Лекции по методике преподавания психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_MPPP.docx

— 560.67 Кб (Скачать файл)

Методика обучения может быть эффективной только в том случае, когда она строится на методах и приемах, активизирующих деятельность самого обучаемого, прежде всего мыслительную, и служит умственному развитию личности. Чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения.

Под активными методами обучения понимаются те, которые реализуют установку на высокую активность субъекта в учебном процессе в противоположность так называемым традиционным подходам, в рамках которых учащийся играет гораздо более пассивную роль. Применение определенных приемов активизации и повышения эффективности обучения и составляет особенности различных активных методов.

Среди активных методов обучения В.Я. Ляудис выделила следующие группы:

  • Методы программированного обучения предполагают перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

  • Методы проблемного обучения основное внимание уделяют мотивам и способам мыслительной деятельности учащегося, а также процедурам его включения в проблемную ситуацию.

  • Методы интерактивного обучения управляют процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Обучение рассматривается как процесс социальный, коллективный.

В каждом из этих методов используется свой инструментарий:

  • в программированном обучении — дозированный шаг программы, алгоритм;

  • в проблемном обучении — проблемная ситуация, типы проблемных ситуаций, эвристические программы;

  • в интерактивном обучении — коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры, сценарии и партитуры диалогов и полилогов между участниками группы по совместному решению

Итак, разные методы обучения по-разному влияют на характер познавательной деятельности учащихся. В классификации методов, предложенной М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером,  выделяют:

  • Объяснительно-иллюстративный (состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию, а студенты (учащиеся) ее воспринимают, осмысливают и запоминают).

  • Репродуктивный (заключается в том, что преподаватель просит студента (учащегося) повторить определенное учебное действие).

  • Проблемный (заключается в том, что преподаватель ставит перед студентами (учащимися) проблему и далее сам показывает путь ее решения).

  • Частично-поисковый (заключается в том, что преподаватель разделяет учебную проблему на отдельные задачи, и студенты (учащиеся) выполняют шаги по поиску их решения).

  • Исследовательский (предполагает творческое применение студентами знаний).

Методика обучения может быть эффективной только в том случае, когда она строится на методах и приемах, активизирующих деятельность самого обучаемого, прежде всего мыслительную, и служит умственному развитию личности. Чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения.

Словесные методы обучения психологии.

Источник: Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии

В традиционном понимании методы обучения — это способы передачи учащимся знаний и умений, в современной трактовке — способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение учащимися знаний и умений.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений. В соответствии с ней выделяют:

  • Словесные методы (источником знаний и умений является устное или печатное слово).

  • Наглядные методы (источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия).

  • Практические методы (источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися).

Словесные методы (главное их достоинство состоит в том, что они позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию). Типичными словесными методами являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Эти методы преимущественно используются на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе студентов и учащихся с учебниками, учебными пособиями, научной и справочной литературой, во время консультаций.

 

Словесные методы можно разделить на:

  • устные (устная речь менее эффективна с точки зрения скорости передачи информации (скорость говорения меньше, чем скорость чтения текста)); но они позволяют ему более успешно объяснить материал):

  • использование неречевых средств (мимики, жестикуляции, интонирования речи, позы, пантомимики преподавателя);

  • своевременное получение обратной связи от студентов о понимании учебного материала (с помощью речевых реплик, вопросов, мимики студентов);

  • активизация восприятия и понимания студентов.

  • письменные (характеризуются большей скоростью передачи информации). Для того чтобы работа студентов с печатными материалами была более эффективной, используются следующие приёмы:

  • конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного;

  • составление плана текста (простого или сложного);

  • составление тезисов — краткое изложение основных идеи прочитанного текста;

  • цитирование — написание дословных выдержек из текста;

  • аннотирование — краткое, свернутое изложение основного смысла прочитанного;

  • рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному материалу;

  • составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного материала;

  • составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по теме;

  • составление матрицы идей — сравнительная характеристика однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

 

Словесные методы обучения разделяются на:

  • монологические (обычно используется на лекции)

  • диалогические (опирается на взаимодействие преподавателя и студентов или дискуссию в группе):

  • эвристическая беседа (студенты приобретают знания путем собственных размышлений)

  • групповая дискуссия  (она стимулирует вовлечение студентов в активное обсуждение различных точек зрения по определенной проблеме, пробуждает стремление к пониманию позиции собеседника и аргументации собственного мнения)

Психологические особенности речи преподавателя имеют большое значение для повышения эффективности лекционного занятия.

Средства речевого воздействия:

  1. связывание нового материала с прошлыми знаниями и опытом учащихся;

  1. вопросно-ответная форма изложения мысли, вводимая в монолог;

  1. использование синтаксиса устной речи (преобладание простых предложений над сложными, четкая структура сложных предложений);

  1. персонификация при изложении учебного материала (высказывание личного отношения к материалу, иллюстрации из личного опыта);

  1. образность, иллюстративность речи;

  1. изменение формулировок в целях лучшего понимания;

  1. использование прагматических высказываний (воздействующих на внимание, память, мышление, чувства учащихся) в дополнение к информативным.

К основным средствам неречевого влияния относятся:

  1. дистанция в общении (с точки зрения пространственного расположения);

  1. визуальный контакт;

  1. мимика;

  1. поза;

  1. жестикуляция;

  1. фонационные характеристики речи (темп, тон, сила, ритм, напряжение, паузы, интонация).

Термин «метод» означает путь, способ продвижения к цели, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методами обучения понимают способы обучающей деятельности преподавателя, способы достижения преподавателем целей обучения и дидактических задач.

По источнику получения знаний и умений выделяют:

  • Словесные методы (источником знаний и умений является устное или печатное слово).

  • Наглядные методы (источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия).

  • Практические методы (источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися).

Словесные в свою очередь подразделяются на:

  • устные и письменные

  • монологические и диалогические

Успешное использование вышеперечисленных средств речевого и неречевого воздействия повышает эффективность монолога как устного метода обучения.

 

 Наглядные  методы обучения психологии.

Источник: Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии

Наглядные методы предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы дополняют словесное описание и, таким образом, способствуют лучшему пониманию учебного материала учащимися.

Выделяют  3 основных вида наглядности:

  1. Предметная наглядность — это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В преподавании психологии этот вид наглядности применяется, когда используются макеты приборов, головного мозга, когда проводятся демонстрационные эксперименты и психологические опыты. Демонстрация порогов ощущений, зрительных иллюзий, идеомоторных актов, явления установки, колебаний внимания — примеры использования предметной наглядности. Главная задача преподавателя — наглядно продемонстрировать определенные психологические феномены и закономерности, изучаемые в курсе психологии. Это способствует лучшему пониманию и запоминанию.

  1. Изобразительная наглядность — это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая.

  • Художественная наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кинои видеофильмов.

  • Символическая (схематическая) наглядность — это изображения, отражающие существенные признаки, характеристики, связи предметов или явлений. К этому виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков.

  • Под текстовой наглядностью понимается написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных тезисов лекции, имен ученых, дат, терминов и другой текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух.

Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии