Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций
Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.
Структура программ базового психологического образования
В образовательных программах базового психологического образования обычно выделяются 3 блока, которые в программах разных стран могут называться по-разному, но, в сущности, выполняют сходную функцию.
1. Основные дисциплины.
2. Дополнительные дисциплины.
3. Дисциплины общего образования.
Доля психологических дисциплин как основных в структуре образовательных программ базового психологического образования в разных странах различается. В большинстве европейских стран психологические дисциплины составляют подавляющее большинство учебных предметов, изучаемых студентами-психологами. В качестве дополнительных дисциплин для изучения могут предлагаться предметы биологического или социального профиля. В российских программах профессиональные психологические дисциплины составляют 2/3 от общего числа изучаемых предметов, а в США — 1/3. Связано это, по-видимому, с тем, что российское базовое психологическое образование (в отличие от американского) предполагает не только получение высшего образования, но и профессиональную подготовку.
Особенностью базового психологического образования в России является то, что высшее образование связано с профессиональной подготовкой студентов. Российское высшее психологическое образование отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов.
Российское высшее образование по психологическим специальностям и направлениям дает широкую гуманитарную и социально-экономическую подготовку.
В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций:
1. «020400 — Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.
2. «031000 — Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе педагогических специальностей.
3. «022700 — Клиническая
психология» с присвоением
Преподавание психологии
В медицинских вузах обычно преподаются курсы общей и медицинской психологии, а также спецкурсы, связанные с актуальными профессиональными темами.
Психологическое образование входит и в систему подготовки государственных служащих. Учебные курсы общей и юридической психологии преподаются на юридических факультетах. Психологическое образование становится все более распространенным явлением в специализированных вузах, осуществляющих подготовку специалистов для работы в исправительных учреждениях Министерства юстиции.
Психология становится типичной учебной дисциплиной во многих образовательных программах подготовки бакалавров, специалистов, магистров гуманитарного и экономического направлений.
Учебный курс «Психология и педагогика" является обязательным для большинства университетских специальностей, а также преподается в технических вузах. Инженерам читается курс психологии труда и инженерной психологии, социальной психологии.
Итак, базовое психологическое образование различается по длительности в различных странах в пределах от 3 до 6 лет. Современная Россия стремится к европейским стандартам получения образования. На данный момент в нашей стране существуют 3 типа психологических специальностей и квалификаций. Большое внимание уделяется преподаванию психологии студентам других специальностей.
Последипломным обычно называют специализированное образование в какой-либо отрасли науки или практической деятельности, которое направлено на получение научной степени, профессии или дополнительной квалификации. Последипломное психологическое образование может осуществляться на базе любого высшего образования.
Чтобы стать профессиональными психологами, выпускники английских университетов должны пройти курс последипломного психологического образования в течение 2 или 3 лет (в зависимости от программы) на втором уровне высшего образования по специализированной программе в каком-либо университете. Такая система взята за основу в ряде стран, например в Ирландии, Франции, Греции, Португалии, на Мальте.
Докторские программы (аналогичные российской аспирантуре) существуют в университетах большинства европейских стран. Обучение направлено на повышение научной квалификации студентов (аспирантов). Они углубленно изучают избранную психологическую специализацию, исследовательские методы, а также выполняют квалификационную научную работу. Длительность обучения составляет обычно от 3 до 5 лет.
В США для получения степени магистра обычно необходимо учиться еще 2-3 года после получения степени бакалавра. В качестве альтернативы студент в зависимости от своих интересов и профессиональных намерений может после получения степени бакалавра пройти 2-летнюю программу по подготовке практических психологов.
Докторская программа обычно предполагает дополнительное обучение в течение 3-5 лет. Эта программа включает изучение ряда дисциплин, связанных с научно-исследовательской работой в области избранной психологической специализации, а также подготовку диссертации.
Специалисты-психологи со степенью доктора имеют высшую профессиональную квалификацию. Поэтому им предоставляется выбор самых разнообразных видов деятельности: преподавание, консультирование, проведение исследований, написание или редактирование учебных пособий или научных трудов.
Практическое последипломное образование психологов — это программы, направленные на обучение конкретным профессиональным знаниям и умениям в какой-либо сфере практический психологии, которые психолог осваивает в течение нескольких лет в свободное от основной работы время. Такой дополнительной подготовки требует, например, работа в сфере клинической психологии.
Последипломное психологическое образование в России
Специалисты с высшим образованием могут продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре.
Магистратура представляет собой образовательную программу специализированного обучения в определенной области научной или практической психологии.
Аспирантура по психологическим специальностям существует во многих университетах страны и является образовательной программой повышения научно-педагогической квалификации психологов. Время обучения в аспирантуре — 3 года (4 года при заочной форме обучения).
Учебный план основной образовательной программы послевузовского образования разрабатывается учебным заведением или научной организацией на основании квалификационной характеристики выпускника аспирантуры, целей подготовки аспиранта, содержащихся во Временных требованиях, и паспортов научных специальностей.
Одна из важнейших форм профессиональной подготовки в аспирантуре — проведение под руководством научного руководителя научно-психологического исследования, в котором соискатель ученой степени должен продемонстрировать умение решать конкретную научную проблему. Подготовленная на этой основе диссертация защищается в диссертационном совете.
В качестве
обучающих программ
Для специалистов с высшим образованием в институтах и университетах организуются также краткосрочные курсы переподготовки и повышения квалификации. Психология часто преподается в рамках других программ дополнительного профессионального образования.
Источник: Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 – 96с.
В настоящее время существует два основных типа программ обучения психологии в российских школах: 1) предметно-ориентированные; 2) личностно-ориентированные.
В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Этот предмет имеет программу, определяющую перечень знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате его изучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания, умения их практического использования. Программа может быть научно- пли практически-ориентированной. Знания и умения, которые усваиваются, допускают поурочное планирование и предполагают изучение определенного учебного материала на каждом уроке. Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, практические упражнения.
В программах личностно-ориентированного типа уроки психологии выступают как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится. Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся составляют основную задачу такой программы. Развивающий аспект на таких уроках является центральным, а объективная оценка уровня развития чрезвычайно затруднена. Такие уроки выступают как психологическое сопровождение естественного развития учащихся, направленное на оказание помощи в их личностном развитии.
Таким образом, существуют программы обучения психологии: предметно-ориентированные и личностно-ориентированные. В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения, в программах личностно-ориентированного типа уроки психологии выступают как система занятий, направленных на развитие учащихся.
Педагогическая и андрогогическая модели обучения. Понятие технологии обучения. Этапы технологии обучения: диагностика, планирование, создание условий для реализации процесса обучения, реализация процесса обучения, оценивание (контроль).
Источник: Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. Для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.
Педагогическая модель |
Андрогогическая модель |
Доминирующее положение занимает обучающий, он определяет все параметры процесса обучения. Основная роль ученика - восприятие социального опыта, передаваемого обучающим. |
Ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Задача преподавателя: поощрять и поддерживать саморазвитие взрослого, оказывать помощь в определении параметров обучения и поиске информации. |
Значение опыта обучаемого в педагогической модели весьма незначительно. Он может быть использован лишь в качестве отправной точки. |
Человек аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как для него самого, так и для других людей. |
Технологии УД: лекции, рекомендованное чтение, телевизионные передачи. |
Технологии УД: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды деловых игр. |
Готовность к обучению определяется в основном внешними причинами (принуждением, давлением общества) |
Готовность обучающегося учиться определяется его потребностью в этом для решения конкретных проблем. |
Ученики ориентируются на приобретение знаний впрок, зная заранее, что большинство из них, если и пригодится им в жизни, то позже. |
Обучающиеся стремятся применить полученные знания и навыки уже сегодня, чтобы добиться большей эффективности. |
Источник: Педагогика: учебник / Под ред. Л. П.Крившенко. - М. : Проспект, 2004. - 429 с.
Технология обучения — это совокупность знаний о способах и средствах осуществления образовательной программы на разных этапах обучения (на начальном, среднем и в старшем звеньях школы).
Технология обучения состоит из нескольких частей:
1) предписаний способов деятельности (дидактические процессы);
2) условий, в которых эта деятельность должна воплощаться;
Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии