Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 06:46, дипломная работа
Целью нашего исследования явилось изучение и развитие зрительной памяти умственно отсталых младших школьников и коррекция ее недостатков на уроках ручного труда.
Соответственно цели исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников.
2. Теоретически изучить особенности организации уроков ручного труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида и определить коррекционное значение уроков ручного труда в развитии зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
3. Экспериментально изучить уровень и особенности развития зрительной памяти умственно отсталых школьников четвертых классов на уроках ручного труда.
4. Разработать систему коррекционной работы по развитию зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда.
5. Проверить эффективность коррекционной работы, разработать рекомендации и подобрать комплекс заданий и упражнений для учителей и воспитателей по развитию зрительной памяти школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Введение …………………………………………………………………….
Глава 1. Анализ проблемы коррекции и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда в работах отечественных специалистов ……………
Развитие зрительной памяти в младшем школьном возрасте………………….
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. ………………….
Особенности изучения и коррекции зрительной памяти у умственно отсталых младших школьников …………………
выводы по 1 главе ………………………………………..
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению коррекционно-развивающей направленности уроков ручного труда в развитии зрительной памяти умственно отсталых младших школьников ………
2.1. Организация констатирующего этапа исследования……
2.2. Программа по коррекции и развитию зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда
2.3 Организация контрольного этапа исследования…………….
Заключение ……………………….
Список литературы …………………………………….
Ученики в парах берут в руки свои поделки и поворачиваются друг к другу спиной, Теперь можно начинать игру. Учитель объявляет, что сейчас придется вспоминать внешний вид поделки за вашей спиной. После этих слов никакие взгляды на партнера не допускаются. Первое задание: вспомнить, как называется поделка. (Задание выполняют по очереди абсолютно все участники). Второе задание: вспомнить, что на ней изображено. Третье задание: ответить, сколько деталей и какого они цвета.
Упражнение № 14. «Запомни фигуры»
Эту игру лучше всего проводить на школьной доске. Учитель рисует на доске 6 геометрических фигур по очереди. Каждая из них демонстрируется 7 секунд, затем стирается и на ее месте рисуется следующая фигура. Просмотрев все 6 фигур, участники должны в течение 5 минут нарисовать у себя на листе бумаги все показанные фигуры в той последовательности, в которой они демонстрировались.
В качестве примера далее приведены отрывки уроков по ручному труду, на которых проводились игры и упражнения направленные на развитие и коррекцию зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта, в 4 классе специальной (коррекционной) школы.
Тема: «Изготовление открытки ко Дню защитника отечества» (4 класс)
Задачи урока: знакомство учащихся с историей создания праздника День защитника отечества; научить учащихся изготовлять открытки ко Дню защитника отечества; развивать мелкую моторику кисти рук, память, внимание и мышление; воспитывать положительную мотивацию к празднованию Дня защитника отечества.
В ходе урока ручного труда при организации рабочего места проводилась игра «Перепутались».
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: предметы необходимые для проведения урока (Цветная бумага, клей, шаблоны: звезда и лента, линейка, бумага, карандаши, поздравительный текст).
Описание: Учащимся по памяти необходимо вспомнить все предметы и назвать их очередность.
Инструкция: «Посмотрите на парту на ней лежат предметы, которые нам необходимы для проведения урока. Посмотрите внимательно на все предметы, запомните их и их очередность. Теперь закройте глаза, а когда я скажу слово «день» откройте глаза и назовите все предметы».
Учащиеся одновременно получили инструкцию и приступили к выполнению задания.
Так, например, Катя Б., Лера К. и Валя Е. инструкцию поняли сразу и не отвлекались во время игры, задание выполнили без ошибок.
Кирилл С., Саша Г., Даша П. некоторое количество времени не могли приступить к работе, так как отвлекались, затем пытались вспомнить, что они увидели на парте.
Основная масса учащихся с заданием справились, но допустила некоторое количество ошибок.
После того как вся работа была выполнена и проверена, с учащимися, не справившимися с заданием необходимо провести дополнительную работу, направленную на исправление допущенных ошибок. Кириллу С., Саше Г., Даше П. предлагалось установить логические связи между предметами, которые располагались по очереди. Также учащимся давалось задание проговорить, что они видят на парте.
Таким образом, эта игра не только способствовала развитию памяти младших школьников с нарушением интеллекта, но служила подготовительным этапом к основной деятельности урока. Игра помогла учащимся вспомнить о том, какие предметы необходимы для проведения урока ручного труда.
Тема: «Аппликация «Ваза с фруктами» способом мозаики» (4 класс)
Задачи урока: учить учащихся вырезать мелкие детали и размещать их на листе бумаги, учить составлять композицию, дифференцировать овощи и фрукты; развивать память, внимание, речь учащихся; развивать мелкую моторику кисти рук; воспитывать аккуратность, эстетические чувства, умение работать в коллективе.
В ходе урока ручного труда, после выставки изготовленных аппликаций, при отчете о проделанной работе проводилось упражнение «Вспомнить все».
Цель: развитие зрительной памяти и умения работать в паре.
Оборудование: готовые аппликации.
Описание: Ученики в парах берут в руки свои аппликации и поворачиваются друг к другу спиной. Учитель объявляет, что сейчас придется вспоминать внешний вид аппликации за вашей спиной. После этих слов никакие взгляды на партнера не допускаются. Первое задание: вспомнить, как называется поделка. (Задание выполняют по очереди абсолютно все участники). Второе задание: вспомнить, что на ней изображено. Третье задание: ответить, сколько деталей и какого они цвета.
Можно отметить, что Лера К., Валя Е., Витя Б. и Дима К. сразу поняли инструкцию, не отвлекались, были заинтересованы в правильном выполнении упражнения и поэтому работу выполнили с хорошими результатами.
Кирилл С., Ваня П., Саша Г., и Илья К. наоборот стали задавать друг другу вопросы, поворачиваться, а затем и совсем отказались от выполнения задания. Тем самым они не только сами не смогли сконцентрировать свое внимание, но и мешали друг другу, что сказалось при правильности выполнения упражнения.
Одна из изготовленных аппликаций представлена в приложении (см. Приложение 3).
Работа, направленная на развитие зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта проводилась как коллективно, так и индивидуально с учетом особенностей развития памяти каждого учащегося. Более сильным ученикам соответственно и задания давались самостоятельные и более трудные, чем слабым учащимся. Некоторым учащимся, затрудняющимся в выполнении заданий, оказывалась рациональная помощь учителя.
Игры, задания и упражнения на уроках ручного труда в младших классах имели огромное значение в коррекции недостатков зрительной памяти учащихся данной категории.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бессмысленное заучивание материала не приведет к легкому запоминанию нового материала. Однако систематические, специально подобранные, задания и упражнения с коррекционной направленностью, учет определенных правил по развитию мнемических процессов памяти младших школьников с нарушением интеллекта, позволяет глубже проникнуть в сущность фактов.
Знания, полученные школьниками на уроках ручного труда, повышали общий уровень интеллекта, создавали основу для развития всех познавательных процессов. Под влиянием положительных эмоций, которые проявлялись на уроках ручного труда, совершенствовалась память, сглаживались недостатки внимания и мышления.
В результате проведения коррекционно-развивающей работы с учащимися 4 классов с нарушением интеллекта мы достигли повышения развития всех свойств зрительной памяти.
Описанные трудовые процессы имеют большое значение для нравственного и эмоционального развития школьников. Мы учили школьников, бережно относится к материалам, орудиям труда, воспитывали у них желание и умение трудится. Осуществление этих задач, ложится в основу важного человеческого качества - трудолюбие.
Задания, которые младшие школьники с нарушением интеллекта выполняли на уроках занимательного труда развивали не только зрительную память, но и помогли предупредить проявление негативных тенденций в поведении, помогли наладить эмоциональный контакт с одноклассниками.
Во время занятий младшие школьники научились быть активными и самостоятельными. На уроках ручного труда у школьников наблюдаются более или менее эмоциональный контакт с окружающими. Использование разнообразных заданий и упражнений позволило включать учащихся в процессы, которые благотворно влияют на весь организм школьника 4 класса (см. Приложение 4).
Более подробно результаты изменения в зрительной памяти учащихся 4 классов с нарушением интеллекта представлены в разделе 2.3 при описании контрольного этапа эксперимента.
2.3 Результаты коррекционной работы по развитию зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда
Для проверки эффективности коррекционно-развивающей работы, нами был организован контрольный этап исследования.
Целью данного этапа явилось определение эффективности уроков ручного труда на коррекцию и развитие зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта.
Контрольные методики по выявлению уровня развития зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта проводились с теми же детьми.
Для анализа развития зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта были использованы методики, которыми мы пользовались ранее: модифицированная диагностическая методика А.Р. Лурия «Посмотри и запомни», «Чего не стало?» и методика А.Н. Бернштейна «Узнавание изображений».
Использование одних и тех же методик более наглядно покажет, какие изменения произошли со зрительной памятью младших школьников с нарушением интеллекта.
Для выявления уровня развития зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта нами была использована методика «Посмотри и запомни».
По результатам методики ответы испытуемых были разделены на три уровня:
Уровень выше среднего - от 7 до 10 баллов, ученик правильно назвал большее количество слов, не испытывал трудностей при воспроизведении.
Уровень средний - от 5 до 6 баллов, ученик назвал не более 6 слов, допускал незначительные ошибки.
Уровень ниже среднего – от 0 до 4 баллов, ученик испытывал существенные трудности при воспроизведении слов, допускал ошибки.
Результаты данной методики представлены в таблице 2.3.1
Таблица 2.3.1
Динамика развития зрительной памяти умственно отсталых
учащихся 4-х классов
Этап эксперимента |
Кол-во исп-ых |
Уровни успешности выполнения задания | |||||
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего | |||||
Уч-ся |
% |
Уч-ся |
% |
Уч-ся |
% | ||
Констатирующий |
11 |
- |
- |
7 |
64 |
4 |
36 |
Контрольный |
11 |
2 |
18 |
7 |
64 |
2 |
18 |
Из таблицы 2.3.1 видно, что из 11 испытуемых 2 учащихся, что составило 18 % от общего количества испытуемых, показали достаточно высокий уровень развития зрительной памяти. Так, например, Лера К., Катя Б. сказали, что помнят данное задание, инструкцию поняли сразу, не отвлекались и быстро справились с заданием. Это говорит о том, что у этих учащихся достаточно хорошо развита зрительная память. При сравнивании контрольного этапа с констатирующим этапом можно увидеть улучшение результатов.
Из 11 испытуемых 7 учащихся, что составило 64% от общего количества учащихся, показали средний уровень развития зрительной памяти. При сравнении контрольного этапа с констатирующим этапом можно наблюдать, что количество учащихся, которые выполнили задание на среднем уровне, не увеличилось.
Из 11 испытуемых 2 учащихся, что составило18 % от всего количества учеников, показали уровень развития зрительной памяти ниже среднего. Мы можем сказать о том, что количество работ выполненных на уровне выше среднего увеличилось на 18%, а количество работ выполненных на уровне ниже среднего стало меньше на 18%. Но при сравнении выполнения работ на двух этапах, можно сказать, что работа была выполнена лучше, но все равно осталась на том же уровне.
Таким образом, у большинства младших школьников с нарушением интеллекта уровень зрительной памяти, после проведения коррекционной работы удалось повысить. На это указывает то, что на уровне выше среднего оказалось двое учащихся, а также уменьшение количества учащихся, которые выполнили задание на уровне ниже среднего. Следовательно, мы пришли к выводу, что при правильно организованной коррекционной работе, уровень зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта возможно повысить.
Была доказана эффективность проведенной нами целенаправленной и систематической коррекционной работы. Специально подобранные игры, упражнения и задания действительно способствуют успешному развитию зрительной памяти у умственно отсталых младших школьников.
Для проверки эффективности проведенной работы с учащимися по развитию зрительной памяти на уроках ручного труда, нами повторно была проведена методика «Чего не стало?», оценивающая уровень и особенности зрительной памяти умственно отсталых учащихся 4-х классов.
По результатам методики ответы испытуемых были разделены на три уровня:
Уровень выше среднего - от 3 до 4 баллов, ученик правильно назвал все недостающие предметы, не испытывал трудностей при воспроизведении, с легкостью шел на контакт с экспериментатором.
Уровень средний - 2 балла, ученик назвал не более 3 недостающих предметов, допускал незначительные ошибки.