Лекции по методике преподавания психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_MPPP.docx

— 560.67 Кб (Скачать файл)

2.Учет уровня подготовки студентов.

3.Ориентация на последующие практические занятия и самостоятельную работу студентов с литературой.

4.Учет того, какой литературой будут пользоваться студенты при самостоятельной работе, вернее, какими реальными возможностями они располагают при существующем ныне явном дефиците научной психологической литературы.

Методика чтения лекции. Требования к методике лекционного преподавания.

Один из первых вопросов, который необходимо решить в процессе чтения лекции, — это доведение до сознания аудитории научного содержания основных понятий темы. Формирование понятий представляет особую педагогическую задачу, выходящую за пределы простого объяснения смысла слов.

Другой важный методический вопрос лекционного преподавания — это доказательность изложения.

Экспериментальные данные, приводимые в лекции, помимо доказательности лекторской речи, являются свидетельством связи теории с жизнью, с практикой — еще одного важного требования к методике лекционного преподавания.

Нельзя не остановиться на таком методическом вопросе, как проблемностъ изложения. Изложение лекции в порядке ответа на поставленную проблему отличается от обычного повествования тем, что лектор строит свою речь в стиле рассуждения или, другими словами, в форме озвученного мышления. Рассуждая, лектор публично демонстрирует процесс решения мыслительной задачи, проводит мысленный анализ поставленной перед аудиторией проблемы на глазах самой аудитории.

Источник: Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. Под ред. д-ра психол. наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр.

Примеры из произведений художественной литературы являются прекрасным материалом, вызывающим яркие образы, в которых конкретизируются теоретические положения. Применяемый в объяснении преподавателя иллюстративный материал по объему не должен занимать много времени, не должен отвлекать внимания учащихся от главного обилием деталей, не имеющих прямого отношения к делу; иллюстративный материал должен как можно более ясно и четко выражать основную мысль.

Отрывки из произведений художественной литературы создают у учащихся яркие, эмоционально окрашенные образы. Если между теоретическим положением и иллюстрирующим его конкретным примером у учащихся установится прочная связь, то, вспоминая запечатлевшуюся в их памяти яркую иллюстрацию, учащиеся обязательно воспроизведут и связанный с ней общий вывод.

Источник: Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009

Урок по психологии. Урок — это форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Главными характеристиками урока является то, что это форма организации обучения: группы учащихся одного возраста; постоянного состава; занятие по твердому расписанию; с единой для всех программой обучения.

Функция урока состоит в достижении определенных, относительно завершенных, целей на пути познания и развития. Цели — это предполагаемые, заранее планируемые результаты деятельности.

Типичный урок предполагает следующие формы учебной работы и решение соответствующих дидактических задач: проверка домашнего задания и повторение пройденного, объяснение нового учебного материала; закрепление и применение нового материала.

Подготовка преподавателя к урокам психологии заключается:

1) в подборе информационного  материала для использования  на занятии;

2) в выделении основных  фактов, явлений, понятий, закономерностей, составляющих знания, которые должны  быть усвоены учащимися;

3) в выборе способов  объяснения этих знаний;

4)  в подборе примеров  и иллюстраций для понятий  и закономерностей;

5)  в разработке видов  практической активности, направленных  на усвоение и закрепление  знаний;

6)  в разработке развивающих  видов активности учащихся;

7) в распределении заданий  для классной и самостоятельной  работы.

Важнейшей задачей при подготовке к уроку психологии должно быть выделение и формулировка знаний, которые будут предметом изучения: психические явления; понятия; закономерные связи психических явлений;  психологические факты.

Нецелесообразно насыщать урок большим количеством понятий, фактов, закономерностей. Гораздо важнее обеспечить понимание нового материала и его закрепление на практике, показать возможности практического применения усвоенных знаний.

Поскольку изучение психологии в школе имеет развивающее значение, то планированию на уроке развивающих видов активности учащихся нужно уделить особое внимание. В качестве развивающих заданий могут использоваться задания на овладение средствами понимания других людей и самопознания, на усвоение эффективных приемов интеллектуальной работы (развитие наблюдательности, мнемотехники, мыслительных операций и стратегий решения задач), на освоение методов психической саморегуляции (релаксации, аутотренинга). Домашние задания по психологии должны носить творческий характер и не создавать дополнительных учебных перегрузок.

Итак, важнейшая часть подготовки лекции – подбор и структурирование материала. Для этого необходимо опираться на следующие принципы: целеполагание, учет уровня подготовки студентов, ориентация на практические занятия, учет литературы, которой будут пользоваться студенты. Основные требования к методике лекционного преподавания: формирование понятий у студентов, доказательность изложения, связь теории с жизнью, проблемность изложения. При объяснении материала важно, чтобы материал был наглядным и доступным для понимания, для этого хорошо использовать примеры из художественной литературы. Урок — это форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Функция урока состоит в достижении определенных, относительно завершенных, целей на пути познания и развития. Цели — это предполагаемые, заранее планируемые результаты деятельности.

 

Раздел 3. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии.   

Формы учебных занятий и методика их проведения.

Тема 6. Семинарские занятия по психологии.

Лекция № 11.

Содержание.

Организация семинара в курсе психологии и требования к его проведению. Отбор содержания учебного курса. Выбор видов семинарских занятий на разных этапах обучения. Семинары-практикумы, семинары-дискуссии, практические занятия, лабораторные занятия. Методические требования по проведению практических занятий по психологии. Семинар как школа взаимодействий и учебно-познавательного сотрудничества. Выбор заданий для реализации внутри- и межгрупповых взаимодействий участников обучения. Реализация системы методов и средств для решения задач усвоения. Типы учебных задач на семинаре: репродуктивная, продуктивная, творческие задачи; построение системы задач. Проблема ритма учебного семинарского занятия. Общая характеристика системы психологических знаний и особенности организации разделов. Приемы реализации дидактических принципов: научности (историчности), доступности, систематичности, последовательности, полноты.

Организация семинара в курсе психологии и требования к его проведению.

Источник: Методика преподавания психологии: курс лекций / В.С. Герасимова. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Ось-89, 2007.

Семинарское занятие по психологии является диалогической формой учебного занятия - одна из активных форм учебного процесса в вузе. В современной школе (высшей и средней) семинары широко распространены как своеобразные практические занятия.

Цели семинара:

1) углубленное  изучение прежде всего теоретического  материала;

2) формирование  навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критичности  мышления и др.;

3) развитие самостоятельности  при освоении знаний, творческой  инициативы и творческих способностей;

4) формирование  навыка публичных выступлений, способности  к рассуждениям перед аудиторией  и защите своей точки зрения.

Виды семинаров (Герасимова В. С.)

Семинар-конференция

самая распространенная форма семинара, где студенты выступают с докладами, которые здесь же и обсуждаются всеми участниками под руководством преподавателя

Семинар-дискуссия

проходит в форме научной дискуссии. Упор делается на инициативе студентов в поиске материалов к семинару и активности их в ходе дискуссии. Источники информации должны представлять различные точки зрения на проблему, а дискуссия  направляться преподавателем.

Вопрос-ответная форма

используется для обобщения пройденного материала. Преподаватель задает аудитории вопросы, отвечают желающие, а преподаватель комментирует.

Развернутая беседа на основе плана

используется при освоении трудного материала. Инициатива принадлежит преподавателю. В ходе беседы предоставляется право студентам высказывать собственное мнение, выступать с подготовленными сообщениями, но придерживаться принятого плана;

Учебно-ролевые игры

для проведения игры заранее определяются вопросы для обсуждения, примерно 2-3 и критерии оценки выступлений. Затем группа разбивается на 2 или 3 подгруппы в зависимости от характера материала. В каждой подгруппе распределяются роли, избирается жюри.


 

 

Источник: Смолярчук И.В. Методика преподавания психологии. – М., 1990. – 36 с.

На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по A.M. Матюшкину):

    • развитие профессионального мышления;
    • познавательная мотивация;
    • профессиональное использование знаний в учебных условиях;
    • повторение и закрепление знаний; педагогическое общение.

Следует ориентировать студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов.

Подготовка к семинару сводится к следующему плану:

1. Выбор темы, определение задач.

2. Подбор дополнительной  литературы.

3. Подготовка  вопросов для обсуждения.

4. Распределение  заданий и тем для сообщений.

5. Организация  предварительной работы, консультации.

6. Определение  критериев оценки выступлений.

7. Выбор методов  и приемов проведения.

8. Подбор средств  наглядности.

9. Составление  плана проведения семинара.

Структура семинарского занятия зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности студентов к самостоятельной работе.

Структура семинара

1. Вводное слово  преподавателя: формулировка задач, постановка проблемы, знакомство  с планом проведения семинара.

2. Выступления  студентов (сообщения по заданным  вопросам).

3. Обсуждение  вопросов семинара в процессе  беседы.

4. Подведение  итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений).

Подходы к организации и проведению семинарских занятий

Лекционно-семинарская система обучения

Семинар как самостоятельная форма обучения

Сначала содержание учебного материала излагается преподавателем в лекционной форме, затем прорабатывается самостоятельно студентами и обсуждается на семинарском занятии.

Подход оптимален,  когда изучается сложный, насыщенный новыми терминами материал.

Семинарские занятия при этом проводятся с целью углубления, повторения и обобщения знаний по конкретному вопросу или целой теме.

В процессе подготовки к нему студенты самостоятельно изучают материал, с которым они не были раньше знакомы. Такой подход целесообразен при изучении материала, доступного для самостоятельного осмысления студентами. Повторение на таком занятии должно сопровождаться образованием многосторонних связей между изученными объектами, явлениями, процессами на основе проблемных


 

 

Дидактические требования к семинару

  • реализация на занятии основных принципов дидактики: научности, доступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, единства обучения и воспитания, связи теории с практикой, наглядности, прочности знаний и умений, индивидуального подхода к студентам и др.;
  • четкое определение целей занятия в целом и места конкретного занятия в общей системе учебных занятий;
  • высокое педагогическое мастерство преподавателя;
  • обеспечение высокой познавательной активности студентов на занятии;
  • взаимосвязь фронтальной, групповой и индивидуальной работы на занятии;
  • дифференцированный подход к студентам в соответствии с их уровнем и готовностью к усвоению учебного материала;
  • рациональное чередование различных видов деятельности студентов на занятии;
  • преемственность в обучении (связь данного урока с предыдущими занятиями);
  • применение рациональных методов контроля, объективность и мотивированность оценки знаний и умений студентов.

          Источник: Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 250 с.

Подготовка к семинару

Подготовка преподавателя к семинару заключается в выборе темы занятия, его планировании и постановке вопросов, подборе литературы, написании конспекта.

Важнейшим аспектом подготовки преподавателя к семинару является продумывание и постановка вопросов для обсуждения. Многие преподаватели считают необходимым выносить на семинар от 3 до 5 вопросов.

Часто постановке вопросов предшествует подбор литературы. Важным аспектом подбора литературы является определение ее объема, который должен быть прочитан студентами при подготовке. Длительность подготовки студента к семинару не должна существенно отличаться от длительности самого семинара.

Конспект семинарского занятия содержит: тему; вопросы; литературу; формы проверки подготовленности студентов к занятию; формы организации работы студентов при обсуждении вопросов; результаты, которые будут достигнуты в итоге занятия.

Подготовка студентов к семинарскому занятию включает четыре этапа.

1. Необходимо  по плану семинара уяснить  тему, цель и вопросы. На основе  этого каждому студенту следует  определить свою роль и задачу  на семинаре (подготовка реферата, выступления и т.п.), объем и  порядок работы и т.д.

Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии