Коррекция и развитие зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 06:46, дипломная работа

Описание работы

Целью нашего исследования явилось изучение и развитие зрительной памяти умственно отсталых младших школьников и коррекция ее недостатков на уроках ручного труда.
Соответственно цели исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников.
2. Теоретически изучить особенности организации уроков ручного труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида и определить коррекционное значение уроков ручного труда в развитии зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
3. Экспериментально изучить уровень и особенности развития зрительной памяти умственно отсталых школьников четвертых классов на уроках ручного труда.
4. Разработать систему коррекционной работы по развитию зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда.
5. Проверить эффективность коррекционной работы, разработать рекомендации и подобрать комплекс заданий и упражнений для учителей и воспитателей по развитию зрительной памяти школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….
Глава 1. Анализ проблемы коррекции и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда в работах отечественных специалистов ……………
Развитие зрительной памяти в младшем школьном возрасте………………….
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. ………………….
Особенности изучения и коррекции зрительной памяти у умственно отсталых младших школьников …………………
выводы по 1 главе ………………………………………..
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению коррекционно-развивающей направленности уроков ручного труда в развитии зрительной памяти умственно отсталых младших школьников ………
2.1. Организация констатирующего этапа исследования……
2.2. Программа по коррекции и развитию зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда
2.3 Организация контрольного этапа исследования…………….
Заключение ……………………….
Список литературы …………………………………….

Файлы: 3 файла

Готовый диплом.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

Изучив теоретическую литературу по проблеме и получив данные экспериментального исследования, мы можем сказать, что зрительная память учащихся с интеллектуальной недостаточностью характеризуется такими особенностями как: замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость, следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала. Характерной особенностью всех учащихся с нарушением интеллекта является неумение целенаправленно заучивать и припоминать материал. Все эти особенности затрудняют процесс овладения учебным материалом.

Для того чтобы у младших школьников с нарушением интеллекта эта проблема была разрешена, необходимо увеличить количество коррекционно - развивающих работ направленных на развитие зрительной  памяти.

Все отмеченные выше особенности памяти младших школьников с нарушением интеллекта носят стойкий характер, но это не означает, что они не поддаются воздействию педагога, ведь именно на его плечи ложится большая часть ответственности за усвоение учащимися программы специальной (коррекционной) школы VIII вида, и успешном применении запомнившихся знаний из школы в повседневной жизни.

В связи с нарушениями в развитии зрительной памяти у  умственно отсталых учащихся нами были подобраны и проведены игры, упражнения и задания на уроках ручного труда.

Результаты контрольного этапа нашего эксперимента показали изменения в зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта: повысилось запоминание, учащиеся стали лучше усваивать материал, начали сглаживаться неточности в воспроизведении материала.

Таким образом, в нашем исследовании решены поставленные задачи, цель исследования достигнута. Положительные результаты   экспериментального обучения дают основание рекомендовать предложенный подход к организации уроков ручного    труда    к    использованию   в    специальной    (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Разработанный и апробированный программно-методический материал по развитию зрительной памяти на уроках ручного труда может получить расширенное применение в учебно-воспитательном  процессе  для  младших  школьников  со  сниженным интеллектом. Эффективному использованию этого материала способствует коррекционная работа, проводимая на основе различных видов деятельности при широком применении яркой наглядности.

      Таким образом, мы выяснили, что психическое  развитие детей с нарушением  интеллекта протекает с большими  отклонениями. Процессы памяти запоминания, сохранения и воспроизведения  у умственно отсталых учащихся имеют определенные особенности.

Различные игры, задания и упражнения способствуют развитию психических процессов, а именно развитию зрительной памяти. Зрительную память учащихся с интеллектуальной недостаточностью можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы, которые должен проводит педагог с учащимися, корригировать все процессы и памяти в том числе.

Это подтверждает сформулированную рабочую гипотезу о том, что недостатки памяти младших школьников с нарушением интеллекта оказывают существенное влияние на их учебную деятельность. В случае если коррекционная работа с младшими школьниками с нарушением интеллекта начинается с первого класса, недостатки их памяти могут быть значительно исправлены.

Также в ходе проделанной экспериментальной работы была подтверждена практическая значимость данного дипломного проекта.

В ходе проведенного исследования были сформулированы основные психолого-педагогические рекомендации, а также выявлены основные направления коррекционно-развивающей работы с  младшими школьниками с нарушением интеллекта.

      Таким образом, процессы зрительной памяти, как и другие психические процессы, существенно обусловливаются индивидуальными особенностями человека. Особенно важно это иметь в виду при обучении младших школьников с нарушением интеллекта. Невозможно добиться успешного усвоения и прочного закрепления в памяти у младших школьников с нарушением интеллекта предусмотренных программой знаний и навыков, если не проводить соответствующей коррекционной работы, направленной на исправление дефектов умственного развития, присущих каждому из них.

Обучение в школе, в том числе и в специальной (коррекционной), осуществляется на основе мнемической деятельности учащихся. Без участия памяти невозможно усвоение знаний, умений и навыков. Именно поэтому изучение и развитие возрастных и индивидуальных особенностей, выявление возможностей совершенствования зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной задачей.

Память младших школьников с нарушением интеллекта развивается в условиях аномального развития и в силу этого существенно отличается от памяти нормальных детей. Проблема памяти младших школьников с нарушением интеллекта является одной из наиболее разработанных в специальной психологии. Особенно большую разработку она получила в работах отечественных исследователей, которые имеют выраженную педагогическую направленность и дают материал, способствующий разработке дидактических принципов и методических путей обучения и воспитания младших школьников с нарушением интеллекта.

 

Таким образом, по проблеме коррекции и развития зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда, нами были решены поставленные задачи и достигнута цель работы, а также доказана представленная нами гипотеза исследования о том, что процесс развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта будет осуществляться более эффективно при целенаправленной и систематической коррекционной работе с использованием специальных заданий и упражнений на уроках ручного труда, а так же при учёте индивидуальных особенностей младших школьников с нарушением интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Антипов, В. И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной                 школе/ В.И. Антипов. - М.: Советская Россия, 1971. - 326 с.

2.Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника /                  И.М. Бгажнокова М: Просвещение,1987.- 154 с.

3.Блинов, Л.В. Выявление и устранение причин школьной неуспеваемости учащихся начальных классов / Л.В. Блинов, О.Е. Шаповалова. - Биробиджан, 1996. – 254 с.

4.Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А. Д.  Виноградова - М.: Просвещение, 1985. – 258 с.                                                                       

5.Володина, Л.И. Обучение измерительным умениям учащихся I классов /   Л.И.Володина, С.Л. Мирский - М.: Просвещение, 1995. – 254с.

6.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов /  Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Школа- Пресс, 1994. - 354 с.

7.Выготский, Л.С. Психология / Л.С.  Выготский. – М: Просвещение – 2002. – 654 с.

8. Выготский, Л. С. Собрание  сочинений в 6 т / Л.С.  Выготский.  - М : Просвещение - 1983 . – 5т.- 548с.

9.Гончарова, А.А. Трудовое обучение в начальных классах / А.А.Гончарова. - М.: Советская Россия, 1985. - 421 с.

10.Григонис, А.В. Влияние смысловых опор на продуктивность непреднамеренного запоминания / А.В.  Григонис, - Дефектология. - 1989.-С. 25.

11.Гуровец, Г. В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике / Г.В. Гуровец // Дефектология. - 1996. - № 2. -   С.38-42.

12.Гусакова, А.М., Методика трудового обучения./ А.М. Гусакова,                 Е.И. Мимарева, В.И. Ромашкина -  М.: Просвещение, 1990. - 256 с.

13.Дульнев, Л. М. Уче6но-воспитательная работа во вспомогательной школе / Л.М. Дульнев. - М.: Просвещение, 1981. -458 с.

14.Дьякова, А.С. Опыт организации сельскохозяйственного труда в условиях сельской коррекционной школы / А.С. Дьякова // Дефектология.- 1996.-№2.- С.26-30.

15.Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная – М: Просвещение 1995. - 241 с.

16.Забрамная, С.Д., Костенкова, Ю.А. Развивающие занятия с детьми / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова  М.: В. Секачев 2001. – 55 с.

17.Жидкина, Т.С., Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида / Т.С. Жидкина, Н.Н Кузьмина.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 124 с.

18.Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Учебное пособие / Н.М. Конышева - М.: Просвещение; Владос, 1999.- 355с.

19.Мирский, С.Л. Развивающее обучение - главное условие подготовки учащихся вспомогательной школы по труду / С.Л. Мирский  // Дефектология. -1999.- № 1. - С. 24-28.

20.Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. / А.Р. Лурия  - М: Просвещение 1989. – 641с.

21.Основы специальной психологии по ред. Л.В. Кузнецовой.-  М: Просвещение,2002. - 254 с.

22.Мирский, С.Л. Формирование знаний у учащихся вспомогательной школы на уроках труда / С.Л. Мирский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1992.-254 с.

23.Мирский, С.Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы / С.Л. Мирский // Дефектология. - 1997. - №3.-            С. 6  -12.

24.Мирский, С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С.Л. Мирский.-М.: Педагогика, 1980. - 395 с.

25.Мирский,С.Л.Организация развивающего обучения во вспомогательной школе / С.Л. Мирский  // Дефектология. - 2000. - № 3.- С. 22-28.

26.Основы специальной психологии по ред. Л.В. Кузнецовой.-  М: Просвещение,2002. - 254 с.

27.Павлова, Н.Л. Трудовое обучение в I-III классах вспомогательной школы / Н.Л. Павлова. -  М.: Советская Россия, 1972.-  215 с.

28.Петрова, В.Г. Развитие учащихся вспомогательной школы / В.Г. Петрова - М.:Просвещение,1977. – 411 с.

29.Петрова, В.Г. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы/ Под ред. В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1982. – 354 с.

30.Программы для  специальных (коррекционных) учреждений VIII вида для умственно отсталых детей/Под ред. В.В. Воронковой, -Раздел «Ручной труд». - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000.-421 с.

31.Петрова, В.Г., Белякова И.В. «Кто они, дети с отклонениями в развитии» / В.Г. Петрова, В.Г. Белякова  - М: Просвещение, 1998.-221 с.

32.Петрова, В.Г. , Белякова, И.В. Психология умственно отсталых детей (школьников) / В.Г. Петрова,  И.В. Белякова, - М: Просвещение, 2002. – 254с.

33.Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. / Под ред. Виноградовой А.Д. – М: Просвещение, 1995. - 612 с.

34.Психология умственно отсталых школьников. Учебное пособие часть 3. Под ред. Петровой В.Г. - М., 1990. – 246 с.

35.Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии /             С. Я. Рубинштейн, - М.: ЗАО Изд. ЭКСМО - Пресс, 1999. - 628 с.

36.Специальная психология. / Под  ред. В. И.Лубовского. М: 2003.- 289 с.

37.Середа, Г. К. Память и обучение  // Г.К. Середа  Вопросы психологии 1967. № 1. - С. 25.

38.Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти /  А. А. Смирнов М: Просвещение, 1966. - 365с.

39.Смирнова, А.И. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы / А.И. Смирнова. - Пособие для учителей и воспитателей: Из опыта работы. - М.: Просвещение; Владос, 1992. - 326с.

40.Ткаченко, В.Г. Обучение приемам работы измерительной линейкой на уроках труда во вспомогательной школе / В.Г. Ткаченко // Дефектология.-1999. -№5.- С. 38-42.

41.Трудовое обучение во вспомогательной школе: Книга для учителя: Из опыта работы / Составитель Е.А. Ковалева. - М.: Школа-пресс, 1988. -117с. 42. Цейтман, В.П. Методика трудового обучения в начальных классах / В.П. Цейтман. - М.: Просвещение, 1980. – 156 с.

43.Шаповалова, О.Е. Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Лабораторный практикум / О.Е. Шаповалова,  БГПИ.- Биробиджан, 1997. – 54с.

44.Щербакова, А.М.  Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Новые учебные программы и методические материалы / А.М. Щербакова, Г.Н. Васенков, Е.А. Карытка. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 356 с.

45.Юодрайтис, А.С. Особенности припоминания умственно отсталыми школьниками непреднамеренно запоминавшегося словесного материала / А.С. Юодрайтис  // Дефектология. - 1980. -№5. - С.25-28.

 


Приложение .doc

— 1.60 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ к диплому.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Коррекция и развитие зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда