Файлы: 1 файл

Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания в неполной семьерр.docx

— 131.84 Кб (Скачать файл)

Процедура проведения и интерпретация  аналогична той, которая была описана  выше.

Инструкция: Предлагаемый опросник содержит мнение детей о взаимоотношениях с родителями. Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы, в общем, согласны с ними, то на «Бланке ответов» зачеркните номер, им сопутствующий. Если Вы, не согласны, - не делайте никаких пометок.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете.

3.2.3. Тест – опросник Шмишека.

В основе теста – опросника  лежит концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда, согласно которой акцентуации – это «заострение» некоторых,     присущих      каждому      человеку,    индивидуальных    свойств.

Опросник служит для определения акцентуаций характера и типа характера у человека.

Тест содержит 10 шкал, которые  реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух видов вариантов ответов: «да» и  «нет». Для проведения теста необходимо иметь тестовый буклет со стандартной  инструкцией, а также стандартный  ответный лист, в котором рядом  с номером пункта испытуемым заносятся  знаки «+» или " - " в соответствии с вариантом ответа.

Инструкция. «Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных  сторон вашей личности. Рядом с  номером вопроса поставьте знак + (да), если согласны, или – (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь»

Максимальная сумма баллов по тесту – 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации характера  считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основе практического  применения опросника считают, что  сумма баллов в диапазоне от 15 до19 говорит лишь о тенденции  к тому иному типу акцентуации. И  лишь в случае превышения 19 баллов черта  характера является акцентуированной. Если уровень акцентуации достигает  четырех – пяти типов, то это может  означать наличие состояния психического стресса.

Полученные данные могут  быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный) .

 

3.3.  Описание результатов исследования показателей по стилям семейного воспитания.

3.3.1. Описание исследования результатов  по методике "АСВ"

Рассматривая результаты по стилям материнского воспитания (рис.1) можно отметить, что  по шкале "Доминирующая гиперпротекция" 20% матерей показали высокий уровень, 73% средний уровень доминирования, 7% низкий.

По шкале "Потворствующая гипопротекция" 40% имеют высокую степень выраженности этого стиля воспитания, 47% среднюю, 13% низкую.  

Эмоциональное отвержение по отношению к ребенку ярко выражено у 24% матерей, 53% матерей используют этот стиль воспитания умеренно.

Попустительство в воспитании детей проявляется в значительной степени у 20% матерей, в средней  у 43%.

Расширение родительских чувств у 6% матерей, 43 матери имеют средний  показатель по этой шкале. Предпочтение женских качеств в ребенке  явно прослеживается у 20% матерей, у 80% матерей либо средние, либо незначительные показатели.

У 33% матерей выражены черты  предпочтения нежелательных качеств  в ребенке.

97% родителей отметили, что  конфликт между супругами не  выносится в сферу родительско – детских отношений.

Высокий уровень воспитательной неуверенности получился у 30% матерей, 40% матерей не ставят эту черту  как проблему в воспитании, 30% не сомневаются в выбранном стиле  воспитания.

У 24% матерей преобладает  переживание утраты ребенка, 13% родителей отличается слабостью, неразвитостью родительских чувств.

13% матерей предпочитают  мужские качества в подростках, и 47% матерей предпочтение отдают  женским качествам, причем выборка  испытуемых в основном состоит  из подростков мужского пола.

Неустойчивость стиля  воспитания преобладает у 24% матерей.

3.3.2. Описание исследования результатов  по методике "РОД".

Рассматривая результаты представлений подростков о стиле  семейного воспитания, со стороны  матери по шкале "Доминирующей гиперпротекции", 40% детей оценивают этот тип как достаточно выраженный, 40% детей отмечают доминирование матери в умеренной степени, 20% детей не выделяют этот тип воспитания по отношению к себе.

Интересны данные по шкале "Потворствующей гиперпротекции": 50% детей указывают на явную выраженность этого типа воспитания, 37% детей оценивают в умеренной степени, 13% детей не выделяют этот стиль воспитания.

Эмоциональное отвержение по отношению к себе подтверждает 47% подростков, 43% детей ощущают отвержение в средней степени, 10% детей не отмечают этот стиль неправильного  воспитания.

Повышенная моральная  ответственность в достаточной  степени имеется по представлениям 50% подростков, 30% детей считают этот тип воспитания недостаточно выраженным, 20% детей не выделяют этот тип воспитания.

Стиль попустительства, бесконтрольного  отношения к себе высоко отмечают 47% подростков, в средней степени 37% детей, 16% не выделяют этот тип воспитания.

27% подростков указывают  на стиль расширения родительских  чувств,27% выделяют этот стиль  воспитания в умеренной степени, 46% не выделяют этот тип воспитания.

37% детей считают, что  их мать в них детские качества, 24% детей отмечают средние показатели  по данной шкале, 39% детей не  отмечают гипопротекции в воспитании. 

Проецирование собственных  не желаемых качеств на ребенка 47% подростков отмечают в значительной степени, 24% детей не отмечают.

Часть детей в количестве 16% считают, что их матери выносят  конфликт с супругом в сферу воспитания, 13% детей считают его умеренным, 71% детей указывают на отсутствие этого типа воспитания.

Воспитательская неуверенность  по представлениям подростков присуща 20% матерей, средняя выраженность у 20% матерей, 51% подростков считают, что  воспитательская неуверенность  их матерям не свойственна,

Фобия утраты, по мнению подростков проявляется у 75% матерей, у 16% в средней степени, 47% подростков не отмечают этот стиль воспитания.

Стиль расширения родительских чувств выделяется подростками только у 3% матерей, тогда как 84% подростков не выделяют этот стиль

В отличие от предыдущей характеристики 68% подростков указывают  на явную неустойчивость воспитания, 16%  на среднюю, 6% на низкую.

3.3.3. Исследование взаимосвязи стилей  семейного воспитания с представлением  подростка от них.

Анализируя "Типы материнского воспитания и представления ребенка о них" можно сделать следующие выводы:

наиболее   представлена,   как   у   матери,  так и в представлениях ребенка

потворствующая гиперпротекция (82% и 62%) - воспитания по типу “кумира семью". Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других;

доминирующая гиперпротекция (74% и 66%), нарушение воспитания, характеризующееся мелочным контролем, чрезмерной опекой вырастающей в систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за ребенком, что принимает иногда форму постыдной для него слежки. Непрерывные запрещения, невозможность принимать собственные решения;

повышенная    моральная   ответственность  имеет  высокие показатели со

стороны матери (71%) и менее  низкие со стороны подростка (57%).  От

подростка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких;

нарушение по типу  - эмоциональное отвержение ярко представлено у матери (67%) и низкие со стороны подростка (43%), восприятие представления ребенка об отвержении его матерью уменьшает психотравматизацию.  В крайнем варианте - это воспитание по типу «Золушки». Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Жестокие взаимоотношения могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит “стена” эмоциональной холодности и враждебности;

шкала "гипопротекция" у матерей ярко выражена (61%), ребенок представляет гипопротекцию менее выраженной (48%). Данная шкала характерна недостатком опеки, контроля и истинного интереса    родителей к подростку.

Сравнивая показатели по нарушению  типов воспитания матери и представлению  о них ребенка важно отметить следующий положительный момент, – ребенок воспринимает нарушения  воспитания матери, как менее выраженные, это уменьшает их неблагоприятное  действие на психику ребенка, снижает  достоверность нарушения поведения  подростка, травматизации, снижает шансы проявления  акцентуаций характера.

Можно также предположить, что ребенок оценивая стиль воспитания матери, стремился отразить желаемые от матери отношения в семье.

Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы, что среднее значение по шкале "воспитательская  неуверенность" (95%) свидетельствует  о ярко выраженной неуверенности  в воспитании ребенка со стороны  матери. Представление подростка  о системе взаимных влияний в среднем также выражено достаточно высоко (78%), ребенок чувствует несостоятельность и неуверенность матери в вопросах воспитания, использует это в собственных целях подстроился под этот стиль и прощупал ее "слабое место". Типичная комбинация в такой семье – бойкий, уверенный в себе подросток и нерешительный, обвиняющий себя во всех неудачах родитель [60].

По шкале "фобия утраты ребенка", формирующейся под воздействием страха его потерять или  коренящейся в истории появления ребенка на свет, данные по матери (57%)  и по представлению подростка о данном стиле воспитания (50%) представлены почти на одном уровне, имеют средние значения.

Так же можно сделать сделать следующие выводы: развитость родительских чувств матерей данной группы соответствует норме, здесь можно предположить, что мала вероятность отклонения характера у самих матерей данной группы подростков, они испытывают потребность в общении и сотрудничестве с ребенком. Ребенок оценивает этот показатель стиля воспитания матери как низкий, что подтверждает ее стремление к семейной интеграции.

Показатель по шкалам "предпочтение мужских качеств" и "предпочтение женских качеств" свидетельствует  о предпочтении матерями мужских качеств у подростков данной выборки (71%), и предпочтение женских качеств (44%). Показательно, что 67% выборки составляют девочки, здесь можно сказать о том, что мать неосознанно желает видеть рядом с собой человека, способного защитить ее, помочь ей в трудную минуту, т.е. недостающего в семье представителя мужского пола – отца или сына. Для девочки – подростка это может быть чревато потерей важных качеств – нежности, женственности, сдержанности, создать сложности при создании собственной семьи и воспитании детей.

Рассматривая структурно – ролевой аспект жизнедеятельности  семьи (рис.6) особо можно отметить шкалу "Проекция не желаемых качеств  на ребенка" и представление подростка  о ней. Рассматривая показатели матери по данной шкале (63%) видно, что мать действительно чувствует в ребенке  свои не желаемые черты характера (лень, негативизм, агрессивность, несдержанность и т.д.) и ведет борьбу с ними.  Для ребенка (50%) не остается незамеченной борьба матери самой с  собой в лице ребенка, возможно даже, что ребенок проявляет негативизм по отношению к матери вследствие дозволенности ей вести себя так, как нельзя вести себя ребенку.

Сравнивая показатели матери (57%) и подростка (44%) по шкале "Расширение сферы родительских чувств" показательно, что отсутствие отца в семье вызвало  нарушение воспитания по данному  типу. Мать опекает и потворствует ребенку, – частично удовлетворяя хотя бы часть потребностей, которые в  обычной семье, должны быть, удовлетворены  в психологических отношениях супругов. 

Шкала "Проекция на ребенке  собственных не желаемых качеств" представлена на 50% как со стороны  матери, так и ребенка. Мать стремиться игнорировать взросление ребенка, стимулируя сохранение у него детских качеств, иинфантилизирует его, испытывая страх перед его самостоятельностью. Как и в предыдущей шкале, здесь мать преследует неосознанную потребность – удержать ребенка около себя.

3.4. Результаты исследования акцентуаций характера

3.4.1. Описание результатов распределения подростков по типам акцентуации характера

    Анализируя выявленные данные можно проследить наличие у подростков той или иной акцентуации и их выраженность. Наиболее высоко представлена гипертимная акцентуация –- 70% подростков имеют явные акцентуации, 30% средние.  Далее 67%  подростков имеют ярко выраженные акцентуации характера по эмотивному и циклотимному типам. Высокие показатели по  демонстративной акцентуации имеют 30%, средние – 43% испытуемых, норма – 27%. Застревающую акцентуацию в ярко выраженной форме представляют – 27% подростков, средние показатели – 73%.  Педантичный тип – 40% подростков имеют ярко выраженную акцентуацию,  60% имеют средние показатели. 33% исследованных  носители ярко выраженной акцентуации по возбудимому типу, 63% - средние.

Информация о работе Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания