Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология массовых коммуникаций"
РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Тема 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе
1.Понятие коммуникация. Ключевые понятия массовых коммуникаций.
Дж. Питерс рассматривает длительную историю слова "коммуникация". Оно происходит от латинского communicare, что означало "наделять", "разделять" или "делать общим". Тогда оно не было связано со способностью людей общаться с помощью символов или с идеей понимания. Как и в латинском языке, в английском одно из основных значений "коммуникации" предусматривает наделение, что также может означать "участие", как в слове "communicant" (тот, кто причастился) - лицо, которое стало частью священной сообщества, приняла в ней. Здесь "коммуникация" предусматривает принадлежность к социальному организму через определенное выразительное действие, не нуждается ни в ответе, ни понимании. В этом случае акт коммуникации прежде всего является получением, а не передачей. Точнее, "передачей через получение". Похожее значение имеет понятие научной коммуникации. Здесь не имеет значения обмена; хотя и предполагается существование определенной аудитории.
"Коммуникация" может
означать связь, перемещение и
передачу. Разговорное значение
подразумевает обмен
Термин «коммуникация» (от лат. communicatio) появился в научной литературе в начале ХХ века. Один из основоположников американской социологии Чарльз Кули считал, что «под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений - все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует.
Почепцов дает следующий перечень наук, изучающих коммуникацию:
- традиционный подход - герменевтика "гомилетика, риторика, философия и логика;
- общетеоретический подход - теория коммуникации (общие вопросы коммуникации), теория аргументации (логика и лингвистика), теории массовых коммуникаций, семиотика, теория международных коммуникаций;
- прикладной подход - психоанализ, деловая коммуникация, теория перформанса (деятельность, которой занимается индивид или группа в присутствии другого индивида или группы - культурные обмены, террористические акты и т.д.), теория информации, теория коммуникативных обменов, также филологический (семантика, социолингвистика, психолингвистика, паралингвистика как невербальная коммуникация),
- психологический и социологический подходы.
Дж. Гербнер ведет речь о трех этапах развития человеческой коммуникации. Первый - доиндустриальный, который проходил "лицом к лицу". Второй - печатный, который был следствием первой индустриальной революции, включая формированием массового аудитории. Третий - телевизионный, который появляется вследствие второй индустриальной революции.
По словам Э. Гриффин, теории делают жизнь лучше. В частности сотни различных теорий пытаются дать системное объяснение коммуникационным явлениям. Например, этот автор насчитывает пять теорий, посвященных сообщению, шесть относит к внутренне персональным коммуникациям (самооценка, мотивации, мышления), семь - межперсональным коммуникациям (восприятие, развитие отношений, влияние), также семь - групповым и публичным коммуникациям (принятие решений, конфликты, организационная коммуникация, публичные выступления), восемь - массовым коммуникациям (1. медиа и культура: технологического детерминизма М. Мак-Люэна, 2.культивации Дж. Гербнера и 3. критическая С. Холла; 4.медиавлияния: социального научения А. Бандуры, 5.повестки дня М. Мак-Комбса и Д. Шоу, 6.спирали молчания Э. Ноэль-Нойман; как этические теории отдельно выделяются 7.теория коммуникативной этики и 8.теория упорядочения хаоса основывается на марксизме).
Хотя в других классификациях существует информационная теория К. Шеннона и В. Уивера, которую Э. Гриффин относит сообщению, среди теорий массовых коммуникаций, как и теорию символического интеракционизма Дж. Мида, включенную этим автором к внутренне персональным коммуникациям, и теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера (здесь - интерперсональные коммуникации). Такого рода разногласия еще не свидетельствуют об ошибках. Разные авторы делают собственные ударения в практическом применении этих теорий. Мы сосредоточим внимание на рассмотрении массовых коммуникаций. Для изучения этой отрасли аккумулируются достижения социологии, культурных исследований и социальной психологии.
Следует различать понятия массовых коммуникаций, массовой информации и средств массовой коммуникации (СМК). Массовые коммуникации отличает прежде применения СМК или масс-медиа. По Ч. Райту, массовая коммуникация направлена на крупные и гетерогенные аудитории, анонимные относительно самого коммуникатора. Сообщения передаются публично, с целью достичь максимально возможного аудитории быстро и, как правило, одновременно. Обычно эти сообщения мимолетны.
Для В. Петилы исследования СМК является лишь частью процесса изучения массовых коммуникаций. Он пишет, что массовые коммуникации / медиа по культуре, экономике, идеологии, личности или группы, политики, общества, информационных, коммуникационных и медиа-технологий могут выступать как автономная дисциплина, также как интердисциплинарное поле исследований, составляющая различных дискурсов с отдельными мнениями дискуссии, ценности, теории, значение и отношение с другими дисциплинами.
Д. де Флер и Е. Денис рассматривают массовую коммуникацию как процесс, включающий в себя несколько стадий:
• Сообщение формулируется
профессиональными
• Уведомление направляется быстро и непрерывно с помощью медиа.
• Сообщение распространяется в величины и состава массовой аудитории, которая обращает внимание на медиа различными путями.
• Отдельные представители аудитории интерпретируют значение сообщения согласно их опыту, в большей или меньшей степени соотносится с намерениями профессиональных коммуникаторов.
• В результате усвоения этих значений члены аудитории испытывают определенное влияние. Это означает, что коммуникация имеет какой-то эффект.
Под массовыми коммуникациями понимают сложный процесс представления и взаимодействия через СМИ взглядов и интересов различных социальных слоев общества. С такой точки зрения употребляем этот термин во множественном числе, поскольку речь идет о многих различных коммуникаций. Массовые коммуникации отражают отношения внутри общества и обеспечивают его эффективность. Они имеют свои внутренние законы и закономерности. Д. Мак-Куэйл называет массовую коммуникацию концептом, теоретической парадигмой и системой, опирающейся на большое количество медиа-каналов. В таком понимании этот термин употребляется в единственном числе. Он также может означать медиа-производство как таковое. В. Резун отмечает общекультурный аспект массовой коммуникации: это организованное общение, что является видом общественно-культурной деятельности. А. Чекмышев пишет о журналистике как некий социальный институт, обеспечивающий функцию массовой коммуникации, делает и поддерживает процесс социального взаимодействия посредством информационных сообщений. Благодаря своей профессиональной деятельности журналисты выступают профессиональными коммуникаторами.
Некоторые исследователи расширяют понятие массовой коммуникации. Так, А. Кузнецова считает, что это явление не обязательно соотносится с СМИ, а появляется одновременно с возникновением человеческого общества и даже к появлению языка существует как живое общение через жесты, мимику, звуки, предметы. Такое довольно дискуссионное утверждение требует отдельного рассмотрения и системы аргументации, чтобы выяснить, что именно автор подразумевает под массовой коммуникацией.
В. Шульц отмечает, что массовая коммуникация является коммуникационным взаимодействием с помощью технических средств. Массовая коммуникация всегда публична, то есть принципиально доступна для каждого, и ориентируется преимущественно на большую анонимную аудиторию. И. Бертнанд и П. Гагес пишут, что в коммуникационной теории медиум (средство) является посредником, дает шанс общаться сквозь время и пространство. Даже между двумя людьми медиумом может выступать третий человек или какие-то средства связи вроде телефона, письма или факса. Когда мы говорим о массовой коммуникации, подразумеваем связи между большими массами людей, которые осуществляются с помощью масс-медиа.
Советская и нынешняя российская традиции предлагают употреблять это понятие в единственном числе, акцентируя внимание на явлении или даже на парадигме. Массовая коммуникация якобы именно в таком контексте исследовалась отечественной наукой. Но дело в том, что этот процесс у нас никогда не изучался. Тоталитарная система не требует исследований массовых коммуникаций, поскольку она не заинтересована в обратной связи с обществом. Так, например, в современной Украине массовые коммуникации гражданского общества начинаются с Чернобыльской катастрофы. Это была та информация, которую невозможно было скрыть от массовой аудитории. Следовательно состоялась общественные рефлексия над ней, что тянула за собой определенные последствия. До этого в России осуществлялась однонаправленная тоталитарная коммуникация от коммунистического руководства СССР до широких масс населения. Эта постановка вопроса заставляет нас принимать определение "массовые коммуникации" во множественном числе, понимая их как некую разнонаправленное информационное взаимодействие, т.е. много разнородных актов коммуникации внутри общества.
Понятие массовой информации характеризует информацию, которая производится для потребления массовой аудиторией. Учитывая ее социальную значимость вместо термина "массовая информация" иногда употребляют определение "социальная информация" (В. Иванов). Оно отражает общественные отношения, связанные с различными видами человеческой деятельности, зафиксированное сознанием, опосредованное психологическими факторами, используется для воздействия на других людей. Социальная информация имеет сложную структуру, которая включает научно-техническую, экономическую, социально-политическую, идеологическую и другие виды информации. Социальную информацию можно определить как сообщения, передаваемые любым понятным человеку кодом, включают в себя сведения о процессе функционирования общества, а также все то, что касается и может повлиять на эти процессы.
Наконец, под средствами массовой коммуникации понимают специальные каналы, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений для массовой аудитории. Имеет место некоторая путаница в употреблении терминов СМК и СМИ (средства массовой информации), которые являются синонимами. Наблюдаются попытки подчеркнуть особый коммуникативный акцент, что якобы имеет место в СМК и отсутствует в СМИ. На самом деле ключевым словом для понимания обоих определений есть слово медиа (средства) для распространения массовой информации: печатные периодические издания, книги, радио, мобильные телефоны, кино, телевидения, аудио и видеозаписи, средства кабельного и спутниковой связи, видеоигры, Интернет. Коммуникативное значение в этом случае заключается не в увеличении обратной связи между медиа и их аудитории, а в том, что СМК / СМИ обслуживают интересы разных социальных групп общества, развивая связи, то есть коммуникацию между ними.
На эту терминологическую коллизию с несколько другой точки зрения обращает внимание А. Гриценко. По ее мнению, средства массовой коммуникации - это понятие, синонимично СМИ. Рядом с тем, автор отмечает, что в трудах современных украинских и российских авторов употребляется узкое советское понятие "средства массовой информации", которое, по определению, предполагает только информирование пассивной аудитории со стороны государства. В этом же контексте Б. Потятиник напоминает забытый сталинский срок ЗМИП - "средства массовой информации и пропаганды", что является источником для настоящего сокращенного варианта: СМИ. Оба понятия являются калькой с русского соответственно СМИП и СМИ.
С точки зрения истории средств массовой коммуникации, считает Д. Мак-Куэйл, мы имеем дело с четырьмя основными элементами, которые необходимо учитывать при попытках классификации медиа с целью их более глубокого понимания. Во-первых, это технология. Во-вторых - политическая, социальная, экономическая и культурная ситуация общества. В-третьих - виды деятельности, функции и потребности. В-четвертых - люди, особенно организованные в группы, классы и по интересам.
Мы должны учитывать чрезвычайно
интенсивную динамику массовых коммуникаций,
связанную с развитием
Информация о работе Курс лекций по "Психологии массовой коммуникации"