Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 06:46, дипломная работа
Целью нашего исследования явилось изучение и развитие зрительной памяти умственно отсталых младших школьников и коррекция ее недостатков на уроках ручного труда.
Соответственно цели исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников.
2. Теоретически изучить особенности организации уроков ручного труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида и определить коррекционное значение уроков ручного труда в развитии зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
3. Экспериментально изучить уровень и особенности развития зрительной памяти умственно отсталых школьников четвертых классов на уроках ручного труда.
4. Разработать систему коррекционной работы по развитию зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда.
5. Проверить эффективность коррекционной работы, разработать рекомендации и подобрать комплекс заданий и упражнений для учителей и воспитателей по развитию зрительной памяти школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Введение …………………………………………………………………….
Глава 1. Анализ проблемы коррекции и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда в работах отечественных специалистов ……………
Развитие зрительной памяти в младшем школьном возрасте………………….
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. ………………….
Особенности изучения и коррекции зрительной памяти у умственно отсталых младших школьников …………………
выводы по 1 главе ………………………………………..
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению коррекционно-развивающей направленности уроков ручного труда в развитии зрительной памяти умственно отсталых младших школьников ………
2.1. Организация констатирующего этапа исследования……
2.2. Программа по коррекции и развитию зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда
2.3 Организация контрольного этапа исследования…………….
Заключение ……………………….
Список литературы …………………………………….
Уровень ниже среднего - от 0 до 1 балла, ученик испытывал существенные трудности при воспроизведении недостающих предметов, допускал ошибки, не уложился в отведенное на задание время.
Результаты методики представлены в таблице 2.3.2
Таблица 2.3.2
Результаты коррекционной работы по развитию зрительной памяти умственно отсталых учащихся 4-х классов
Этап эксперимента |
Кол-во исп-ых |
Серия заданий |
Уровни выполнения задания | |||||
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего | ||||||
Кол-во уч-ся |
% |
Кол-во уч-ся |
% |
Кол-во уч-ся |
% | |||
Констатирующий |
11 |
1 |
- |
- |
8 |
73 |
3 |
27 |
2 |
- |
- |
6 |
55 |
5 |
45 | ||
3 |
3 |
27 |
6 |
55 |
2 |
18 | ||
Контрольный |
11 |
1 |
4 |
36 |
6 |
55 |
1 |
9 |
2 |
3 |
27 |
6 |
55 |
2 |
18 | ||
3 |
2 |
18 |
7 |
64 |
2 |
18 |
Из таблицы 2.3.2 видно, что на контрольном этапе эксперимента, на уровне выше среднего с заданием первой серии справились 4 учащихся из 11, что составляет 36% от всего количества испытуемых, это на 36% больше чем на констатирующем этапе эксперимента.
Так, например, Катя Б. при выполнении задания проявляла себя активно, была заинтересована в своем конечном результате, инструкцию поняла сразу, поэтому справилась с ним быстро и правильно.
На среднем уровне контрольного этапа эксперимента с заданием справилось 6 учащихся из 11 испытуемых, что составляет 55% из всего количества испытуемых, можно сказать, что данные полученные на констатирующем и контрольном этапе эксперимента не изменились.
Низкий уровень на контрольном этапе эксперимента показали в среднем 2 ученика из 11, что составляет 9% от всего числа испытуемых. Практически все учащиеся старались выполнить задание правильно, но Саша Г. в процессе исследования много отвлекался, находился в возбуждённом состоянии, много времени затратил на вспоминание предметов, и в итоге показал низкий результат.
В целом результаты данной методики говорят о неплохом развитии зрительной памяти у данной категории детей, для которых проведение коррекционной работы по ее развитию дало положительные результаты.
Для проверки эффективности проведенной работы с учащимися по развитию зрительной памяти на уроках ручного труда, нами повторно была проведена методика «Узнавание изображений», оценивающая уровень и особенности зрительной памяти умственно отсталых учащихся 4-х классов.
По результатам методики ответы испытуемых были разделены на три уровня:
Уровень выше среднего - от 7 до 10 баллов, ученик правильно назвал большее количество изображений, не испытывал трудностей при воспроизведении.
Уровень средний - от 5 до 6 баллов, ученик нашел не более 6 изображений, допускал незначительные ошибки.
Уровень ниже среднего – от 0 до 4 баллов, ученик испытывал существенные трудности при нахождении изображений, допускал ошибки.
Результаты данной методики представлены в таблице 2.3.3
Таблица 2.3.3
Динамика развития зрительной памяти умственно отсталых учащихся 4-х классов
Этап эксперимента |
Кол-во исп-ых |
Уровни успешности выполнения задания | |||||
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего | |||||
Уч-ся |
% |
Уч-ся |
% |
Уч-ся |
% | ||
Констатирующий |
11 |
2 |
18 |
5 |
45 |
4 |
36 |
Контрольный |
11 |
4 |
36 |
5 |
45 |
2 |
18 |
Сравнительная характеристика показала, что количество ответов находящихся на уровне выше среднего возросло. Так, на контрольном этапе 4 учащихся из 11 выполнили задание. Это на 18 % больше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Из полученных данных стало видно, что у учащихся выполнение задания не вызывало трудностей, работоспособность повысилась. Это говорит о том, что благодаря разработанной системе заданий у учащихся повысился интерес к урокам ручного труда.
Из таблицы 2.3.3 видны положительные результаты: на контрольном этапе, как и на констатирующем с заданием на среднем уровне справились 5 учащихся.
Из таблицы 2.3.3 видно, что из 11 испытуемых 2 учащихся, что составило18 % от всего количества учеников, показали уровень развития зрительной памяти ниже среднего. Мы можем сказать о том, что количество работ выполненных на уровне выше среднего увеличилось на 18%, а количество работ выполненных на уровне ниже среднего стало меньше на 18%.
Сравнивая данные до и после коррекционной работы изменения очевидны. Это выражается в том, учащиеся стали лучше запоминать предлагаемый им материал, прослеживается осмысленность материала.
Из этого можно сделать вывод о том, что разработанные игры, задания и упражнения на уроках ручного труда, используемые нами на формирующем этапе, оказали эффективное развитие зрительной памяти учащихся 4-го класса с нарушением интеллекта.
Таким образом, у большинства младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития зрительной памяти после проведения коррекционной работы стал выше, чем был. Это говорит о том, что память учащихся с нарушением интеллекта необходимо развивать и тогда коррекционная работа будет эффективной.
Итак, у большинства младших школьников с нарушением интеллекта зрительная память находится на среднем уровне развития. Нами экспериментально доказано, что при грамотно организованной коррекционной работе возможно повышение уровня развития зрительной памяти у учащихся на уроках ручного труда.
Изучив особенности памяти учащихся с нарушением интеллекта, а так же исходя из полученных данных, нами были разработаны следующие рекомендации для учителей и воспитателей по развитию и коррекции зрительной памяти младших школьников на уроках ручного труда: для развития процессов памяти умственно отсталых учащихся необходимы различные подходы, также нужно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Можно выделить некоторые положения, которые имеют важное значение в практике обучения ручному труду учащихся с пониженным интеллектом. Проконтролировать, чтобы тот материал, который запоминает учащийся на уроке, был ему понятен. Время на изучение материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как ученикам порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго. При запоминании предлагайте учащимся одновременно сочетать наглядный материал со словесными объяснениями. Заинтересуйте учеников ярким наглядным материалом, той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память. При появлении у учащихся явных признаков утомления нужно делать перерыв.
Для осуществления более успешной коррекционной работы мы предлагаем следующие игры и упражнения для учителей по развитию зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта на уроках ручного труда.
Упражнение «Я - запомнил». Предложите учащемуся роль художника (фотографа, детектива), который в состоянии запечатлеть любой предмет (явление, ситуацию). Допустим, на уроке ручного труда учащийся внимательно рассматривает все предметы, лежащие на парте, затем закрывает глаза и перечисляет все, что он запомнил.
Игра «Запомни цвет». Вместе с учащимся рассматривайте в течение 30 секунд 10 полосок цветной бумаги, затем уберите их и называйте по очереди все цвета, что запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит цвет, которого не было названо. В данную игру можно включать различные виды материалов, которые используются на уроках ручного труда.
Упражнение «Скульптор». Учащийся предстает в роли скульптора. Внимательно рассматривает предложенную ему поделку или аппликацию, затем отворачивается и дает ее словесный портрет, в зависимости от сложности предлагаемой поделки можно описать и ход ее изготовления.
Упражнение «Запомни движение». Покажите учащемуся движения, которые состоят из нескольких действий (желательно 3-4 действия). Он должен повторить эти действия в заданном порядке. Например, отмерить линейкой полоску цветной бумаги, отрезать ее и наклеить на картон.
Игра «Это нам нужно». Учитель показывает учащимся по одной картинке с изображением различного рода предметов. Учащимся необходимо выбрать только те предметы, которые они используют на уроках ручного труда. Если картинка подходит нужно хлопнуть в ладони.
Упражнение «Выложи узор». Следует выложить на столе несложный узор и попросить учащихся запомнить его (цвета, количество деталей и т.д.). Затем узор следует разбурить и попросить школьников совместно выложить точно такой же.
Многие упражнения несложны по своему выполнению, но есть и такие, над которыми придется потрудиться учащимся. Не стоит стремиться выполнить все и сразу, лучше всего выполнять ежедневно по несколько упражнений. Школьникам должно быть в первую очередь интересно и привлекательно, а не тяжело и скучно.
Лучше всего проводить занятия ручным трудом как увлекательную игру, чередовать одно умственное и практическое задание с «разгрузочным».
Также для развития зрительной памяти и других познавательных процессов мы предлагаем учителям использовать в своей деятельности дидактическую игру «Отгадай-ка». Ход игры: Можно играть как с классом, так и с одним учащимся. Задание состоит в том, что учащегося просят по памяти выразительно описать внешний вид какого-либо из находящихся в комнате предметов так, чтобы одноклассники угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. После того как педагог объяснил правила игры, а учащиеся подготовились к ней и выбрали предмет, водящий дает в руки любому играющему указку как приглашение к рассказу. Получивший указку игрок рассказывает о загаданном предмете. Когда загадка отгадана, ее автор передает указку в руки следующему. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку. Учитель следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему произнести достаточно полное описание предмета.
Таким образом, можно
сделать вывод, что данные игры
и упражнения будут
Полученные нами в ходе экспериментального исследования данные свидетельствуют о том, что зрительная память учащихся с нарушением интеллекта недостаточно развита и находится на среднем уровне развития. Учащиеся имеют ряд особенностей в зрительном запоминании материала. Зрительное запоминание и воспроизведение материала на уроках ручного труда вызывают трудности у учащихся с нарушением интеллекта. Предложенные нами рекомендации для учителей могут значительно улучшить зрительную память учащихся. Данные игры и упражнения можно использовать как в групповой форме, так и в индивидуальной. Для того чтобы корригировать память нужны различные упражнения, а именно которые представлены нами выше.
Заключение
Подводя итог всей работе, можно сказать, что проблема изучения коррекции и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда действительно одна из изучаемых психолого - педагогических проблем. В работе были рассмотрены как особенности зрительной памяти, так и роль коррекционно-развивающей направленности уроков ручного труда.
Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования показали, что уроки ручного труда занимают ведущее место в общей системе учебно-воспитательной работы с младшими школьниками со сниженным интеллектом. В процессе трудового обучения развивается познавательная деятельность. Выполнение различных операций ставит учащихся перед необходимостью различать предметы, включенные в трудовую деятельность.
Как известно, одной из основных задач трудового обучения учащихся коррекционно - образовательного учреждения VIII вида, является развитие и коррекция недостатков психического развития.
Исследователи, занимавшиеся изысканием эффективных методов воспитания и обучения детей с нарушением в развитии, отмечают положительное влияние труда на развитие их памяти.
Исследование показывает, что зрительная памяти младших школьников с нарушением интеллекта 4-ых классов школы №12 г. Биробиджана находится на среднем уровне развития. Однако в классах имеются младшие школьники с нарушением интеллекта, у которых зрительная память находится на уровне выше среднего и ниже среднего.