Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 06:46, дипломная работа
Целью нашего исследования явилось изучение и развитие зрительной памяти умственно отсталых младших школьников и коррекция ее недостатков на уроках ручного труда.
Соответственно цели исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников.
2. Теоретически изучить особенности организации уроков ручного труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида и определить коррекционное значение уроков ручного труда в развитии зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
3. Экспериментально изучить уровень и особенности развития зрительной памяти умственно отсталых школьников четвертых классов на уроках ручного труда.
4. Разработать систему коррекционной работы по развитию зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда.
5. Проверить эффективность коррекционной работы, разработать рекомендации и подобрать комплекс заданий и упражнений для учителей и воспитателей по развитию зрительной памяти школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Введение …………………………………………………………………….
Глава 1. Анализ проблемы коррекции и развития зрительной памяти умственно отсталых младших школьников на уроках ручного труда в работах отечественных специалистов ……………
Развитие зрительной памяти в младшем школьном возрасте………………….
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. ………………….
Особенности изучения и коррекции зрительной памяти у умственно отсталых младших школьников …………………
выводы по 1 главе ………………………………………..
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению коррекционно-развивающей направленности уроков ручного труда в развитии зрительной памяти умственно отсталых младших школьников ………
2.1. Организация констатирующего этапа исследования……
2.2. Программа по коррекции и развитию зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда
2.3 Организация контрольного этапа исследования…………….
Заключение ……………………….
Список литературы …………………………………….
Система трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида включает пять этапов:
1. Начальное трудовое обучение (I —III классы).
2. Общетехническое трудовое обучение (IV класс).
3. Профессиональное обучение (V—VIII классы).
4. Профессиональная специализация (IX класс).
5. Производственное обучение (X класс).
Каждый из этих этапов решает общие и специфические задачи профессионально-трудового обучения.
Первый этап трудового обучения осуществляется в I — III классах. На данном этапе у школьников формируется первоначальный трудовой опыт. К специфическим задачам этого этапа относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения. В процессе обучения определяется динамика индивидуальных трудовых способностей, и на этой основе делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения в мастерской того или иного профиля. Здесь же происходит формирование ряда организационных умений и навыков, без которых невозможна успешная трудовая деятельность на следующем этапе обучения в учебной мастерской, оборудованной станками, техническими средствами, приспособлениями, представляющими определенную опасность при неумелом обращении.
Второй этап трудового обучения осуществляется в IVклассе на базе учебных мастерских. На данном этапе происходит формирование новых организационных умений и навыков поведения, необходимых для работы в мастерской (порядок использования станков, инструментов и т.п.), а также делается окончательный вывод о трудовых возможностях каждого ребенка, его профессиональной ориентации. Материал, собранный учителем при изучении индивидуальных трудовых возможностей детей в I-IV классах, позволяет с большей степенью вероятности прогнозировать успешность последующего обучения выбранной профессии.
Третий этап — этап профессионального обучения школьников с интеллектуальными проблемами. С V по VIII класс осуществляется обучение подростков определенной трудовой специальности, которая выбирается в зависимости от их трудовых, интеллектуальных и индивидуальных возможностей, а также от материальной базы учебного заведения и востребованности данной специальности в определенной местности. Это могут быть профессии: швея, санитарка, цветовод, слесарь, обувщик, токарь, столяр и др. На данном этапе трудового обучения происходит формирование и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап — этап специализации трудовой подготовки -осуществляется в IX классе. Основной задачей данного этапа является овладение умениями и навыками, характерными для труда работников определенного предприятия. По окончании IX класса учащиеся сдают квалификационный экзамен, по результатам которого им присваивается определенный трудовой разряд.
Пятый этап трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида — это производственное обучение. Оно организуется на базе конкретных предприятий. На данном этапе осуществляется адаптация учащихся с интеллектуальными проблемами к работе в условиях конкретного производственного коллектива, усвоение требований к качеству и производительности труда, установленных на предприятии.
Таким образом, трудовое обучение, как и другие учебные дисциплины в специальной (коррекционной) школе VIII вида, решает задачи всестороннего развития личности учащихся с нарушением интеллекта. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие детей. Обучение ручному труду в младших классах специальной (коррекционной) школы направлено на решение следующих задач: воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и других); уважение к людям труда; сообщение элементарных знаний о видах труда, формирование трудовых качеств, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду. Исходя из всего вышесказанного, трудовое обучение в младших классах необходимо рассматривать как пропедевтический (предварительно обучающий) период подготовки умственно отсталых учащихся к овладению навыками профессионального труда. Умственно отсталые школьники на уроках ручного труда должны освоить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который необходим им для дальнейшей социальной и трудовой адаптации.
1.3 Роль уроков ручного труда в коррекции и развитии зрительной памяти умственно отсталых младших школьников
В настоящее время проблема развития зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной и социально значимой.
По мнению Л.С Выготского некоторые учащиеся младших классов с нарушением интеллекта на уроках ручного труда, узнав о том, что им следует запомнить воспринятое, обнаруживают обеспокоенность и растерянность. Они хотели бы выполнить требование учителя, но не знают, как и что следует для этого делать. Это состояние быстро проходит, поставленная же задача фактически теряется, а достигнутые результаты оказываются ниже, чем в условиях непреднамеренного запоминания [4].
М.И Сеченов отмечает, что учащиеся младших классов с нарушением интеллекта, запоминая материал на уроках ручного труда, зачастую не проявляют желание и интерес к использованию мнемическими приемами, выделять основную мысль, устанавливать смысловые связи между частями материала. В лучшем случае отдельные младшие школьники с нарушением интеллекта делают попытки шепотом повторять вслед за учителем. Создается впечатление, что буквальное повторение - наиболее известный, если не единственный мнемический прием, применяемый умственно отсталыми детьми. Соответственно результаты запоминания, полученные при наличии задачи запомнить материал и при ее отсутствии, мало отличаются друг от друга. Это дает основание говорить, что знакомство с разнообразными приемами запоминания и выработка умения пользоваться ими - актуальная задача учебной работы с умственно отсталыми младшими школьниками. Ее решение в определенной мере обеспечит пользование младшими школьниками с нарушением интеллекта преднамеренным запоминанием [1].
М.М. Нудельман указывает, что для учащихся младших классов с нарушением интеллекта наиболее благоприятным для запоминания является прослушивание текста с голоса учителя совместно с показом наглядного материала. Это обусловлено трудностями процесса чтения, которым ученики еще не полностью овладевают на данном этапе обучения, а также их привычкой ориентироваться на восприятие устной речи [18].
Продуктивность непроизвольного запоминания учащихся зависит от характера выполняемой ими работы. Если их деятельность носит активный характер, то результаты оказываются более высокими, чем при пассивном отношении к заданию [10].
По мнению Б.И. Пинского, младшие школьники с нарушением интеллекта испытывают серьезные трудности при запоминании учебного материала. Однообразные, многократные повторения не оказывают существенного положительного влияния на результаты мнемической деятельности. Важно модифицировать повторения, устанавливая, таким образом, разнообразные связи между новым уже известным младшим школьникам с нарушением интеллекта материалом.
Как отмечает Т. С. Жидкина, определенную помощь при запоминании может оказать смысловая группировка материала, а также соотнесение слов с соответствующими картинками или другим наглядным материалом [5].
Требование запомнить материал слабо изменяет мнемическую деятельность младших школьников с нарушением интеллекта. Умением организовать эту деятельность они не владеют не только в младших классах
Как отмечают Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, М.И. Кузьмицкая, запоминание учебного материала на уроках ручного труда в большой мере зависит от его структурного строения, от того, каким путем он был воспринят, а также от возраста школьников. Младшие школьники с нарушением интеллекта успешнее запоминают стихотворные, чем прозаические, тексты. Наличие ритма и рифмы облегчает протекание мнемического процесса. Для учащихся младших классов с нарушением интеллекта, как и отмечали специалисты выше, наиболее благоприятным для запоминания является прослушивание текста с голоса учителя. Это обусловлено трудностями процесса чтения, которым ученики еще не полностью овладели, а также привычкой ориентироваться на восприятие устной речи. Учащиеся младших классов с нарушением интеллекта на уроках ручного труда легче запоминают материал в тех случаях, когда они самостоятельно читают его вслух. Вероятно, одновременно осуществляемое зрительное и слуховое восприятие создает благоприятные условия для закрепления материала в памяти [2], [4].
По мнению Г.В. Цикото одним из способов запомнить материал для младших классов с нарушением интеллекта - это ассоциировать его с каким-либо другим фактом, предметом, явлением из жизни. Необходимо учителю помогать детям больше обдумывать получаемые сведения и устанавливать между ними более тесные более тесные взаимосвязи. Для того чтобы ассоциировать один факт с другим. Уже известным, необходимо обдумать новый факт со всех точек зрения, поставить себе также вопросы: «Что это напоминает?», «На что это, похоже?», «Почему это так?», «Как получилось, что это так?», «Когда это бывает?» и так далее [41].
В своих исследованиях И.М. Соловьев большое значение уделяет развитию памяти младших школьников с нарушением интеллекта в игровой деятельности на уроках ручного труда. Предмет - условия игры либо определенные атрибуты, которые находятся вне личности; процедура - мыслительные операции, которые протекают внутри личности; продукт - принятия решения, которое выражается внешним определенным игровым ходом [24].
Соответственно, развитию зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта отечественными специалистами уделялось большое внимание. Выше упомянутыми авторами разработано большое количество литературы по развитию памяти школьников с нарушением интеллекта. Данные рекомендации представлены в научных источниках, расположенные в конце работы и могут существенно помочь учителю специальной (коррекционной) школы в более продуктивной организации учебного процесса.
Как указывает Т.С. Жидкина выбор методов, приемов, форм, средств обучения, а также видов изделий, предлагаемых учащимся для выполнения на уроках ручного труда, должен отвечать ряду требований. Во-первых, они должны соответствовать возрастными, индивидуальным особенностям школьников, способствовать коррекции имеющихся у них психофизических недостатков. Во-вторых, их выбор должен учитывать потребности школьников с интеллектуальными проблемами, способствовать формированию, развитию и реализации положительных мотивов учебно-трудовой деятельности. В-третьих, изделия, которые изготавливают дети на уроках, должны быть не только полезны, но и красивы, привлекательны для них, вызывать желание иметь такие вещи у себя, уметь делать их самостоятельно. И, наконец, используемые методы, приемы, средства обучения должны побуждать младших школьников с нарушением интеллекта заниматься различными видами трудовой деятельности и вне уроков ручного труда, способствовать умению культурно организовывать свой повседневный быт и досуг [17].
По мнению Т.С. Жидкиной, Н.Н. Кузьминой на уроках ручного труда довольно часто применяется инструктаж, который представляет собой совокупность объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем. Особенность инструктажа в специальной (коррекционной) школе VIII вида заключается в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием их последовательности и объяснением структуры. В начале учитель показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у учащихся сформировался правильный образ действий. Затем он замедляет показ и сопровождает свои действия объяснением. В процессе инструктажа организуются индивидуальные пробные упражнения учащихся, выполняющих изолированно тот или иной прием с последующим объяснением [17].
На уроках ручного труда используются различные упражнения и лабораторные работы. Упражнение - это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого учащиеся постепенно овладевают трудовыми навыками. Упражнения даются ученикам в виде определенных заданий. Различают упражнения установочные, тренировочные, а также учебно-производственные и рабочие. Установочные упражнения проводятся для более прочного усвоения уже знакомых трудовых приемов и для ускорения темпа выполнения отдельных операций [17].
С.Л. Мирский отмечает, что тренировочные упражнения проводятся не только на выполнение приемов и операций по обработке деталей изделия, но и на выполнение контрольно-измерительных и разметочных операций. Учебно-производственные упражнения представляют собой совокупность взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде полезного в быту изделия [22].
Рабочие упражнения - в их содержании нет новых элементов, процесс работы учащимся хорошо знаком. Упражнения должны обеспечивать постепенное повышение самостоятельности ребят в работе.
Активное и продуманное использование всего многообразия средств, методов, приёмов, организующих форм обучения, а также учёт знаний учащихся повышает коррекционное значение уроков ручного труда в развитии памяти младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Таким образом, анализ теоретических источников позволил изучить коррекционно-развивающую направленность уроков ручного труда в развитии зрительной памяти умственно отсталых младших школьников, а также пути и средства ее развития. Рекомендации, представленные в научных исследованиях специалистов, могут существенно помочь учителю специальной (коррекционной) школы в более продуктивной организации учебного процесса, а так же в развитии зрительной памяти младших школьников. Уроки ручного труда как учебный предмет дают благодатный материал для развития и коррекции зрительной памяти. Поэтому уроки ручного труда необходимо продумывать с точки зрения методических приёмов и наглядного материала, способствующего развитию и коррекции познавательной деятельности, в том числе и памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
Итак, память умственно отсталых учащихся развивается в условиях аномального развития и поэтому существенно отличается от памяти нормальных детей, что было отмечено в ранних исследованиях как зарубежных, так и отечественных специалистов. Многие специалисты указывали, что зрительная память умственно отсталых школьников характеризуются особенностями: зависимость от содержания материала, повышенная забывчивость, недостаточное усвоение материала, неточность. Помимо перечисленных недостатков зрительной памяти умственно отсталых учащихся также имеются и другие нарушения замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, следует также отметить несовершенство их памяти. В процессе проведения уроков ручного труда осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: памяти, а также воображения, речи, пространственной ориентировки, недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Трудовое обучение в младших классах можно рассматривать как пропедевтический (предварительно обучающий) период подготовки умственно отсталых учащихся к овладению навыками профессионального труда. Уроки ручного труда как учебный предмет дают благодатный материал для развития и коррекции зрительной памяти.