Курс лекций по "Психологии массовой коммуникации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология массовых коммуникаций"

Файлы: 1 файл

2.1-2.2.Теоретический матер иал2.docx

— 303.73 Кб (Скачать файл)

По достоинству не были оценены достижения Д. Клаппера, одного из учеников П. Лазарсфельда, который 1960 издал свой классический труд "Влияние массовых коммуникаций". Идеи Д. Клапера были сужены в теории "ограниченного воздействия". Обращалось внимание только на первые два опосредованных фактора, три другие "официальная история" игнорировала:

1. Массовые коммуникации  обычно не является непременным  и достаточной причиной воздействия  на аудиторию, функционируя скорее  между опосредованными факторами и воздействиями через них.

2. Эти опосредованные факторы, в основном превращают массовые коммуникации на второстепенную, а не единственную причину в процессе изменения актуальных условий. Независимо от первоначальных условий и намерений людей масс-медиа скорее усиливают, чем изменяют эти намерения.

3. В тех случаях, когда  массовые коммуникации все же  выполняют функции изменения,  вероятно наличие одного из  двух условий: опосредованные факторы не действуют, поэтому влияние медиа оказывается непосредственным; факторы, которые обычно способствуют усилению, будут способствовать изменениям.

4. Остаются определенные  ситуации, в которых медиа, пожалуй,  непосредственно влияющие или  непосредственно и сами собой  выполняют определенные психофизические  функции.

5. Эффективность массовых  коммуникаций как второстепенной  причины или как источника  непосредственного воздействия  определяется различными аспектами  самих СМК или коммуникативной  ситуацией, включая, например, особенности  текстовой организации, характер  источника и тип передачи информации, общественное мнение и другие  аналогичные факторы.

В 1970-х гг появляются психологические теории, которые имеют большое значение для понимания медиавлияний. Среди них - теория социального научения и, позже, социально-когнитивная теория А. Бандуры. Вместо того, чтобы сосредотачиваться прежде всего на роли влияния массовых коммуникаций в изменениях взглядов и убеждений, теперь ученые стали исследовать сложные поведенческие реакции, изменения в когнитивных моделях, а также влияние медиа на обучение и знания. Теория социального научения объясняет, как телезрители учатся заимствованных из медиа модели поведения и имитируют их на основании своей склонности к факторам внешней среды и когнитивных установок.

 

  1.  Развитие массовых коммуникаций.

В развитии массовой коммуникации следует выделять два периода - доиндустриальний и индустриальный - и четыре обязательных этапа:

1) дописьменный доиндустриального периода,

2) письменный доиндустриального периода; индустриальний период

3) печатный этап,

4) аудиовизуальный.

Сейчас стоит говорить и о новейшем, третьем информационном периоде разразвития массового общения.

1.1.1. Дописьменных этап доиндустриального  периода. Этот этап коммуникации характеризуется такой организацией процесса взаимодействия, который может быть выражено формулой: общение "лицом к лицу ". Этот процесс общения был присущ всему сообществу и выглядел преимущественно межличностной, интерперсональной коммуникацией, проходившей в форме диалога или монолога. Однако и на этом этапе массовое общение уже существовало, хотя оно не имело тех форм и того размаха, который получило с возникновением письма, печати, радио и телевидения. Стихийные массы в виде толп, площадей, зрелищных аудиторий, собранной публики, перед которыми выступали "лидеры мнений" (термин ввел в XIX в. французский ученый-право- знаток и социолог Габриель Тард), выдвинутые самой же общиной, - все это проявления массовой коммуникации дописьменного этапа, которые сохраняются и по сей день.

Первым внешним фактором, который изменил характер общения в доиндустриальный период, стало возникновение письма. Дописьменное, или устное, было единственно возможным видом коммуникации на ранних этапах развития человечества. На дописьменном этапе преобладала межличностная и групповая коммуникациями. Она имела характер непосредственного диалогического межличностного общения или общения с малой группой. К тому же массовое общение не имело характера профессионального, оно было неотъемлемой составляющей поведения людей.

1.1.2. Письменный этап доиндустриального  периода. Этот этап доиндустриальной коммуникации усложнил ее процесс, сделал его опосредованным, дискретным в пространстве и времени, стимулировал развитие такого вида массового общения, как публичное - образование публики, разных видов сообществ, рассеянных в пространстве, но объединенных интеллектуально на основе написанных текстов. Введение письма стало причиной возникновения сознательного авторства - явления эпохального в истории человечества. Сознательное авторство было началом возникновения профессионального вещания и формирование элитарного слоя профессиональных говорящих (авторов), способных управлять сообществами. С возникновением письма закладываются основы профессионального массового общения.

Для понимания истоков  и сути профессиональной массовой коммуникации необходимо понять, что такое сознательное авторство и кто такой автор. По мнению известного филолога М. И. Стеблин-Каменского, "скачок от безличной литературной традиции к сознательной авторской творчества - один из крупнейших прыжков, сделанных человечеством на протяжении его истории ".

Сознательное авторство - это большая свобода творчества, большие творческие возможности, большая  независимость от традиции. Бессознательное авторство - это такое авторство, при котором вклад отдельного человека, из-за отсутствия понимания этого взноса, как правило, не подлежит определению. Исчезновение бессознательного авторства влекло за собой исчезновение определенных представлений о человеческой личности, ее единство с природой. При сознательном авторстве существует как две правды: во-первых, историческая правда, есть правда в прямом смысле слова, во-вторых, художественная правда, есть искусство, но она - не правда в прямом смысле слова, а вымысел. Анализируя поэзию скальдов, авторов песен, которые создавались в древней Исландии, а сначала в Норвегии Х-XIII вв., М. И. Стеблин-Каменский писал: "Их авторская самосознание еще не поднялось на тот уровень, на котором становится возможным сознательный отбор фактов действительности, их обобщение и пересоздания в художественное произведение. Они не обладают правом на художественное приведение фактов. Их творчество связано по рукам и ногам фактам необобщенной действительности. Не случайно искусство поэзии находится для них в одном ряду с умением плавать или ездить верхом, или стрелять из лука. Эволюционный переход от бессознательного к сознательному авторству делит историю развития речи на два больших периода в становлении цивилизации - речи, не отделяется говорящим от своего "я", и речи, осознанной говорящим, контролируется и регулируется им. Относительно коммуникации этот переход означает возникновение профессиональных говорящих как коммуникантов, способных осознавать свою речь и акт общения и управлять ими.

Первое отчуждения произведения от автора. Переход от бессознательного к сознательному авторству не является скачкообразным. Для возникновения сознательного авторства как общечеловеческого явления должен быть толчок, который изменил психологию человека. Таким внешним к психике человека толчком было возникновение письменности. Письмо легло в основу первого отчуждения произведения от говорящего и осознание своего авторства, а значит и возникновение профессиональной речи и профессиональных вещателей, которые способны выступать профессиональными коммуникантами и влиять на большие группы людей. Первое, начальное отчуждения произведения от автора стало тем обязательным условием, при котором в истории человечества начался общий процесс возникновения сознательного авторства, а также профессионального вещания и общения, когда текст, созданный автором, анализировался и правился (редактировалось) в течение определенного времени самим же автором или другими людьми, которые были специалистами слова, знали о законах речи и общения.

1.1.3. Печатный этап индустриального  периода.

Факт возникновения письма нельзя считать абсолютным началом  сознательного авторства, профессионального вещания и общения. Переход от несознательного к сознательному авторству - это целая эпоха в истории человеческого сознания. В то же время переход от устной речи к письменной, то есть введение письменности - это событие, которое происходило в сравнительно короткий срок. И естественно, что эти два периода совсем не обязательно совпадают. Бессознательное авторство возможно и в письменной традиции, оно широко представлено даже в средне- возрастной литературе. Так, те, кто писал "саги об исландцах", считали, что саги - это правда, а не плод их художественной фантазии. Но при бессознательном авторстве в письменной речи авторский вклад примерно в такой же степени не отличается от записи или переписывания, как в устной речи он не отличается от исполнения. Это же относится и о "Слове о полку Игоревом ", и о" Повести временных лет ". Писцы текстов этих произведений вероятно, что не осознавали себя авторами, и изменения, внесенные ими в тексты, не являются действительно авторскими или редакторскими. Они лишь прообраз авторства или редактирования. Эти изменения являются бессознательным воспроизведением мировоззрения переписывателя.

Вторым важным фактом в  развитии сознательного авторства  и профессиональной массовой коммуникации было возникновение книгопечатания. Это второе отчуждение произведения от говорящего, которое сделало развитие профессиональной языковой деятельности при условии полного отрыва текста произведения от автора, его обработки и усовершенствования посторонним человеком. Именно книгопечатание было толчком к возникновения крупных информационных индустрий.

Возникновение сознательного  авторства и отчуждения произведения от автора - это не только филогенетические явления, они присущи и человеческой онтологии, в частности характеризуют переход от обычной к профессиональной речи. Тот говорящий, который не осознает собственных процессов речи, а значит и не осознает речевую деятельность как явление, - не может быть, в частности, профессиональным коммуникантом, он не способен осуществлять сознательный контроль ни за собственным, ни за чужим произведением, не может управлять ни собственными, ни чужими процессами речи и общения. Такие люди говорят легко, убедительно, красиво, но их речь является естественным компонентом поведения, они не отделяют свое "я" от произведения, не осознают произведения как относительно самостоятельного объекта существования. Печатный этап связывается с первой индустриальной революцией, с возникновением, в частности, печати и становлением профессионального массового общение с помощью печатных текстов.

1.1.4. Аудиовизуальный этап индустриального  периода. Аудиовизуальный этап массовой коммуникации усилил процессы коммуникации. Он появился благодаря второй индустриальной революции, когда модели поведения начали получаться людьми через массовое распространение образцов поведения радио- и телеканалами до того, как люди учились писать и читать. Аудиовизуальные средства стали мощным арсеналом индустриализации массового общения, возникновение технологий управления массами и человеком. Для этого периода характерно неравенство между профессиональными коммуникантами и коммуникатами, возникшей в результате ограниченного доступа людей к средствам массового общения, преобладание монологического типа речи и не- возможности людей быть активными участниками общения.

Однако радио и телевидения  в индустриальный период обладает большой суггестивною и манипулятивной силой, мгновенно распространяется во времени и пространстве на аудиторию. В отличие от печати аудиовизуальные средства мгновенно реагируют на события, имеют большие выразительные реалистические возможности имитации живого общения, не требуют особых затрат времени со стороны коммуниката на восприятие, через вызывающие большее доверие аудитории. Поэтому в истории развития массового общения радио и телевидения сыграло решающую роль в формировании публики как разновидности больших масс. Оно стало преддверием формирования информационного общества.

1.1.5. Новейший период  развития массового общения. С переходом на этап электронномедийный и с возникновением электронных сетей, например Интернет, сфера коммуникации претерпела процесс глобализации, что стало причиной возникновения виртуальной массовой коммуникации - такого вида общения.·

  • Когда каждый участник общения с большим количеством людей имеет одинаковым е возможности влияния на массу, он может быстро менять свои роли: то быть комуникантом, то быть коммуникатом.
  • Когда весь мир становится как бы единственным так называемым "глобальной деревней", который находится на "общей площади", может одновременно существовать в состоянии общения, которое теряет дискретность (разорванность, разобщенность) в пространстве и времени (Весь мир здесь, на экране, и сейчас).

Сфера массовой коммуникации как общение с массами начинает интегрироваться со сферой общения внутри массы. Этот, новейший, этап повторяет праисторический процесс формирования стихийных масс, но уже на более высоком технологическом уровне.

Виртуальная коммуникация облегчает  проблему неравноправия в массовой коммуникации, возникшей между профессиональными коммуникантами и коммуникатами, между элитой и массой: последние всегда зависимы от профессионалов общения и не могут им привычно противодействовать, как того требует естественный, в частности межличностный, процесс общения. В виртуальной коммуникации все равноправные (Разве что кроме менеджеров систем глобального общения - администраторов сетей и их владельцев) и все могут быть "хозяевами" виртуальной полилогичной среды общения.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии массовой коммуникации"