Лекции по методике преподавания психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_MPPP.docx

— 560.67 Кб (Скачать файл)

3) средств осуществления этой деятельности.

Для выбора способа деятельности в технологии обучения используются понятия алгоритма функционирования и алгоритма управления.

Построение алгоритма функционирования (правил познавательной деятельности учащихся) опирается на психологическую теорию усвоения знаний, принятую технологией обучения. Для построения управляемого дидактического процесса разработана схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов обучения:

1) ориентировки (формирование представления о целях и задачах усвоения предмета; осмысление избранной последовательности содержания предмета и соответствующих приемов изучения);

2) исполнения (изучение отдельных тем курса, межпредметных связей и пр.);

3) контроля и корректирования.

Итак, существует 2 модели обучения: педагогическая и андрогогическая. Первую применяют по отношению к детям, которые выступают объектом обучения педагогов, а вторая применима по отношению ко взрослому, который сам заинтересован в процессе своего обучения. Под технологией обучения понимают совокупность знаний о способах и средствах осуществления образовательной программы на разных этапах обучения, которая состоит из определенных этапов.

        

7. Преподавание  в вузе - развивающее обучение.

Источник: Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии . Учеб. -метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Учебная деятельность студента вуза построена так, что не преподаватель, а он сам делает себя специалистом высшей квалификации. Преподаватель только объясняет, как ему учиться самостоятельно.

Взаимоотношения вузовского преподавателя со студентом, отвечающие теории развивающего обучения, предполагают не столько накопление в его голове всевозможных сведений,  сколько развитие его личности как человека высокой морали и общей культуры, компетентного в своей области и наряду с этим широко образованного, творчески мыслящего, умело действующего в нестандартных ситуациях.

Самое важное условие для развивающего обучения заключается в содержании учебного материала. Значит, первоочередная методическая задача — это отбор теоретического материала, на котором преподаватель будет акцентировать внимание студентов.

Таким образом,  главная цель преподавания в ВУЗе  - научить студентов мыслить самостоятельно, а не просто вложить в них знания. Это и призвано сделать развивающее обучение.

 

Управление самостоятельной работой студентов. Умение студента самостоятельно работать с литературой. Условия, способствующие их формированию: решение задач, позволяющих применять знания на практике; комплексный подход к самостоятельной работе; структурированность самостоятельной работы.

Источник: Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии . Учеб. -метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Задачи преподавателя в управлении самостоятельной работы студентов:

1. Сформировать  у студента соответствующую мотивацию  к глубокому изучению науки.

2. Надо предупредить  студентов, что для усвоения знаний, получаемых из лекций и книг, необходимо постоянно мысленно  проецировать их на жизненные  психологические явления,  стремясь  объяснять их на основании  психологических знаний.

3. Постоянным  руководством к действию для  студента при самостоятельном  изучении литературы должен стать  девиз: вся выводы, получаемые при  психологическом анализе жизненных  фактов, обязательно записывать.

Комплексный подход к самостоятельной работе.

Главное состоит в том, чтобы студент при чтении учебника и другой литературы опирался на информацию, полученную на лекциях. При этом прочитанное в одном источнике сопоставлял с информацией из других источников, дополнял и уточнял полученные знания, которые, в свою очередь, сверял с жизненными фактами — реальными психическими явлениями, наблюдаемыми у людей, в том числе и у себя.

Самостоятельная учеба как система имеет свою структуру

Чтение конспекта лекций имеет несколько целей: первая — вспомнить, о чем говорилось на лекциях; вторая — дополнить конспект некоторыми мыслями и примерами из жизни; третья — прочитать по учебнику то, что в краткой лекции подробно не могло быть раскрыто, но в то же время подчеркивались какие-то особенности и нюансы, на которые студенту надо будет обратить особое внимание при чтении литературы. В последнем случае конспект лекций служит своеобразным путеводителем, ориентирующим в дальнейшей работе: что и где прочитать, чтобы лучше и подробнее разобраться в тех вопросах, которые в лекциях только намечены, но не раскрыты.

Итак, преподаватель всячески должен стимулировать и поощрять самостоятельную работу студентов. Лекции, ее конспект  служат отправной точкой для дальнейшего самостоятельного более глубоко изучения материала. Знания не только должны сохраниться в памяти, но и быть применимы на практике. Именно это и свидетельствует о прочном усвоении сведений.

 

Работа с учебником и изучение научной литературы по психологии. Отличительные особенности учебника как вида учебной литературы. Методика изучения научной литературы. Работа с ресурсами интернет.

Источник: Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии . Учеб. -метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Особенности учебника как вида учебной литературы:

1) учебник содержит  в сжатом виде весь основной  учебный материал по научной  учебной дисциплине;

2) учебник излагает  содержание основных научных  понятий в строгой системе;

3)учебник обозначает  основную канву, пользуясь которой, нужно изучать науку дальше.

Основная функция учебника — ориентировать учащегося в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены в соответствии с программой учебного предмета.

Методика управления самостоятельной учебной деятельностью студента:

1. Главное требование — самостоятельное изучение научной и учебной литературы с обязательным сопоставлением теоретических положений с реальными психологическими явлениями, наблюдаемыми у себя и вокруг себя.

2. Вся остальная учебная работа (написание курсовой или контрольной работы (реферата), подготовка к экзаменам и зачетам) должна осуществляться одновременно и параллельно с изучением рекомендованной литературы, и только ее успешное выполнение может гарантировать усвоение содержания изученного.

3. Самостоятельная учебная работа может быть успешной, если студенту будет интересно получать новые и полезные лично для себя знания.

Таким образом, учебник является основным и ведущим видом учебной литературы, где систематически излагается материал на доступном студенту языке. Одного учебника для самостоятельной работы недостаточно, поэтому студенту необходимо знакомиться с дополнительной литературой,  пользоваться информацией с ресурса интернет.

 

Раздел 2. Психология учения и активные методы обучения.

Тема 4.  Методы обучения психологии. Активные методы обучения.

Лекция № 7.

Лекция № 8.

Лекция № 9.

Содержание

Таксономия учебных задач при изучении психологии. Характеристика познавательной деятельности студентов и учащихся на занятиях по психологии.  Словесные методы обучения психологии. Наглядные методы обучения психологии. Практические методы обучения психологии. Дистанционное обучение. Методы закрепления изученного материала. Ориентировочная и исполнительная (учебные задачи) часть учебной деятельности. Основные типы учебных задач: предметные, логические, психологические. Проблемное обучение. Проблемность как принцип обучения. Групповая дискуссия Эвристическая беседа. Методы интерактивного обучения. Тренинговые формы обучения. Ролевая игра. "Мозговая атака". Деловая игра. Психология активных методов обучения. Методы проблемного обучения. Методы интерактивного обучения. Методика организации и управления  учебной дискуссией. Программированное обучение и его методы. Бихевиористическая (скиннеровская) система программированного обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий - основа программированного обучения

Таксономия учебных задач при изучении психологии.

Источник: Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии.

Интересный и конструктивный подход к классификации учебных задач Д.А.Толлингеровой; применительно к обучению психологии этот подход был пересмотрен В.Я.Ляудис.

Учебные задачи делятся на шесть классификационных групп согласно когнитивным характеристикам:

  • первую группу составляют задачи, требующие воспроизведения знаний;
  • вторую — задачи, требующие простых мыслительных действий (описание и систематизация фактов);
  • третью — задачи на сложные мыслительные операции (аргументация, объяснение);
  • четвертую — задачи, предполагающие порождение определенных речевых высказываний для выражения продуктивного мыслительного акта (реферат, сочинение, оригинальный научный текст);
  • пятую — задачи на продуктивное мышление (решение проблем). Внутри каждой группы выделены подгруппы задач;
  • шестую — рефлексивные задачи.

 

 

Таксономия учебных задач по психологии

1. Задачи, предполагающие  воспроизведение знаний

1.1. Задачи на узнавание

1.2. Задачи на воспроизведение  отдельных фактов (данных, понятий)

1.3. Задачи на воспроизведение  определений (норм, правил и т.д.)

1.4. Задачи на воспроизведение  текста

2. Задачи, предполагающие  простые мыслительные операции

2.1. Задачи на определение  фактов (измерение, решение простых  задач и т. п.)

2.2. Задачи на перечисление  и описание фактов (список, перечень)

2.3. Задачи на перечисление  и описание процессов и приемов  деятельности

2.4. Задачи на анализ  и синтез

2.5. Задачи на сравнение  и различение (компарация, дискриминация)

2.6. Задачи на упорядочивание (классификация, категоризация)

2.7. Задачи на определение  отношений (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, польза, способ и  т.п.)

2.8. Задачи на абстрагирование, конкретизацию, обобщение

2.9. Задачи на решение  простых заданий, предполагающие  манипуляции с неизвестными величинами  и их поиск по правилам

3. Задачи, предполагающие  сложные мыслительные операции

3.1. Задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах)

3.2. Задачи на интерпретацию (объяснение смысла, значения и  т. п.)

3.3. Задачи на индукцию

3.4. Задачи на дедукцию

3.5. Задачи на аргументацию (доказательство верности, верификация)

3.6. Задачи на оценку

4. Задачи, предполагающие  обобщение знаний и порождение  определенных речевых высказываний

4.1. Задачи на составление  обзора (конспекты, резюме и т. п.)

4.2. Задачи на составление  доклада, отчета и т. д.

4.3. Задачи на самостоятельные  письменные работы, проекты и  т. д.

 

5. Задачи, предполагающие  продуктивное мышление

5.1. Задачи на применение  на практике

5.2. Задачи на решение  проблемных ситуаций

5.3. Задачи на целеполагание  и постановку вопросов

5.4. Задачи на эвристический  поиск на базе наблюдения и  конкретных эмпирических данных

5.5. Задачи на эвристический  поиск на базе логического  мышления

5.6. Речевое оформление  в письменном тексте решения  проблемных задач

5.7. Задачи на анализ  и обобщение эмпирических дан-пых, феноменов

5.8. Групповые решения  проблем с открытой структурой

6. Рефлексивные задачи

6.1. Задачи, позволяющие студентам  освоить рефлексивные процедуры  по отношению к структурам  действия опознания, запоминания, припоминания

6.2. Рефлексивные процедуры  по отношению к разным видам  эвристик

6.3. Рефлексивные действия, связанные с построением письменного  текста (разных типов научного  текста)

6.4. Задачи на построение  стратегий совместного и индивидуального  решения тех или иных проблем

6.5. Задачи на выбор  способов межличностного взаимодействия  и общения в ходе совместного  решения задач

6.6. Задачи на выработку  «чувства ситуации», поиск интуитивных  решений в сложной конфликтной  ситуации


 

Учебные задачи представляют собой конкретизацию целей обучения, необходимую для подбора соответствующих методов и приемов. С их помощью определяется, чему именно должны научиться учащиеся, операционализируется усваиваемое содержание.

Учебные задачи делятся на шесть классификационных групп:

1. Задачи, предполагающие  воспроизведение знаний

2. Задачи, предполагающие  простые мыслительные операции

3. Задачи, предполагающие  сложные мыслительные операции

4. Задачи, предполагающие  обобщение знаний и порождение  определенных речевых высказываний

5. Задачи, предполагающие  продуктивное мышление

6. Рефлексивные задачи.

 

Характеристика познавательной деятельности студентов и учащихся на занятиях по психологии.

Источник: Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии.

Разные методы обучения по-разному влияют на характер познавательной деятельности учащихся. В этой связи представляет интерес классификация методов, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером:

  • Объяснительно-иллюстративный (состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию, а студенты (учащиеся) ее воспринимают, осмысливают и запоминают). Данный метод довольно типичен для чтения лекций, когда преподаватель сначала излагает теорию, формулирует понятие, а затем приводит иллюстрации или примеры их использования для психологического анализа повседневной жизненной реальности или эмпирических исследований. При выборе способов объяснения психологических знаний преподавателю важно предусмотреть, каким образом новые знания будут встраиваться в систему прошлого опыта и знаний учащихся. Полезными приемами такого встраивания может быть аналогия, сравнение с другими явлениями и понятиями, уже известными учащимся.
  • Репродуктивный (заключается в том, что преподаватель просит студента (учащегося) повторить определенное учебное действие). Студент выполняет действия по образцу, заданному преподавателем, и таким образом усваивает умения и навыки. Этот метод обычно используется на семинарских и практических занятиях по психологии.
  • Проблемный (заключается в том, что преподаватель ставит перед студентами (учащимися) проблему и далее сам показывает путь ее решения). Таким образом, демонстрируются образцы научного решения проблем, образцы логики научного мышления, а также способы применения психологических знаний в практической деятельности.
  • Частично-поисковый (заключается в том, что преподаватель разделяет учебную проблему на отдельные задачи, и студенты (учащиеся) выполняют шаги по поиску их решения). Решение каждой задачи происходит самостоятельно, однако планирование всего процесса решения осуществляется преподавателем. Этот метод используется на практических занятиях, когда студенты учатся формулировать инструкцию испытуемому, организовывать взаимодействие с ним, регистрировать, обрабатывать и интерпретировать полученные эмпирические данные. 
  • Исследовательский (предполагает творческое применение студентами знаний). При этом у них формируется опыт самостоятельной научно-исследовательской работы. Данный метод обучения используется при выполнении студентами курсовых и дипломных работ.

Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии