Учебный
предмет определяется, во-первых, как система
знаний и, во-вторых, как система видов
учебно-познавательной деятельности по
усвоению этих знаний (Гинецинский, 1983,
с. 18).
Учебная
дисциплина может быть прямым дидактическим
отражением соответствующей отрасли научного
знания. Учебная дисциплина может быть
отражением научных знаний об определенном
предмете, накопленных в разных науках.
Учебная
дисциплина включает в себя два компонента:
- систему знаний;
- систему учебно-познавательной деятельности,
направленной на их усвоение.
При разработке
обоих компонентов учебной дисциплины
учитываются следующие факторы:
- сложившаяся система знаний в рамках
соответствующей научной дисциплины;
- приверженность преподавателя определенной
научной и методологической концепции;
- уровень, тип и цели образовательной
программы;
- интересы обучающихся;
- знания и способности обучающихся;
- формы и функции активности обучающихся;
- существующий фонд дидактических материалов.
Таким образом,
структура учебной психологической дисциплины
определяется этими факторами. Рассмотрим
их подробнее.
Степень
систематизации соответствующей области
психологического знания. Неразработанность
этих аспектов свидетельствует о недостаточной
зрелости науки и методики ее преподавания.
В этой связи особенно важно появление
соответствующих учебников и учебных
пособий.
Методологическая
позиция, интересы, точка зрения преподавателя.
Хотя в рамках учебной дисциплины преподаватель
должен изложить и раскрыть все существующие
теории, концепции, взгляды, понятия, он
вправе придерживаться определенной методологической
позиции, иметь собственные интересы и
точку зрения на преподаваемый предмет.
Уровень,
тип и цели образовательной программы,
в рамках которой преподается психология.
Интерес
учащихся и студентов к определенным темам,
проблемам, фактам и понятиям, обусловленный
их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими
особенностями. Несмотря на необходимость
системного и систематического построения
учебной дисциплины, преподаватель может
уделить больше внимания каким-либо темам,
фактам, понятиям в зависимости от интересов
учащихся. Преподаватель должен строить
учебную дисциплину в зависимости от имеющихся
у учащихся и студентов знаний в данной
области и по данной проблематике, с учетом
того факта, является ли данный учебный
курс первым психологическим курсом для
учащегося, или он изучал психологию ранее.
Учебная дисциплина строится по-разному
(в частности, имеет различный уровень
сложности) в зависимости от способностей
учащихся к усвоению определенных тем,
проблем, фактов и понятий. Эти способности
могут быть обусловлены их возрастом,
уровнем развития, индивидуально-психологическими
особенностями.
Таким образом, чем более
систематизированы знания, тем в большей
степени научная дисциплина может претендовать
на то, чтобы стать учебной дисциплиной
и быть включенной в учебные планы.
Несмотря на то, что рамках учебной дисциплины
преподаватель должен изложить и раскрыть
все существующие теории, концепции, взгляды,
понятия, он вправе придерживаться определенной
методологической позиции, иметь собственные
интересы, точку зрения на преподаваемый
предмет. Преподаватель должен строить
учебную дисциплину в зависимости от имеющихся
у учащихся и студентов знаний в данной
области и по данной проблематике, с учетом
того факта, является ли данный учебный
курс первым психологическим курсом для
учащегося, или он изучал психологию ранее.
Учебная дисциплина строится по-разному
(в частности, имеет различный уровень
сложности) в зависимости от способностей
учащихся к усвоению определенных тем,
проблем, фактов и понятий. Эти способности
могут быть обусловлены их возрастом,
уровнем развития, индивидуально-психологическими
особенностями.
Теоретическая и практическая
психология.
Источник: В. Н.
Карандашев. Методика преподавания психологии.
Научная психология
Главная
цель научной психологии — поиск новых
психологических знаний о внутреннем
мире и механизмах поведения людей. Она
опирается на эмпирические научные факты,
т. е. факты, получаемые опытным путем.
Это отличает психологию как науку от
философского познания человека с помощью
рассуждений и логических умозаключений.
В связи с этим фактический, эмпирический
материал должен быть важной составной
частью учебного курса психологии. Объективность
научно-психологическим исследованиям
придает использование таких методов
исследования, как систематизированные
наблюдения, эксперименты, моделирование,
анализ документов. Фактические данные,
полученные с их помощью, и составляют
эмпирическую базу для научных выводов.
Они же должны стать основой преподавания
психологии.
Научные
психологические знания рациональны и
осознанны. Использование эмпирического
и логического доказательства истинности
излагаемых научно-психологических знаний
придает им особый вес в глазах студентов.
Научная
психология отличается обобщенным характером
знаний, поскольку направлена на поиск
общих закономерностей психических явлений.
Научной
психологии свойственна системность.
Она стремится к систематическому описанию
всего мира психических явлений человека,
его личности или какой-либо сферы его
психической жизни. Поэтому в психологии
большое значение придается построению
теорий и классификаций психологических
феноменов. Отсюда вытекает принцип системности
в преподавании психологии, который заключается
в том, что учебная дисциплина должна быть
построена логически последовательно,
рассматривать разные теоретические подходы
к проблеме. Классификации, используемые
преподавателем, значительно помогают
студентам в усвоении знаний.
По причине
обобщенности знаний научной психологии
она широко опирается на абстрактные понятия..
В научных понятиях отражаются наиболее
существенные свойства предметов и явлений,
общие связи и отношения между ними. Терминология
психолога обычно стандартизирована.
Научно-психологические
знания излагаются с помощью специфического
научного языка, понятного профессиональным
психологам.
В силу специфического
терминологического языка и сложных абстрактных
теорий психологическая наука нередко
может казаться скучной тем студентам
и учащимся, для которых психология не
является основным предметом. В связи
с этим преподавателю не следует без необходимости
перегружать учебный курс научно-психологической
терминологией и теориями.
Практическая психология
Другим
важнейшим типом психологических знаний,
на который опирается преподавание психологии
как учебной дисциплины, является практическая
психология. Главная цель практической
психологии — разработка способов психологической
помощи людям. Следует отметить, что практическая
психология отличается от прикладной.
Прикладная психология ориентирована
на изучение возможностей применения
(приложения) научно-психологических знаний
для решения практических задач. При этом
ученые пользуются научными методами
исследования.
Работа
практических психологов направлена на
поиск путей и разработку методов психологической
помощи людям в решении их жизненных или
профессиональных проблем. Методы практической
психологии направлены на психологическую
помощь. В этом ее принципиальное отличие
от научной психологии (фундаментальной
или прикладной). К основным методам практической
психологии чаще всего относят психодиагностику,
психотерапию и психокоррекцию, психологическое
консультирование, развивающую психологическую
работу.
Предметом
практической психологии являются индивидуальность
человека и конкретных обстоятельств
его жизни, конкретный индивид или конкретная
группа.
Особенностями
знаний в сфере практической психологии
являются конкретность и практичность.
Практические психологи работают с конкретными
случаями.
Психологические
знания, полученные в результате опыта
практической работы, обобщаются и систематизируются,
что является основой для формирования
соответствующей концепции практической
психологической работы.
Еще одной
особенностью практической психологии
является целостность в описании человека.
Поэтому психолог-практик использует
совокупность различных методов, сложившихся
в разных школах и направлениях практической
психологии.
В отличие
от ученых практические психологи обнаруживают
большее стремление к популяризации психологических
знаний, умеют ясно и доступно описывать
их на основе примеров из своего профессионального
Итак, основная цель научной психологии
— поиск новых психологических знаний
о внутреннем мире и механизмах поведения
людей. Она опирается на эмпирические
научные факты, т. е. факты, получаемые
опытным путем. Это отличает психологию
как науку от философского познания человека
с помощью рассуждений и логических умозаключений.
В связи с этим фактический, эмпирический
материал должен быть важной составной
частью учебного курса психологии (лекций,
семинаров, практических занятий), поскольку
он обеспечивает научную доказательность
излагаемого материала. Недостаточно
ограничиваться рассуждениями, теоретическими
положениями, идеями. Главная цель практической
психологии — разработка способов психологической
помощи людям. Работа практических психологов
направлена на поиск путей и разработку
методов психологической помощи людям
в решении их жизненных или профессиональных
проблем. Методы практической психологии
направлены на психологическую помощь.
В этом ее принципиальное отличие от научной
психологии (фундаментальной или прикладной).
К основным методам практической психологии
чаще всего относят психодиагностику,
психотерапию и психокоррекцию, психологическое
консультирование, развивающую психологическую
работу.
Особенности предмета психологии как
науки.
Панибратцева
3. М. Методика преподавания психологии
Под ред. д-ра психол. наук
проф. А. А. Люблинской.
М. «Просвещение», 1971. 152 стр.
Тема «Предмет
психологии» — основная в курсе психологии.
При изучении этой темы следует обратить
особенное внимание на следующие положения.
1. Понимание
сущности психики как отражения
окружающей человека действительности.
Раскрывая
сущность процесса отражения, нужно обратить
внимание на следующие характеризующие
его черты.
Отражение - есть процесс познания человеком
объективно существующего мира. Познание мира происходит
в процессе деятельности. Правильность отражения действительности
определяется и проверяется общественно-исторической
и личной практикой людей. Отражательная деятельность
человека представляет собой единство
объективного и субъективного.
2. Очень
важно показать учащимся принципиально
различное понимание природы
психического материалистами и
идеалистами.
Важно, чтобы
у учащихся сложилось твердое убеждение
в истинности диалектико-материалистического
понимания психики как свойства мозга.
природе психического. Для понимания психической
деятельности как отражательной необходимо
знать основные законы рефлекторной деятельности
мозга. Важно обратить внимание учащихся
на то, что рефлекс есть активный ответ
организма на воздействие среды.
3. Опираясь
на знание законов высшей нервной
деятельности, мы можем вскрыть
физиологические механизмы психических
явлений, рассматривать их как
результат протекания нервных
процессов в мозгу человека, понять
регулирующую роль психики в
поведении и деятельности человека.
4. Говоря
о значении психологии, нужно
обратить внимание учащихся на
то, что все области знаний
о деятельности людей, отношениях
между ними используют данные
психологических исследований о
закономерностях психической деятельности
человека и свойствах его личности. Важно
отметить значение психологических знаний
для формирования мировоззрения человека.
5. При
работе над темой «Методы психологии»
нужно добиться понимания учащимися
сущности каждого метода исследования
психики, его положительных и отрицательных
сторон. Нужно выяснить также положительные
стороны таких методов психологического
исследования, как беседа, анкета, изучение
продуктов деятельности, дневникового
материала и других. Показать, в каких
случаях можно ими пользоваться и что
дает каждый из них при изучении различных
сторон психики.
Итак, психология изучает самое сложное из того, что
только известно человечеству – психику. Психика является «высокоорганизованной
материей. Психология является уникальной
наукой, в ней сливаются
субъект и объект познания. Особенность психологии
заключается ее в уникальных практических
следствиях. Психология постоянно накапливает
все новые и новые факты в процессе познания
человеком самого себя. Таким образом, эта наука конструирующая,
созидающая человека.
Требования к качествам личности специалиста-психолога
Источник:
Кочунас Р. Основы психологического консультирования.
М., 1999.
Требуемые качества:
-открытость
-теплота,
-внимательность,
-хорошая интуиция в общении,
-живой интерес к людям,
-искренность,
-гибкость,
-терпимость,
-логичность, объективность, разумность,
-эмоциональная стабильность,
-способность вызывать доверие,
-способность на уважение,
-отсутствие комплекса неполноценности.
Личностный рост.
Источник: Братченко С.Л., Миронова
М.Р Психологические проблемы самореализации
личности. СПб., 1997.
Главный психологический смысл Личностного
роста – обретение себя, самоактуализация
и развитие всех основных личностных атрибутов.
Личностный рост не тождествен продвижению
человека по "лестнице возрастов";
это сложный многоаспектный процесс, следующий
своей внутренней логике и имеющий всегда
индивидуально-своеобразную траекторию.
Есть основания говорить лишь о самом
общем "основном законе личностного
роста", который, опираясь на известную
формулу К.Роджерса "если – то", можно
сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным
следствием которого будут изменения в направлении
его личностной зрелости. Иными словами,
именно эти изменения – их содержание,
направленность, динамика – свидетельствуют
о процессе ЛР и могут выступать в качестве
критериев ЛР.