Лекции по методике преподавания психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_MPPP.docx

— 560.67 Кб (Скачать файл)

Источник: Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии

С точки зрения психологии выделяют  три группы методов, наиболее интересных для использования в целях управления формированием мышления (В. Я. Ляудис):

  1. программированного обучения

  1. проблемного обучения

  1. интерактивного (коммуникативного) обучения

При программированном обучении становился доступным наблюдению и реальному воздействию весь ход процесса учения, все движение учащегося от незнания к знанию, а не только его результат, как в традиционном обучении. Психологической основой программированного обучения послужил бихевиоризм.

Увлечение программированным обучением многих преподавателей, особенно технических и точных наук, где легче операционализировать задачи и способы их решения и можно максимально формализовать контроль, объяснялось кажущейся возможностью жесткого управления ходом усвоения знаний.

Для развития программированного обучения необходима такая теория обучения, которая рассматривает процесс учения как формирование познавательной деятельности учащихся, располагает системой независимых характеристик этой деятельности и знанием основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта в план опыта индивидуального. Этим требованиям удовлетворяет только одна теория — теория поэтапного формирования умственных действий, выдвинутая в начале 50-х годов нашего столетия П. Я. Гальпериным». Эта теория понимает под учением определенную деятельность, выполнение которой приводит учащегося к новым знаниям и умениям. «Условимся называть учением, — читаем у П. Я. Гальперина, — всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества».

По теории поэтапного формирования процесс обучения строится таким образом: получение знаний и представлений о новой деятельности и само обучение выполнению этой деятельности происходит одновременно, т. е. в едином процессе.

Об  особенности программирования обучения в соответствии с данной теорией. Программированное обучение деятельности - это необходимость выбрать определенные средства для достижения цели и организовать управляемый процесс выполнения этой деятельности, чтобы обучаемый смог довести ее до получения задуманного (намеченного в целевой установке) результата.

Если в бихевиористской (скиннеровской) системе программированного обучения управление процессом осуществляется по принципу «черного ящика», то теория поэтапного формирования умственных действий — по принципу «белого (прозрачного) ящика». В первом случае остаются неизвестными умственные действия обучаемого, приводящие к конечному результату (усвоению материала), тогда как во втором случае система познавательных действий программируется и рационально строится от начала и до конца. Если в первом случае не прослеживается, что и как происходит в голове обучаемого («черный ящик»), то во втором случае весь процесс умственных действий обучаемого виден шаг за шагом («белый ящик») и управляется, начиная от принятия обучаемым учебной задачи и до выхода продукта усвоения — знаний, умений, навыков. При этом цель обучения совпадает с целью действия.

Под знаниями авторы программированного обучения (по Гальперину) понимают различные образы, формирующиеся у обучаемого: образы восприятия, памяти, мышления и т. д. Под умениями понимается система действий человека (обучаемого), связанных между собой логикой деятельности и направленных на решение поставленных задач (достижение цели учебной деятельности). А навыки — это автоматизированное действие или умение действовать в определенной деятельности.

Одним словом, программируется цель обучения и в соответствии с ней и последовательный ряд действий, контролируемых и управляемых педагогом, которые в конечном счете воплощаются в результат, т. е. в умение обучаемого.

Основными методическими средствами программированного обучения, организуемого в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий, являются:

  • схема ориентировочной основы действий (ООД), позволяющая обучаемому безошибочно (правильно, по существу и в нужной последовательности) выполнять осваиваемые действия (и деятельность в целом);

  • набор учебных задач, моделирующих самые разнообразные ситуации, складывающиеся в реальной действительности при выполнении данной деятельности.

 

Таким образом, выделяют  три группы методов, наиболее интересных для использования в целях управления формированием мышления (В. Я. Ляудис):

A. программированного обучения

B. проблемного обучения

C. интерактивного (коммуникативного) обучения

При программированном обучении становился доступным наблюдению и реальному воздействию весь ход процесса учения, все движение учащегося от незнания к знанию, а не только его результат, как в традиционном обучении. Психологической основой программированного обучения послужил бихевиоризм.

Программированное обучение деятельности — это необходимость выбрать определенные средства для достижения цели и организовать управляемый процесс выполнения этой деятельности, чтобы обучаемый смог довести ее до получения задуманного (намеченного в целевой установке) результата.

Программируется цель обучения и в соответствии с ней и последовательный ряд действий, контролируемых и управляемых педагогом, которые, в конечном счете, воплощаются в результат, т. е. в умение обучаемого.

 

Ориентировочная и исполнительная (учебные задачи) часть учебной деятельности. Основные типы учебных задач: предметные, логические, психологические.

Источник: Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии

Деятельность (любая) состоит из двух частей: ориентировочной и исполнительной. Обучить человека новой деятельности — это значит создать в его сознании ориентировочную основу (знания, представления о деятельности) для правильного выполнения ее исполнительной части.

Для обучения безошибочному выполнению исполнительной части незнакомого действия учащемуся вручается схема ориентировочной основы действия (ООД) с подробным указанием порядка выполнения всех операций в нужной последовательности и с нужным качеством.

Схема ООД и есть жесткая программа обучения выполнению действия. Такое жесткое программирование выполняемых действий и операций в конечном счете позволяет очень рационально построить процесс обучения, по завершении которого обучаемый оказывается уже готовым к выполнению деятельности на профессиональном уровне.

Программированное обучение обеспечивает такую безошибочность: схема ООД отражает цепочку последовательных действий (и операций), которая ведет обучаемого шаг за шагом к нужному результату, не давая ему отклониться от логики (или технологии) деятельности, т. е. исключая всякую ошибку.

Схема ООД действительно жестко программирует освоение деятельности, потому что такова сама объективная логика (технология) деятельности, а схема ООД отражает ее, так как иначе деятельность не будет выполнена правильно.

Учебные задачи.

Основное требование к задачам — это моделирование неопределенности, противоречивости ситуации, чтобы нахождение ответа зависело от мыслительных действий обучаемого.

Учебные задачи можно разделить условно на три типа:

  • предметные (при их решении учащемуся приходится ориентироваться в некотором предметном поле; ориентирование в предметном поле — это действия мыслительные, когда человек по определенным, известным ему признакам находит в нем объекты, производит их мысленную классификацию, чтобы оперировать только значимыми объектами, которые позволяют решить задачу);

  • логические (требуют для их решения рассуждений по законам логики; рассуждения направлены на выявление условий задачи, т. е. на выяснение того, какие данные действительно нужны для решения задачи, какие надо отсеять как лишние, а какие данные, необходимые для успешного решения задачи, отсутствуют в ее формулировке);

  • психологические (могут провоцировать ошибочные действия обучаемого, потому что существенные моменты, имеющие прямое отношение к решению задачи, могут быть скрыты за несущественными; от субъекта требуются ум и воля, чтобы не поддаться соблазну идти по легкому пути, а от обучаемого требуется вдумчивость в действиях, спокойная рассудительность при анализе условий задачи).

 

К предметному типу относятся мыслительные задачи, сопровождающие перцептивные и физические (двигательные) действия, выполняемые, например, при работе на технике или механической выборке предметов по известным критериям, сортировке и выбраковке изделий.

Выделяют четыре разновидности задач логического типа:

1) задачи, содержащие все  необходимые данные, но без лишних (условно: А + В, где «А» -это наличие  необходимых данных, «В» — лишние, а с минусом «В» — отсутствие  лишних);

2) задачи, содержащие как  необходимые, так и лишние данные (А + В);

3) задачи, в которых нет  лишних данных, но нет и некоторых  необходимых (А + В), и, наконец,

4) задачи, в которых при  наличии лишних данных есть  не все необходимые (А + В).

Психологические типы задач можно различать по таким признакам:

  1. признаки представленного в задаче явления напоминают те, которые характеризуют искомое (требуемое, относящееся к данной деятельности) явление, но на самом деле это нечто другое (похоже, но не то);

  1. наблюдаемые признаки напоминают искомое явление, да и на самом деле так и есть (и похоже, и то);

  1. наблюдаемые признаки вроде бы не относятся явно к искомому явлению, но тем не менее оказывается, что это именно его признаки (не похоже, а то);

  1. по наглядным признакам явления, не совсем напоминающим искомое, можно заключить, что они принадлежат не ему (не похоже и не то).

Умение решать задачи психологического типа свидетельствует о том, что обучаемый достаточно полно и всесторонне освоил деятельность, все его действия осмысленны, обладают высокой степенью сознательности.

Итак, деятельность (любая) состоит из двух частей: ориентировочной и исполнительной. Обучить человека новой деятельности — это значит создать в его сознании ориентировочную основу (знания, представления о деятельности) для правильного выполнения ее исполнительной части. Для обучения безошибочному выполнению исполнительной части незнакомого действия учащемуся вручается схема ориентировочной основы действия (ООД) с подробным указанием порядка выполнения всех операций в нужной последовательности и с нужным качеством.

Учебные задачи можно разделить условно на три типа: предметные, логические и психологические.

 

Методы интерактивного обучения. Групповая дискуссия. Эвристическая беседа. Тренинг. "Мозговая атака". Деловая игра. Психология активных методов обучения.

Источник: Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии

Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.

К методам интерактивного обучения относят  следующие:

1) эвристическая беседа

2) метод дискуссии

3) «мозговая атака»

4) метод «круглого стола»

5) метод «деловой игры»

6) конкурсы практических  работ с их обсуждением.

Эвристическая беседа. По своей психологической природе эвристическая беседа — это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. Его основная характеристика — получение ответов от учащихся через активизацию их мышления посредством искусно поставленных вопросов. В беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, догадками, предположениями, различными вариантами промежуточных решений, когда учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга.

Метод дискуссии представляет собой специально запрограммированное свободное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается вначале как эвристическая беседа.

Характеристики дискуссии как метода:

  • Во-первых, дискуссия — это диалогическая форма речевой деятельности, в которой идет интенсивная борьба между разными мнениями, зарождающимися тут же в ходе разговора.

Особенность дискуссии в том, что мнения дискутирующих — это порождение мыслительной активности спорящих или мысли доказуемые, аргументированные, а не просто мнения, неизвестно откуда появившиеся.

  • Во-вторых, в психологическом смысле интересно то, что именно столкновение мнений, дискуссия порождает мышление, а оно ведет к рождению неординарных и разных, а потому спорных мыслей.

Метод дискуссии используется в:

  • групповых формах занятий на семинарах-дискуссиях, с

  • семинарах-практикумах,

  • собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться.

Его эффективность измеряется тем, насколько удалось активизировать мышление студентов и в какой мере это повысило качество усвоения, вызвало интерес к изучаемым вопросам и желание еще глубже вникнуть в них в процессе дальнейшей самостоятельной работы с литературой.

Метод «мозговой атаки». Он заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий, а также спонтанно возникающих у присутствующих нужных и ненужных ассоциаций. Золотое правило мозговой атаки — ничего из произнесенного участниками разговора не подвергать сомнению, не критиковать, а обеспечить полную свободу высказывания любых идей, вплоть до несуразных.

Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии