Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 06:46, дипломная работа
Целью нашего исследования явилось изучение и развитие зрительной памяти умственно отсталых младших школьников и коррекция ее недостатков на уроках ручного труда.
Соответственно цели исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников.
2. Теоретически изучить особенности организации уроков ручного труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида и определить коррекционное значение уроков ручного труда в развитии зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
3. Экспериментально изучить уровень и особенности развития зрительной памяти умственно отсталых школьников четвертых классов на уроках ручного труда.
4. Разработать систему коррекционной работы по развитию зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда.
5. Проверить эффективность коррекционной работы, разработать рекомендации и подобрать комплекс заданий и упражнений для учителей и воспитателей по развитию зрительной памяти школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Введение …………………………………………………………………….
Глава 1. Анализ проблемы коррекции и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда в работах отечественных специалистов ……………
Развитие зрительной памяти в младшем школьном возрасте………………….
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. ………………….
Особенности изучения и коррекции зрительной памяти у умственно отсталых младших школьников …………………
выводы по 1 главе ………………………………………..
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению коррекционно-развивающей направленности уроков ручного труда в развитии зрительной памяти умственно отсталых младших школьников ………
2.1. Организация констатирующего этапа исследования……
2.2. Программа по коррекции и развитию зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда
2.3 Организация контрольного этапа исследования…………….
Заключение ……………………….
Список литературы …………………………………….
По результатам методики ответы испытуемых были разделены на три уровня:
Уровень выше среднего - от 7 до 10 баллов, ученик правильно назвал большее количество изображений, не испытывал трудностей при воспроизведении.
Уровень средний - от 5 до 6 баллов, ученик нашел не более 6 изображений, допускал незначительные ошибки.
Уровень ниже среднего – от 0 до 4 баллов, ученик испытывал существенные трудности при нахождении изображений, допускал ошибки.
Результаты методики представлены в таблице 2.1.3
Таблица 2.1.3
Уровень развития зрительной памяти умственно отсталых
учащихся 4-х классов
Всего испытуемых |
Уровни памяти | |||||
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего | ||||
11 |
Кол-во уч-ся |
% |
Кол-во уч-ся |
% |
Кол-во уч-ся |
% |
2 |
18 |
5 |
45 |
4 |
36 |
Из таблицы 2.1.3 видно, что на уровне выше среднего с заданием справились 2 учащихся из 11, что составило 18 % от числа всех испытуемых. Так, например, Лера К. говорила о том, что справиться с заданием ей было легко. Катя Б. инструкцию поняла сразу, не отвлекалась и быстро справилась с заданием.
На среднем уровне с заданием справились 5 учащихся из 11, что составило 45% от общего количества испытуемых. Так, например, Даша П. узнала такие изображения, как клей, ножницы, цветная бумага, линейка, карандаш - это может быть связано с тем, что именно с этими предметами учащиеся чаще работают на уроках ручного труда.
Уровень ниже среднего показали 4 учащихся из 11, что составило 36 % от числа всех испытуемых. Так, например Саша Г. назвал всего три картинки из первой таблицы с изображением ножниц, цветной бумаги и клея. А в ответном бланке зачеркнул те изображения, которых не было в первой таблице. Во-первых, это связано с тем, что учащиеся плохо припоминают материал, во-вторых, Саша Г. выполнял задание медленно, но часто отвлекался, что также сказалось на качестве выполнения задания.
Полученные в ходе проведения методики данные свидетельствуют, что большинство умственно отсталых младших школьников находятся на среднем уровне и ниже среднего развития зрительной памяти. Их память характеризуется замедленным запоминанием, быстрым забыванием. При этом запомненные моменты воспроизводятся отрывочно и неточно.
Мы можем сделать вывод, что большинство учащихся четвертых классов с нарушением интеллекта не могут запоминать и воспроизводить зрительный материал достаточно полно. Изучение зрительной памяти учащихся с интеллектуальной недостаточностью позволило сделать вывод о том, что для более полного воспроизведения материала испытуемые нуждаются в помощи экспериментатора. Так же данный эксперимент позволяет сделать вывод, что зрительная память учащихся с нарушением интеллекта находится на среднем уровне.
Таким образом, обобщая выводы по экспериментальному исследованию, мы можем сказать, что зрительная память учащихся с нарушением интеллекта находится на среднем уровне развития. У учащихся нарушены все виды памяти, но зрительная остается, более сохранна, именно поэтому учитель при организации уроков ручного труда опирается на этот вид памяти, развивая остальные. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что зрительная память умственно отсталых учащихся четвертых классов нуждается в коррекции и развитии.
2.2 Коррекционная работа по развитию зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда
Формирующий эксперимент проводился на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, школы № 12 г. Биробиджана. В эксперименте принимало участие 11 учащихся 4-х классов с диагнозом легкая умственная отсталость.
Целью формирующего
этапа эксперимента явилось
определение возможных направлений работы
по коррекции и развитию зрительной памяти
учащихся специальной (коррекционной)
школы VIII вида, как важной
системы психики, оказывающей положительное
влияние на качество коррекционно-образовательного
Работа по коррекции и развитию зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта осуществлялась на уроках и во внеурочное время: на переменах, на прогулках, кружковых занятиях, во время самоподготовки и т.д. Нами постоянно отслеживалась динамика развития зрительной памяти школьников, и своевременно вносились необходимые изменения.
Коррекционная работа строилась с учетом принципов: единства диагностики и коррекции; учета выявленных индивидуальных и возрастных особенностей развития зрительной памяти, деятельностного подхода, систематичности и последовательности, вариативности заданий и др.
При разработке системы заданий, игр и упражнений учитывались предварительно выявленные актуальные особенности развития памяти школьников, как сохранные стороны, так и недоразвитые или нарушенные. Это позволило разработать методику работы с учащимися, помогающую решать задачи коррекции и развития зрительной памяти детей.
В процессе коррекционно-развивающей работы использовались игры, упражнения и задания, разработки, имеющиеся в отечественной литературе (В.И.Антипова, Т.С. Жидкиной, С.Д. Забрамной, С.Л. Мирского и других специалистов), а также авторские находки, способствующие коррекции и развитию зрительной памяти умственно отсталых младших школьников.
Задания и упражнения, составившие комплекс, различались по способу выполнения, по степени сложности, по характеру взаимодействия педагогов с испытуемыми, а также по цели.
Перед проведением занятий с учащимися проводились упражнения и задания, способствующие развитию всех процессов памяти в целом к дальнейшей работе.
По результатам диагностики и коррекции зрительной памяти умственно отсталых младших школьников нами была разработана система коррекционно-развивающих заданий и упражнений, которая легла в основу рекомендаций для учителей и воспитателей.
Уроки ручного труда, как и любого другого школьного предмета, должны быть продуманы и специально подготовлены, без чего невозможно рациональное построение учебного процесса.
Приводим систему заданий, использовавшихся на уроках ручного труда во время педагогической практики.
На основании результатов экспериментального исследования и анализа теоретических источников вышеприведенных специалистов нами были подобраны игры, упражнении и задания, способствующие развитию зрительной, рекомендованные для педагогов специальной коррекционной школы VIII вида по коррекции и развитию памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
Можно отметить, что при проведении уроков ручного труда учащиеся с удовольствием шли на контакт, большинство испытуемых стали лучше усваивать материал, благодаря проведенной коррекционно - развивающей работе. Также нами было отмечено, что школьники научились работать самостоятельно, не полагаясь на помощь учителя. Испытуемые стали более доброжелательны друг к другу, а также стремились к совместному решению поставленных задач на уроке.
В ходе работы на уроке мы давали возможность каждому высказывать свое мнение, поделиться впечатлением после любого упражнения или в конце урока.
Следует отметить, что все испытуемые отнеслись к занятиям с большим интересом. На это указывали их самостоятельные игры на переменах, на прогулке, включающие элементы коррекционной работы.
Первое время выполнение упражнений и заданий вызывало у испытуемых затруднения. Они долго думали над ответами и действиями. Затем реакция ребят стала более быстрой и разнообразной, и, самое главное, в их поведении начала проявляться позитивная реакция в поведении.
Приведем некоторые примеры заданий, игр и упражнений, используемые нами в процессе проведения коррекционно-развивающей работы.
Задание №1. «Что изменилось?»
Вариант 1. Перед учащимися с нарушением интеллекта на столе раскладываются от трех до двенадцати картинок с изображением инструментов и принадлежностей, применяемых на уроках ручного труда, просят рассмотреть их и назвать. После этого предлагают закрыть глаза, затем меняют месторасположение картинок, просят открыть глаза и сказать что изменилось.
Вариант 2. Младшему школьнику с нарушением интеллекта поочередно предлагаются таблицы с изображением знакомых предметов и геометрических фигур применяемых на уроках ручного труда, которые следует запомнить, а затем определить, что изменилось в каждой паре таблиц.
Вариант 3. Младшему школьнику с нарушением интеллекта рассказывается история о том, как девочка принесла из магазина много разных пуговиц (или нитей, иголок, шишек, листьев и т.д.) и решила нарисовать их. В процессе рассказа выставляют картинки с изображением этих предметов, которые затем убирают. Младшему школьнику с нарушением интеллекта дается чистый лист бумаги, карандаш, и его просят по памяти нарисовать эти предметы.
Во всех этих вариантах данного задания развивается зрительная память, удерживание словесного текста, формируются навыки изобразительной и трудовой деятельности.
Задания № 2. «Запомни слова по рисункам»
На листе бумаги, расчерченной в виде таблицы, слева написаны слова, справа дано изображение предметов или деталей предметов, связанных с данными словами по смыслу применяемых на уроках ручного труда. Младшему школьнику с нарушением интеллекта предлагают установить связи между словом и рисунком, после чего левый столбик со словами закрывают и просят вспомнить слова по рисункам.
Задание № 3. «Путаница»
Среди буквенного текста вставлены слова. Учащиеся должны найти и подчеркнуть эти слова.
БИГЛАИТРАНТКАНЬРЮДНВУНОЖНИЦЫСВ
Упражнение 4. «Картинки и слова»
Учащемуся показывают картинки, на которых изображены, различные предметы, которые используют на уроках ручного труда. Затем, дают инструкцию, постарайся их запомнить. Картинки показываются с интервалом в две секунды. Затем, карточка переворачивается и откладывается в сторону. Во время работы учащегося необходимо всячески отвлекать разговорами. После показа картинок сделать десяти минутный перерыв. После этого учащийся без помощи картинок называет те предметы, которые он смог запомнить.
Задание № 5. «Запомни картинку»
Учащимся демонстрируют картинку на, которой изображено 8 – 10 предметов. Время показа 10 – 20 секунд. Необходимо запомнить как можно больше предметов. Затем картинку убирают, а учащиеся называют предметы по памяти.
Игра № 6. «Кто ушел?»
Школьники строятся в одну шеренгу. Выбирается водящий, который стоит в 4—5 шагах от группы, внимательно осматривает играющих и по сигналу поворачивается к ним спиной. Один из играющих выходит из строя и прячется или выходит из комнаты. Строй смыкается. Водящий поворачивается лицом к строю и называет отсутствующего. Тот, кого назвали, становится водящим.
Упражнение № 7. «Шкафчики»
Необходимы шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Учитель прячет игрушку в один из коробков на глазах у учащегося. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ученика просят найти игрушку.
Упражнение № 8. «Что исчезло?»
На парте раскладывают несколько предметов или картинок. Ученик рассматривает их, затем отворачивается. Учитель убирает один предмет. Ученик смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Задание № 9. «Опиши»
Ученик играет роль художника, скульптора. Он внимательно рассматривает то, что будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать готовые изделия.
Игра № 10. «Перепутались»
Учитель раскладывает по очереди все предметы, которые необходимы для урока ручного труда. (Ножницы, нитки, игла, ткань, игольница и т. д. Учитель выстраивает 5-6 предметов в очередь друг за другом. Учащиеся запоминают расположение предметов, затем учитель говорит «ночь» и ученики закрывают глаза учитель в это время меняет предметы местами или убирает какой либо предмет. Потом учитель говорит «день», учащиеся поднимают голову и называют очередность предметов.
Упражнение № 11. «Повторюшки»
Ученик или учитель садится за парту, берет шаблон - обводит, берет ножницы – вырезает деталь, выбирает фон, клеит деталь, и т.д. Второй ученик должен повторить все действия в той же последовательности.
Упражнение № 12. «Тренировка памяти»
На парте укладываются шесть различных небольших предметов, используемых на уроках ручного труда, например, ножницы, клей, карандаш, пластилин, линейка... В течение короткого времени ученик запоминает, что лежит, потом предметы накрывают платком и у учащихся спрашивают что под платком?
Упражнение № 13. «Вспомнить все»