Еще одной особенностью практической
психологии является целостность в описании
человека.
Концепции практической психологии
отличаются метафоричностью, т. е. использованием
терминов, имеющих переносный образный
смысл. Метафоричность придает наглядность,
доступность и убедительность изложению
идей и рекомендаций практической психологии.
Итак, научная
и практическая психология различаются
по ряду критериев: по целям, предмету,
методам, свойствам психологических знаний,
но все же они совокупны и составляют основу
учебной дисциплины как научные и
и практические психологические знания.
Раздел
2. Психология учения и активные методы
обучения
Тема
2.Психология учебной деятельности студента
Лекция
№ 3.
Лекция
№ 4.
Содержание:
Психологическая
теория учебной деятельности. Основные положения психологической
теории учебной деятельности. Психология
учения. Ее специфика. Структура учебной
деятельности: потребность, задача мотив,
действие, операции, цель, этапы решения
студентами учебной задачи. Общая классификация
учебных задач: задачи на воспроизведение
знаний, мыслительные задачи, творческие
задачи, рефлексивные задачи. Формирование
учебной деятельности студентов.
Специфика психологии как учебной дисциплины.
Теоретическая и практическая психология.
Особенности предмета психологии как
науки. Взаимосвязь теоретической и практической
психологии. Требования к качествам личности
специалиста-психолога. Личностный рост.
Психологическая
теория учебной деятельности. Основные положения
психологической теории учебной деятельности.
Источник: Б.Ц. Бадмаев. Методика преподавания
психологии.
С точки зрения деятельностного подхода
психология рассматривает организованные формы
учения как учебную деятельность, имеющую свою специфику, отличающую
ее от других основных видов деятельности
— труда и игры. Главная ее особенность заключается
в том, что она составляет основу любой
другой деятельности, так как она готовит
к ней человека.
Учебная деятельность
- это «ведущая деятельность в младшем
школьном возрасте», «особая форма социальной
активности», это один из видов деятельности учащихся, направленный
на усвоение теоретических знаний и способствующий
интенсивному развитию мышления. Учебная
деятельность является частью, специфической
разновидностью учения, которая специально
организуется, чтобы учащийся, осуществляя
ее, изменял самого себя.
Важным компонентом учебной
деятельности является учебная задача. В процессе
ее решения, как и любой практической задачи,
происходят определенные изменения в
изучаемых учащимся объектах или в представлениях
о них, однако в результате меняется сам действующий
субъект. Учебная задача может считаться
решенной только тогда, когда произошли
заранее заданные изменения в субъекте.
В процессе учебной деятельности
учащиеся перенимают опыт старшего поколения.
Знания о мире получают от старшего поколения
с помощью «вещей и через специальную
организацию деятельности нового поколения
с этими вещами».
Учебная деятельность
имеет следующую общую структуру: потребность
— задача — мотивы — действия — операции.
Потребность проявляется
в учебной деятельности как стремление
учащегося к усвоению теоретических знаний
из той или иной предметной области. Теоретические
знания отражают законы и закономерности
Важнейшим элементом структуры
учебной деятельности является учебная задача, решая
которую, учащийся выполняет определенные
учебные действия и операции. Мотивы учебной деятельности
могут быть разные, но основным мотивом, специфическим для нее, является
познавательный интерес.
Осуществление учебной деятельности
представляет собой последовательно выполняемые
учащимся учебные действия или операции
по решению учебной задачи, движимые определенным
мотивом.
Цель этой деятельности — усвоение
теоретического знания.
Специфическое содержание
учебной деятельности и есть решение учебных
задач.
Специфика учебной задачи
состоит в том, чтобы учащийся овладел
не единичным, отдельным способом решения
какой-то одной типичной задачи, а научился
общему принципиальному подходу к решению всех
задач данного класса, как бы они ни были разнообразны
сами по себе. Субъект учебной деятельности
должен освоить наиболее общий способ
решения относительно широкого круга
частных практических задач. Преподаватель,
поставивший учебную задачу перед учащимся,
должен ввести его в ситуацию, которая сориентирует
на этот общий способ решения во всевозможных
частных и конкретных условиях.
Процесс решения учащимся
задач — есть учебные действия, в состав которых входят следующие элементы:
а) постановка учебной задачи преподавателем
перед учащимся или самим учащимся перед
собой; б) принятие задачи учащимся к
решению; в) преобразование учащимся учебной
задачи с целью обнаружения в ней некоторого
общего отношения изучаемого предмета (узнавание общего
в данной конкретной задаче); г) моделирование
выделенного отношения; д) преобразование модели
этого отношения для изучения его
свойств в «чистом виде; е) построение
системы частных задач по данной проблеме, решаемых общим);
ж) контроль за выполнением предыдущего
действия, чтобы правильно перейти к последующему
действию; и, наконец, з) оценка (самооценка)
успешности выполнения всех действий
как результата усвоения общего способа
решения учебной задачи.
Последовательное выполнение
всех означенных элементов каждого учебного
действия и составляет в целом учебную
деятельность студента.
Итак, в трактовке Д. Б.
Эльконина и В. В. Давыдова учебная деятельность
— это один из видов деятельности учащихся
(школьников и студентов), направленный на усвоение
теоретических знаний и способствующий
интенсивному развитию мышления. Учебную
деятельность нельзя отождествлять с
процессами усвоения разнообразных знаний
и способов действий, которые происходят
во время трудовых, игровых, спортивных
и других занятий. Она, в отличие от этих
процессов, обозначается общим термином
«учение». Учебная деятельность является
частью, специфической разновидностью
учения, которая специально организуется,
чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял
самого себя. В процессе учебной деятельности
учащиеся перенимают опыт старшего поколения.
Знания о мире каждое новое поколение
получает только через непосредственный
контакт с окружающей действительностью, но молодежь
не сама открывает эти знания, а получает
их от старшего поколения с помощью «вещей
и через специальную организацию деятельности
нового поколения с этими вещами». Эффект
учебной деятельности — его непосредственный
результат «деятельности учащихся, связывающей
их с окружающим миром». Именно деятельности
и именно самих учащихся, но организованной
учителями и преподавателями, с которыми
учащиеся сотрудничают в процессе ее осуществления. Учебная
деятельность имеет следующую общую структуру:
потребность — задача — мотивы — действия
— операции. Последовательное выполнение
всех означенных элементов каждого учебного
действия и составляет в целом учебную
деятельность студента.
Психология учения. Ее специфика.
Источник: Б.Ц. Бадмаев. Методика преподавания
психологии.
Учение — понятие достаточно
широкое, включающее в себя не только организованные
его формы (школы, курсы, вузы), но и стихийные
процессы приобретения человеком знаний
и опыта в повседневной жизни.
Переход от учения к учебной деятельности
Наряду
с понятием «учение» в отечественной психологии
(все чаще используется понятие «учебная
деятельность», в содержание которого
входят не только процессуальность и результативность,
но и структурная организация, и самое
главное — субъектность учения.
Этот переход
к определению учения как учебной деятельности
включает три этапа. На первом этапе Д.Б.
Элькониным была выдвинута общая гипотеза
о строении учебной деятельности, о ее
значении в психическом развитии ребенка
и начато ее экспериментальное изучение.
На втором этапе исследовались особенности
этой деятельности, ее структурные компоненты.
Третий этап — изучение тех психических
новообразований, которые формируются
в этой деятельности.
Итак, учение — понятие достаточно широкое, включающее в себя
не только организованные его формы (школы,
курсы, вузы), но и стихийные процессы приобретения
человеком знаний и опыта в повседневной
жизни. Учение — это процесс
систематического овладения знаниями,
навыками, умениями, необходимыми в конечном
счете для выполнения трудовой деятельности,
для воспитания гражданской зрелости.
Это, прежде всего процесс активного овладения
знаниями, умениями и навыками под руководством
учителя. Учение должно быть развивающим.
Транслируя учащимся знания, преподаватель
учит их мыслить и наблюдать, выражать
понятое в речи. Ученик овладевает не только
знаниями, но и способом самостоятельно
мыслить, добывать знания. Хорошо организованное
обучение носит воспитывающий характер.
В процессе обучения формируется личность
ученика: ее направленность, волевые черты
характера, способность и т. д.
Структура учебной деятельности: потребность,
задача мотив, действие, операции, цель,
этапы решения студентами учебной задачи.
Источник: Ляудис В.Я. Методика преподавания
психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр.
и доп.
Учение имеет место там, где действия
человека управляются сознательной целью
усвоить определенные знания, умения,
навыки, формы поведения и деятельности. Учение
- специфически человеческая деятельность,
причем оно возможно лишь на той ступени
развития психики человека, когда он способен
регулировать свои действия сознательной
целью. Учение предъявляет требования
к познавательным процессам (памяти, сообразительности,
воображению, гибкости ума) и волевым качествам
(управлению вниманием, регуляции чувств
и т. д.).
Учебная деятельность имеет следующую
общую структуру:
потребность — задача — мотивы — действия
— операции.
Потребность - стремление учащегося к усвоению теоретических
знаний в процессе организованной учебно-теоретической
деятельности и эмпирико-утилитарных
знаний по ходу практической деятельности,
т. е. вне специально организованного обучения.
Важным компонентом учебной деятельности
является учебная задача, решая которую,
учащийся выполняет определенные учебные действия
и операции.
В процессе решения задачи происходят
определенные изменения в изучаемых
объектах или в представлениях о них,
и в результате меняется сам действующий
субъект. Учебная задача может считаться решенной
только тогда, когда произошли заранее
заданные изменения в субъекте.
Мотивы учебной деятельности могут быть
разные, но основным мотивом, специфическим
для нее, является познавательный интерес.
Осуществление учебной деятельности
представляет собой последовательно выполняемые
учащимся учебные действия или операции
по решению учебной задачи, движимые определенным
мотивом. Цель этой деятельности — усвоение
теоретического знания.
Процесс решения задач — представляет
собою учебные действия, в состав
которых входят следующие элементы:
а) постановка преподавателем учебной
задачи перед учащимся или самим учащимся
перед собой;
б) принятие учащимся задачи к решению;
в) преобразование учащимся учебной задачи
с целью обнаружения в ней некоторого
общего отношения изучаемого предмета
(узнавание общего в данной конкретной
задаче);
г) моделирование выделенного отношения
(в психологии — составление схемы логики
рассуждения с точки зрения деятельностного
подхода и т. д.);
д) преобразование модели этого отношения
для изучения его свойств в «чистом виде»
(например, перенос логической схемы рассуждения
на анализ конкретной деятельности по
изучению в курсе психологии проблемы
творческого мышления);
е) построение системы частных задач
по данной проблеме, решаемых общим способом
(такие задачи может составлять как преподаватель
и предложить их учащимся, так и сам учащийся,
взяв их из жизни);
ж) контроль за выполнением предыдущего
действия, чтобы правильно перейти к последующему
действию;
з) оценка (самооценка) успешности выполнения
всех действий как результата усвоения
общего способа решения учебной задачи
(в психологии таким результатом может
быть уверенное овладение способом рассуждения
при решении творческих задач).
Последовательное выполнение всех означенных
элементов каждого учебного действия
и составляет в целом учебную деятельность
студента.
В ходе учебной деятельности происходят
изменения:
- в уровне знаний, умений и
навыков;
- в уровне сформированности
отдельных сторон учебной деятельности;
- в умственных операциях, особенностях
личности, т.е. в уровне общего
и умственного развития.
Первое описание структуры учебной деятельности
в ее развернутой и зрелой форме дал Д.Б.
Эльконин. Согласно этому описанию, она
состоит из нескольких взаимосвязанных
компонентов:
1) учебная задача, которая по своему содержанию
есть подлежащий усвоению способ действия;
2) учебные действия... в результате которых
формируется представление или предварительный
образ усваиваемого действия и производится
первоначальное воспроизведение образца;
3) действие контроля, которое состоит
в сопоставлении воспроизведенного действия
с образцом через его образ;
4) действие оценки степени усвоения тех
изменений, которые произошли в самом
субъекте.
Представления о структуре учебной деятельности
конкретизировались. Получил отражение
тот факт, что продуктивность учебной
деятельности существенно зависит от
мотива. В качестве мотивов могут выступать
потребности, интересы, чувства, знания
и др. Выделяют два больших класса мотивов
– осознаваемые и неосознаваемые.
При формировании учебной деятельности
студентов на первом месте стоит понимание
учащимися учебной цели – здесь мы говорим
о процессах целеобразования, которые
предопределяют готовность студента к
работе. Целеобразование тесно связано
с формированием мотивов учения. По наблюдениям
психологов, мотивы характеризуют учебную
деятельность в целом, а цели – отдельные
учебные действия. Цели без мотивов не
определяют учебную деятельность. Мотив
дает направленность к действию, а поиск
цели предполагает, что действие будет
выполнено.
Учебная деятельность имеет внешнюю
структуру, состоящую из следующих элементов
(по Б.А. Сосновскому):