Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология массовых коммуникаций"
В виртуальной коммуникации процессы массификации, формирования публики, а также "виртуальных толп" является результатом добровольного участия каждого в этих процессах: "поход" в толпу превращается в некий «добровольный поход на плаху ".
Виртуальная массовая коммуникация - это уже информационный период развития общения, в котором более решающими для поведения человека становятся процессы рефлексии, саморегуляции, подражания и заражения. Однако вопрос об управлении в системах общения и "администрирование поведения людей "не снимается, оно просто переходит на уровень тонких гуманитарных технологий, связанных с управлением массами и личностью в демократических свободных системах. Если для индустриального периода присущи технологии, основанные на идее доверия к коммуниканту и идеи его лидерства в процессах общения, то при виртуальной коммуникации живой есть "идея соучастия в мифотворчества ": каждый человек по своей воле становится участником разговора и будто возглавляет массу. Масса саморегулируется за счет участия большинства, делает ее относительно самодостаточной, потому по виртуальной коммуникации более растянутым во времени и заметен процесс брожения настроений и вызревание общественного мнения, нет категоричности в принятии решений, преобладает- ют дискуссия, полемика, обсуждения и т.д.
Может виртуальная массовая коммуникация превратиться в немассовую? Точнее, она депрофесионализируется. То есть виртуальная коммуникация снова становится непрофессиональной массовой коммуникацией, когда все являются в среде Интернета журналистами, политиками, агитаторами, пропагандистами и т.п. Однако, следует ожидать, что профессиональная массовая коммуникация будет активно интегрироваться в виртуальную; уже возникают интернет-газеты, интернет-радио и т. п. Они перестанут быть средствами массового общения только тогда, когда станут абсолютно открытыми и доступными для "прохожих" в интернете, когда каждый сможет влиять на политику интернет-медиа, быть их авторами и редакторами. Однако, несмотря на "массовую природу" общества, полное исчезновение "массового" невозможно, так как это приведет к исчезновению общества как явления массового в своей основе. Поэтому вполне вероятно возникновения глобального управления обществами (народами, нациями, объединениями народов) как единой массой. Глобальное управление осуществлять господствующая нация или отдельные люди, обладать неограниченными финансами, новейшим технологическими средствами и секретными технологиями воздействия.
Вопросы для самопроверки:
Тема 2. Понятие масс в науке
1. Понятие массы.
В психологической массе очень странно такое: какими бы ни были индивиды, ее составляющие, какими бы сходными или непохожими ни были их образ жизни, дела, их характер и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они получают коллективную душу, благодаря которой иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса является провизорного (временной) существом, которая состоит из гетерогенных (неоднородных) элементов, что на мгновение соединились, подобно клеток организма, которые своим объединением создают новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток. Так сказал о массе основоположник теории масс Ле Бон. По словам калифорнийского профессора Джеймса Лалла:
Масса - это не просто совокупность личностей, а новая психологическая единство людей, которая формируется и определенным образом ведет себя под воздействием массового настроения, возникает в результате конфликта между стремлениями и достижениями людей.
Формирование массы из-за возникновения массовых настроений происходит в результате воздействия какого-то источника заражения, примера для подражания. Это может быть "Служитель религиозного культа, распространитель сплетен и слухов, телевизор или другое средство массовой информации, наконец, политический лидер. И все они, психологически, выполняют одну функцию - разумеется, каждый по-своему. Однако во всех этих случаях мы имеем дело с кем-то или чем-то, кто или внушает, как надо делать, провозглашает истинные ценности, демонстрирует образцовое поведение. Масса давит на человека, активизирует в ней того массового червячка, который живет в каждом из нас.
"Масса не только
помогает выживать - очень часто
масса подавляет человека и,
конечно же, очень меняет его
поведение. Настолько, что
2. Виды и формы масс.
Д. В. Ольшанский выделяет такие виды масс:
1) большие и малые,
2) устойчивые (постоянно функционируют) и неустойчивые (импульсные)
3) сгруппированые и неопределенные, упорядоченные и неупорядоченные в пространстве,
4) контактные и неконтактные (дисперсные, рассеянные),
5) спонтанные (стихийно возникшие) и специально организованные,
6) социально однородные и неоднородные.
Интересным фактом является разделение масс в советские времена, сделанный В.И. Лениным:
1) прогрессивные, революционные
и консервативные, реакционные, или
антиреволюционные, а также
2) активные, действующие и пассивные, бездействуют, "сонные", которые ждут,
3) сплоченные, дисциплинированные,
самостоятельные и распыленные,
4) решительные, экстремистские и нерешительны, боязливы.
Но в целом, с научной точки зрения, замечает Д. В. Ольшанский, можно выделить три основные разновидности масс:
1) толпа,
2) собранная публика (от зрителей в театре до участников митингов, имеющих общие установки, ориентации под влиянием одного и того же предмета восприятия в один и тот же момент, готовы к действию),
3) несобранная публика
(электоральные массы,
Принципиальным для понимания явления "массы" является разделение их на стихийные и искусственные.
Существует две формы массы: (1) масса естественная, стихийная, неорганизованная, которая возникает сама собой, и (2) масса искусственная, организованная, управляемая. В теории масс понятие о первой форму массы развивали Ш. Сигеле, Г. Ле Бон, Г. Тард, Б. Поршнев, понятие о вторую форму - В. Макдауголл, Фрейд.
Стихийные массы возникают в результате действия факторов "пассивного" рода (согласие, готовность отдаться соответствующим стремлением т.д.). Как отмечает российский специалист по психологии масс Д.В. Ольшанский, "массовый состояние - это, исторически, наиболее естественное состояние людей, который диктовался им необходимостью выживать и противостоять природе. Для такого состояния была естественной наличие факторов «пассивного рода". И пусть позже, в историческом развития, на первое место стали выходить более организованные "искусственные" массы, праоснова психологии масс никуда не могла исчезнуть ".
Праоснова формирования масс такова, что она предполагает действие общих для людей, которые объединяются в массу, потребностей, желаний, интересов, взглядов, принципов. Людей объединяет это, им не нужен "внешний управляющий", они сами рожают своего лидера, естественно соответствует их потребностям, представлениям, эмоциям. Он - один из них, тот, кто живет потребностями своей среды. Члены такой массы сами себя обременяют правилам, принципам, стереотипами, обычаями, традициями, они сами пишут свою историю, которая и управляет ими и их потомками через процессы подражания, заражения и передачи опыта.
В стихийной массе, людей объединяет не какой-то руководитель, они сами находят свою жертву - олицетворяют персонально в ком-то свой негативизм, поскольку их объединяет скорее идея борьбы с кем-то против чего-то, чем идея борьбы за кого-то и что-то. В основном это эмоциональная основа психологии любой массы - сообщества МЫ.
Для стихийных масс обязательное внутреннее, межличностное общение, в среде которого они и формируются; массовое общение происходит в виде коммуникационного поведения выдвинутых самой же массой лидеров или внешних "вождей", которые хотят влиять на стихийные массы.
Искусственная масса - это
продукт организованного труда
нескольких человек или одного человека,
социальных институтов, которые управляют
людьми, "загоняя" его в массу
и используя для этого знания
о психологии природных, стихийных
масс. Руководитель массы - это лидер,
вожак, авторитет, "гипнотизер". Но
лидер массы - это не просто лицо,
то мифологизированная фигура, "идеальный
отец, друг, руководитель". Члены
штучной массы часто
3. Фазы существования массы.
Масса не является сообществом, которое вдруг появляется и вдруг исчезает. Она имеет свой онтогенез, т.е. природу рождения и смерти. С этой точки зрения выделим три фазы существования массы:
1) фаза зарождения, связанная
с возникновением массового
2) фаза сплочения массовых
индивидов, зараженных
3) активная фаза, фаза
массового поведения,
Смерть, распад, исчезновение массы возможные на второй фазе, если сплочения в результате не может завершиться успешно и масса разрушается сама собой или под воздействием внешних факторов. Обращение от третей ко второй фазы происходит постоянно, масса всегда угрозу распада, если ее вовремя не поддерживать или она сама уже не имеет внутренней энергии и внутреннего потенциала для самосуществования.
Коммуникация для массы является той средой, той "экологической системой", от которой зависит жизнь или смерть массы. Вне массовой коммуникацией она не может существовать, потому масса не является автономным, морфологическим организмом, она питается эмоциями, призывами, тезисами и т.д., услышанными прежде всего от своих вождей.
СМК в этой ситуации выполняют роль или того самого вождя, проводника, советчика, или посредника между народом и его руководителями. В демократических обществах СМК присваивают себе роль "объективного, честного, беспристрастного источника информации". Однако это не меняет сути дела, поскольку, с одной стороны, происходит присвоение роли "источника информации", с другой стороны (самое главное), масса не обладает теми средствами, способами, технологиями, которые позволяют ей регулярно, планомерно, на научной основе проверять "источник информации" относительно уровня его объективности, честности, беспристрастности. Функцию контроллера за деятельностью СМИ выполняют общественные организации, но они организационно и технологически ограничены в осуществлении контроля.
4. Массификация.
Механизм массификации. Нельзя отождествлять массу с обычной совокупностью людей, даже большой, только исходя из того, что наша психика все-таки социальная и имеет много общего для каждого. Общее для каждого есть только материалом, из которого формируется масса как явление, в результате имеет свое сознание и поведение. Поэтому важным является понимание того процесса, который превращает человека в члена массы.
Человек в массе начинает поступать по ее законам и на основе действия механизмов создания массы становится ее частью, теряя свое я. Для нас это важно хотя бы с той точки зрения, что современные СМИ "работают" не столько с массами, как конкретным человеком, который часто сам сидит перед радиоприемником, телевизором или читает газету. Пока она это делает, она не является частью массы; с сознанием человека должны произойти определенные трансформации на основе той "массового человека", которая продолжает жить в каждом из нас, чтобы стать полноправным членом массы. Таким образом, СМИ работают непосредственно с массовой человеком, имеет потенциальные характеристики, присущие массе, и массифицируют человека.
Массовая коммуникация не столько процесс общения с массами, сколько процесс массификации людей, то есть процесс создания массы через подключение индивида к массовому сознанию. Соответственно, СМК или СМИ имеют дело не столько с конечным результатом (сформированной массе), как с массой в процессе ее становления.
Информация о работе Курс лекций по "Психологии массовой коммуникации"