Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология массовых коммуникаций"
Универсальная модель структуры массовых коммуникаций была предложена Г.Лассуэллом. Он считал, что описать акт коммуникации помогут ответы на следующие пять вопросов: кто коммуникатор? что он сообщает? с помощью какого канала? кому? с каким эффектом? На первом месте находятся те, кто создают информационное сообщение. Это т.н. профессиональные коммуникаторы, в которых, кроме журналистов, можно отнести редакторов, менеджеров и владельцев медиа. Следующее место занимает массовая информация. После нее - СМК. За ними - массовая аудитория, которой адресовано сообщение. Масс-медиа технологически позволяют массовым коммуникациям, включать налаживание интерактивной связи с аудиторией и влиять на общественный характер массовых коммуникаций. Наконец, медиа сообщение определенным образом влияют на массовую аудиторию. Эти воздействия могут быть различными. Они обусловливают определенную реакцию аудитории. Таким же образом структурируются исследования различных составляющих процесса массовой коммуникации. Как видим, приведенное выше определение Д. Де Флера и Е. Дениса вполне укладывается в парадигму Г. Лассуэлла.
В федеральном законом РФ № 2124-I (ст. 2) «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г. под массовой информацией понимаются, предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
Массовая информация — любая социальная информация, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла, оперирует масса. Таким образом:
— это информация, которая рождается в массовой аудитории, или
— это информация, которая распространяется по массовым каналам, или
— это информация, которая потребляется массовой аудиторией.
Из вышеприведенного анализа определений следует, что СМИ характеризуются односторонней связью, заключающейся в передаче различных форм информации большому количеству людей.
Массовая коммуникация определяется в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия (2003) как «систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей».
На наш взгляд, такой подход к определению данного понятия предполагает тоталитарность государства, основанного на полном господстве правительства над всеми сторонами жизни общества, что является неприемлемым для демократических форм правления. Массовая коммуникация рассматривается только лишь как средство манипуляции и контроля над обществом. Личность лишена возможности выбора, создания собственного мнения и оценки. Данное определение нам кажется однобоким, неполным, т.к. коммуникация предполагает процесс взаимодействия, который здесь не учтен.
А.В.Шариков определяет массовую коммуникацию как «социокультурный феномен, состоящий в формировании и поддержании социальной общности путем массового тиражирования и распространения социально значимой информации и установления между «распространителями» и «получателями» этой информации обратной связи, которая носит, как правило, отсроченный характер». Автор данного определения делает акцент на коммуникативную и осведомительную функции явления, подчеркивает взаимосвязь аудитории с СМК.
Массовая коммуникация подразделяется исходя из канала распространения информации на формальную и неформальную. Первая - это коммуникация в форме текстов того или иного технического канала МК. Вторая - это, в основном, устная коммуникация в виде слухов, сплетен, анекдотов, баек, песен, возможно записанных и распечатанных, но циркулирующих вне официально признанного социокультурного цикла. Нельзя не согласиться, что для полноценного функционирования личности в обществе необходима как профессиональная, так и бытовая коммуникация. Формальная не всегда соответствует интересам человека, и может, протекает вынуждено в соответствии с долгом или необходимостью, неформальная более приветствуема, несмотря на низкий уровень достоверности информации, как правило, используется в качестве развлекательной деятельности, отдыха. Массовая коммуникация дает возможность расширить круг общения, независимо от расстояния.
Массовые коммуникации (англ. mass communication) — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию с помощью сетевых технологий, таких как сети мобильной связи, Интернет, социальные сети и др. большим сегментам населения одновременно.
Психология массовой коммуникации — новая, современная метанаука, исследующая психологический инструментарий массовых коммуникационных процессов, в которых субъектами выступают коммуникаторы (ведущие, авторы программ и т.д.) и реципиенты (массовый получатель информации речевого или текстового сообщения).
Появлению массовых коммуникаций способствовало развитие социально-политических систем в XX в., в частности, формирование в первой половине тоталитарных режимов в Европе с прочной и разветвленной системой массовой пропаганды. В это время на переднем плане оказываются проблемы эффективности пропаганды и контрпропаганды, влияния массовой коммуникации на поведение граждан. Сам процесс коммуникации она рассматривает по следующей схеме: «КТО - ЧТО СООБЩАЕТ – КАКИМ КАНАЛОМ - КОМУ - С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?» (Схема Г. Лассуэлла).
Одновременно развивался
методологический арсенал исследований:
процедуры массового
В 50-60-е годы XX в., под влиянием структурного функционализма, основное к тому времени понятие эффективности было дополнено понятием о функции и дисфункции в процессе коммуникации. А объектом исследований вместо процесса коммуникации стала система социальных связей, в рамках которых процесс массовой коммуникации реализуется и на которые он непосредственно влияет. С тех пор роль массовой коммуникации начали видеть не только в воздействии на установки, знания отдельных индивидов, но и в распространении определенных институциализированных стандартов восприятия действительности, культурных норм, стереотипов поведения.
Все это позволило в 70-80-е
годы развить радикальные
Одновременно обостряется
интерес к массовой культуре, международных
коммуникаций, глобальных проблем распространения
информации, которые часто рассматривали
в рамках концепции «культурного
империализма». Конкретным результатом
развития социологии массовых коммуникаций
в этот период стала подготовка в
рамках ЮНЕСКО программы «нового
информационного порядка», призванной
обеспечить равные права развивающихся,
в структуре мировой
В последние десятилетия социология массовых коммуникаций сосредоточилась и на культурологических проблемах, особенностях функционирования современных средств массовой информации и качества распространяемой информации. Представители постмодернистского подхода заостряют внимание на резких различиях между реальным миром и его образом в современных коммуникативных потоках на росте в процессе массовой коммуникации роли «симулякров» (информационных образов, не соответствуют жизненным реалиям).
Первым средством массовой информации исторически была пресса. Газеты (тогда это были памфлеты на актуальные темы и листки новостей) появились в Европе в начале XVII в., и являлись одним из последствий «печатной революции» - появления печатных станков, обусловило радикальное удешевление и резкий рост количества печатных изданий. В течение XIX в. пресса становилась все дешевле, массовой. Одновременно сокращалось время между событием и информированием о ней публики, актуализировалась информация в прессе.
Вначале XX в. было изобретено
радио, которое выявило недосягаемую
для прессы способность интегрировать
жителей географически и
Еще одним неоспоримым достижением радио как средства массовой информации было привлечение в контекст социального взаимодействия сельского населения. Даже в 90-е годы XX в., радио было в сельской местности распространенным источником информирования.
Телевидение еще больше расширило возможности СМИ, закрепило созданное радио представления о географическом и социальном пространстве и возможности его преодоления. Синтезируя изображение и звук, оно обеспечило пользователям широкие коммуникативные возможности, создало недосягаем для других СМИ «эффект присутствия», иллюзию непосредственного участия в важных политических и культурных событиях. Благодаря телевидению социальный мир стал персонифицированным, наглядным: люди стали получать конкретную информацию о том, что, где и как происходит.
С точки зрения аудитории, телевидение создает эффект непосредственного двустороннего общения. А соответствующая организованность информации вместе с различными зрительными, звуковыми и прочими эффектами делает телевидение самым влиятельным СМИ современности.
В последнее время все большую популярность приобретает такое средство массовой информации, как Интернет («всемирная паутина») - мощная сеть компьютеров, соединенных в единое информационное пространство. Он открывает доступ к любым размещенным в нем информационным баз данных (текстовой, аудио - или визуальной информации), предоставляет возможность использовать их, обмениваться данными, вступать в коммуникацию с неограниченным количеством лиц. К системе Интернет подключены тысячи библиотек, предприятий, органов управления и т.д. Одной из черт Интернета является высокая степень независимости информационных пакетов, поскольку они не цензурируются.
Несмотря существенные специфические возможности, средства массовой информации характеризуются такими общими особенностями:
- Широта аудитории,
- Сила, коммуникативность, постоянство и многофакторность воздействия;
- Единство пропагандистского,
воспитательного и
- Богатство методов и форм воздействия;
- Доступность,
Развитие СМИ вызвал изменения в общественной психологии, образе мышления людей. Они являются важным фактором формирования личности нового типа, с особой психологией и поведенческими реакциями, реализующих идеологическое, политическое влияние на людей, сплачивают их в единое целое. Влияние СМИ на общественность обусловлено минимум двумя функциональными задачами.
1. Отражение, фиксация, моделирования
действительности, то есть событий,
фактов, социальных отношений, а
окончательным продуктом
2. Изменение социальной
реальности и управления ею, утверждения,
поддержания и трансляция
На практике отделить эти задачи трудно, поскольку они реализуются в едином социально-информационном пространстве. К тому же процесс функционирования СМИ по своей природе является целостным, трудно поддается дифференциации на уровне непосредственных действий.
Среди функций СМИ главными являются:
- Информационная - направлена
на удовлетворение
- Коммуникативная - заключается
в организации информационного
взаимодействия между
Информация о работе Курс лекций по "Психологии массовой коммуникации"