Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций
Описание работы
Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии" В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.
Словесная наглядность — это
описание образов в речевой форме. Преподаватель
наглядно описывает ситуацию психологического
эксперимента, приводит примеры из художественных
произведений, характеризующие определенные
психологические явления и феномены.
Наглядные методы могут использоваться
на лекциях в качестве иллюстраций, на
лабораторных и практических занятиях
в качестве тестового материала.
Способы демонстрирования наглядности:
нарисованные плакаты
использование доски и мела
транспаранты на прозрачной
пленке и слайды, которые проецируются
на белый экран
компьютер
Наглядность повышает эффективность
преподавания при определенных условиях:
демонстрируемая наглядность
должна быть согласована с содержанием
материала;
наглядность следует вводить
на занятии постепенно, в соответствующий
момент, по мере необходимости;
демонстрация должна быть организована
так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть
объект;
необходимо четко выделять
главное, существенное при показе иллюстраций,
схем, диаграмм;
следует детально продумывать
пояснения, даваемые в ходе демонстрации.
Итак, наглядные методы предполагают
использование средств обучения,
для которых характерен образный
язык изложения. Выделяют 3 вида
наглядности: предметную, изобразительную
и словесную.
Практические методы
обучения психологии.
Источник: Карандашев
В. Н. Методика преподавания психологии
Практические методы предполагают практическую
деятельность учащихся (студентов), направленную
на усвоение знаний, умений и навыков.
В преподавании психологии к ним относятся:
лабораторные работы, моделирующие
психологические эксперименты;
выполнение психодиагностических
заданий, в частности психологических
тестов;
решение психологических задач;
упражнения;
групповая дискуссия;
дидактические и деловые игры,
имитирующие изучаемые процессы.
Лабораторные работы могут проводиться для того,
чтобы:
1) на практике продемонстрировать
студентам определенные психологические
закономерности
Типы тестов в зависимости от
возможностей их использования на практических
занятиях:
Сложные профессиональные тесты
(например, MMPI, тест интеллекта Векслера).
Относительно простые общепсихологические
тесты (например, тест Айзенка на выявление
экстраверсии и нейротизма или тест на
коммуникативные и организаторские способности).
Психологические тесты, разработанные
для прикладных целей определенных сфер
профессиональной деятельности (например,
«Опросник стиля руководства», «Тест стиля
семейного воспитания»).
Развлекательные тесты (например,
«Любят ли вас окружающие?»).
Решение психологических
задач может быть направлено на:
закрепление теоретических
знаний.
применение этих знаний для
решения практических задач.
Это могут быть задачи на установление
соответствия между теоретическими понятиями
и закономерностями и примерами их использования;
задачи по психологическому анализу поведения
литературных героев или известных людей;
задачи по психологическому анализу частных
жизненных или учебных ситуаций.
Упражнения дают студентам возможность:
формирования умений и навыков
исследовательской работы: в применении
определенных методов математической
статистики или практической психологической
работы
могут использоваться также
для достижения развивающих целей.
Групповая дискуссия
и деловая игра как практические методы в
преподавании психологии направлены на
освоение соответствующих коммуникативных
или профессиональных умений. Они могут
проводиться при изучении таких дисциплин,
как основы психологического консультирования,
психология семьи, психология труда и
организационная психология.
Итак, практические
методы предполагают практическую деятельность
учащихся (студентов), направленную на
усвоение знаний, умений и навыков.
Дистанционное обучение.
Источник: Карандашев
В. Н. Методика преподавания психологии
Под дистанционными
образовательными технологиями понимают
образовательные технологии, реализуемые
в основном с применением информационных
и телекоммуникационных технологий при
опосредованном (на расстоянии) или не
полностью опосредованном взаимодействии
обучающегося и педагогического работника.
Дистанционные образовательные
технологии могут использоваться при
обучении по:
очной
очно-заочной (вечерней)
заочной формам получения образования
в форме экстерната
Целью
дистанционного обучения является предоставление обучающимся
возможностей обучения непосредственно
по месту жительства, работы или временного
пребывания.
Основными дистанционными
образовательными технологиями являются:
кейсовая технология,
интернет-технология,
телекоммуникационная технология.
Для обеспечения
процесса дистанционного обучения используются
следующие средства:
специализированные учебники
с мультимедийными сопровождениями,
учебные видеофильмы, аудиозаписи,
а также другие материалы, предназначенные
для передачи по телекоммуникационным
каналам связи.
В качестве основного
информационного ресурса в учебном процессе используются
методически (дидактически) проработанные
информационные базы данных. Эти базы
(в виде изданий на различных типах носителей)
включают:
фонд основной учебной и учебно-методической
литературы,
фонд периодических изданий,
фонд научной литературы.
При дистанционном обучении
каждому обучающемуся обеспечивается
доступ к средствам дистанционного обучения
и основному информационному ресурсу
в объеме часов учебного плана. Такой доступ
обеспечивается за счет средств телекоммуникации.
Итак, одной из важных
тенденций развития современного образования
является широкое внедрение различных
дистанционных технологий обучения.
Под дистанционными
образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые
в основном с применением информационных
и телекоммуникационных технологий при
опосредованном (на расстоянии) или не
полностью опосредованном взаимодействии
обучающегося и педагогического работника.
Целью дистанционного обучения является
предоставление обучающимся возможностей
обучения непосредственно по месту жительства,
работы или временного пребывания.
Основными дистанционными
образовательными технологиями являются:
• кейсовая технология,
• интернет-технология,
• телекоммуникационная
технология.
Методы закрепления
изученного материала.
Источник: Карандашев
В. Н. Методика преподавания психологии
Закрепление изученного материала
на занятиях по психологии может достигаться
путем повторения или выполнения практических
заданий с использованием изученного
материала. Лучшим способом повторения
являются различные виды воспроизведения:
простое воспроизведение,
резюмирующее повторение,
систематизирующее повторение.
Резюмирующее повторение предполагает краткое изложение
основных тезисов (мыслей) услышанного
или прочитанного учебного материала.
Оно позволяет научиться отделять главное
от второстепенного и обобщать изученный
материал.
Систематизирующее
повторение нацелено на объединение в
определенную систему изученной ранее
разрозненной информации. Оно дает возможность
развития мыслительной операции синтеза.
Хорошим способом систематизирующего
закрепления может стать составление
таблиц и схем.
Опрос учащихся на уроке может
служить как целям контроля усвоения знаний,
так и целям закрепления знаний.
В этом случае ставятся вопросы,
требующие изложения довольно большого
объема учебного материала.
Другой тип опроса — фронтальный
устный или письменный опрос группы учащихся.
В таком случае ставятся более конкретные
вопросы, требующие относительно краткого
ответа.
Помимо репродуктивного закрепления
изученного материала полезно использовать
и творческое его закрепление.
Для этого могут быть предложены практические
задания различного типа, например психологический
анализ произведений художественной литературы,
решение психологических задач.
Особую увлекательность имеют
игровые методы усвоения и закрепления
психологических умений, в частности интеллектуальные
и ролевые игры.
Выбор преподавателем
методов обучения зависит от многих факторов:
целей образовательной программы;
особенностей содержания учебного
материала;
времени, отведенного на изучение
данного учебного материала;
уровня подготовленности студентов
и учащихся;
материальной оснащенности
учебного процесса.
Итак, закрепление
изученного материала на занятиях по психологии
может достигаться путем:
повторения (лучшим
способом повторения являются различные
виды воспроизведения):
- простое воспроизведение,
- резюмирующее повторение,
- систематизирующее
повторение.
творческое
при помощи опросов
практических заданий
игровых методов.
Программированное
обучение и его методы. Бихевиористическая
(скиннеровская) система программированного
обучения. Теория поэтапного формирования
умственных действий - основа программированного
обучения.