Лекции по методике преподавания психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_MPPP.docx

— 560.67 Кб (Скачать файл)

 

 

Источник: Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии. Учеб. -метод. пособие для преподавателей  и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Для разработки учебных задач можно пользоваться таксономией, специально разработанной психологом Д. А. Толлингеровой, которая значительно упрощает проектирование новых учебных задач по психологии.

Таксономия делит все возможные учебные задачи на пять классификационных групп, каждая из которых в свою очередь делится на несколько подгрупп (от 3 до 9). Деление учебных задач исходит из познавательных целей, которые преподаватель стремится достичь при организации учебной деятельности студентов. Так, в первую группу включены задачи (4 подгруппы), требующие воспроизведения знаний; во вторую (из 9 подгрупп) — задачи на простые мыслительные действия (обобщение и систематизацию фактов, их перечисление, классификацию, категоризацию и т. д.); в третью (из 6 подгрупп) — задачи на сложные мыслительные действия (трансформацию, интерпретацию, доказывание и т. д.); в четвертую (из 3 подгрупп) — задачи, требующие определенных речевых высказываний для выражения собственных авторских мыслей учащегося, решающего продуктивную мыслительную задачу (сочинение реферата, доклада, отчета, самостоятельной письменной работы и т. п.) и в пятую (из 5 подгрупп) — задачи на продуктивное мышление (решение проблем, действия в проблемной ситуации, нахождение новых путей решения известных задач и т. д.).

Данная таксономия может быть использована в создании практических учебных задач по психологии. Наиболее интересны для обучения в вузе задачи на продуктивное мышление, составляющие 4-ю и 5-ю группы классификации.

Итак,

В  создании практических учебных задач по психологии может быть использована таксономия Д. А. Толлингеровой (по когнитивным характеристикам). Для обучения в вузе значимый интерес представляют задачи, предполагающие обобщение знаний, на продуктивность работы  мышления. В  процессе обучения выделяют репродуктивные, продуктивные и творческие задачи.

 

Проблема ритма учебного семинарского занятия.

Источник: Смолярчук И.В. Методика преподавания психологии. – М., 1990. – 36 с.

Объем материала, выносимого на семинар, определяется отводимым для этого временем и числом вопросов. Для двухчасового занятия их, как правило, должно быть не более 2-3. С этих же позиций необходимо решать вопрос о характере и объёме рекомендуемой литературы. К одному двухчасовому семинару обучающийся может готовиться не более 4—6 часов и за это время прочесть, осмыслить и законспектировать не более 60 страниц текста,

Расчет времени. Разумеется, для двухчасового и четырехчасового семинара расчет будет различным. При этом преподаватель ориентировочно исходит из того, что в ходе семинара время расходуется на вступительное слово (не более 5 минут); основной доклад одного из студентов (до 15—20 минут); выступления с мест (до 10 минут); постановку новых вопросов, исправление допущенных обучающимися неточностей и ошибок, заключительное слово по всему семинару (в пределах 25—30 минут).

Аким образом,   на организацию, управление ходом семинара и подведение итогов в общей сложности расходуется около 25 процентов отведенного учебного времени. Остальное время преподаватель распределяет в зависимости от сложности рассматриваемых вопросов.

Порядок обсуждения вопросов плана может быть самым разнообразным, он зависит от формы семинара и тех целей, которые ставятся перед данным занятием для группы обучающихся. В условиях вуза чаще всего используются три схемы: реферативно-докладная, вопросно-ответная и смешанная.

Чтобы семинар был по-настоящему активным, он должен носить дискуссионный, но управляемый характер. Для этого сценарий дискуссии продумывается преподавателем заранее, в рабочем плане намечаются соответствующие вопросы, примеры, сюжеты.

Итак,

Существует  проблема ритма учебного семинарского занятия. Как организовать учебный процесс, чтобы эффективно поработать со студентами и разобрать весь необходимый материал? Во-первых, преподаватель должен выносить на семинар посильный для студентов объем информации. Во-вторых, необходимо  грамотно рассчитать время занятия. Для того, чтобы семинар был активным, он должен носить дискуссионный и  управляемый характер. Об этом преподавателю следует позаботиться заранее.

 

Приемы реализации дидактических принципов: научности (историчности), доступности, систематичности, последовательности, полноты.

Источник: Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

Дидактические принципы - основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к активному участию в жизни общества (Я. А. Коменский). Они выполняют роль ориентиров, направляющих деятельность педагогов на достижение целей воспитания и обучения учащихся.

Основные принципы

Название принципа

Характеристика

Реализация

Принцип научности

предполагает отражение современных достижений науки, перспектив ее развития в каждом учебном предмете. Теоретические знания, передаваемые студентам должны быть научными, не противоречить объективным научным знаниям (фактам, понятиям, законам и теориям).

принцип научности реализуется при разработке программ и составлении учебников, а также в деятельности учителей и воспитателей.

Принцип доступности

подразумевает, что изучаемый материал по уровню трудности был доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Доступность обучения не равнозначна легкости обучения. Существенный признак доступности - связь получаемых знаний с теми, которые имеются в сознании ученика.

реализуется, прежде всего, при разработке учебных программ и учебников, а также в постоянной деятельности педагогов путем применения соответствующих методов и методических приемов.

Принцип систематичности и последовательности.

знания, которые учащиеся приобретают, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т. е. более успешно применять на практике. Систематичность предполагает преемственность в процессе обучения: каждый раздел учебного материала должен опираться на ранее изученный.

реализуется как при разработке учебных, программ и учебников, так и в каждодневной работе педагога. Это предполагает такой подбор и расположение учебного материала в программах, учебниках, в тематических планах, на каждом уроке, когда между составными частями его существует логическая связь, когда последующий материал опирается на предыдущий, когда пройденный материал подготавливает учащихся к усвоению нового.


 

 

 

Итак,

Дидактические принципы выполняют роль ориентиров, направляющих деятельность педагогов на достижение целей воспитания и обучения учащихся.  Принцип научности реализуется при разработке программ и составлении учебников, а также в деятельности учителей и воспитателей. Принцип доступности реализуется, прежде всего, при разработке учебных программ и учебников, а также в постоянной деятельности педагогов путем применения соответствующих методов и методических приемов. Принцип систематичности и последовательности реализуется как при разработке учебных, программ и учебников, так и в каждодневной работе педагога.

Раздел 3. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии.   

Формы учебных занятий и методика их проведения.

Тема 7.  Практические и лабораторные занятия по психологии

Лекция № 12.

Содержание.

Организация практических занятий по психологии. Выделение состава умений, формируемых на практических занятиях.

Организация процесса освоения и отработки умений с помощью учебных материалов и технических средств, обеспечивающих решение системы задач. Введение заданий по актуализации личного опыта при решении продуктивных и творческих задач.

Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах. Основные формы практических занятий: семинары-практикумы; семинары - дискуссии; собственно практические занятия; лабораторные занятия.

Учебная задача - структурная основная единица практического занятия.

Два принципа разработки учебных задач: "от теории - к практике", "от жизни - к теории".

Учебные задачи для лабораторных занятий. Методические требования по преподаванию лабораторных занятий.

Методика организации и управления учебной дискуссий.

Общая схема действий преподавателя по подготовке и проведению семинарского (практического) занятия.

Отношение между предметом науки психологии и учебным предметом.

Задачи конструирования предметного содержания учебного курса в соответствии с психологическими требованиями к типам ориентировки в усваиваемой деятельности. Пути решения этой задачи: а) конструирование концепции учебного курса в отношении к парадигмам науки; 6) выделение исходных единиц формируемой деятельности; в) смыслополагание и мотивация в курсе психологии.

 

1.Организация  практических занятий по психологии. Выделение состава умений, формируемых  на практических занятиях.

Источник: Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. - ПСб.: Питер, 2005. — 250 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

        Практические занятия делятся на лабораторные работы; семинары; занятия - упражнения.

         Собственно практические занятия направлены на выработку у студента навыка применения теории знаний для решения практических задач.

         Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - решение учебных или профессиональных задач.

        Заданиями практических занятий по психологии являются:

1) демонстрационный эксперимент;

2) индивидуальные задания;

3) групповые задания;

4) эксперимент в парах (подгруппах);

5) решение психологических задач;

6) групповая дискуссия;

7) деловая игра, моделирующая профессиональные  задачи.

Организация и проведение практических занятий.

При проведении практических занятий учебная группа делится на подгруппы, что дает ряд преимуществ в организации занятия. Преподаватель имеет больше возможностей для эффективного руководства деятельностью малых групп и отдельных студентов и оказания им своевременной помощи в учебной работе.

Состав заданий для занятия должен планироваться с таким расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студентов. Для эффективного использования времени, отводимого на практические занятия, полезно подобрать дополнительные задания для студентов, работающих в более быстром темпе.

Продолжительность занятия составляет не менее двух академических часов. План занятия включает в себя, как правило, следующие пункты:

1) внеаудиторная самостоятельная  подготовка студентов к занятию;

2) проверка преподавателем теоретической  подготовленности студентов к  занятию;

3) инструктирование студентов по  проведению ими практической работы;

4) выполнение практических заданий;

5) обсуждение итогов выполнения  работы;

6) оформление отчета о проделанной  работе;

7) оценка преподавателем выполненных  заданий и степени овладения студентами.

Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. 

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями. Работы, носящие частично-поисковый характер, требуют от студентов самостоятельного подбора материала и методики, выбора способов выполнения работы. В работах, носящих поисковый характер, студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

Формы организации работы студентов на занятиях: 1) фронтальная, 2) групповая, 3) индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одно и то же задание. Выполнение студентами психологических тестов с целью самопознания — типичный пример такой формы проведения практических занятий.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется в малых учебных группах, состоящих из нескольких человек. Проведение психологических экспериментов в парах (экспериментатор — испытуемый) или тройках (экспериментатор — протоколист — испытуемый) — типичная схема проведения многих лабораторных работ по психологии.

При индивидуальной форме организации занятий каждый из студентов выполняет индивидуальное задание. Затем они обмениваются опытом выполнения работы.

Для повышения эффективности проведения практических занятий рекомендуется разработка сборников заданий, задач, упражнений, сопровождающихся методическими указаниями.

Практические занятия направлены на:

1) обобщение, систематизацию, углубление, закрепление  полученных теоретических знаний  по конкретным темам;

2) формирование  умений применять полученные  знания на практике,

3) развитие  интеллектуальных умений у будущих  специалистов: аналитических, проектировочных  и др.;

4) выработку  таких профессионально значимых  качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

         Функции практических занятий в преподавании психологии:

1) закрепление  теоретических знаний на практике;

2) усвоение  умений исследовательской работы;

3) усвоение  умений практической психологической  работы;

4) применение  теоретических знаний для решения  практических задач;

5) самопознание  учащегося или студента;

6) саморазвитие  учащегося или студента.

 

Итак,

  • При проведении практических занятий учебная группа делится на подгруппы.
  • Состав заданий для занятия должен планироваться с четким расчетом времени.
  • Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. 
  • Существует фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы студентов.
  • Умения, формируемые на практических занятиях:

-умения исследовательской работы

-умения практической психологической  работы

-аналитические 

-проектировочные и др.

 

 

2.Организация  процесса освоения и отработки  умений с помощью учебных материалов  и технических средств, обеспечивающих  решение системы задач. Введение  заданий по актуализации личного  опыта при решении продуктивных  и творческих задач.

Источник: Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА электронный учебно-методический комплекс.

Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии