Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций
Описание работы
Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии" В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.
Какие условия нужно соблюдать,
чтобы создавать проблемные ситуации,
вызывающие интеллектуальную активность,
самостоятельную мыслительную деятельность
обучаемых?
Преподаватель дает обучаемым
практическое или теоретическое задание,
выполняя которое, они должны получить
новые знания или способы действий, которые
надлежит усвоить по данной теме.
Предлагаемое учащимся проблемное
задание должно соответствовать их интеллектуальным
возможностям: быть достаточно трудным,
но разрешимым благодаря имеющимся у них
навыкам мышления, владению ими обобщенным
способом действия и достаточным уровнем
знаний.
При предъявлении проблемного
задания преподаватель должен учитывать
реальный уровень знаний обучаемых.
В качестве проблемных заданий
могут выступать учебные задачи, вопросы,
практические задания, которые должны
ставить учащихся в проблемные ситуации.
Проблемная ситуация по одному
и тому же вопросу, подлежащему усвоению,
может создаваться разными типами заданий:
а)когда требуется от обучаемых
теоретическое объяснение некоторых реальных
фактов
б)когда не удастся выполнить
практическое задание с помощью известных
учащимся способов, а от учащихся требуется
теоретически объяснить, что знаний не
хватает, нужны новые
Если учащиеся, попав в проблемную
ситуацию, оказались не в состоянии из
нее выйти (не сумели теоретически объяснить
факты или не осознали потребность в новом
знании или способе действий), то преподаватель
должен сформулировать возникшую проблемную
ситуацию и тем самым как бы зафиксировать
ее, указать причины невыполнения задания
и приступить к объяснению учебного материала,
необходимого для его решения.
На стадии управления процессом
усвоения знаний через организацию мыслительной
деятельности обучаемых, необходимо
соблюдение определенных условий:
Объяснение учебного материала
должно следовать за вопросами учащихся,
возникшими у них в проблемной ситуации,
и тем самым удовлетворять вызванную этими
вопросами потребность в новом знании,
отвечать познавательному интересу, ставшему
мотивом их учебной деятельности. Под
объяснением учебного материала подразумеваются
все существующие методы и способы преподнесения
информации (рассказ, лекция, демонстрация
опыта), все средства, используемые при
этом (речь, кино, компьютер, различные
технические и наглядные средства обучения).
При изложении учебного материала
преподаватель должен учитывать уровень
знаний обучаемых.
Если обучение проходит в форме
лабораторного или практического занятия,
семинара-дискуссии или семинара-практикума,
то студенты вначале должны получить,
а затем использовать необходимые сведения
или способ действия для выполнения проблемного
задания.
Если проблемное задание окажется
чересчур трудным для данной группы студентов,
то оно может быть расчленено на ряд частных
проблемных заданий, чтобы решение каждого
из них стало доступным для группы.
Итак, постановка
учащегося в проблемную ситуацию — это
и есть создание для него интеллектуальной
трудности, справиться с которой он может
только с помощью мышления. Условиями,
обусловливающими более высокую эффективность
проблемного обучения, являются:
• во-первых, интеллектуальная
активность учащегося, вызываемая познавательной
потребностью найти искомое неизвестное,
без которого он не сможет решить поставленную
задачу;
• во-вторых, усваивание
знаний как неких общих закономерностей
или способов действий, позволяющих использовать
их и впредь при решении широкого класса
других задач.
Суть проблемности
как принципа обучения такова: при организации
процесса обучения содержание учебного
материала не преподносится обучаемым
в готовом для запоминания виде, а дается
в составе проблемной задачи как неизвестное
искомое. Таким образом, проблемность
как принцип обучения не только требует
особым образом организовать содержание
усваиваемых знаний, но и диктует особую
методику его усвоения — поиск содержания
через мыслительные действия обучаемого.
Все условия, относящиеся
как к созданию проблемных ситуаций, так
и к процессу объяснения преподавателем
материала, составляющего содержание
проблемного задания, являются для
преподавателя психологии руководством
к действию при использовании им методов
проблемного обучения.
Раздел 3. Организация
обучения и виды учебных занятий по психологии.
Формы учебных занятий
и методика их проведения.
Тема 5. Лекционная
форма обучения
Лекция № 10.
Содержание
Организация учебных
занятий по психологии в высших и средних
учебных заведениях. Лекционная форма
обучения. Основные функции лекции: информационная;
ориентирующая; разъясняющая; убеждающая
(прямое и косвенное доказательство); увлекающая.
Методика чтения лекции. Подготовка и
проведение лекционных занятий в курсе
психологии. Реализация системы методов
в лекционных курсах: лекция-монолог, монолог
с использованием аудио-визуальных средств,
эвристическая беседа, лекция-дискуссия.
Формирование лекционного мастерства:
работа над конспектом, планом, резюме
лекции; структура конспекта лекций, реализация
дидактических требований к каждому разделу
содержания лекции. Выбор и реализация
методов и средств описания, объяснения,
отработки лекционного материала. Анализ
типового лекционного занятия. Содержание
лекции. Принципы отбора материала для
лекции. Методика чтения лекции. Требования
к методике лекционного преподавания.
Наглядность в преподавании теоретической
психологии: использование литературных
примеров. Метафора в преподавании психологической
метатеории. Урок по психологии.
Организация учебных
занятий по психологии в высших и средних
учебных заведениях.
Организация учебного
процесса в вузе регламентируется рабочим учебным
планом по направлению подготовки (специальности)
и расписанием учебных занятий, которые
разрабатываются высшим учебным заведением
самостоятельно на основе государственного
образовательного стандарта, примерных
образовательных программ, учебных планов
по направлению подготовки (специальности)
и программ дисциплин (Типовое положение...,
2001). При этом примерный учебный план и
программы дисциплин носят рекомендательный
характер.
Обучение студентов
проводится в очной, заочной, очно-заочной
(вечерней) форме или в форме экстерната.
При очной форме обучения видами аудиторных
занятий являются лекции, семинары, практические
занятия, лабораторные работы, консультации.
В конце каждого семестра во
время экзаменационной сессии студенты
сдают зачеты и экзамены по учебным дисциплинам
семестра. В ряде случаев имеет место триместровая
система организации учебного процесса,
при которой учебный год делится на три
семестра, и студенты сдают зачеты и экзамены
в течение трех сессий. В учебном году
устанавливаются каникулы общей продолжительностью
не менее 7 недель, в том числе не менее
2 недель в зимний период.
При заочной форме обучения студенты изучают
учебный материал образовательной программы
в том же самом объеме, что и при очной,
однако, доля самостоятельной работы значительно
больше. Сессии проводятся каждый семестр.
В течение сессий преподаватели читают
обзорные лекции по предмету, проводят
другие формы аудиторной работы, которые
предусмотрены по учебному плану, а также
принимают зачеты и экзамены по изученным
дисциплинам.
Обучение в вузе может осуществляться
также в форме экстерната. Экстернат —
это самостоятельное изучение обучающимся
дисциплин согласно основной образовательной
программе высшего профессионального
образования по избранному направлению
подготовки или специальности с последующей
аттестацией (текущей и итоговой) в высшем
учебном заведении. Порядок организации
обучения в форме экстерната регулируется
специальным положением Министерства
образования (Положение об экстернате...,
1998).
Организация учебных
занятий по психологии в средних учебных
заведениях
Образовательный процесс в
средних общеобразовательных и средних
профессиональных учебных заведениях
регулируется их уставом, который разрабатывается
на основе соответствующих типовых положений
(Типовое положение об общеобразовательном
учреждении, 2001, Типовое положение об образовательном
учреждении среднего..., 2001).
Продолжительность учебного
года на первой, второй и третьей ступенях
общего образования составляет не менее
34 недель без учета государственной (итоговой)
аттестации, в первом классе — 33 недели.
Организация образовательного
процесса в средних специальных учебных
заведениях регламентируется учебным
планом и расписанием учебных занятий
для каждой специальности и формы обучения,
которые разрабатываются учебным заведением
самостоятельно на основе Государственного
образовательного стандарта, примерных
учебных планов по специальностям и примерных
программ учебных дисциплин. Для всех
видов аудиторных занятий устанавливается
академический час продолжительностью
45 минут. Недельная нагрузка студентов
обязательными учебными занятиями не
должна превышать 36 академических часов
(Типовое положение об образовательном
учреждении среднего..., 2001, с. 78-79).
Учебная работа разделяется
на классную, домашнюю и внеклассную. Внеклассная
работа может носить как учебный, так и
внеучебный характер.
В школах, гимназиях, лицеях
традиционно используется такой вид классной
работы, как урок. В средних профессиональных
учебных заведениях устанавливаются следующие
основные виды классных учебных занятий:
урок, лекция, семинар, практическое занятие,
лабораторное занятие, контрольная работа,
консультация (Типовое положение об образовательном
учреждении среднего..., 2001, с. 79).
Типичный урок включает определенные
формы учебной деятельности: проверку
домашнего задания, объяснение нового
материала, закрепление нового материала,
постановку домашнего задания. В последнее
время в школах и гимназиях используются
разные формы проведения урока, включая,
например, лекционные, семинарские формы
и т. д.
Психология в средних учебных
заведениях часто преподается в форме
факультативных занятий. Факультативное
занятие — это тоже урок, но учащийся имеет
определенное право относительно его
выбора и посещения. Это право определяется
учебным планом школы. Факультативный
предмет предполагает оценку усвоенных
знаний и умений.
Итак, организация
учебного процесса в вузе и средних учебных
заведениях регламентируется рабочим
учебным планом, которые разрабатываются
на основе государственного образовательного
стандарта. Обучение студентов проводится
в очной, заочной, очно-заочной форме или
в форме экстерната. Основными видами
аудиторных занятий являются: лекции,
семинары, практические занятия, лабораторные
работы, консультации. В средних учебных
заведениях работа разделяется на классную,
домашнюю и внеклассную. Традиционный
вид классной работы урок.
Лекционная форма
обучения. Основные функции лекции: информационная;
ориентирующая; разъясняющая; убеждающая
(прямое и косвенное доказательство); увлекающая.
Лекция по психологии представляет
собой монологическую форму обучения.
Особенностью традиционных лекций является
то, что активность на них проявляет преподаватель,
студенты же относительно пассивны, внешние
проявления их активности достаточно
редки (они в основном слушают).
Функции лекции:
1)Информационная функция. Главная
цель лекций состоит в передаче преподавателем
новых знаний студентам. В настоящее время
в связи с появлением большого количества
учебников, которые печатаются большими
тиражами, эта функция лекций отчасти
потеряла свое значение.
2) Систематизирующая. Систематизирующая
функция реализуется также в том, что преподаватель
дает на лекциях общий обзор изучаемого
предмета, сообщает студентам, на какие
темы, разделы, фрагменты, понятия им следует
обратить особое внимание при чтении учебника,
какие дополнительные источники целесообразно
использовать.
3)Разъясняющая. Отдельные разделы
учебника могут быть изложены языком,
трудным для понимания студентов, со сложным
стилем изложения и синтаксисом, в них
могут отсутствовать поясняющие примеры.
Целью преподавателя в этом случае является
разъяснение наиболее трудных вопросов,
понятий, разделов учебного курса.
5) Развивающая функция лекций заключается
в том, что они стимулируют не только запоминание
материала, но и мыслительную деятельность
студентов. Этому способствуют проблемные
вопросы, поставленные преподавателем
на лекции, поисковый и дискуссионный
характер изложения им учебных знаний.
Источник: Бадмаев
Б.Ц. Методика преподавания психологии
. Учеб. -метод. пособие для преподават.
и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1999.
6) Убеждающая функция. Она осуществляется
прежде всего через доказательность утверждений
лектора. Может осуществляться через доказательство
фактами, логическое доказательство.
Виды логического доказательства:
Прямое доказательство — это обоснование суждений
на каком-нибудь несомненном начале, из
которого непосредственно выводится истинность
тезиса.
Косвенное доказательство применяется тогда, когда удобно
доказать истинность тезиса не впрямую,
а посредством опровержения противоположного
тезиса. Иначе говоря, лектор может вместо
доказательства истинности выдвигаемого
им положения доказать ложность его отрицания.
7) Увлекающая: лекция, помимо
сообщения важной и нужной для студентов
научной информации, должна увлечь их
идеями, заинтересовать их ими настолько,
чтобы воодушевить на серьезное и углубленное
занятие данной наукой. Словом, лекция
должна быть интересной и увлекательной.