При полноценном ЛР эти изменения затрагивают
взаимоотношения личности как с внутренним
миром (интраперсональность), так и с внешним
миром (интерперсональность). Соответственно
и критерии ЛР складываются из интраперсональных
и интерперсональных.
Итак, понятие «личностный рост» было сформулировано в рамках гуманистической
концепции К. Роджерса и А. Маслоу, однако в настоящее время
широко используется и другими психологическими
направлениями. Главный психологический
смысл ЛР – самоактуализация. и развитие
всех основных личностных атрибутов.
Представление о личностном росте основывается
на позитивном видении изначальной природы
человека и возможности развития внутреннего
потенциала.
Раздел 2. Психология
учения и активные методы обучения.
Тема 3. Современное психологическое
образование.
Лекция № 5.
Лекция № 6.
Содержание
Основные тенденции
психологического образования в мире
в настоящее время. Необходимость психологического
образования и интерес к нему. Структура,
содержание и цели психологического образования.
Профессиональное психологическое образование:
научно ориентированное и практически
ориентированное. Психология как научная
и учебная дисциплина. Отрасли психологии
как научной дисциплины. Учебные дисциплины
по психологии. Базовое психологическое
образование, его длительность. Структура
базового психологического образования.
Типология психологических специальностей
и квалификаций. Преподавание психологии
студентам других специальностей. Последипломное
психологическое образование: исследовательское
(магистратура, аспирантура, докторантура)
и практическое профессиональное ориентированно
на психологическую практику (курсы повышения
квалификации, семинары и тренинги). Обучение психологии
в высших учебных заведениях: предметно
ориентированное и личностно ориентированное. Педагогическая
и андрогогическая модель обучения. Понятие
технологии обучения. Этапы технологии
обучения: диагностика, планирование,
создание условий для реализации процесса
обучения, реализация процесса обучения,
оценивание (контроль). Преподавание в
вузе - развивающее обучение. Управление
самостоятельной работой студентов. Умение
студента самостоятельно работать с литературой.
Условия, способствующие их формированию:
решение задач, позволяющих применять
знания на практике; комплексный подход
к самостоятельной работе; структурированность
самостоятельной работы. Работа с учебником
и изучение научной литературы по психологии.
Отличительные особенности учебника как
вида учебной литературы. Методика изучения
научной литературы. Работа с ресурсами
интернет.
Основные тенденции психологического
образования в мире в настоящее время.
Необходимость психологического образования
и интерес к нему. Структура, содержание
и цели психологического образования.
Профессиональное психологическое образование: научно
ориентированное и практически ориентированное.
Источник: Карандашев В.Н. Методика
преподавания психологии: Учебное пособие.
– СПб.: Питер, 2009
Цели, длительность,
структура и содержание обучения психологии
в значительной степени определяются
национальными системами образования,
историческими традициями, уровнем развития
и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими
факторами.
1. Интерес студентов
к психологическому образованию в последние
десятилетия возрастает в Северной Америке,
в большинстве стран Европы, в Австралии.
2. Необходимость психологического
образования осознают как студенты, так
и руководители образовательных программ
3. Типичная длительность
психологического образования.
4. Типичная структура
и цели психологического образования. По структуре психологическое
образование бывает непрерывным и прерывающимся,
по цели — ориентированным на получение
психологического образования или на
получение профессии психолога, общим
или специализированным. Сочетание этих
критериев создает определенные типичные
модели психологического образования.
5. Типичное содержание
психологического образования. Профессионально-психологическое
образование предполагает различный набор
изучаемых предметов. Оно может быть исключительно
психологическим, а может включать изучение
предметов из других областей знания.
6. Постепенно выделяются
две ветви профессионального психологического
образования: научно ориентированное
и практически ориентированное.
7. Психологию
все более подробно изучают
не только студенты, специализирующиеся
в этой области, но и специалисты другого
профиля (социологи, педагоги, врачи, социальные
работники, юристы).
8.
Преподавание психологии выходит за рамки
высшего образования.
9. Разработка механизмов
обеспечения качества образовательных
психологических программ.
10 . Тенденция интеграции
национальных систем образования.
После принятия
29 государствами Болонской декларации,
подготовленной правительствами Великобритании,
Германии, Италии, Франции в 1999 г., Европа
вступила в эпоху всеобщих и глубоких
преобразований национальных систем образования.
Болонский процесс представляет собой
синхронизированные реформы, которые
рассчитаны на реализацию до 2010 г. В соответствии
с этими реформами предполагается:
Переход национальных
систем образования на близкие или совпадающие
двухуровневые программы
и квалификации высшего образования (условно
— бакалавр/магистр).
Повышение статуса
неуниверситетского сектора высшего образования
(аналог среднего профессионального
образования).
Тенденция к сокращению
нормативного срока обучения, что достигается
за счет введения многоуровневой системы
высшего образования.
Изменения в структуре
и организации докторских программ.
Введение новых,
преимущественно децентрализованных,
механизмов и процедур обеспечения
качества образования.
Развитие дистанционного
и непрерывного образования.
Накопительный переводной
кредит приходит на смену академическим
часам при учете выполненной студентом
учебной нагрузки.
Итак, основные
тенденции современного образования свидетельствуют
о том, что большинство стран стремится
сделать образование более доступным
и удобным. На данный момент мы можем говорить,
что система европейского высшего образования
становится более прагматичной и все
больше ориентируется на рынок труда.
Психология как научная и учебная дисциплина.
Отрасли психологии как научной дисциплины.
Учебные дисциплины по психологии.
Источник: Карандашев В.Н. Методика
преподавания психологии: Учебное пособие.
– СПб.: Питер, 2009
Психология как научная
и учебная дисциплина
Научная дисциплина — это система
знаний, ориентированная на исследователей,
а учебная дисциплина — это система
знаний, ориентированная на обучающихся.
Структура научных и учебных дисциплин
может совпадать, а может и не совпадать.
Учебная дисциплина включает в себя два
компонента:
- систему знаний;
- систему учебно-познавательной
деятельности, направленной на их усвоение.
При разработке
обоих компонентов учебной дисциплины
учитываются следующие факторы:
1. Степень систематизации
соответствующей области психологического
знания. Чем более систематизированы знания,
тем в большей степени научная дисциплина
может претендовать на то, чтобы стать
учебной дисциплиной и быть включенной
в учебные планы.
2. Методологическая
позиция, интересы, точка зрения преподавателя.
3. Уровень, тип и
цели образовательной программы, в рамках
которой преподается психология.
4. Интерес учащихся
и студентов к определенным темам, проблемам,
фактам и понятиям, обусловленный их возрастом,
уровнем развития, индивидуально-психологическими
особенностями.
5. Знания и способности
учащихся и студентов.
6. Функции, которые
выполняют разные виды и формы активности
учащихся в процессе усвоения определенных
психологических знаний и умений.
7. Существующий фонд
дидактических материалов
В зависимости от
предмета исследования выделяют: психологию
познавательных процессов, психологию
эмоций, психологию личности, дифференциальную
психологию, зоопсихологию, психологию
развития и т. д.
На основе связей
психологии с другими науками выделяются
такие научные дисциплины, как психофизиология,
нейропсихология, социальная психология,
математическая психология.
- В зависимости от того, являются
ли задачи научных исследований общими или специфическими, выделяются две сферы
научно-психологических знаний: фундаментальная
и прикладная психология. Фундаментальная психология изучает
психические явления, характерные для
человека в целом, общие психологические
закономерности, которые имеют место во
всех сферах психической жизни. К числу
отраслей фундаментальной психологии
относятся: общая психология, дифференциальная психология, психофизиология, нейропсихология, социальная психология, психология развития, специальная психология, зоопсихология
- Прикладная психология изучает психологические
проблемы, характерные для определенных
сфер жизни или профессиональной деятельности
людей. К отраслям прикладной психологии
относятся: Педагогическая, медицинская, юридическая, экономическая, психология труда, политическая
психология, психология спорта, психология искусства, психология религии, психология семьи
В зависимости от метода
исследования выделяются такие отрасли
психологии, как научная и практическая
психология, экспериментальная психология,
математическая психология, психодиагностика,
психотерапия, консультационная психология.
Итак, психология является наукой,
переведенная в учебную дисциплину,
при этом их структура может совпадать
или не совпадать. Научная дисциплина
ориентирована на исследователей, а учебная
дисциплина — на обучающихся. Существует
несколько классификаций дисциплин
науки психологии, которые выделяются
в соответствии с предметом, методами,
задачами исследования и на основе взаимосвязи
с другими науками.
Базовое психологическое образование,
его длительность. Структура базового
психологического образования. Типология
психологических специальностей и квалификаций.
Преподавание психологии студентам других
специальностей.
Источник: Карандашев В.Н. Методика
преподавания психологии: Учебное пособие.
– СПб.: Питер, 2009
Основные характеристики базового психологического
образования в разных странах.
- В Европе период психологического
образования составляет обычно от 3 до
5 лет. В Англии базовое психологическое
образование предполагает 3 года обучения.
В Германии, Франции — 5 лет. В Шотландии
длительность базового психологического
образования составляет 4 года.
Во многих странах для реального завершения
психологического образования требуется
больше времени. Это связано прежде
всего с тем, что в этих странах студенты
имеют возможность самостоятельно регулировать
учебную нагрузку и темпы изучения психологии
(в Германии для полного выполнения программы
при условии интенсивной учебной нагрузки
студенту необходимо 9 семестров, т. е.
4,5 года. Но большинству студентов для
этого требуется 12 семестров, т. е. 6 лет).
- Психологическое образование
в США включает три основных уровня, дающих
определенные возможности для продолжения
обучения и при устройстве на работу. Первый
уровень — обучение в двухгодичных колледжах,
которое осуществляется на базе школьного
образования. Подготовка психологов на
этом уровне не осуществляется, и психологической
специализации нет. Второй уровень — базовое
психологическое образование — предполагает
обучение в университетах и колледжах
по 1-летним программам и получение степени
бакалавра. По программам бакалавриата
осуществляется обучение специалистов
в области психологии, которые под руководством
квалифицированного психолога могут заниматься
тестированием, проводить работу непосредственно
с клиентами и их семьями, помогать отдельным
людям или группам в решении стоящих перед
ними проблем. Последующее образование
обычно называется послевузовским. Для
большинства студентов четырехгодичные
колледжи и получение степени бакалавра
служат всего лишь подготовкой для продолжения
учебы в магистратуре или профессиональной
школе.
- Для России традиционной является
5-летняя модель подготовки специалистов,
которая в соответствии с приведенной
выше международной типологией может
быть охарактеризована как «непрерывное
пятилетнее общее» образование.
В 1990-х гг. в российское
психологическое образование была внедрена
многоуровневая система подготовки психологов.
Первый уровень образования предполагает
присвоение степени бакалавра. Получение
степени бакалавра обеспечивает общее
психологическое образование. Второй
уровень — степень магистра психологии.
Для получения этой степени необходимо
пройти 2-летний курс обучения после получения
степени бакалавра или годичный курс обучения
после получения диплома специалиста.
Магистерские программы представляют
собой специализированное психологическое
образование в одной из отраслей психологии.