Лекции по методике преподавания психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_MPPP.docx

— 560.67 Кб (Скачать файл)

 

Условия для увлекательности лекции:

  • осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки;
  • осознание аудиторией новизны излагаемого материала, однако такой, которая сразу связывается в сознании слушателей с имеющимися знаниями, существенно их дополняя и проясняя;
  • побуждение и стимулирование работы мышления слушателей-студентов.
  • Итак, лекция – это монологическая форма обучения, в которой преподаватель играет ведущую роль. К основным функциям лекции относят: информационную (преподаватель передает имеющиеся у него знания студентам); систематизирующую (передаваемые знания представляются в совокупности – в соответствии с разделами, темами, блоками изучаемой дисциплины); разъясняющую (преподаватель объясняет наиболее сложные моменты, приводит примеры, делает знания более легкими и доступными для понимания студентов); развивающую (стимулирует развитие мыслительных процессов учащихся); убеждающую (логические доказательства излагаемого материала); увлекающую (задача преподавателя заинтересовать студентов и воодушевить на изучение науки).

     

     

    3. Методика чтения лекции. Подготовка и проведение лекционных занятий в курсе психологии. Реализация системы методов в лекционных курсах: лекция-монолог, монолог с использованием аудио-визуальных средств, эвристическая беседа, лекция-дискуссия. Формирование лекционного мастерства: работа над конспектом, планом, резюме лекции; структура конспекта лекций, реализация дидактических требований к каждому разделу содержания лекции. Выбор и реализация методов и средств описания, объяснения, отработки лекционного материала. Анализ типового лекционного занятия.

    Источник: Якубовская Л.П. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, - 128 с.

    Требования к лекции:

    1) высокий научный уровень  излагаемой информации, имеющей  мировоззренческое значение;

    2) большой объем четко  и плотно систематизированной  и методически переработанной  современной научной информации;

    3) доказательность и аргументированность  высказываемых суждений;

    4) достаточное количество  приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;

    5) ясность изложения мыслей  и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной  работы по обсуждаемым проблемам;

    6) анализ разных точек  зрения на решение поставленных  проблем;

    7) выведение главных мыслей  и положений, формулировка выводов;

    8) разъяснение вводимых  терминов и названий; предоставление  студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать  информацию;

    9) умение установить педагогический  контакт с аудиторией; использование  дидактических материалов и технических  средств;

    10)применение основных  материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

         

    Методические положения чтения лекции:

    1. После сообщения темы – студенты записывают план лекции. Преподаватель излагает материал в строгом соответствии с планом. Обычно студенты по плану лекции готовятся к семинарскому занятию.

    2. Далее можно связать предыдущий материал с тем, что предстоит узнать. Показать место данной темы в структуре изучаемой дисциплины

    3. Изложение вопроса темы может иметь как индуктивный характер (примеры, факты, которые подводят к научным выводам), так и дедуктивный (сначала определение понятия, сущность закона, а затем конкретные примеры, доказательства, возможности приложения).

    4. После каждого вопроса преподаватель делает краткие выводы, используя прием повторения либо интонационно.

    5. В конце лекции делается общий вывод. Это итог (квинтэссенция) того, что узнали на данной лекции.

    6. В заключение можно ответить на вопросы студентов, можно сообщить следующую тему лекции, можно уточнить задание к семинарскому (практическому) занятию.

     

    Источник: Методика преподавания психологии: курс лекций / В.С. Герасимова. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Ось-89, 2007.

     

    Лекция состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.

    Во введении формулируется тема, цели и составляется план. Оно призвано ввести студентов в курс дела, заинтересовать аудиторию, сформулировать основные, опорные идеи, связать их с предыдущими и последующими знаниями. Эта часть лекции должна быть краткой и целенаправленной.

    В основной части должны быть определены все узловые вопросы, четко и кратко сформулированы все определения и основные теоретические положения. К каждому теоретическому положению следует подобрать обоснования, доказательства и иллюстрации.

    Заключение служит для обобщений и краткой формулировки основных идей лекции. Здесь же можно давать рекомендации.

     

    Этапы работы над методикой лекции:

    1.Отбор материала для  лекции;

    2.Определение объема и  содержания лекции;

    3.Выбор последовательности  и логики изложения;

    4.Подбор иллюстративного  материала;

    5.Выработка манеры чтения  лекции.

     

    Источник: Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009

    Методические аспекты подготовки и проведения лекций

    Темы лекций определяются в соответствии с рабочей программой и тематическим планом занятий. При этом необходимо, чтобы четко прослеживалась связь между темами отдельных лекций. Поэтому в начале каждой лекции преподаватель связывает ее тему с темой предыдущей лекции, а также с содержанием всего курса. Завершение лекции должно содержать «мостик» к последующей лекции.

    Подбор и структурирование материала лекции. План лекции должен соответствовать содержанию соответствующего раздела рабочей программы и раскрывать его.

    Объем  материала. Рекомендуется планировать три основных пункта на один академический час лекции. Безусловно, есть исключения из этого правила, поскольку каждый пункт может содержать большее или меньшее количество подпунктов. Каждый из основных пунктов плана целесообразно разделить на несколько подпунктов, связав их в логическую последовательность.

     Написание конспекта (подробного плана) занятия очень полезно для лектора при подготовке лекции.

    Наиболее полезный конспект — это расширенный план, который построен иерархически, с указанием основных пунктов, тем, фактического материала, закономерностей понятий. План расширяется за счет определений, схем, диаграмм, графиков и фраз, которые резюмируют основные идеи лекции.

    Прежде чем идти на лекцию, ее полезно «прорепетировать» в голове. Речь идет не о буквальном заучивании текста, а о мысленном продумывании основных пунктов, которые должны быть раскрыты на занятии.

    Начало и конец лекции очень важны. В начале лекции полезно сделать краткий обзор содержания предыдущей лекции. Перед началом изложения нового материала полезно дать краткий план лекции, показать, как новый материал связан с другими темами, акцентировать внимание на наиболее важных его аспектах. Такое введение не должно занимать больше пяти минут.

    В конце лекции, когда основная часть материала уже изложена, полезно кратко повторить основные моменты. В завершение занятия преподаватель может сказать несколько слов о теме следующей лекции.

    Организация материала — основная задача лектора. Преподаватель может помочь студентам увидеть общую картину содержания курса, постоянно связывая изучаемую тему с общим взглядом на учебную дисциплину (схемы и диаграммы, нумерованный список пунктов, раскрывающих определенный тезис, визуальная демонстрация с разделением рассматриваемых категорий, композиционное расположение материала на доске).

    Стиль изложения. Главная цель университетского курса — формировать «научный метод познания», а не просто «излагать факты».

    Выбор уровня трудности содержания и изложения материала.

    Постановка вопросов по содержанию лекции. Прежде чем начать изложение очередной порции учебной информации, преподаватель может поставить соответствующий вопрос, а затем последующим изложением учебного материала дать на него ответ.

    Приведение примеров. Примеры должны быть подготовлены до начала занятия и могут использоваться по-разному.

    Проверка понимания материала студентами. Оценить то, насколько глубоко студенты поняли изложенный материал, можно путем зрительного контакта преподавателя со студентами.

               

       Источник:  Лернер И. Я. Дидактические основы  методов обучения. М.: Просвещение, 1980.

    С учетом целей и места в учебном процессе различают виды лекций: вводные, установочные, текущие, обзорные, заключительные.

     В зависимости от способа проведения выделяют виды лекций:

    - информационные. Они проводятся с использованием объяснительно иллюстративного метода изложения; это традиционный для высшей школы тип лекций;

    - проблемные. В них при изложении материала используются проблемные вопросы, задачи, ситуации. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т. д.;

    - визуальные. Они предполагают визуальную подачу материала техническими средствами обучения, аудио- и видеотехники, мультимедийных технологий, с кратким комментированием демонстрируемых материалов;

    - бинарные (лекция-диалог). Они предусматривают изложение материала в форме диалога двух преподавателей (например, ученого и практика, представителей двух научных направлений и т. д.);

    - лекции-провокации, т. е. занятия с запланированными заранее ошибками. Это делается с расчетом на то, чтобы стимулировать обучающихся к постоянному контролю предлагаемой им информации и поиску неточностей в ней. Диагностика знаний слушателями и разбор сделанных ошибок осуществляются в конце лекции;

    - лекции-конференции. Данный вид представляет собой научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. Итоги подводит преподаватель, он дополняет и уточняет информацию, формирует основные выводы;

    - лекции-консультации. В них материал излагается в виде вопросов и ответов или вопросов, ответов и дискуссий.

     

            Источник: Галесник Л.С. О методике  чтения лекций. - В сб.: Вопросы  методики преподавания в юридических  вузах. - Свердловск, 1960.

     Методы изложения лекционного материала Организация и методика проведения лекционного занятия не могут избираться произвольно.

    Выбор последовательности и логики изложения материала – один из этапов работы над лекцией. Определяя логику построения лекции, следует четко определить каким методом изложения вы будете пользоваться - методом индукции, дедукции или аналогии.

    Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.

    Дедуктивный метод изложения состоит в движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.

    Метод аналогии основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которые должны быть существенными и характеризовать явление с различных сторон.

    Вместе с тем, не должно быть чрезмерного увлечения в лекции «критическим анализом», для этого имеются научные конференции и научная литература, которую следует предложить студентам для дополнительного изучения.

    Итак, лекция – это монологическая форма обучения, в которой преподаватель играет ведущую роль. К основным требованиям лекции относят: высокий научный уровень излагаемой информации; доказательность и аргументированность высказываемых суждений; ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей; выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов; разъяснение вводимых терминов и названий и т.д. Лекция состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Методические аспекты подготовки и проведения лекций заключаются в следующем: темы лекций определяются в соответствии с программой; план должен соответствовать содержанию раздела рабочей программы и раскрывать его: на 1 академический час лекции рекомендуется отбирать 3 основных пункта, постановка вопросов по содержанию лекции, приведение примеров, проверка понимания материала студентами и т.д.

     

    Содержание лекции. Принципы отбора материала для лекции. Методика чтения лекции. Требования к методике лекционного преподавания. Наглядность в преподавании теоретической психологии: использование литературных примеров. Метафора в преподавании психологической метатеории. Урок по психологии.

    Источник: Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии . Учеб. -метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

     

    Подбор и структурирование материала лекции — важнейшая часть ее подготовки. План лекции должен соответствовать содержанию соответствующего раздела рабочей программы и раскрывать его. В преподавании учебного предмета, имеющего своим содержанием ту или иную теорию, ставится задача сделать последнюю доступной пониманию неподготовленной аудитории. Эту задачу преподаватель решает уже при отборе материала лекции.

    Принципы отбора материала для лекции:

    1.Целеполагание - отбираемый материал отвечает поставленной преподавателем цели лекции и позволяет достичь ее, т. е. целесообразен. Отбираемый материал должен служить решению конкретных задач, позволяющих достичь общей цели лекции.

    Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии